banner banner banner
Душа человека. Смысл жизни
Душа человека. Смысл жизни
Оценить:
 Рейтинг: 0

Душа человека. Смысл жизни


Член-корреспондент АН Беларуси А.И. Вейник (1919–1996) также полагал, что душа человека материальна. Он создал теорию, которую назвал «теория хронального поля». В ее основе лежит представление о «хронах» – мельчайших частицах, в миллион раз мельче электрона. Душа живого человека излучает хроны с положительным зарядом, а душа умершего – те же хроны с отрицательным зарядом.

Некоторые заменяют термин «душа» на более научный термин. Например, белорусский философ А.К. Манеев выдвинул концепцию «биопсиполя» – биополевой сущности, как души живых систем. Нейрофизиолог Олег Бехметьев считает, что душа человека представляет собой излучение всех клеток организма. Эти попытки обосновать материальную душу человека свидетельствуют, что некоторые ученые все-таки верят в существование души, но при этом не верят, что есть иной мир за пределами материи.

Определения души человека

Иоанн Дамаскин (676–749), богослов, в книге «Точное изложение православной веры» дает такое определение: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая этому жизнь и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум, не иной по сравнению с ней самой, но чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе, независимая и одаренная способностью желания, также и способностью действия».

В.И. Даль (1801–1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», где сказано: «Душа – бессмертное духовное существо, одаренная разумом и волею; в общем значении – человек, с духом и телом, в более тесном – человек без плоти, бестелесный по смерти своей; в смысле же житейском – жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа».

С. И. Ожегов (1900–1964). «Толковый словарь русского языка»: «Душа – внутренний психологический мир человека, его сознание».

Майкл Ньютон в своей книге «Предназначение души» дает такое определение: «Я склонен определять душу как разумную, сияющую форму энергии».

Камиль Фламмарион (1842–1925), французский астроном, который много лет посвятил этим вопросам, в своей книге «После смерти» дал такое определение: «Душа – это невидимая, неосязаемая, невесомая субстанция, находящаяся вне нашего наблюдения. Меры пространства также не могут быть к ней применимы, как и меры времени».

Википедия: «Душа – согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальна сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляется телу».

В интернете полно различных определений души, кто во что горазд:

«Душа – это Сознание, бессмертная часть человека, которая развивается, приобретает свой опыт, воплощаясь на Земле в теле человека».

«Душа – это бесформенное энергетическое облако, которое невозможно как-то измерить и определить, так как она не имеет структуры».

«Душа – свойство мозга отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать человека и его поведение»

«Душа – это биополевая по структуре и энергоинформационная по содержанию структура человеческого организма, с помощью которой осуществляется сознательный обмен энергией и информацией между человеком и окружающим миром».

«Душа – сгусток психической энергии в виде торсионных полей, который может вечно сохранять в себе большой объем информации».

«Сущность или душа – это система тел, наработанная живым организмом в процессе приспособления к окружающей среде».

«Душа – это энергия в виде небольшого шара, диаметром от 30 до 150 мм, состоит из 12 чакр, имеет очень сложное энергетическое строение. Эта энергия состоит из невидимых серебристых ниточек, в центре которой находится светящаяся точка».

«Душа – невидимая вам материальная структура элементарной базы Серого пространства, представляет собой биологический вид разумных существ Вселенной».

Интересно сказал о душе победитель 14-го сезона «Битва экстрасенсов» Александр Шепс, который видел души человеческие во время экспериментов (см. интернет): «Наша душа раздроблена на темные и белые части. И каждая из этих частиц считает себя отдельной и самостоятельной, проходя свой собственный путь». Непонятно что-то, впервые встречается утверждение, что душа состоит из разных частей и эти части самостоятельные. Может это не «части» души, а светотени ее оболочки или виртуальные частицы, возникающие из вакуума?

Эти различные мнения о душе человека возникли из религиозных догм, верований, философских размышлений, представлений, домыслов, но не из реального опыта «обнаженной души».

Все на место поставили сообщения людей, бывших в клинической смерти, а также практикующих внетелесный опыт. Люди, находясь в мире иной реальности, и взирая на свое бездыханное тело, лежащее на реанимационном столе, на кровати, или на поле боя, воспринимали себя как «Я», а свое тело как «оно», или «мое тело».

