Книга Профессия скрипт-супервайзер: Разговор двух камней в темной комнате одним кадром - читать онлайн бесплатно, автор Анастасия Степанова. Cтраница 2
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Профессия скрипт-супервайзер: Разговор двух камней в темной комнате одним кадром
Профессия скрипт-супервайзер: Разговор двух камней в темной комнате одним кадром
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Профессия скрипт-супервайзер: Разговор двух камней в темной комнате одним кадром

«Здравствуйте, я – Настя, меня зовут скрипт».

Меня запомнили.


Идеальный вариант подготовки скрипта к читке – это отдельные дни, выделенные для так называемой «домашней работы». ВАЖНО! Прикрепление скрипт-супервайзера к проекту должно учитывать именно отдельные дни! ПРИКРЕПЛЕНИЕМ в кино называется официальное оформление специалиста по договору найма. То есть датой прикрепления считается дата, с которой с вами заключают договор. Проще говоря, с этой даты вам будут считать и начислять заработную плату. Всё, что вы делаете до момента прикрепления, – волонтёрская деятельность на благо проекта (что, впрочем, не запрещено законом и может иметь место, но лишь, как говорится, «по обоюдному согласию»).

На чтение (вычитку) типичного полнометражного сценария согласно стандартам должностной инструкции скрипт-супервайзера (официальный документ сообщества скрипт-супервайзеров российского кино, см. главу 4) компанией должно быть предоставлено не менее трёх (оплачиваемых) рабочих дней. И тут возникает справедливый вопрос от любого стандартного продюсера. Назовём вопрос «первым наболевшим»…

«А что, собственно говоря, скрипт будет делать три дня дома и за что мы ему будем платить?..»

Что же тут ответить начинающему скрипту? Самый простой и очевидный совет: Маленький Начинающий Скрипт может и должен показать Опытному Стандартному Продюсеру свою скрипт-таблицу. Это главный помощник, опора и надежда, «палочка-выручалочка», верный спутник и друг, основной инструмент и олицетворение системы в работе любого уважающего себя скрипт-супервайзера. О том, как, из чего и когда создаётся такой документ, мы будем говорить достаточно подробно в следующих главах, поскольку одним из желаемых результатов данного курса является в том числе разработка пробной скрипт-таблицы по моему проверенному временем образцу и формирование подобного навыка в принципе. А пока давайте просто оставим «зарубку в мозгу», что скрипт-таблица всегда и во всём помогает разобраться.

ВОПРОСЫ к читке… Чтобы понять, какие вопросы могут возникнуть при первичной вычитке сценария, нужно хорошо знать и понимать весь спектр деятельности скрипта. Поэтому первый «блин» (то есть первая попытка создания) наверняка будет комом. Не надо переживать – так начинают все, и никто в кино не пришёл сразу умным. Закон перехода количества в качество будет вам в помощь. А пока берём список колонок из скрипт-таблицы и понимаем, на что обращать внимание. ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ СКРИПТ и чего могут касаться вопросы скрипта к сценарию (к первой читке):

– номер сцены;

– сетка дней/ночей;

– интерьер/натура/павильон/хромакей;

– хронометраж (план/факт);

– объект/подобъект;

– дата и время съёмки (мотор/стоп);

– погодный режим (факт);

– краткое содержание и либретто сцены;

– доп. текст или звук (ВПЗ, ЗК, музыка);

– изменения по действию, содержанию, объекту, тексту (по факту съёмки или если речь идёт о подготовке, то по факту произошедших обсуждений/решений);

– персонажи, групповка, массовка (в правильной терминологии АМС);

– реквизит и декорировки (план и факт, то есть в дальнейшем, в процессе съёмки, скрипт корректирует свою таблицу и следит, чтобы материал снимался с учётом новых вводных);

– грим (план и факт, по персонажам);

– костюм (план и факт, по персонажам);

– трюки и каскадёры (в той части, которая может касаться работы скрипт-супервайзера);

– CG (или CGI, компьютерная графика);

– время года и дата (игровые);

– время на часах (игровое).

