Что такое ноги?
7– Мама! – голос Сони звучал внутри. Полина слышала его так, будто сама вросла в землю и там, в тёмном и холодном корневом пространстве, сплелась с дочерью. На этот раз Полина не бегала, не шевелилась, не искала источник звука. Она знала, что Рэна крик не услышала.
Полина ждала.
Рэна села на пенёк у костра, расправив юбку сарафана. Хорта, покрутившись, легла рядом, положив голову набок.
– От старшенького сына мне осталась-то, – сказала Рэна, любуясь палаткой. – Он как в семнадцать в Москву уехал, так редко мать вспоминает. Женился теперь, семья у него там… Внуки мои!
Полина смотрела на костёр.
– Рэна, послушайте, – вдруг спросила она, – зачем вы здесь со мной? Я же вам никто.
– Кто-кто-никто, – проворчала Рэна, – ерунда какая, а говоришь. Нас в семье десять было братьев-сестёр, и все друг за другом ходили… потом разлетелись… соколы ясные. А младший мой сынушка в семь лет ушёл. Совсем ушёл, только память о нём – без конца.
По краям поляны деревья росли невысокие, а вот за ними стояли старые ели, которые со скрипом покачивались в темноте, подслушивали их разговор. Полина увидела большую белую рану на стволе одной из них – след сломанной ветки.
– На даче у нас пруд был, – продолжала Рэна. – Море под боком, а тут лужа, тракторами выкопанная. Детишки там в жару кунались, а я пускала. Я усы клубнике обрезала – вот ведь дело, а? Где теперь та клубника – вся на компосте сгнила. Старший младшего не углядел – сам нырял. А там пеньки у берегов, где мелко. Раньше лес был. Трактор пруд вырыл, а пеньки корчевать не стали. Ванишка рыбкой прыгнул и головкой об этот пень… старший когда заметил – кто знает, сколько времени утекло… пять минут или пятнадцать. Вынули его, а он уже всё… Я клубнику обрабатывала, усы резала.
Рэна замолчала долгим горестным молчанием. Полина неловко приобняла её: плечи мягкие, тёплые.
– И как же я тебя брошу, у тебя тоже дитя ушло… отмолишь – назад вернётся. Не отмолишь – жить дальше надо. Жить надо, а одной быть не надо. Надо чтобы был рядом человек… Одной-то – сердце не выдержит, из груди выскочит, об камни разобьётся. Я Ванишку не отмолила…
– Рэна, Соня моя жива, – твёрдо сказала Полина. – Никто мне не верит, и ты не веришь, хоть душа у тебя добрая.
– Как же не верить, верю, – послушно ответила Рэна. – Молюсь за неё как за свою. Ты будь там, где нужно тебе, а я рядом буду.
– Мне очень жаль твоего сына, – прошептала Полина.
– Ель вон как пострадала, – Рэна показала рукой на дерево с раной, – это год назад шторм был. Ветер. Гроза. Вот так и я, Полиночка. Стоять стою, а рана на груди как тот след от ветки.
– Нет сил нет сил нет сил, – Полина снова услышала Сонин голос. Поначалу громкий, он сразу стих, – пои меня. Больше больше больше
Полина рванула к земле, вжала в траву ухо.
– А? Где? Что? – закудахтала от неожиданности Рэна.
– Нас тут двое, мама, – шептала Соня издалека, – и мы хотим пить…
– Как вызволить тебя оттуда? – закричала Полина. Оранжевые иглы остались в её волосах, когда она распрямилась. – Соня! Что мне делать?
– Пои пои пои пои пои, – неслось как трель жаворонка. Но не в небо – в землю. Звук саблей протыкал её.
Рэна посмотрела на Хорту:
– Кричит. Еду не ест, сном не спит, в волосах скоро чёрты заведутся. Говоришь, зачем я тут? А чтобы ты лесным духам душу не отдавала!
Полина стояла к ней спиной и не шевелилась:
– Да хоть бы и отдать не жалко, если это Соню вернёт.
– Зацепилась же за место, ты гляди. С землёй говорит, – Рэна снова обратилась к собаке.
Полина мелко дрожала, и Рэне показалось, что та плачет.
– Ну что ты, что ты. – Она грузно встала, начала было утешительную речь. Но посмотрела Полине в лицо и осеклась: та стояла посередине поляны и широко улыбалась.
Глава 6
Петя
Полину Олеговну они увидели, когда шли с завтрака. Она металась по главной аллее: тёмный бинт торчал из дырки на джинсах, волосы спутаны и давно не мыты. Марта с Лизой остановились в нескольких шагах: от Сониной мамы веяло кислым, тяжёлым запахом горя. Тина бросилась к ней.
