banner banner banner
История костюма. Одежда прошлых веков с наглядными выкройками для создания точных копий
История костюма. Одежда прошлых веков с наглядными выкройками для создания точных копий
Оценить:
 Рейтинг: 0

История костюма. Одежда прошлых веков с наглядными выкройками для создания точных копий


Верхняя одежда была простой и состояла лишь из двух одинаковых прямоугольных кусков ткани (рис. 31), нижние углы иногда закругляли. Куски ткани сшивали на плечах, а боковины оставляли открытыми (рис. 32, а). Костюм в виде кафтана также делали из двух кусков ткани, но с рукавами и сшитыми боковинами (рис. 33). Кафтан был распашным спереди и опоясывался шнуром.

Ассирийцы и вавилоняне

Платье жителей Вавилона и Ассирии, хотя имело простой покрой, было сшито из превосходных тканей, а края деталей старательно обработаны. На смену Вавилонской империи (около 2000 г. до н. э.) пришла Ассирийская империя, которая к 1300 г. до н. э. стала самым могущественным азиатским государством и впитала все достижения цивилизации Западной Азии.

Национальной одеждой ассирийцев и вавилонян были рубахи различной длины с короткими узкими рукавами, очень похожие на египетский калазирис. Таковой была одежда низших сословий для обоих полов. Ее носили как с поясом, так и без него (рис. 34). Даже во времена максимального расцвета империи рабы надевали только рубахи длиной до колен.

Рис. 34. Национальный костюм жителей Ассирии и Вавилона

Рис. 35. Выкройка ассиро-вавилонского царского платья

Мужчины высших сословий также носили рубахи, но длиной до щиколоток, с короткими рукавами. Большинство из них надевали пояса с кистями; в зависимости от статуса отделка и вышивка одежды были более или менее искусными.

Такое платье носил даже царь, а в торжественных случаях надевал мантию, чья форма и отделка значительно менялись со временем.

Изначально мантия напоминала накидку, которую в первобытные времена носила знать различных народов, в том числе ааму и рибу, населявших Западную Азию. Ее выкраивали из большого продолговатого куска ткани различных цветов и рисунков. Полотнище либо пропускали под рукой и крепили на другом плече аграфом, пряжкой или простой застежкой, либо в нем делался вырез горловины и пройма для одной руки; полотнище оставляли открытым с одной стороны, а по линии плеч сшивали.

Со временем подобные мантии стали богаче и изысканнее. Края полотнищ обшивали бахромой и кистями. Единственное изменение в выкройке – линию плеча удлинили таким образом, чтобы закрыть верхнюю часть предплечья. Мантию сшивали сверху из двух полотнищ, оставляя прорезь для головы (рис. 35). Боковины не сшивали, а переднее и заднее полотнища соединяли при помощи лент, пришитых изнутри (рис. 36).

Рис. 36. Ассиро-вавилонский царский костюм

Рис. 37. Ассирийский или вавилонский жрец

Знак различия, надеваемый всеми вышестоящими персонами при дворе и государственными чиновниками, – палантин с длинной бахромой или наплечный шарф, концы которого обматывали вокруг тела. Хотя ранг человека определялся по отделке его одежды, больше информации представлял именно шарф. Богатство материи и ее длина (а еще цвет бахромы и манера ношения шарфа: просто наброшенный на плечо или с перекрещенными концами) демонстрировали статус человека. Например, шарф с длинной бахромой, скрещенный на груди, носил премьер-министр или визирь. Двойной шарф с бахромой одинаковой длины, надеваемый перекрещенным, выдавал церемониймейстера. Личный обслуживающий персонал монарха – оруженосец, виночерпий и прочие – носил шарфы с короткой бахромой. Должностные лица еще более низкого ранга, вроде носителя зонта, вообще не надевали шарфов. Царь в прежние времена накидывал шарф поверх остальных нарядов, но с 750 г. до н. э. этот предмет одежды перестал быть частью его торжественного костюма.

Рис. 38. Костюм ассиро-вавилонского жреца (а); царская одежда (б)

Официальное платье жрецов отличалось от одежды высокопоставленных чиновников при дворе, и даже костюм правителя страны, как главы жречества, абсолютно отличался от одеяния, говорившего о его монаршем статусе. Трудно определить, сколь сильно одеяния жрецов отличались от одежды обычных мирян фактурой ткани или цветом, однако не стоит сомневаться, что различия были. В любом случае официальный костюм жреца был не менее великолепен или пышен, чем придворного. Вполне вероятно, что только жрецы носили одежду из отбеленного льна.

Существовало два типа жреческих одеяний для различных церемоний. В одном случае жрец надевал длинную рубаху с короткими рукавами, а затем вокруг тела обматывалась ткань, закрывая его от лодыжек до поясницы или даже до плеч. Более короткое одеяние (рис. 38, а) состояло из куска материи в форме прямоугольного треугольника; длина стороны с прямым углом (рис. 39) равнялась длине от талии до ног. Другую сторону делали значительно длиннее, а третью – самую длинную сторону треугольника – отделывали бахромой. Платье надевали так, чтобы самая длинная сторона полотнища с прямым углом обмотала талию на одинаковой высоте. Полотнище закреплялось шнуром, обернутым вокруг тела. Сторону полотнища с бахромой оборачивали вокруг тела по восходящей спирали (двойными линиями на рис. 39 обозначена отделка бахромой).

Рис. 39. Выкройка верхней одежды жрецов Ассирии и Вавилонии

Рис. 40. Выкройка верхней одежды царско-жреческого костюма Ассирии и Вавилонии

Ткань, украшенная вышитыми надписями и бахромой с одной стороны, которую носил на груди первосвященник, была плотной; она накидывалась на плечи, в ней имелась прорезь для головы. Нижний край ткани спускался на спину; одеяние опоясывалось.

Совсем иным было платье монарха для участия в религиозной церемонии. Одежда первосвященника имела форму треугольника, а одеяние монарха (рис. 38, б) – прямоугольника; длина двух коротких сторон равнялась расстоянию от талии до ног. От одной из двух коротких сторон отрезали кусок, в результате чего получались два острия: прямоугольное и треугольное. Треугольное острие в нижней части одеяния отделывали бахромой по всему краю (рис. 40).

Рис. 41. Мантия ассирийского или вавилонского жреца

Тело обматывали тканью, как описывалось выше, – по восходящей спирали; вокруг тела образовывались косые складки, которые прятали под поясом. В процессе обматывания закрывалась спина, а задняя часть отреза доходила до затылка. Два острия закрепляли поясом, затем перебрасывали на плечи так, чтобы треугольным острием закрыть правое плечо и предплечье, а прямоугольным – левое плечо и почти полностью руку. Другой тип торжественного жреческого платья также представлял собой нижнюю рубаху длиной до колен, с короткими рукавами. Как и в остальных парадных костюмах, нижний край отделывался богатой тесьмой с кистями (рис. 37).

Первосвященники, главой которых был царь, носили поверх рубахи цельнокроеную мантию (рис. 41, 42). Она пропускалась под рукой и закреплялась на противоположном плече так, чтобы верхняя часть полотнища закрывала предплечье. С открытой стороны задняя деталь мантии скреплялась с передней шнурами, пришитыми изнутри; концы шнуров, украшенные кистями, свисали вниз. Подобная одежда довольно плотно облегала спину и грудь.

Рис. 42. Жреческое одеяние царя Ассирии и Вавилонии

Рис. 43. Выкройка фартука ассирийского или вавилонского жреца

Есть также свидетельства того, что жрецы носили не мантию, а длинный фартук из такого же дорогостоящего материала. Надетый сзади, фартук закрывал бедра и ноги, оставляя открытым перед короткой, богато вышитой рубахи (рис. 37). Все края фартука, за исключением верхних, обшивались двумя рядами кистей и бахромы. Кисти, пришитые под бахромой, были видны только с изнанки.

Фартук закрепляли на теле длинными шнурами, концы которых, украшенные кистями, доходили до лодыжек. На плечи набрасывали длинный шарф или палантин с длинной бахромой.

Время от времени жрецы носили несколько иную одежду. Например, обычный фартук до колен, украшенный тесьмой и кистями. Он закреплялся на бедрах шнурами с кистями на концах.

Мидяне и персы

Совершенно иной тип одежды был у мидян и персов – они носили штаны или бриджи и рубаху с рукавами.

Самобытный персидский костюм, изготовленный из выделанных шкур, закрывал не только верхнюю часть тела, но и ноги. Позже (около 700 г. до н. э.) персы делали одежду из прочных, но мягких материалов, дабы защитить себя от сурового климата.