Также ориентируемся по вкладкам (в нижней части документа таблицы):

– серии (при наличии);

– персонажи (так называемая персонажная «библия»);

– объекты и детали (то есть отдельные особо важные и неочевидные моменты касательно декораций, персонажный и сюжетный реквизит, транспорт и т. д.);

– календарь (имеется в виду игровой календарь).

Скрипт-таблица (если объяснять без поэзии) представляет из себя стандартную электронную таблицу, составленную в программе MS Excel. Скрипт создаёт её сам, на этапе подготовки – новую под каждый новый проект. Функционал может меняться в зависимости от сложности материала и условий работы. В приложениях к книге я привожу несколько своих скрипт-таблиц для наглядности. Все приложения (№ 1-16) можно скачать и посмотреть по этой ссылке.

https://addons.eksmo.ru/it/script_supervisor.zip

Участие в общей читке с группой: знакомство, ведение протокола (не основная функция, только по договорённости), уточнение своих вопросов.

ЗНАКОМСТВО с группой. В далёкие времена… Когда деревья в кино были большими, когда плёнку клеили на монтажных столах под шум июльского дождя, а волшебный луч был великим утешителем в кромешной тьме и так далее, далее, далее… В общем, мы говорим о тех временах, про которые с гордостью вспоминают те, кто успел «поучиться у старых мастеров». Так вот, во времена «старых мастеров» (кои и мне повезло застать) обязательным являлось знакомство группы друг с другом. Съёмочную группу за несколько дней до мотора старались обязательно собрать на студии как можно большим составом. С одной только целью – представить каждого и оставить людям время на знакомство и решение всех предварительных вопросов. И это было очень полезной практикой. Во-первых, у будущих коллег появлялась возможность заранее согласовать отдельные моменты совместной работы. А во-вторых, люди могли идентифицировать друг друга – буквально увидеть и постараться запомнить, какие имена/фамилии к каким лицам и должностям относятся. Сейчас редко проводятся подобные встречи (и жаль, и зря). Как правило, за день до мотора в лучшем случае всем просто рассылается список группы. И дальше мы в первый же съёмочный день знакомимся сразу с как минимум пятьюдесятью незнакомцами. На выучивание и запоминание отводится весь остаток смен, всех смен. Но момент вежливости ведь никто не отменял. К тому же…

Самый простой рецепт того, как найти с людьми общий язык, – это обращаться к правильному человеку с правильным вопросом и… называть человека по имени.

Поэтому крайне важно на первой же читке представиться всем присутствующим и представить себя – в любое удобное время. Вы можете сделать это публично или лично, то есть буквально объявить во всеуслышание «кто вы, зачем и почему», или же познакомиться с каждым из членов группы в индивидуальном порядке в перерывах на кофе/перекур. Знакомство действительно важно. Если вы хотите, чтобы люди к вам относились с доверием и уважением, для начала представьтесь (всегда), а далее отнеситесь с уважением сами (прежде всего) к человеку и к его работе.


ЧТО такое ПРОТОКОЛ? И как он перекликается с другими документами, такими как либретто, КПП, брейкдаун (и чем являются, собственно говоря, все перечисленные документы)?

Протокол – это своего рода стенограмма всех обсуждений, которые происходят на производственных встречах и читках. В ходе подготовки проекта по мере необходимости могут возникать отдельные протоколы читок сценария, протоколы встреч с постановщиком трюков или CG-супервайзером и т. д. Как таковой единой и чёткой формы ведения протокола в кинопроизводстве не существует. Его можно вести как в текстовом виде, так и в таблице. На каждом новом проекте (по договорённости) форма ведения данного документа согласовывается с режиссёром, со вторым режиссёром и с исполнительным продюсером. Тем не менее можно обозначить общие требования к протоколу:

– он должен быть простым и понятным для всех департаментов и для каждого из членов производства;

– он должен вестись подробно, но лаконично и аккуратно;

– он должен регулярно обновляться в общем доступе (посредством электронной рассылки либо электронного облака, общего онлайн-диска).