– Я вас везде ищу! – затараторила она. – Я помогать хочу.
Полина рассеянно смотрела на Мишаеву.
– Тина, – сказала она неуверенно, будто вспоминала её имя, – мне нужен шланг для полива.
Тинка стушевалась.
– Полина Олеговна… – начала она, но женщина её перебила:
– Соня жива. Их там двое. Она хочет пить.
– Как здорово, Полина Олеговна!
Полина вдруг толкнула Тину. Девочка споткнулась о бордюр, пробежала по траве несколько шагов.
– Моя дочь стала берёзой из-за ваших игр!
Девочки молчали, не зная, что сказать. Тинка стремительно краснела, и Марта поняла, что Мишаева-старшая сейчас заплачет.
– А куда вы хотите шланг… тянуть? – наконец спросила Майя. Она единственная осталась спокойной и наблюдала за ситуацией как бы со стороны.
– Я вёдра ношу, – ответила Полина, – так много разве наносишь. Мне нужно. На поляну. На ту.
По аллее бежал Яртышников. Подошёл Ван-Иван:
– Дык запрещено шланг. С территории лагеря. И куда вы его подкрутите? Отседова он не дотянется.
Яртышников обнял Полину, как ребёнка, повёл в третий корпус. Она сразу сдалась, обмякла, съёжилась. Девочки долго смотрели, как идут по аллее, как исчезают за кустами две их скорбные фигуры.
– Вот тебе расклад, – пробормотала Лизка.
– Ты слышала её? – яростно выплюнула Тина. – Она нас винит в том, что Сонька пропала! Нас и наши страшилки!
– Слышала! – так же яростно ответила Лизка, подбородок её задрожал. – Но ещё и видела! Она же не в себе! Так что всё это нещитово…
– «Нещитово»! – передразнила Тина. – Она не права, скажи!
– Тин, ну перестань, – Марта нервно щипала верхнюю губу, – не стоило нам Соню одну отпускать, но это ж не мы её…
К ним от ворот, отдуваясь, шла полная густобровая женщина с выжженными пергидролем[29] волосами.
– Детонька, здравствуй! – обратилась она к Тине. – Где Полина, жилка моя, не знаешь?
– Здравствуйте, тёть Рэн, – сказала Мишаева-старшая. – Её тренер наш забрал. Они в третий корпус ушли.
– Ох ты, значит, права я, что она в лагерь направилась. Это она тебя так? Из-за жилки моей плачешь? Али нет?
– Нет. Нормально всё. – Тинка отвернулась.
– Ну, не плачь, не плачь. Ранить может она, знаю, но зла в ней нет. Дыра на месте дитя у неё, а зла – нет. Что она сюда пришла-то?
– Шланг просила. Поливать ей надо, говорит, – тихо сказала Марта.
– С утра до ночи поливает, уж все руки в мозоли стёрла. – Рэна оттянула лиф своего обширного сарафана и подула туда. – Вёдра носит, какой же шланг в лесу-то? Какой он длины должен быть? Где этот ваш третий корпус?
Лизка показала рукой.
– Спасибо вам, милые. Побегу я. – Женщина ускорила шаги.
– Тронулась Сонина мать, горемычная, – сочувственно сказал Ван-Иван, когда Рэна вдалеке хлопнула входной дверью.
Майка в задумчивости присела на корточки.
2Стук множества шариков в ангаре для настольного тенниса заглушал шум моря вдалеке.
Марту удачно поставили в пару с Пролетовой – отрабатывать подрезку справа. У Рыжей начал хорошо получаться топ-спин – кручёное накатное движение, начинавшееся ниже стола (нужно было подождать, когда мячик опустится, – подача для этого должна быть достаточно длинной) и заканчивавшееся почти у сетки. Топ-спин давал сильное верхнее вращение, на которое нельзя было отвечать накатом – мячик летел вбок и мимо. Единственный выход – перекрутить. Марта отрабатывала глубокую подрезку – тоже сильное вращение, только нижнее. Так и крутили туда-сюда.
– Как бы нам смыться из лагеря и постараться всё разузнать? – спросила Пролетова, мелко постукивая шариком об стол перед подачей.
– Когда? Как мы сбежим от тренеров? – засомневалась Марта.
– О чём это вы? – поинтересовался проходивший мимо Пашуля. Он держал в руках тренажёры для имитации – длинные палки с мягкими бежевыми колёсиками на концах. Один спортсмен должен был такую палку держать на вытянутой руке, а другой – тренировать движение. Крутить туда-сюда колёсико ракеткой. У Пашули их было штук двадцать, как букет на юбилей, Игорь Ильич из соседней группы дал попользоваться. – Видели, богатство какое? Ильич, может быть, расщедрится и вообще нам робота своего даст, а? Заживём!
