Основные каббалистические книги: Сефер Иецира – кодекс каббалистической метафизики; Сефер Берешит – Пятикнижие Моисея; и Зогар (книга Свечения) – сборник комментариев на Библию и каббалистическую метафизику в ее динамической части. Каббала очень трудна, поскольку содержит мистику, которую можно толковать как угодно широко. Видный каббалист Михаэль Лайтман, который написал 30 книг по каббале, отразил это в своей работе «Внутреннее созерцание» так: «Мы изучаем столько книг по Каббале, столько времени проводим в изучении, что любую науку мы бы уже освоили. А изучая Каббалу, мы все больше понимаем, что ничего не понимаем».
Для нашей темы интерес в каббале представляет все, что содержит описание Того мира, особенно описание света, исходящего от Творца в сотворенные им миры. Этому свету в каббале и его толковании уделено много места. О свете и его цветах в Том мире говорится в Тибетской книге мертвых, о свете как личности рассказывают люди, бывшие в клинической смерти. Видимо, Свет, – как путеводная звезда, понятие очень важное для человека как в этой, так и в Той жизни.
Каббалист и маг Альфонс Луи Константа, известный как Элифас Леви, принял и разработал оккультные теории, по которым человек является микрокосмосом Вселенной, и все в мире связано между собой нитями невидимых внутренних соответствий. В основе его убеждений лежала знаменитая формула Гермеса Трисмегиста: «Что вверху, – то внизу», – понимаемая, как аналогия микро– и макрокосмоса. Мы тоже будем рассматривать эту связь с привлечением современных знаний.
Эммануил Сведенборг (1688 – 1772), шведский барон, член высшей палаты парламента и ученый-натуралист, в совершенстве владевший девятью языками, написал около 150 научных трудов по математике, астрономии, экономике, физиологии и к возрасту пятидесяти лет овладел всеми известными в его время естественными науками. Кроме того, он был изобретателем, изготавливал телескопы и микроскопы, сконструировал подводную лодку, насосы, планер, шахтное оборудование, сталепрокатный стан. Сведенборг обладал ясновидением и в преклонном возрасте стал на пороге исследования внутренних миров. Он сделал обзор всех современных ему знаний в области психологии, исследовал сновидения, гипнотические состояния и, начиная с 1744 года, 28 лет находился в непрерывном контакте с миром духов.
Сведенборг пережил присмертное состояние, вот как он об этом сообщает: «Я потерял чувствительность. Думал, что я умираю. Моя духовная жизнь осталась нетронутой, я помню все, что со мной было и что было с теми, кто воскрес из мертвых… Я заметил, что меня что-то тащит… как будто мой дух выходит из тела».
В своих произведениях он описывает потусторонний мир, утверждая, что неоднократно бывал там: «Неоднократно находился я в одинаковом состоянии с Ангелами и был возвышаем к ним в Небо, причем я всегда пребывал в духе вне тела…». И еще: «Господом раскрыты были внутренние начала моего духа, и мне дано было с людьми, которых я знал здесь, говорить после их смерти. С некоторыми из них я беседовал несколько дней, с другими – несколько месяцев, а с иными – целый год; и, наконец, с таким множеством других, что число их, бесспорно, превышает сотню тысяч; из них многие были на небесах, другие в аду». Наряду с этими мистическими исследованиями Сведенборг выполнял свои служебные обязанности в горной промышленности до конца своих дней.
Свои посещения иного бытия и выводы Сведенборг изложил в книгах «О Небесах, о мире духов и об аде», «Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости», «Мудрость Ангельская о Божественном Провидении» и других книгах.
Как верующий, он искренне все это воспринимал в соответствии с христианской традицией. Некоторые описания потустороннего мира разочаровывающе приземлены, но другие совпадают с сообщениями современных людей, переживших клиническую смерть. Согласно Сведенборгу, когда человек умирает, он входит в мир духов, находящийся на полпути между небесами и адом. Этот мир, хотя и нематериальный, но совпадает с миром материальным, и умерший вначале не осознает, что он умер. В момент смерти наблюдается свет, и имеет место просмотр собственной жизни, ее добрых и дурных дел. В его книгах много информации о Том мире, хотя и не все вызывает доверительное понятие. Сведенборг уверен, что: «Смерть – переход из одного мира в другой».
Даниил Андреев (1906 – 1959). Его книга «Роза мира», написанная в тюрьме сталинского режима, поражает любое воображение. Описание иных миров-слоев, населяющих их сущностей, демонических иерархий, внутренних сил Земли (стихиалей) буквально шокируют читателя, и невозможно что-то сразу сказать по этому поводу. Одни приходят к мысли, что это – великое откровение, другие – бред воспаленного мозга, третьи – надуманные фантазии. Но когда раз за разом перечитываешь эту книгу и сравниваешь с другими мистическими видениями, становится ясно, что все это не то, и придумать такое невозможно.
Андрееву действительно были мистические видения потустороннего бытия. Но такого рода познания, «трансфизические» видения всегда иносказательные, где жизненное зачастую смешано с духовным. Информация из Того мира, образы, звуки, слова и фразы так переплетаются с реальными картинами жизни, запечатленными в глубинах памяти, что отличить одно от другого зачастую невозможно.
Андреев был человек широко образованный, он знал литературу, историю, религии, астрономию, философию. Все эти знания в его глубинах памяти переплетались в образах с информацией из Того мира. Это можно понять из причудливых слов-названий, которые, как пишет Андреев, приходили ему из мира иного: «Иногда это были уже не совсем слова в нашем смысле, а как бы целые аккорды фонетических созвучий и знаний». Однако эти созвучия составлялись в сознании Андреева из обычных слов.
Например, название «Шаданакар» (разноматериальная система планеты Земля) – состоит из слова «карандаш», которым он писал в тюрьме свое произведение. Выражение «Брамфатура» (система миров) – созвучно со словом «арматура», тюремная решетка. Слово «Шельт» (вместилище монады) – созвучно со словом «шельф», обозначающее в геологии материковую отмель. Как «Шельт» находится между мирами, так и шельф – переход между водой и сушей. Название «Даймоны» (высшее человечество в другом измерении) – состоит из слова «монады». «Ытреч» (планетарная ночь) – состоит из слова «черти» или «черты». «Дромн» (чистилище) – есть комбинация из слова «морда». Название «Гагтунгр» (страшный демон всех миров нашей планеты) – полагаю, что это производное от слова «ругань», которая в тюремной камере часто доходит до насилия, драк и убийств. Такие дела в камере ассоциируются у интеллигентного человека с демоническим проявлением, ужасный образ которого и явился Андрееву в его мистических видениях.
Андреев не придумывал все эти названия, они просто сложились в его сознании во время трансовых состояний. Так же, видимо, складывались все остальные видения и звуковые аккорды. Но это вовсе не значит, что в «Розе Мира» все – белиберда. Там есть истинные откровения, и мы будем их искать применительно к нашей теме.
Американский гипнотерапевт, доктор философии Майкл Ньютон, путем гипноза вводил добровольцев в «сверхсознательное» состояние, во время которого они вспоминали то, что происходило с ними между физическими воплощениями. Как он сам пишет: «Я обнаружил возможность заглянуть в духовный мир через ум человека, находящегося в состоянии гипноза». Майкл написал книги «Путешествия души» и Предназначение души».
Под гипнозом можно «видеть» и испытывать все, что угодно, основываться на этом не следует, но некоторую информацию из этих книг, которая совпадает с другими источниками, будем принимать во внимание.
Есть еще много книг, авторы которых утверждают, что информация им приходит свыше. В наше время появилось множество экстрасенсов-контакторов, запросто говорящих с Богом, с Космосом, Инопланетным Разумом, Солнцем, Землей, с Ангелом-хранителем. Многое из этого, судя по качеству информации, нашептывают им местные духи, так же, как в спиритизме. Но все-таки мы будем обращаться и к этой литературе в поисках информации, которая нам покажется истинной.
ОККУЛЬТИЗМ
Дано ли нам постичь глубину ночи при свете дня
Ф. Ницше
Оккультизм издревле занимался изучением потустороннего мира. Многие древние мистики, проникая в потусторонний мир, встречали там иные возможности существования, совершенно отличающиеся от земных. Все было иное: формы, вид, способы передвижения и общения. Необыкновенными были также свойства и возможности самого человека, одно лишь было изначально – сознание. Не находя ничего подобного в земной жизни, с чем можно было бы сравнить, они давали всем этим свойствам и способам существования свои названия и сделали вывод, что человек – существо многомерное.
В книге «Истоки тайноведения», издания русского оккультного центра, приводятся учения Древнего Египта, каббалистов, оккультистов о составе человека и структуре потустороннего мира. Несмотря на различную классификацию, эти учения основываются на аналогии человека и Вселенной. Приведем извлечения из этой книги, написанной в 1938 – 1939 гг. в Шанхае.
«Древние установили аналогичность человека с Вселенной. Они называли, вследствие этого, человека малым миром – микрокосмом, а Вселенную большим миром – макрокосмом. И тот, и другой мир они подразделяли на три части. Как человек состоит из разума, души и тела, так и Вселенная, рассматриваемая как великое одушевленное тело (Пан), имеет свой разум, свою душу и свое тело.
Три начала. Оккультисты, следуя примеру древних, признают три начала: материю, божественный принцип и связующее их звено – душевное начало или принцип оживляющий. Изучению этого посредствующего элемента, называемого «астральным миром» или «астральной сферой», в оккультизме отводится главное место. Это деление на три представляет основной принцип оккультизма, который применяется к изучению Бога, Человека и Вселенной.
Таким образом, бытие распределяется на: Мир божественный – поддающийся исследованию при помощи аналогии, Мир астральный – доступный наблюдению при особых условиях, и Мир физический – подлежащий контролю внешних чувств.
В отношении состава человека это разделение формулируется так: два противоположных начала – бессмертный дух и смертное тело соединены оживляющим началом – душою или астросомом (астр. тело). Следовательно, человек содержит в себе проявление трех миров и поэтому он подчиняется всем законам, действующим в этих мирах. Таким образом, через изучение человека можно достигнуть определения всех законов, управляющих физическим, астральным и божественным мирами. Отсюда – аксиома греков и правило С. Мартена – «должно изучать природу по человеку, а не человека по природе».
Таким образом, оккультисты пытались понять Мироздание во всей его полноте по человеку, его физической и духовной сущности. При этом за основу брали соединяющий их принцип. Следует отметить, что современные физики-теоретики тоже пытаются выяснить структуру необъятной Вселенной, изучая свойства элементарных частиц, которых и в микроскоп-то не видно. Как в физическом, так и в духовном плане человек хочет понять Мироздание, изучая лишь его мизерную часть на Земле. Собственно, другого пути и нет. Даже разлагая свет далеких звезд и галактик, просматривая и прослушивая Космос все более совершенными техническими средствами, мы все равно по малой части, «по следам» пытаемся понять Великое Мироздание во всем его многообразии.
ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО
Принципиально неважно, что считать началом:
дух или материю, важно признать их единство.
П. Д. Успенский
Теософское общество, созданное в 1875 году в Нью-Йорке Еленой Блаватской и полковником Г. Олкоттом, ставило одной из своих задач исследование необъяснимых явлений природы в сравнительном аспекте с религиями и наукой. Членами общества были такие выдающиеся люди, как: американский изобретатель Томас Эдисон, физик и химик, член королевского научного общества Уильям Крукс, знаменитый французский астроном Камиль Фламмарион, американский философ и психолог Уильям Джемс.
Основанная на оккультных идеях, теософия придерживается правила: «как внизу, так вверху». Елена Блаватская в своем труде «Феномен человека» писала: «То, что справедливо для Макрокосма, в равной мере применимо и к микрокосму; закон аналогий действует во всей природе. И, следовательно, Вселенная, наша Солнечная система, наша Земля и сам человек имеют аналогичное семеричное строение –четыре сверхъестественных, или сверхчеловеческих (если можно так сказать), принципа и три объективно-астральных. Если же рассматривать конкретно человека, то тут возможны два подхода. Человек во плоти состоит, разумеется, из семи принципов (если можно так назвать семь состояний его материальной, астральной и духовной структуры, принадлежащих к различным уровням)».
Чарльз Ледбитер (1854 – 1934) в своем «Кратком очерке теософии» пишет: «Теософия – не религия, но она стоит к религиям в таком же отношении, в каком к ним стояла древняя философия… Она рассматривает все различные религии как изложения одной и той же истины…». И приводит «три великие истины», на которые опираются теософы:
1. Бог существует и он добр. Он великий жизнедатель, который пребывает в нас и вне нас. Он бессмертен и вечно творит благо. Его нельзя ни слышать, ни видеть, ни осязать, но он может быть познан человеком, который хочет достигнуть такого познания.
2. Человек бессмертен. Слава и величие его будущего не имеют пределов.
3. Божественный закон абсолютной справедливости управляет миром так, что каждый человек есть воистину свой собственный судья, творец собственной жизни, наделяющий себя светом и тьмой, наградой или возмездием».
Теософские тексты переполнены оккультной терминологией, которые можно понимать различно, и по многим позициям единого мнения у теософов так и не сложилось. Но все это объединяет идея, что человек в своей эволюции проходит множество миров, пока не достигнет высшего совершенства.
За время своей деятельности общество издало немало трудов, так или иначе касающихся запредельного мира. Елена Блаватская (1831 – 1891) написала более пятидесяти книг и статей, ее основной труд «Тайная доктрина» – разъяснение древнего манускрипта «Книги Дзиан». В предисловии к «Тайной доктрине» Блаватская пишет: «Цель этого труда может быть определена так: доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов» и указать человеку его законное место в схеме Вселенной, спасти от извращения архаические истины, являющиеся основою всех религий…». Анни Безант и Алиса Бейли выдали в свет более двадцати книг. Чарльз Ледбитер в своих книгах «Астральный план», «Ментальный план», «Невидимые помощники» и других довольно подробно и обстоятельно описывает духовный мир, исходя из теософских учений. Мы будем использовать эти труды в настоящих исследованиях
СПИРИТИЗМ
Все смертны, и для смерти нет закона.
Сенека
Вера в духов предков существовала у всех древних народов мира, да и сейчас существует у некоторых народов Америки, Африки и Азии. Древние египетские жрецы, японские шаманы, греческие оракулы, китайские императоры и основатели религий заявляли, что они общаются с бестелесными духами и получают от них инструкции. Люди наблюдали призрачные видения умерших, вызывали духов по мере необходимости, общались с ними как могли, задавали вопросы, получали ответы, то есть уже и в древности знали особенности загробного мира, но все это были разрозненные сведения, они утрачены в глубине веков. Спиритизм, как вызывание душ умерших и общение с ними, был всегда.
В XIX веке возникло массовое увлечение спиритизмом в Европе и Америке. По обеим сторонам Атлантического океана в домах, светских салонах, аудиториях и залах устраивались коллективные сеансы по вызову духов умерших людей, с которыми присутствующие через медиумов или без них вступали в коммуникацию.
Духи оповещали свое присутствие стуками, звуками, передвижением предметов, падением температуры, материализацией частей тела (рук, головы), а иногда и полной фигуры призрака. С ними общались через перестукивания «да – нет», через планшетку, указатели буквенного алфавита, путем бессознательного письма, ясновидения, яснослышания, а также посредством электронных технических средств. Духам задавались различные вопросы, получали от них ответы и предсказания.
Этим увлекательным и захватывающим делом занималось множество людей разного звания и профессий, в том числе доктора наук, писатели, чиновники, военные и высокопоставленные особы. К 1855 году спиритизм (спиритуализм) насчитывал два миллиона приверженцев и стал особого рода религией, основное положение которой гласило, что жизнь существует и после смерти.
Появились профессиональные медиумы – особые люди, способные вступать в коммуникацию с сущностями потустороннего мира, наиболее известных из них принимали даже в королевских салонах. Духи, вступающие в контакт с медиумом, называли себя именами умерших людей, иногда родственников, а несколько духов обозначали себя групповым названием. Они любили рассказывать о своей прошедшей жизни на земле, иногда сообщали важную информацию.
В 1882 году в Лондоне было учреждено «Общество психических исследований» (ОПИ). Под эгидой Лондонского общества в 1894 году было создано «Американское общество психических исследований» (АОПИ). Эти общества с самого начала предполагались как союз между спиритами и учеными для серьезных исследований психических феноменов. Членами обществ были выдающиеся ученые, чиновники, психологи, врачи, писатели, бизнесмены и другие. Например, министр иностранных дел Великобритании, граф Артур Джеймс Бэлфер; знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии Джон Уильям Страт (лорд Рэлей); известный ученый в области физики и химии, член Королевского научного общества Уильям Крукс; французский астроном Камиль Фламмарион, видный немецкий психолог Ханс Бендер; профессор социологии Хорнелл Харт; философ, академик Генри Сиджуик, писатель Артур Конан Дойль; французский врач Эжен Ости; знаменитый иллюзионист Гарри Гундини, который занимался в основном разоблачением медиумов-мошенников.
Общества психических исследований издавали информационный бюллетень и журнал, где публиковались итоги исследований, гипотезы и теории. Исследователи писали статьи и книги, где тоже высказывали свои соображения относительно всех этих феноменов. Периодически устраивались международные конгрессы в Копенгагене, Париже, Варшаве, Афинах.
В 1918 году был основан Международный институт парапсихологии в Париже, где занимались исследованиями в области психики и, в частности, изучением медиумов. В 1934 году был создан Международный институт для изучения психических явлений.
Основной вопрос исследований – откуда медиумы получают информацию, недоступную обычным путем, и каким образом они совершают феноменальные действия. Помогают ли в этом им духи, как утверждают сами медиумы, или же все это – психофизические явления, еще не раскрытые наукой?
Поскольку каждый медиум обладал определенной способностью, зачастую исследовался тот или иной отдельный феномен. Например, бессознательное (автоматическое) письмо, когда медиум в трансовом состоянии водил карандашом по бумаге, записывая информацию совершенно не своим подчерком. Так писались целые книги. Для объяснения этого феномена выдвигались различные гипотезы:
1. Информация извлекается из подсознания медиума.
2. Информация извлекается из подсознания других людей.
3. Информация приходит путем экстрасенсорного восприятия.
4. Информация поступает из космического резервуара.
Иные считали, что информация исходит от умерших знаменитых ученых, например, Френсиса Бэкона, Эммануила Сведенборга и других, а некоторые священники предупреждали, что информация поступает от демонов, которые маскируются под умерших людей.
Медиумы тоже принимали участие в исследованиях, выдвигая свои гипотезы и объясняя собственные феномены, как могли. Медиум Артур Форд определил дух как «не что иное, как поток сознания личности, с которой мы встречаемся в каждом человеческом существе». Дух-покровитель Форда также сообщил, что дух – это: «восстановленное тело, которое человек принимает после смерти, и это тело одето в покров из света и проекции мысли».
Медиум Айлан Дж. Гаррет, создавшая в Нью-Йорке Парапсихологический фонд для поддержки научных изысканий, считала, что ее способности есть результат действия «определенных сил, находящихся за пределами возможностей постижения современного разума». Согласно Эндрю Джексону Дэвису, который давал информацию, находясь в трансовом состоянии, после физической смерти человек продолжает существовать и развиваться, проходя по нескольким небесным сферам. Это продолжается до тех пор, пока не будет достигнута седьмая сфера, где душа человека сливается с «бесконечным вихрем любви, мудрости и великого духовного Солнца Божественного разума».
