banner banner banner
Душа человека. Смысл жизни
Душа человека. Смысл жизни
Оценить:
 Рейтинг: 0

Душа человека. Смысл жизни


Этот же «учитель» сказал Ирине, что «Все тело создается в соответствии с планом души. Это Душа создает физическое тело. И то мнение, что в момент рождения вселяется Душа, в корне неверно. Физическое тело – это творение Души. Она его создает». Здесь «учитель» что-то напутал: душа создает физическое тело, как Бог человека из праха земного.

Есть также мнение, что душа соединяется с телом плода в утробе матери, когда начинает биться сердце. Сердце начинает биться на третьей неделе, но по факту сердца, как такового, еще нет, это просто сосудистая трубка, которая, сокращаясь, прокачивает кровь по сосудам. Затем появляются перегородки, камеры и окончательно завершается образование сердца к 22 неделе развития плода. Сердце пульсирует за счет сокращения сердечных клеток, а не потому, что его «толкает» душа.

Но попробуем аргументировать какое-либо мнение.

Рассмотрим внутриутробное развитие ребенка. После оплодотворения яйцеклетка продвигается по маточной трубе и одновременно делится на 2, 4, 8, затем на 16 клеток и т. д. Этот период клеточных делений называется дроблением и завершается образованием бластулы – многоклеточного зародыша округлой формы. Через 4–5 дней бластула попадает в полость матки. В течение двух дней зародыш остается в матке свободным, за это время исчезает его непроницаемая защитная оболочка. На 6– 9-й день зародыш погружается в слизистую оболочку матки и прикрепляется к ней. Это называется имплантацией (прививкой), после чего зародыш начинает получать питание из организма женщины.

Клетки продолжают делиться, распределяясь по трем слоям, из которых в дальнейшем образуются ткани и органы. Из наружного слоя клеток образуются покровные ткани и нервная система. Из среднего слоя развиваются мышцы, печень, почки, скелет. Из внутреннего слоя развиваются внутренние органы, в частности система пищеварения.

Вторая неделя. Вокруг делящихся клеток возникает своеобразный «мешок» – околоплодный пузырь, который постепенно заполняется жидкостью. Начинает образовываться плацента, которая соединяется с развивающимся эмбрионом пуповиной. Через пуповину из крови матери младенцу доставляется питание, вода, минеральные вещества и кислород, а отработанные продукты сбрасываются обратно в плаценту, чтобы быть выведенными организмом матери.

Третья неделя. Сгусток клеток еще не достигает половины миллиметра в диаметре, но в нем уже имеются примитивные дыхательные щели, трубка, которая затем превратится в сердце, и зачатки центральной нервной системы. Зародыш по форме почти не отличается от зародыша лягушки.

Четвертая неделя. Начинает образовываться лицо, и появляются темные круги там, где будут глаза. Развиваются рот, нижняя челюсть и горло. Принимают свою форму собственные кровяные клетки, и начинается кровообращение. К концу этой недели тонкая сердечная трубка будет пульсировать 65 раз в минуту. Эмбрион вырастает в 10 000 раз, по сравнению с моментом зарождения.

Пятая неделя. Начинают формироваться уши, появляются зачатки рук и ног, образуется от восьми до десяти позвонков, создается головной и спинной мозг, продолжает развиваться нервная система.

Шестая неделя. Развивается пищеварительный тракт, заканчивается формирование позвоночника. Эмбрион теперь имеет длину чуть меньше сантиметра. Появляются зачатки половых органов, до этого периода все эмбрионы являются потенциально обоеполыми.

Восьмая неделя. Тело сформировано, имеются зачатки конечностей, головка равна длине туловища, на ней заметны зачатки глаз, носа, рта, эмбрион уже становится похожим на человека и называется плод. Плод имеет длину около 3 см и весит один грамм.

Третий месяц. В конце третьего месяца длина плода 8-9 см, вес 25-30 г, головка круглая, заметно различие в строении наружных половых органов, конечности совершают движения, видны пальцы рук и ног, в хрящевом зачатии скелета появляются первые точки окостенения. Основные кровеносные сосуды приобретают свою окончательную форму. Малыш дышит, реагирует на свет, тепло, шум.

Четвертый месяц. Длина плода 20 см, вес до 180 г, формируется лицо, происходит окостенение черепа, в основном заканчивается формирование мышечной системы, движения конечностей становятся активнее, но матерью не воспринимаются. Сердце перекачивает уже 24 литра крови в день.

Пятый месяц. Мышцы младенца значительно активизируются, и мать уже чувствует его движения. Плод способен ощущать, радоваться или огорчаться, и выражает это в характере движений. Если в живот матери направить яркий свет, он закроет лицо руками.

Шестой месяц. Плод способен открывать и закрывать глаза, слышит звуки. Длина около 35 см, вес 800 г, движения становятся энергичнее. Плод может родиться живым, поскольку его основные органы и системы уже хорошо развиты, но обычно скоро умирает.