Девочки переглянулись, и Марта решилась.
– Павел Николаевич, я вчера встретила мальчика. Незнакомого, не из нашего лагеря. Он очень волновался. Говорил, что потерял родителей. А Василий Викторович… в общем, он застукал меня за воротами и… подумал, что я наврала. Может быть, вы бы сходили в город? Просто выяснить, что случилось. Соня пропала, мама её приходила… Теперь родители этого мальчика… тоже… ну, пропали. Вдруг это связано?
– Ладно, Веснова, я понял, – перебил её Пашуля. – Я в тихий час в Гурзуф собирался. Если хочешь, зайду в участок, спрошу у Вырина, не пропадал ли кто ещё.
– Спасибо вам, Павел Николаевич!
– Продолжайте тренироваться, – сказал он. – Веснова, далеко отходишь. Шарик опускается слишком низко. Подойди на полшага. Пролетова, убери, наконец, свои волосы. Как они тебе не мешают заниматься? Гнездо же на голове.
– Ласточкино, – подмигнула Марта.
Пролетова не смогла ответить на подачу – мяч полетел мимо стола – и хлопнула себя ракеткой по ноге. Так при проигрыше делали в группе все и ходили потом с сине-жёлтыми ляжками. Рыжая быстро перенимала общие привычки.
Марта пошла за шариком, наклонилась поискать под лавкой.
– Бегом за мячами ходим, бегом, – тут же послышалось из тренерского угла.
– А что за робот, про которого говорил Пашуля?
– Увидишь, – ответила Марта. – Это такой ящик с дыркой, типа телевизора, он крепится на стол домкратом. Ну или чем-то похожим на домкрат. А сверху у него воронка.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Древостой – древесный массив, образующий лес.
2
Зырить – смотреть.
3
Лажовый – плохой, паршивый. Синоним – хреновый, фиговый.
4
Компания STIGA – ведущий производитель инвентаря для настольного тенниса.
5
Комано-могано (варианты: камано-маргано, каманэ-маганэ, каманэ-марганэ) – в сочетании с последующим выражением «камень, ножницы, бумага – цу-е-фа / су-е-фа!» – детская присказка, под которую определялась очерёдность участников в каком-либо деле. Это называется не «считаться», а «скидываться».
6
Зыкинско – отлично, клёво, круто, супер, классно и т. п. Более поздний аналог – зачётно.
7
ОФП – общая физическая подготовка.
8
Нещитово – не в счёт, не считается.
9
Дрейфить; ссыковать – бояться.
10
Герой книги Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков».
11
До фигищи – очень много.
12
Советский фильм 1984 года режиссёра Павла Арсенова, снятый по мотивам повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977).
13
Зачипатый – самый лучший, хороший, классный.
14
Ребза, ребзя – ребята, парни.
15
Диорит – магматическая горная порода.
16
Неточная цитата колыбельной песни из популярного отечественного мультфильма «Умка» (1969) по мотивам одноимённого произведения Ю. Яковлева. Сценарий мультфильма и текст песни тоже созданы этим писателем.
17
Джан – уважительное обращение на Востоке.
18
Бей (татарск.) – господин.
19
Баклава – то же, что пахлава.
20
Отрывок из книги «Легенды Крыма» (искажённый и сокращённый).
21
Кора – шутка, прикол, радость.
22
Ссыковать – см. Дрейфить.
23
Походу – скорее всего, наверное.
24
«Санта-Барбара» – знаменитый американский телесериал, популярный в 80–90-х гг. прошлого века. Это была первая мыльная опера, транслировавшаяся на территории бывшего Советского Союза. В России показ начался за полтора года до описываемых событий – в январе 1992-го. Действие сериала разворачивается в одноимённом городке (штат Калифорния).
25
По чесноку – по-честному.
26
Мифический царь Мидас обладал роковым даром: всё, к чему он прикасался, превращалось в золото.
27
Приди (татарск.).
28
Персонажи книги Р. Киплинга «Книга джунглей». Тигровый питон Каа гипнотизировал бандерлогов – обезьян, а когда они становились беззащитными под его чарами – съедал.
29
Пергидроль – 30 %-ный водный раствор перекиси водорода, стабилизированный добавлением фосфатов натрия. В прошлом веке, когда в нашей стране трудно было достать профессиональные средства для окрашивания волос, немало женщин пользовались этим составом для осветления, хотя волосы от этого, конечно, портились и разрушались.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги