banner banner banner
Душа человека. Смысл жизни
Душа человека. Смысл жизни
Оценить:
 Рейтинг: 0

Душа человека. Смысл жизни


И еще Барбара Роммер пишет о Чарльзе Нана, который был семь раз в коме, и, в том числе, два раза в клинической смерти, когда пребывал с сущностями Того мира, общался с ними, и после обрел экстрасенсорные способности. Он говорил: «Мы – те же духи, временно обладающие физическим телом, а после смерти приобретающие астральные тела, которые живут собственной, также развивающейся жизнью».

Из всей этой информации попробуем дать краткое определение души человека.

Душа человека есть нематериальная, бессмертная сущность, обладающая сознанием, способностью мыслить, переживать свои состояния и воспринимать тот мир, в котором она находится. В соединении с физическим телом человека душа получает возможность осознанно действовать в мире земной природы.

«Нематериальная» – означает, что в душе нет никаких атрибутов материи – атомов, квантов, волн и энергий, присущих материальному миру.

«Бессмертная» – понятие относительное. Насколько душа бессмертна, мы знать не можем, и слово «вечная», как не имеющая конца, употреблять нежелательно.

«Сущность» – означает, что душа – самостоятельная субстанция, независимая от тела, но в соединении с телом обретает некоторую зависимость в текущей земной жизни.

В этом определении не сказано о происхождении души от Бога, поскольку это вопрос не определения, а происхождения.

Не упомянуто, что душа бесформенная, то есть не имеет постоянной формы, чтобы не усложнять определение несущественными элементами.

Не следует в определении говорить с какой целью душа является в мир земной, так как этот вопрос касается не определения, а смысла жизни.

Не следует употреблять в определении души слова «энергия» и «информация», так как это очень широкие понятия, ничего не говорящие конкретного о душе.

Возможно, кто-то даст лучшее определение, но желательно, чтобы оно было коротким и обоснованным.

Происхождение душ человеческих

Пределов души не найдешь,

– так глубока ее основа

Гераклит

Вопрос о происхождении душ человеческих возник еще в древности, даже раньше, чем происхождение самого человека. Как появляется человек или животное было видно, а вот откуда появляется сущность внутри человека, которая по смерти исходит из тела – совершенно неясно. Может в момент зачатия, вместе с семенем, и там растет вместе с телом? А может после рождения входит в младенца из окружающего воздуха? В древнегреческой философии была такая «воздушная» теория.

Популярной теорией стало учение о предшествовании душ, то есть души существовали раньше, чем люди на Земле. Впервые эту идею выдвинул Пифагор (570–490 до н. э.), а затем ее обосновал Платон (427–347), который в своем диалоге «Тимей» описывает творение мировой души Демиургом, а также творение богами душ по числу звезд – первым их жилищам, откуда они уже попадали в тела людей.

Плотин (205–270) переосмыслил описание «Тимея» и стал рассматривать происхождение Мировой души как эманацию или энергию Мирового ума, а происхождение индивидуальных душ – как эманацию или разделение Мировой души, подобно разделению общего рода на множество видов душ, оживляющих множество тел.

Другие древнегреческие философы придерживались учения так называемого традуционизма, то есть учения о передаче души вместе с телом от родителей. Так, согласно Зенону (490–430 до н. э.), душа есть часть огненного мирового первоначала – пневмы, и передается она через семя: «Семя, которое выделяет человек, ? это пневма с влагой, частица и кусочек души, сочетание и смешение семени предков составленное из (всех) частей души. Это семя содержит всё полностью и в том же соотношении; попадая в материнское лоно и будучи воспринято другой пневмой, а именно – частью души женского организма, он срастается с ней и понемногу растет, движется и колеблется этой пневмой, постоянно впитывая влагу и увеличивается за счет нее».

Были древнегреческие мыслители, которые пытались соединить обе версии. По свидетельству Ямвлиха (245–325) иные предполагали, что у каждого человека ум (или разумная душа) происходит естественным путем от семени родителей, а впоследствии к нему присоединяется извне другой ум, когда первый укрепляется в своих способностях и стаёт причастным к актуальному мышлению.

Неоплатоник Порфирий (233–305) развивает похожую концепцию становления души. Сначала в утробе матери плод имеет растительную душу (в строгом смысле, это даже не душа, а природная сила, передаваемая с мужским семенем). Сразу после рождения младенец получает ощущаемую душу, то есть становится подобен животному, и лишь постепенно, с течением жизни, в нем появляется ум – высшая часть души. Таким образом, Порфирий полагал, что душа не передается вместе с семенем родителей и не развивается от низшего к высшему состоянию, а приходит извне и представляет собой уже существующую душу, вселяющуюся в новое тело.

Сотворенная вне мира,
Обитала в небесах.
Где плывут среди эфира
На серебряных ладьях
Легионов духов ясных,
Грез твоих, Творец прекрасных,
Беззаботно веселясь.
Для чего ж ее отбросил
Легким взмахом дивных весел
Ангел Твой в земную грязь?


    Федор Сологуб

Христианская церковь отвергла мнение о происхождении души как эманации из сущности Бога и утвердила догмат о непосредственном творении Богом души первого человека из ничего. Кратко это учение выразил христианский теолог и философ Аврелий Августин (354–430) в своем «Комментарии на книгу Бытия»: «Душа так произошла от Бога, что не есть сущность Бога… не рождена из сущности Бога и не произошла из сущности Бога, но сотворена Богом; и сотворена не так, что в ее природу обратилась какая-либо природа тела или неразумной души, а так (она сотворена) из ничего».

Христианский богослов Ориген (185–254) в своей книге «О началах» писал: «Но в церковном предании не указано ясно относительно души, происходит ли она из семени, так что сущность или субстанция ее содержится в самих телесных семенах, или же она имеет какое-нибудь другое начало, и это самое начало – рождение или не рождение, или, может быть, душа вселяется в тело извне?»

На V Вселенском Соборе в 553 году было отвергнуто учение Оригена о предсуществовании душ. Это учение гласило, что до видимого телесного мира Бог сотворил всех бестелесных разумных существ – чистых духов или умов, часть которых охладела от любви к Богу и стали душами, нуждающимися для своего существования в различных телах. При этом церковью был утвержден догмат, согласно Библии, где сказано об одновременном творении Богом тела и души первого человека: «Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другая после, по лжеучению Оригена».

Отсюда начались проблемы.

Дело в том, что в Библии, в книге Моисеевой «Бытие» происхождение человека изложено противоречиво. В первой главе написано, что Бог вначале создал растения, птиц, рыб, скотов и гадов и зверей земных, а после сотворил человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (1:27, 28). Здесь ясно сказано, что Бог сотворил мужчину и женщину одновременно и уже одухотворенных, то есть обоих с душой, так как создал по образу и подобию Своему.

Но во второй главе этой же книги сказано, что творение происходило наоборот, начиная с человека. Вначале Бог сотворил человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (2:7). Затем Бог создал Эдем на востоке, поместил там человека, то есть Адама, чтобы возделывать Рай и хранить его.

И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (2:18). Бог создал в помощь человеку различных животных и привел их к Адаму, но поскольку среди них помощника не нашлось, подобного ему, то: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (2: 21,22).

Здесь женщина (Ева) вроде бы без души, да и не человек вовсе, а просто жена, поскольку Бог не вдунул в нее «дыхание жизни». Отсюда возникли многовековые споры о наличии души у женщин. И только церковный собор в городе Маконе в 585 году большинством голосов признал, что душа у женщины все-таки есть. Так, простым голосованием (как депутаты в Думе), отцы Церкви определили, есть ли у женщины душа.

Так какую же библейскую версию брать за основу?

Мнения богословов разделилось на два учения: креационизм (творение душ из ничего) и традуционизм (передача душ от родителей). Так, Григорий Нисский (IV век) считал, что душа переходит или переводится от родителей к детям в виде семени, отделяющегося от души отца и матери, когда образуется тело ребенка.

В православно-догматическом богословии митрополита московского Макария (1883 год) сказано: «Как же понимать это творение душ? Сама Церковь с точностью не определяет; но на основании представленных свидетельств пятого вселенского Собора, блаж. Феодорита и особенно святого Льва, и в соответствии с другими догматами Церкви, надобно полагать, что здесь имеется ввиду не непосредственное творение Божие, а опосредственное, – что Бог творит человеческие души, как и тела, силой того самого благословения – плодитесь и размножайтесь, которое Он даровал нашим праотцам еще в начале, – творить не из ничего, а от душ родителей».

Что же получается: часть души – от матери, часть души – от отца, и получается новая душа их ребенка? Но вместе с тем церковь утверждает, что душа не делится. Одним словом, отвергнув учение Оригена, что души были созданы Богом раньше, чем произошли люди, и опираясь на противоречивые сказания в Библии, церковь в этом вопросе совершенно запуталась и «с точностью не определяет».