Седьмой месяц. Младенец достигает веса приблизительно 1 кг 400 г и имеет длину около 40 см. Родившийся ребенок считается недоношенным, но жизнеспособным.

Девятый месяц. К концу месяца, когда ребенок появляется на свет, он будет весить более 3 кг и длиной около 50 см. Отсюда совершенно ясно, что все органы и системы развиваются в течение всего внутриутробного периода. Ни один орган не появляется мгновенно и, кроме того, каждый орган связан с какой-либо системой, без которой он не может функционировать: сердце – с кровеносной системой, головной мозг – с нервной системой и т. д.

Единственно, с чем можно душу, обладающую сознанием, связать в организме, – это нервная система, точнее – головной мозг. Мозг человека формируется не только в утробе матери, но и после рождения. Развитие мозга на внутриутробный период приходится 70%, остальные 30 процентов развития приходятся на период младенчества и дошкольные годы.

Зачатки нервной системы (нервная трубка, мозговые пузыри и др.) образуются очень рано – в первые недели внутриутробного периода. Уже на 17–18 день внутриутробного развития в структуре эмбриона выделяется слой нервных клеток, из которых к 27 дню образуется нервная трубка ? предшественник центральной нервной системы. С физиологической точки зрения начало формирования головного мозга начинается с четвертой недели.

На седьмой неделе происходит закладка коры больших полушарий, где в дальнейшем обеспечиваются высшие психические функции человека. На 12 неделе уже работают оба полушария головного мозга, развиваются органы чувств и соответствующие центры мозга. На момент 18 недель у плода уже имеется человеческий головной мозг. К концу внутриутробного периода в основном заканчивается дифференцировка коры большого мозга, образуются все борозды и извилины.

Как видим, головной мозг формируется на протяжении всего утробного периода, и нет какого-то отдельного органа или места в нем, чтобы связать по времени вхождение души в тело. Но есть иные проявления, на которых можно основываться.

С пятого месяца появляются первые электрические потенциалы мозга, но постоянная биоэлектрическая активность мозга наблюдается на 7–8 месяце. Электрические потенциалы мозга свидетельствуют, что мозг плода начал «думать». Связь между мышлением человека и электрической активностью головного мозга рассматривает психофизиология. Головной мозг сравнивается с информационно-управленческим устройством, языком которого являются частота импульсной активности, временные и пространственные факторы.

Правда, душа не реагирует на электромагнитные поля, как показывает практика внетелесных путешествий и сообщения людей, бывших в клинической смерти. Поэтому появление электрических потенциалов головного мозга не следует прямо связывать с воздействием души. Но они могут служить показателем начала работы мозга, поскольку душа сама обладает сознанием, а мозг лишь опосредствует сознание в земных условиях. Таким образом, можно предполагать соединение души с плодом в утробе матери именно в этот период, то есть на пятом месяце развития.

Третья версия. Душа соединяется с телом при рождении ребенка. Это мнение почему-то упорно бытует в народе. У кого из православно верующих ни спросишь, отвечают: при рождении ребенка, в момент первого вдоха. Может быть, и верно, народу лучше знать, поскольку рожают женщины, а не философы и богословы. Но почему именно при первом вдохе? Вдохнул воздух и вместе с ним душу, как будто она только и ждет, чтобы рот открыл.

Относительно первого вдоха в книге И.С. Бреслава «Как управляется дыхание человека», сказано, что ученые пока еще не пришли к однозначному выводу и спорят о том, какой именно стимул заставляет новорожденного произвести первый вдох, испустить первый крик после появления на свет.

Известно, что если ребенок, появившись на свет, не начинает дышать самостоятельно, его тормошат шлепками, поочередным воздействием холодной и теплой водой. Тем самым усиливается приток разнообразных стимулов, которые воздействуют на головной мозг, его ретикулярную формацию.

Первый вдох–это не просто включение центрального дыхательного механизма. В этот момент у новорожденного напрягаются все мышцы, разгибающие туловище, занимают свое положение ребра, – грудная клетка расширяется, вокруг легких создается отрицательное внутригрудное давление, что способствует заполнению их воздухом. При этом создаются те биохимические условия работы дыхательного аппарата, которые сохраняются в течение всей жизни. Так и напрашивается мысль, что какая-то жизненная сила (энергия) входит в тело и оживляет его. Душа?

Другой аргумент в пользу третьей версии ? плод становится самостоятельным организмом после того, как перерезана пуповина, соединяющая его с организмом матери. До этого момента он был частью матери под протекцией ее души, а теперь стал «свободным полем» для иной души. Но вся эта наша человеческая логика опирается на физические законы, а душа подвержена законам Того мира, к которому она принадлежит.

Во всяком случае, ясно одно: если душа соединяется с организмом ребенка в период рождения, то плод в утробе матери души не имеет и, соответственно, у него не может быть душевных переживаний. Посмотрим, так ли это.