Например, сообщение К. Икскуль, который находился в клинической смерти, описанное в брошюре «Невероятное для многих, но истинное происшествие» (1916): «Посмотрев на свое тело, я подумал: не умер ли я? Но это было трудно себе представить. Ведь я был живее, чем прежде, я все чувствовал и осознавал… Через некоторое время доктора вышли из палаты, оба фельдшера стояли и толковали о перипетиях моей болезни и смерти, а сиделка, повернувшись к иконе, перекрестилась и громко высказала обычное пожелание мне: “Ну, Царство ему Небесное, вечный покой”»

О, вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!


    Федор Тютчев

Так же в книге Каролины Д. Ларсен «Мои путешествия в духовном мире» сказано: «Затем я осознала себя стоящей на полу около кровати и глядящей внимательно на собственное физическое тело, лежащее на ней… Я узнала каждую черточку этого знакомого лица, бледного и неподвижного, словно при смерти, с плотно закрытыми глазами и полуоткрытым ртом. Руки и кисти безжизненно лежали вдоль тела… я повернулась и медленно пошла к двери, прошла через нее в коридор, который вел в ванную…»

Американский философ Л. Элмедер в своей книге «По ту сторону смерти: Свидетельства жизни после смерти» пишет об одном мужчине: «Утром проснулся, чувствуя себя неважно (у меня слабое сердце), и вскоре потерял сознание. К моему великому изумлению я обнаружил, что нахожусь в верхней части комнаты и оттуда со страхом созерцаю свое бездыханное тело, лежащее с закрытыми глазами на кровати. Я попытался вернуться в свое тело и решил, что умер… в то же время я не утратил ни память, ни сознание…»

Несколько таких случаев приведем из книг знаменитого исследователя, американского психолога и врача Реймонда Моуди (род. в 1944 г.). В книге «Жизнь после жизни» он пишет, что отношение духовной сущности к своему телу различно, например:

– «Боже! Я представить себе не мог, что так выгляжу! Понимаете ли, я привык видеть себя либо на фото, либо в зеркало – все это слишком плоско. И вот вдруг я увидел себя всего, свое тело как на ладони, с расстояния пяти футов. Прошло несколько минут, прежде чем я себя узнал.

В другом случае эта забота принимает форму сожаления. У одного человека остановилось сердце в результате падения. Повреждения оказались тяжелыми. Вот что он говорил:

– Я увидел себя на больничной койке. Надо мной хлопотал врач. Я ничего не мог понять, но ясно видел себя на постели. Взглянув на свое тело, я почувствовал себя ужасно плохо: настолько исковерканным оно мне показалось.

Далее Моуди пишет: «Поразительно разнообразно и отношение людей к своему оставленному телу. Общеизвестно чувство заботы о своем теле. Молодая женщина, студентка медицинского колледжа, рассказывая о своем опыте, выражала вполне понятный страх за себя:

– Я знаю, это звучит несколько смешно, но нас в школе пытались убедить, что нет ничего зазорного в том, чтобы завещать свое тело после смерти медицине. Вот я и подумала, глядя на них сверху, когда они пытались восстановить дыхание: «Я не хочу, чтобы они распоряжались моим трупом».

Другая крайность. Некоторые говорили мне, что вообще не испытывают к своему телу никаких особых чувств. Женщина, например, во время сердечного приступа поняла, что умирает. Она почувствовала, что ее тянет через темное пространство прочь от собственного тела. Она рассказывала:

– Я даже не оглянулась назад. Да, я знала, что мое тело там, и могла бы его увидеть, если бы оглянулась. Но не захотела этого делать: я знала, что прожила достаточно, и уже была захвачена другим миром. Знала, что оглянуться – значит опять встретится с прошлым, а я решила порвать с ним.

Или, как вспоминает одна девушка:

– Я видела свое тело все в ссадинах и ушибах, в машине. Видела собравшийся народ. Но я не испытывала вообще никаких чувств. Мне казалось, что я совсем другой человек, а может быть предмет… Я знала, что это мое тело, но абсолютно ничего не испытывала по отношении к нему.

А один человек в клинической смерти, находясь рядом с кроватью, увидел, как его тело стало принимать пепельно-землистый цвет. В состоянии растерянности и отчаяния он не мог решить, что предпринять. Поэтому решил просто уйти.

– Еще в юности я наслушался от деда рассказов о призраках и, как это ни парадоксально, не захотел оставаться рядом с мертвецом, пусть даже этот мертвец был я сам!

Сообщение психиатра, который сам пережил околосмертное состояние: «В жизни вы можете думать, что знаете, на что вы похожи. Но когда вы выходите из вашего тела очень трудно разобраться, какое именно из всех тел ваше». В своем случае «умирания» он ходил по армейскому госпиталю, глядел на ряды тел на кроватях и не мог понять, какое из них принадлежит ему. Но когда до него дошло, что никто не может видеть и слышать его, он вернулся и стал разыскивать свое тело. Он буквально потерялся в этом количестве больничных коек, пока не нашел тело с кольцом своей общины на пальце и не понял, что оно должно принадлежать ему.

