Книга Вселенская религия здравого смысла - читать онлайн бесплатно, автор Олег Васильевич Еремин. Cтраница 7
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Вселенская религия здравого смысла
Вселенская религия здравого смысла
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Вселенская религия здравого смысла

Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.

Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Притчи, 15, 1-33).

Сердце человека обдумывает свой путь

«Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не остнется ненаказанным.

Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.

В устах царя – слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.

Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.

Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.

Царский гнев – вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.

В светлом взоре царя – жизнь, и благоволение его – как облако с поздним дождем.

Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.

Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.

Погибели предшествует гордость, и падению надменность.

Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.

Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.

Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость.

Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.

Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.

Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.

Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.

Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство.

Венец славы – седина, которая находится на пути правды.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притчи, 16, 1-32).

Кто любит ссоры, любит грех

«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство.

Плавильня – для серебра и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь.

Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастию, тот не останется ненаказанным.

Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.

Не прилична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые.

Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им; куда ни обратится он, успеет.

Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом.

К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия.

Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

Кто любит ссоры, любит грех; и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

Родил кто глупого, – себе на горе, и отец глупого не порадуется.

Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

Мудрость – пред лицем у разумного, а глаза глупца – на конце земли.

Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей.

Не хорошо обвинять правого, и бить вельмож за правду.

Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным» (Притчи, 17, 1-28).

С мольбою говорит нищий

«Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.

Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение.

Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток.

Не хорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.

Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его.

Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Нерадивый в работе своей – брат расточителю.

Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.

Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.

Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.

Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух – кто может подкрепить его?

Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.

Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.

Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.

Жребий прекращает споры и решает между сильными.

Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.

От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.

Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.

Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.

С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.

Кто хочет иметь друзей, тот сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притчи, 18, 1-9, 11-24).

Лукавый свидетель издевается над судом

«Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый.

Не хорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.

Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.

Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.

Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.

Многие заискивают у знатных; и всякий – друг человеку, делающему подарки.

Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него; гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.

Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.

Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.

Не прилична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.

Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.

Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву.

Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.

Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.

Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.

Благотворящий бедному дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его.

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

Гневливый пусть терпит наказание: потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.

Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донесть ее до рта своего.

Если ты накажешь кощунника, то и простый сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.

Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный.

Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.

Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.

Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых» (Притчи, 19, 1-22, 24-29).

Драгоценная утварь уста разумные

«Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

Гроза царя – как бы рев льва; кто раздражает его, тот грешит против самого себя.

Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.

Ленивец зимою не пашет; поищет летом – и нет ничего.

Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.

Многие хвалят человека за милосердие; но правдивого человека кто находит?

Праведник ходит в своей непорочности; блаженны дети его после него!

Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.

Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»?

Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом.

Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.

Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.

«Дурно, дурно», говорит покупатель; а когда отойдет, хвалится.

Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь – уста разумные.

Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.

Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.

Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.

Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.

Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.

Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.

Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать.

Мудрый царь вывеет нечестивых, и обратит на них колесо.

Милость и истина охраняют царя, и милостию он поддерживает престол свой.

Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина.

Раны от побоев – врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева» (Притчи, 20, 1-11, 13-22, 25-26, 28-30).

Мудрый входит в город сильных

«Всякий путь человека прям в глазах его, но Господь взвешивает сердца.

Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

Гордость очей и надменность сердца , отличающие нечестивых, – грех.

Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти.

Насилие нечестивых обрушится на них: потому что они отреклись соблюдать правду.

Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

Душа нечестивого желает зла; не найдет милости в глазах его и друг его.

Когда наказывается кощунник, простый делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан.

Подарок тайный потушает гнев, и дар в пазуху – сильную ярость.

Соблюдение правосудия – радость для праведника и страх для делающих зло.

Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного – лукавый.

Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

Вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

Мудрый входит в город сильных, и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

Надменный злодей – кощунник имя ему – действует в пылу гордости.

Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу» (Притчи, 21, 2-30).

Сеющий неправду пожнет беду

«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.

Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет.

Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.

Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет.

Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.

Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.

Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг.

Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!»

Глубокая пропасть – уста блудниц; на кого прогневается Господь, тот упадет туда.

Глупость привязалась к сердцу юноши; но исправительная розга удалит ее от него.

Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Притчи, 22, 1-16).

Слушай слова мудрых

«Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих.

Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни.

Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?» (Притчи, 22, 17-21).

Не будь грабителем бедного

Не будь грабителем бедного, потому что он беден; и не притесняй несчастного у ворот; потому что Господь вступится в дело их, и исхитит душу у грабителей их.

Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.

Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги.

Если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?

Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями; он не будет стоять перед простыми» (Притчи, 22, 22-29).

Нравоучения

«Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою; и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища.

Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу.

Не вкушай пищи у человека завистливого, и не прельщайся лакомыми яствами его: потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно.

В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.

Не передвигай межи давней, и на поля сирот не заходи; потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою.

Приложи сердце твое к учению и уши твои – к умным словам.

Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней.

Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.

Да не завидует сердце твое грешникам; но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.

Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет.

Купи истину, и не продавай мудрости и учения и разума.

Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.

Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.

Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои: потому что блудница – глубокая пропасть, и чужая жена – тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.

У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притчи, 23, 1-35).

Наставления

«Не ревнуй злым людям, и не желай быть с ними: потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

Мудростью устрояется дом и разумом утверждается. И с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.

Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностию веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.

Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.

Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.

Помысел глупости – грех, и кощунник – мерзость для людей.

Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.

Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?

Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.

Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.

Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника; не опустошай места покоя его. Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.

Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется; иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

Не негодуй на злодеев, и не завидуй нечестивым: потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет.

Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них; и беду от них обоих кто предузнает?

Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде – не хорошо.

Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена; а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.

В уста целует, кто отвечает словами верными.

Соверши дела твои и вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой.

Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего; к чему тебе обманывать устами твоими?

Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».

Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного, и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок: «Не много поспишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, полежишь; и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный» (Притчи, 24, 1-34).

Притчи о царе

«И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.

Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследывать дело.

Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо.

Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебреника сосуд: удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.

Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои» (Притчи, 25, 1-7).