Таким образом, многие годы в Европе и Америке, в тысячах проводимых экспериментов ученые-исследователи психики, спириты и сами медиумы пытались понять и объяснить удивительные способности человека создавать невероятные, с точки зрения науки, феномены. Однако за сто с лишним лет научной работы исследователи так и не определились окончательно по этим вопросам. Помогают ли им действительно духи умерших людей, а значит, есть жизнь после смерти, или все это психофизические проявления неведомой науке энергии, психические следы минувших событий и их экстрасенсорное восприятие.
Розмари Эллен Гуили в своей «Энциклопедии привидений и духов» пишет, что: «Гораздо легче представить себе развоплощенного духа, который является как видения, действует на мир как полтергейст и вступает в коммуникацию через медиума, чем представить себе, как все эти вещи могут проведены одновременно благодаря экстрасенсорному восприятию и психокинезу, проявляемым живыми людьми». Последователи спиритизма верят, что духи – это души умерших людей, оказавшихся в земной среде потому, что они пребывают в смятенном состоянии, или просто оттого, что до сих пор не воспринимают себя умершими.
Итогом этого периода спиритизма явились тысячи книг и статей. Книга Уарда «Ушедшие на Запад», книга Вэй-Оуэна «Жизнь по ту сторону занавесы» и другие. Известный французский астроном Камиль Фламмарион (1842 – 1925) длительное время собирал сообщения об явлениях призраков и других проявлениях потустороннего мира. Как ученый, он проверял и анализировал почти каждое такое сообщение. В своей книге «После смерти» Камиль пишет: «Я получил огромное количество различных сообщений со всех стран мира, на разных языках, от людей всех социальных слоев и возрастов… и уже просто не могу сомневаться в проявлениях умерших в определенных условиях существования их душ… Эти выводы о существовании души в загробном мире и ее воздействие на живых для меня тем более очевидны, поскольку я потратил гораздо больше времени, чем все остальные, для их констатации и проверки. На это ушло более шестидесяти лет – с 1861 по 1922 год. Беспристрастное изучение данной темы дает мне надежду на ее научную ценность».
Французский врач Ипполит Леон Денизар-Ривайль, известный как Аллан Кардек, (1804–1869) в своих фундаментальных книгах отразил множество ответов духов по различным вопросам бытия. Эти сведения мы будем использовать в наших исследованиях потустороннего мира, хотя не все сообщения духов вызывают доверие. Сам Кардек отмечает, что общение с Духами очень сложно. Так как Духи отличны один от другого своими познаниями и нравственными достоинствами, то на один и тот же вопрос можно получить различные ответы. Кроме того, не все Духи знают все только потому, что они Духи; среди них есть совершенные невежды, как и между людьми. Духи говорят, что очень трудно выразить мысли медленным и затруднительным человеческим языком, который недостаточен для объяснения всех идей о потустороннем мире.
Роберт Крукэлл в начале 1960-х годов опубликовал работу под названием «Окончательное путешествие», в которой подытожил огромное количество сведений, полученных от медиумов в состоянии транса, на сеансах автоматического письма, а также свидетельств умирающих людей и их родственников.
В 1956 году была основана Всемирная спиритическая ассоциация. Члены этой ассоциации определяют спиритизм как «науку, философию и религию непрерывности жизни, основанную на наглядном общении средствами медиумизма с теми, кто живет в духовном мире». Сохранение личности после смерти через новое рождение в духовном теле – центральный тезис спиритизма. Спиритизм – это религиозное движение, опирающееся на веру в продолжение жизни после смерти.
С появлением радио, телефона, магнитофона, началось общение живых с умершими посредством электротехнических средств. Люди записывали голоса умерших, усопшие появлялись на пленке фотоаппарата, встревали в телефонные разговоры, показывались на экранах телевизоров, а с появлением компьютеров такие коммуникации стали значительно шире. Умершие отвечали на вопросы живых, некоторые сообщения касались также свойств потустороннего мира и особенностей существования в нем.