В другой своей книге «Свет с того света» Моуди пишет: «После попыток вступить в контакт с другими, имевшие ОСО (околосмертное состояние) часто обретают ощущение собственного «Я». Эта стадия описывается одним из имевших ОСО как «время, когда вы не жена вашего мужа, не родитель своих детей. Вы целиком и полностью – Вы».

Или, как пишет Деннион Бринкли в своей книге «Спасенный светом», когда его «убила» молния: «Внезапно я четко осознал, что труп на носилках был мой! Я видел, как врач натянул на мое лицо простыню и откинулся назад… “Я умер!” ? подумал я, понимая, что нахожусь вне своего тела, и не испытывая ни малейшего желания снова оказаться в нем. Мне казалось, что кто бы я ни был, Я не имею никакого отношения к трупу, накрытого простыней».

Также И. К. Франк в его «Психической загадке» пишет: «Я понял, что нахожусь в комнате и смотрю сверху вниз на тело на кровати, в котором узнал свое собственное. Невозможно рассказать, какие странные чувства овладели мной. Это тело действительно казалось мертвым. В нем не было признаков жизни, и тем не менее я находился здесь вне тела, а мой ум был исключительно ясен и жив, и я осознавал другое тело, которому материя любого рода не оказывала сопротивления».

Американский программист Роберт Петерсон в своей книге «Опыт внетелесных переживаний» пишет, как он впервые испытал этот опыт: «Наконец я почувствовал себя свободным и невесомым, хотелось плавно подняться к потолку. И стоило только подумать об этом, как я стал тотчас же медленно подниматься вверх. Затем я еще раз подумал о конечном “пункте назначения” ? о потолке, и внезапно мгновенно переместился к нему. С восхищением осмотрелся в своей комнате. Посмотрел вниз, на свое тело. Оно было накрыто простыней, но то, что было доступно моему взгляду, напоминало только что умершего бездыханного человека. Я подумал: “Ну и дела, а если я отсюда упаду?”. Едва эта мысль мелькнула в сознании, как я с огромной скоростью “спикировал” в свое физическое тело и воссоединился с ним…»

Михаил Радуга, российский «путешественник вне тела», в своей книге «Внетелесные путешествия» описывает, как он разглядывал свое тело в первый раз: «Для начала решил рассмотреть свое тело, отрешенно лежащее на кровати. Со странными чувствами рассматривал свое лицо, которое казалось совершенно не мое и производило странное пугающее впечатление».

Все эти люди обладали сознанием, то есть осознавали себя в каком-то ином мире, откуда нет контакта с миром живых, все они имели способность думать, размышлять и переживать.

Американский врач, терапевт Барбара Р. Роммер, много лет собирала сведения о людях, переживших клиническую смерть. В своей книге «Тайны чудесного воскрешения» она пишет: «Исследование этих феноменов помогли мне прийти к начальному пониманию сущности нашей истинно человеческой природы. Мы – прежде всего духовные существа и уж потом физические».

Там же она приводит интересный пример: Кларенс – мужчина, которого считали мертвым настолько долго, что его доставили не только в морг, но и в бюро похоронных процессий. Его история поразительна. Сейчас ему 48 лет, а кома случилась 15 лет назад. Кларенс вел большой грузовик, когда столкнулся с другой машиной. Погибла сидящая рядом жена.

Он рассказал: «Это была встречная авария, и все, что я мог сделать – просто держаться. Позже говорили, что водитель другого грузовика был пьян, за что его и судили. Мне показалось, что я прошел через лобовое стекло, так оно и было, но на самом деле я просто находился у другого грузовика и прогуливался. Пока я наблюдал аварию как бы со стороны, мое тело лежало на земле в плохом состоянии. Я ничего не чувствовал, находясь как бы под гипнозом. Меня никто не слышал, и все, чего я касался, проходило сквозь меня. Тело Мэй лежало на земле, но ее душа, полагаю, так это называется, говорила мне, что я не виноват. Я сказал: “Мы выберемся отсюда, я о тебе позабочусь”. Мы начали спускаться по дороге, когда мимо проехала машина “скорой помощи”. В ней я увидел себя и жену и не мог понять, почему мы были там, в то время как шли по дороге. Это было подобно наблюдению за привидениями».