Поведение плода в утробе матери снято на кинопленку при помощи микрокамеры с широкоугольной оптикой. Кадры этого удивительного цветного фильма показывают, как реагирует плод на изменения в организме матери и в окружающем ее мире. Уже двухмесячный эмбрион реагирует на давление и боль. Ему передается и беспокойство матери, очевидно, через ритм биения ее сердца. Начиная с шестой недели, он реагирует на свет, знает, когда мать загорает на солнце, хотя в целом этот свет ему не мешает. Он реагирует на световой луч, направленный на живот матери, чаще всего, отворачивая голову или подпрыгивая. Реагирует на шумы, громкие крики и звуки.

Утверждают, что в шесть месяцев плод различает голос матери и отца. Проводились наблюдения у 28-недельного плода. Он строил отрицательные гримасы на соленое и горькое и довольное лицо ? на сладкое. Мимика плача, гнева, крика позволила высказать предположение, что плод уже способен к некоторым эмоциям. На последних месяцах беременности электрическая активность мозга плода имеет смену ритмов, которая характерна для сна. Фаза «медленного» сна сменяется фазой «быстрого» сна. Т. Верни в книге «Скрытая жизнь ребенка до его рождения» считает, что мысли, переживания, ощущения матери передаются ребенку, запоминаются им и оказывают влияние на дальнейшую жизнь. Хотя некоторые специалисты в этом сомневаются.

Доктор медицины из США, психотерапевт Станислав Гроф, исследуя в течение тридцати лет неординарные состояния сознания, установил, что ребенок в утробе матери и при выходе из нее испытывает различные трансперсональные переживания подобно мистическим состояниям смерти-возрождения.

В своей книге «За пределами мозга», изданной на русском языке в 2000 году, Гроф подразделяет эти переживания на четыре периода (базовые перинатальные матрицы – БПМ).

Первый период (БПМ-I). Безмятежное внутриматочное развитие при нормальном течении беременности сопровождается состояниями, для которых характерно отсутствие границ, например, океанического сознания, водными формами жизни, пребывания в межзвездном пространстве, элементами космического единства или мистического союза. Нарушения внутриматочной жизни, патологические отклонения сходны с переживаниями подводных опасностей, загрязненных потоков, враждебной природы, возможны демонические видения. Опасность выкидыша или попытка аборта переживается как видение конца света.

Второй период (БПМ-II) относится к началу родов. Когда начинаются родовые схватки, равновесное состояние плода нарушается, его родной дом – матка – начинает сокращаться и давить со всех сторон. Ограничивается приток крови, кислорода и питания. В этот период приходит чувство надвижения смертельной опасности, появляются видения подобно воронке или водовороту, неумолимо затягивающему в центр, нападению страшного пожирающего чудовища. Маточный зев еще не раскрыт, младенец испытывает переживания отсутствия выхода из замкнутого пространства, чувство одиночества, безнадежности и беспомощности. Он не видит конца этой пытки, испытывает безысходность и отчаяние.

Третий период (БПМ-III) относится ко второй клинической стадии родов. Маточный зев уже раскрыт, плод постепенно продвигается по родовому каналу. Схватки усиливаются, их сила и продолжительность нарастают. В период потуг младенец подвергается сокрушительному механическому давлению силой до 50 кг, испытывая при этом недостаток кислорода и удушье. Идет отчаянная борьба за выживание. Переживания этого периода сопровождаются видениями картин страшного суда, титанических битв космического размаха с участием ангелов и демонов, богов и титанов, демонических эпизодов, столкновения с огнем, мощными потоками энергии подобно неистовым силам вулканов и ураганов. Но здесь ситуация уже не кажется безнадежной, и сам младенец не беспомощен, он участвует в происходящем и чувствует, что страдания имеют определенную цель.

Четвертая стадия (БПМ-IV) связана с появлением на свет. Мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу. За пиком боли следует внезапное облегчение и релаксация. Ребенок родился и сталкивается с ярким светом дня. После отсечения пуповины прекращается связь с матерью, и ребенок вступает в новое существование как анатомически независимый организм. Разрешилась борьба смерти-возрождения.

«Парадоксально, – пишет Станислав Гроф, – что, находясь буквально на пороге освобождения, младенец ощущает приближение катастрофы огромного размаха, переживается безжалостное уничтожение всех прежних опорных точек в жизни индивида. За опытом «прямого попадания на самое дно космоса» следует видение ослепительно белого или золотого света сверхъестественной яркости и красоты».

Вот такую интересную картину психической жизни ребенка (точнее, плода) в утробе матери, его переживаний и видений в период рождения, раскрыл нам Станислав Гроф. Это напоминает переживания смерти человеком: та же отчаянная борьба организма за жизнь, то же крушение всех сложившихся устоев, то же облегчение и Свет по окончании перехода из одного состояния в другое. Разве это не душевные переживания человека? Разве все животные при рождении переживают подобное?


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)