Хорошо всё это разъясняет А. Р. Фокин, богослов, доктор философских наук, в статье «Различные патристические подходы к вопросу происхождения человеческой души»: «Традуционизм, то есть учение о передаче души вместе с телом от родителей было подробно обосновано Тертуллианом (160–220), который придерживался учения о телесности души. Механизм передачи души ребенку от родителей он объяснял следующим образом: у души, так же как и у тела, есть свое семя, которое одновременно с телом внедряется в утробу матери. Поэтому душа и тело каждого человека зачинается, образуется, совершенствуется и рождается одновременно.

То, что по свидетельству Библии душа и тело человека изначально имела различное происхождение, по мнению Тертуллиана не противоречит этому учению, ведь они только сначала были разделены между собой, как прах земной и дыхание Божественного духа, а после соединения образовали одного человека, в котором они столь тесно соединились и смешались друг с другом, что их семена стали чем-то единым; и таким образом роду человеческому был передан обычный способ размножения, когда душа и тело человека передаются от родителей в момент зачатия. Этой теории придерживалось немало известных богословов.

Преимущество теории традуционизма в том, что соответствует сказанию в Библии, что Бог в седьмой день почил от дел Своих. Также легко обосновать распространение и передачу первородного греха от первых людей к их потомкам. Однако существенным недостатком этой теории является несовместимость бестелесной, неделимой человеческой души и принижение ее достоинства как созданной по образу и подобию Божию. Кроме того, возникает вопрос о происхождении души Иисуса Христа....

Креационизм, то есть учение о непосредственном творении Богом каждой человеческой души, имеет чисто библейские истоки. При этом одни считают, что душа творится одновременно с телом, другие – после образования тела в утробе матери. Бог постоянно творит души человеческие согласно словам Иисуса Христа: «Отец Мой делает, и Я делаю» (Ин 5:17). А также из слов книги Екклезиаста: «И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». (Екк 12:7). Преимущество теории креационизма в том, что сохраняется представление о душе как бестелесной, неделимой и неразрушимой субстанции, имеющей высшее происхождение.

Однако сторонники этой теории сталкиваются со значительными трудностями. Во-первых, постоянное творение Богом душ противоречит словам Библии о том, что Бог в седьмой день почил от дел своих (Быт. 2:2-3). Во-вторых, здесь не просматривается передача потомкам первородного греха Адама, и получается, что творимые Богом души человеческие появляются безгрешными. В-третьих, постоянное творение душ каждого человека ставит Бога в положение должника, который всякий раз обязан сотворить душу вновь рожденного ребенка».

Некоторые богословы пытаются соединить теории креационизма и традуционизма тем, что разделили душу человека на низшую животную и высшую божественную. Так, апологет Татиан полагал, что в человеке есть «высший дух» или «божественный дух», приходящий с неба и несущий в себе образ и подобие Божие; а есть также «низший дух», называемый человеческой душой, которая имеет земное происхождение. Неразумная животная душа человека передается через телесное семя в зачатии, а высшая разумная душа приходит в этот момент с неба непосредственно Богом или при посредстве ангелов, она соединяется с содержащейся в семени животной душой. Однако эта версия также имеет серьезные недостатки, поскольку вступает в противоречие с принципом неделимости и единства человеческой души, утвержденным многими авторитетными отцами Церкви и церковными соборами.

Все мусульманские концепции о душе основаны на текстах Корана, где относительно происхождения души сказано почти то же самое, что во второй главе книги «Бытие». Например: «И вот сказал Господь твой ангелам: «Я сотворю человека из звучащей, из глины, облеченной в форму. А когда Я выровняю и вдуну от Моего духа, то падите, ему поклоняясь» (15:28,29). И еще: «Они спрашивают тебя о духе. Скажи: “Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного”» (17:85). Основным источником учения о душе является книга Китаб ар Рух («Книга о душе»).

Другая версия, распространенная в восточных религиях, заключается в том, что душа человека – часть мировой души. Мировая душа – единая внутренняя природа мира, мыслящая как Высшее живое существо (Бог), обладающее стремлениями, представлениями и чувствами.

В кришнаизме душа – это пограничная энергия Кришны, проявление Господа, которая тождественна Ему и в то же время отличается от Него (44, Мадхья 20.108).

В брахмаизме Атман (душа) также подобен Брахману, но все-таки отличается от него.