Таким образом, данные из протокола – это информация о принятых на читке и иных рабочих встречах производственных и творческих решениях. Вся информация из протокола переходит в последующие производственные документы (КПП, вызывные листы, режиссёрский сценарий, брейкдаун, скрипт-таблица и пр.), за счёт чего данные не теряются. С протоколом работают все департаменты в процессе производства. (См приложение 1. Пример вызывного листа)

Что такое БРЕЙКДАУН? По сути, это выписанные данные по деталям каждой сцены в работе каждого из департаментов. Информация для брейкдауна берётся из самого сценария, из всех обсуждений и читок (то есть из протоколов, в частности), а также учитывает дополнительные пожелания режиссёра и оператора (если они заранее были переданы лично или зафиксированы в общей документации). Брейкдаун может вестись отдельно по департаментам или сводно (или и то и другое вместе). Чётких правил ведения брейкдауна тоже не существует. Наиболее часто встречается табличная форма (что удобно, поскольку позволяет систематизировать данные), но применяется и текстовая (напоминает протокол и тоже может быть удобной, так как её можно включить в текст сценария, наглядно расположив всю информацию по сцене непосредственно под ней). (См приложение 2. Пример брейкдауна)

Сразу же остановимся на «больном» вопросе: обязан ли скрипт вести оба этих документа? Ответ отрицательный и имеет обоснования. Оба документа (протокол и брейкдаун) являются элементами планирования. Ведение каждого из документов предполагает практические знания о распределении обязанностей на съёмочной площадке, умение формулировать и ставить производственные задачи департаментам. А значит, руководительские навыки, права и соответствующий статус. Скрипт-супервайзер выполняет функции контроля в съёмочной группе, но никак не управления. Он может предоставить скрипт-таблицу, которая является производственной расшифровкой сценария и может помочь полноценно наполнить брейкдаун. Может обработать готовые протоколы и внести дополнительные вводные в ту же скрипт-таблицу, чтобы проконтролировать точность их воплощения. Но не обязан вести ни один ни второй из упомянутых документов. Сводный брейкдаун ведётся для всей группы. Ответственным за него по договорённости может стать второй режиссёр, режиссёр по планированию либо их ассистент. Что касается ведения протокола – этот навык правильнее относить также к профессии второго режиссёра. Потому что скрипт на читке должен успеть задать СВОИ вопросы, выписанные им на основе первой вычитки сценария: все логические несостыковки, «провальные» моменты драматургии, неточности названий, имён, возрастов и пр. К тому же скрипт формулирует свои вопросы не всегда с точки зрения производства. Его мозг работает иначе и мыслит иными задачами. Да и недостаточно просто уметь формулировать – важнее поставить задачу соответствующему специалисту (или целому департаменту, или нескольким) и проследить за её выполнением. Тогда как должность второго режиссёра напрямую подразумевает все вышеперечисленные обязанности, знания и умения.

Приведём простой пример. Допустим, в нашем фильме планируется сцена, в которой персонаж от злости ломает рукой карандаш. Какие вопросы поступят от всех департаментов, от самого режиссёра и от второго режиссёра (и будут занесены в протокол)? Перечислим основные:

– какой карандаш (цвет, форма, грифель, длина, характер и фактура);

– сколько дублей будем ломать (то есть какое количество раз и сколько раз захотим это снять в разных кадрах, то есть буквально сколько карандашей реквизиту нужно приобрести);

– будет ли ломать карандаш сам актёр (не думайте, что это так просто, как кажется, попробуйте сами), надо ли согласовать через его агента, надо ли подпилить карандаш (чтобы он смог сломать его в кадре сам), надо ли пригласить дублёра-каскадёра и увидим ли мы в этом случае дублёра целиком или только детали его рук;

– поранится ли актёр при этом ломании карандаша, надо ли нам «протягивать» его рану по всем стыкам сценария дальше и в каком виде, запачкает ли он кровью из раны костюм.

Казалось бы – исчерпывающее обсуждение. Что может дополнить скрипт-супервайзер к этим вопросам? На самом деле многое. Например, скрипт может напомнить, что цвет непременно должен быть зелёным, потому что в пятой сцене двенадцатой серии детектив замечает в протоколе неточность показаний и находит обломки зелёного карандаша вместо описанного красного, чем и уличает убийцу. А ещё скрипт укажет на то, что обломки карандаша должны валяться на столе среди бумаг в данном объекте в течение всех серий от первой до последней (пока сообразительный детектив их не найдёт). Или же наоборот: скрипт скажет, что быть не может никаких карандашей в данной комнате, потому что это кабинет брата жены дяди убийцы и в персонажной «библии» сказано, что у него «карандашофобия», да и рук-то нет, и ломать карандаш нечем! Его и зовут ведь так – Безрукий Дядя. Просто авторы при оформлении перепутали имена и в этой серии почему-то стали писать его по фамилии Полуточилкин. А название объекта тоже не указано вовсе, так же как и день перепутан с ночью. Он ведь только что пожелал всем спокойной ночи, а отправился почему-то в кабинет. В общем, вопросы, вопросы, вопросы – это и есть «скрипт и начала анализа». Вопросы оформления и технической редактуры сценария – это отдельная тема в отечественном кинопроизводстве и тоже весьма болезненная. Скрипту полезно разбираться в этом, и поэтому мы ещё обратимся к правилам заполнения шапок сцен в сценарии. Пока запомним главное – редактирование не может производиться без партнёрства со вторым режиссёром. Потому что все изменения в сценарии должны в конечном итоге отображаться в КПП! Если этого не произойдёт, то группа может просто не заметить изменений и не успеть подготовиться – это значит, что замыслы и задумки «творцов» не будут реализованы.

Пример с поломкой карандаша в кадре утрирован. Но он хорошо показывает вот ещё что…

Одна строчка в киносценарии может обернуться серьёзным эпизодом для производства.

Одна безобидная строчка. И часа два съёмочного дня, не говоря уже о количестве часов обсуждений, подготовительных работ и задействованных людей. Такова скрытая сторона кинопроизводства.


Редактура сценария совместно с авторской группой, режиссёром-постановщиком, вторым режиссёром и режиссёром по планированию


В каждой российской кинокомпании, а также и у каждого исполнительного продюсера свой подход к решению «второго наболевшего» вопроса: должен ли и может ли скрипт-супервайзер участвовать в редактировании сценария. Попробуйте задать вопрос вслух, и вы услышите мнений столько же, сколько лепестков на цветке ромашки. Впору погадать? Попробуем найти ответ, так сказать, «научно обоснованный». Без «любит-не любит».

Во многих современных крупных компаниях, круглогодично занимающихся сериальным производством, существуют так называемые «авторские комнаты» или попросту группы сценаристов, которые разрабатывают, пишут и ведут отдельные проекты. При этом в каждой из таких «комнат» (авторских групп) может быть свой старший автор или креативный продюсер (креативный продюсер при этом может курировать несколько проектов). Также вместо креативного продюсера в компании данные функции может исполнять редактор (изначально в кинопроизводстве существовали именно редакторы). При подобном подходе авторы и сценарий зачастую неприкосновенны: буквально сценарий позиционируется как документ, и редактировать его имеет право только специально назначенный человек. Однако и в этом случае набор обязанностей зависит от решения конкретного исполнительного продюсера (которых в крупной кинокомпании может быть несколько и каждый со своей командой). Кроме редактора или другого представителя авторской группы внесение правок в сценарий может быть поручено второму режиссёр (либо режиссёру по планированию). При правильном и последовательном производстве никто другой не в праве «прикасаться» к сценарию как к документу.

Уточнять нужно всегда индивидуально при «заходе в проект»! Важно «на берегу» заранее выяснить, предполагается ли для должности скрипт-супервайзера участие в редактировании, оформлении сценария, а также внесение в него правок по ходу работы. После подписания договора поздно будет заявлять о своих неготовности, незнании, нежелании.

В целом такую работу не совсем правильно поручать скрипту, потому что прежде всего от этих правок зависит работа второго режиссёра. И он же обязан доносить информацию о внесении новых изменений в сценарий до цехов (до тех, кто будет непосредственно делать и воплощать в дальнейшем то, что было придумано). Поэтому если скрипту и брать на себя правки и редактирование сценария, то только в контакте со вторым режиссёром! Важно усвоить технологию.

Все новые вводные, правки, придумки должны быть зафиксированы в либретто второго режиссёра, только так они попадут в КПП!

Следует помнить, что СЦЕНАРИЙ – ЭТО ДОКУМЕНТ! А потому и относиться к нему следует соответственно. Составляющие сценария (кинотекст, диалоги, ремарки, персонажи, хронологическая сетка дней/ночей, наименования объектов/подобъектов, режимы и пр.) непосредственно влияют на производство. И значит, должны контролироваться руководящими членами съёмочной группы и согласовываться непосредственно с авторами.

Главное правило внесения правок в сценарий: все изменения ВЫДЕЛЯЕМ ЦВЕТОМ и ПЕРЕЧИСЛЯЕМ в сопроводительном письме.

Встречается даже целая система цветовых выделений: красным «удалено», жёлтым «переписано», зелёным «добавлено». Смысл состоит в том, чтобы съёмочная группа не вычитывала сценарий заново бессчётное количество раз накануне съёмок, по ночам, без выходных. Также в названии файла следует указывать дату версии сценария. Допустимым считается и сокращённое примечание в названии: драфт, финал, предфинал и т. п. Драфт в данном случае обозначает, что сценарий пока находится в стадии правок и переписываний. Другими словами, это промежуточный вариант сценария. Когда «переписки» заканчиваются, обычно говорят, что «сценарий залочен» или «зафинален». Например: «Сценарий ДАО СКРИПТА-8_СуперФИН-5_Правки Настя_На утверждение_01.10.23».

К сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда сценарий дописывается в процессе подготовки или даже (не в учебнике будет сказано) в процессе съёмок. Ситуация объяснима: в сериальном производстве бюджеты обычно утверждаются на стадии поэпизодников и начисление авторам оплаты за написание серий уже считается началом работ (формально и документально). Авторы (так же, как и все люди) не роботы, поэтому они и продолжают бесконечно улучшать своё детище, далее к этому процессу подключается режиссёр, и в итоге, если бюджет ограничен, то и процессы приходится «параллелить». У каждого в кино свой «горящий велосипед» из известного анекдота, но каждый при этом хочет снять хорошо то, что ему доверили, – это правда (честно-честно, хотя иногда со стороны так и не кажется). Единственное, что помогает не сгореть, маневрируя в этом полыхающем цирке на своём единственном уцелевшем колесе – не думать, что ты единственный, кто делает всё возможное. Каждый старается и делает всё, что может (а если не делает, то просто не может, ну или он – исключение из правил). К попытке понять другого и влезть на секунду в чужую шкуру мы ещё вернёмся. Этот навык для скрипта (прошу заметить) не бесполезен.

И прежде чем погружаться в документооборот дальше, давайте разберёмся с ещё некоторыми различиями и сходствами в родственных скрипту профессиях. Итак, вопрос, который однажды может застать врасплох.

Что из себя представляют скрипт-супервайзер, скрипт-доктор, сценарист и редактор?

Ведь, казалось бы, в общем и целом все занимаются сценарием. Всё так, но нюансы, как известно, могут сильно изменить контекст. И дабы от скрипта не требовали заменить собой одного из оставшихся трёх, уточним. Простыми словами.

СЦЕНАРИСТ – автор сценария (или один из нескольких авторов).

РЕДАКТОР – человек, который разбирается в драматургии, в техническом оформлении сценария и имеет право вносить в сценарий правки (редактировать его); редактор помогает автору разобраться с логикой сценария (не меняя существенно сюжет), исправить ошибки и рудименты/атавизмы прошлых драфтов, а также вычищает опечатки и неточности оформления.

СКРИПТ-СУПЕРВАЙЗЕР занимается расшифровкой и вычитыванием сценария: вычитывает на предмет неточностей повествования и оформления, логических нестыковок; может указывать на подобные ошибки, но не исправляет их сам; также скрипт технически расписывает сценарий на детали производства и систематизирует данную информацию.

СКРИПТ-ДОКТОР именно «лечит» сценарий, сохраняя идею. Может изменить сюжет с целью улучшения; «дотягивает» и «выправляет» драматургию, арки, характеры; может менять диалоги и даже структуру истории. В советском кинопроизводстве такой должности, как скрипт-доктор, не существовало. Все перечисленные функции выполняли редакторы.

Работа с либретто, break down, КПП и создание скрипт-таблицы, игрового календаря, истории переписок и телефонных разговоров персонажей

Скрипт работает с постоянным документооборотом: одну часть документов он создаёт и ведёт сам, а другую часть получает для работы и от коллег (в основном от второго режиссёра). В кинопроизводстве, как и в любой иной деятельности, существует своя терминология. Это касается и документооборота. Перечислим, объясним и запомним (примеры отдельных документов см. в приложениях).

ЛИБРЕТТО – таблица, включающая в себя информацию по производству каждой сцены (по каждому из департаментов в отдельности, плюс суперкраткое описание действия сцены). Составляется в соответствии с хронологией сценария, то есть сцены в либретто следуют по порядку друг за другом. Сверху вниз – ячейки сцен; слева направо – ячейки с данными по департаментам (по каждой сцене). Данный документ разрабатывает режиссёр по планированию либо второй режиссёр. Изначально либретто может быть составлено на основе готового сценария (в идеальном мире), драфта сценария или даже поэпизодника (в этом случае либретто актуализируется вместе со сценарием). В дальнейшем на основе либретто формируется КПП.(См. приложение 3.

BREAK DOWN (брейкдаун) – документ, включающий в себя техническую и производственную информацию по каждой сцене в отдельности. Составляется режиссёром по планированию либо вторым режиссёром и может иметь свободную форму (составляется вручную либо, в некоторых программах, формируется автоматически), то есть это может быть как таблица, так и список. Также каждый из департаментов составляет свой брейкдаун (информация в нём, соответственно, будет касаться только реквизита, костюма, грима и т. п.). Данные из «цеховых» брейкдаунов по согласованию со вторым режиссёром вносятся в общее либретто и в КПП (откуда они попадают потом в вызывные листы). (См. приложение 2)

КПП – календарно-постановочный план (не путать с контрольно-пропускным пунктом), то есть хронологический и последовательный план производства фильма. Если совсем простыми словами, то это план, в котором расписано, в какие дни какие сцены будут сниматься. Иногда к читке КПП планировщик успевает даже расставить в КПП порядок сцен в съёмочном дне и примерно расписать время на съёмку каждой из них (если планировщику дают на это время и все вводные). КПП – это документ «святой» для всех киношников. Ведь по расписанию КПП съёмочная группа живёт от двух месяцев до полугода (если не дольше). Также КПП – это документ, на основе которого в дальнейшем формируются вызывные листы по каждому из съёмочных дней (тайминг и свод вводных по смене в отдельности). Искусство составления КПП – это сверхспособность и обязанность режиссёра по планированию либо второго режиссёра. КПП, прежде всего, формируется под ограничения занятости актёров и объектов. Оформление КПП может происходить вручную либо в специальных программах (например, самая распространённая на сегодня Filmtoolz). За время проекта КПП может меняться: в случае поступления новых ограничений от актёров, объектов или по причине иных производственных нужд..(См приложение 4. Пример КПП «Вампиры средней полосы»


СКРИПТ-ТАБЛИЦА, игровой календарь, история переписок и телефонных разговоров – рабочий документооборот скрипта, который скрипт составляет сам, кроме этого, скрипт-карты и отчёт скрипта. Это тоже часть производственного документооборота скрипт-супервайзера. (См. приложение 5. Пример скрипт таблицы «С нуля»)


К обязательному относится и ведение сценария на площадке. Имеется в виду черновая фиксация съёмочного процесса непосредственно на страницах сценария (разлиновка монтажная, зарисовка грима/костюма, мизансцены по желанию, осей операторских, технических данных камеры и съёмки и пр.).

Также скрипт-супервайзер обязан разбираться в таких документах, как вызывные листы и выборки (разрезки текстовые), раскадровки, персонажная «библия», каст-лист (утвержденный актёрский состав), дрим-каст (актёрский состав мечты), синопсис сценария (краткое описание сюжета и структуры истории) и т. п. Все перечисленные (и подобные им) документы так или иначе касаются работы каждого из членов съёмочной группы. Скрипт – это профессиональная единица, которая имеет отношение как к творчеству, так и к производству. Поэтому необходимо ориентироваться в терминологии и инструментарии как сценарно-режиссёрской части, так и административной.