Пошив мужской одежды в Древней Персии немного осложнялся тем, что ее подгоняли под размер доступных шкур. Поэтому не только кафтаны шили из двух или трех частей (рис. 44), но и рукава выкраивали отдельно, а затем пришивали. Кафтан опоясывали, он закрывал тело от шеи до колен. Рукава были довольно узкими и закрывали руки до запястий.

Рис. 44. Выкройка персидского кожаного кафтана с рукавами

Рис. 45. Выкройка персидских штанов

Штаны или бриджи персов (рис. 45) были довольно широкими, иногда длиной до колен, иногда до лодыжек и застегивались на талии. Таким образом, они были одновременно простыми и удобными, а их большая ширина поверху компенсировала отсутствие стильного покроя.

Обувь мидян и персов делали либо из кожи, либо из другого материала, плотно облегающего ноги. Она завязывалась на подъеме ступней или на уже надетых примитивных сапогах.

Персидский головной убор представлял собой довольно большую шапку, которую надвигали на лоб и затылок. Ее делали из жесткого материала – фетра или кожи, с боковыми, довольно длинными свисающими «ушами», которые завязывались под подбородком.

Платье персиянок мало чем отличалось от мужского. Имея примитивный покрой, оно было сшито из выделанных шкур, которые потом оборачивали вокруг тела. В более позднее время покрой платья оставался прежним, но в качестве материала использовали тонкую кожу или войлок. Единственное различие между мужской и женской одеждой заключалось в том, что женское верхнее платье было шире и длиннее, закрытым, но с вырезом на груди. Когда персы начали носить мидянскую одежду, прежняя одежда персиянок постепенно вышла из употребления или значительно преобразилась. Их платья стали просторнее и объемнее, а рукава – шире. Стиль одежды мидян резко отличался от персидского стиля. Платье персов было облегающим, коротким и сшитым из прочных тканей; одежда мидян – просторной, длинной и объемной, из более качественной ткани.

Обычное мужское платье сильно расширялось книзу и было таким длинным, что его приходилось подбирать спереди и по бокам и опоясывать (рис. 47). Рукава обтягивали предплечья и были очень широкими у запястий.

Рис. 46. Национальный костюм персов

Рис. 47. Национальный костюм мидян

Верхнее платье мидян состояло из двух деталей – переда и спинки, выкроенных практически одинаковыми, за исключением того, что вырез для шеи делали на переднем полотнище. Оба полотнища расширялись книзу (рис. 49), были сшиты в плечах и по бокам. Рукава имели причудливую форму и вшивались в проймы в боковых швах (швы рукавов совпадали с боковыми швами). Крестами на рис. 49 обозначены точки сшивания рукава.

Рис. 48. Персиянин на коне. IV в. до н. э. Саркофаг Александра

Подобную одежду носили мидяне всех сословий. Существовала церемониальная одежда для царя и придворных. Именно царь Кир (Куруш) ввел мидянское платье в Персию. Старинную персидскую национальную одежду носили только мелкие чиновники при дворе.

Жрецы Мидии и Персии – «маги» – при исполнении служебных обязанностей одевались в белое. Покрой их одежды зависел от ранга, однако священный пояс носили все жрецы. Им запрещалось надевать украшения во время торжеств; в руках они держали жезл (рис. 51).

Рис. 49. Выкройка одежды мидян

Во время церемоний в честь священного огня свита жрецов одевалась в пурпур. Пурпурное платье или по крайней мере пурпурная мантия были отличительной одеждой первосвященника (рис. 51, а). Исполняя церемонии, верховный жрец надевал национальный костюм мидян и головной убор, очень похожий на царский. Одежда остальных жрецов и фактурой ткани, и покроем напоминала персидские костюмы или состояла из нижней рубахи и накидки.

Как и мантия верховного жреца, верхнее платье остальных жрецов шили из двух деталей – переда и спинки. В отличие от мантии оно не сшивалось от верха до низа и было открытым по бокам. Кроме того, перед и спинка платья отличались друга от друга как по форме, так и по размеру; к верхнему платью пришивали воротник, похожий на капюшон (рис. 52, в). Перед и спинку сначала сшивали на плечах, затем остаток ткани по ширине спинки подгибали вперед и верхний край пришивали к переду. Воротник пришивали к переду так, чтобы его швы совпали со швами соединения переда и спинки.

Рис. 50. Персиянин со щитом. IV в. до н. э. Саркофаг Александра

Рис. 51. Жрецы мидян и персов