Книга Профессия скрипт-супервайзер: Разговор двух камней в темной комнате одним кадром - читать онлайн бесплатно, автор Анастасия Степанова. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Профессия скрипт-супервайзер: Разговор двух камней в темной комнате одним кадром
Профессия скрипт-супервайзер: Разговор двух камней в темной комнате одним кадром
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Профессия скрипт-супервайзер: Разговор двух камней в темной комнате одним кадром

Более подробно изучение документооборота скрипт-супервайзера, способов создания и ведение каждого из документов разбирается в следующих главах.

Участие в других рабочих встречах: актёрские читки, техническое освоение объектов, создание раскадровок (не основная функция, только по договорённости и при наличии дополнительного рабочего времени)

Все дополнительные встречи должны занимать рабочее время скрипта БЕЗ причинения УЩЕРБА его основной подготовке. Данное условие необходимо мягко и настойчиво доносить до продюсеров и режиссёров в виде простой математики: исходя из того, сколько дней/часов скрипту объективно требуется на обработку материала. Например, десять страниц сценария у опытного скрипт-супервайзера займут около одного полноценного рабочего дня «застольной» расшифровки (то есть «превращения» сценария в скрипт-таблицу и в сопутствующие документы скрипта). Тем не менее участие в перечисленных встречах расширяет понимание материала и может оказаться полезным для скрипта. Главное – добиться дополнительных дней/часов своего прикрепления в рамках подготовительного периода.


Какими же конкретно «буднями» наполняется подготовительный период для группы и почему они могут быть полезны для скрипт-супервайзера?

АКТЁРСКИЕ ЧИТКИ – отдельная встреча, на которой режиссёр и автор (или только режиссёр, или режиссёр с креативным продюсером) проходят с актёрами сценарий, разбирают линии и мотивировки персонажей, актёры пробуют «присвоить» текст своих героев. Часто на данных встречах могут озвучиваться неочевидные характеристики персонажей, диалоги и реплики по предложению актёров меняются в более «бытовую» или харАктерную сторону (в этом и состоит «присваивание текста»). По согласованию изменения в сценарий вносятся самими авторами либо скриптом (в черновом виде) и отправляются на финальное оформление.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ объектов – не путать с выбором объектов! Мы уже говорили, но повторим ещё раз. На данных встречах на объект приезжают представители большинства департаментов и происходит освоение пространства конкретно под написанный материал, а также под предварительный вариант КПП. Скрипт может помочь напомнить наличие и подготовку важных сценарных и творческих моментов, исходя из сценария и читок (и других производственных встреч). В зависимости от количества объектов техническое освоение может быть увеличено до нескольких дней. Иногда на техосвоении снимают на камеру телефона отдельные фотокадры (ставят вместо актёров статистами членов съёмочной группы в нужной мизансцене) или даже делают видеозаписи (это называется «видеопревью»).

ВСТРЕЧИ ПО ГРИМУ, КОСТЮМУ, РЕКВИЗИТУ, ДЕКОРАЦИИ: главы департаментов обсуждают и показывают режиссёру своё представление о концепции, а также конкретные образы и детали согласно сценарию и протоколам/обсуждениям с читок. Демонстрация при этом может происходить как фактически (буквально могут приносить отдельные уже приобретённые предметы реквизита или костюма), так и наглядно (в виде фотографий либо смонтированных презентаций). «Творцы» выбирают и утверждают то, что им нравится и соответствует идее сценария, стилю проекта.

РАСКАДРОВКИ создаются, как правило, при участии режиссёра, оператора-постановщика, художника-постановщика и (возможно) автора, а также второго режиссёра. Рисует их специально приглашённый художник-раскадровщик. Непосредственно на встрече он зарисовывает кадры схематично (эскизно), чтобы зафиксировать основное видение «творцов», а через некоторое время присылает финальную отрисовку по электронной почте исполнительному продюсеру (либо иному представителю администрации). Распространено также рисование «огурцами и палками» без раскадровщика либо описание кадров словами и списками – это называется БЛОКИРОВКАМИ. Приемлема практика, когда режиссёр с оператором «огурцами и палками» рисуют все сцены, а особо важные в дальнейшем прорабатываются с раскадровщиком. При максимально подробном подходе (для дорогостоящих и сложнопостановочных сцен) создаётся так называемый «аниматик». АНИМАТИК – это видео, смонтированное из нарисованных кадров раскадровки (с акцентами, с заданной длиной каждого кадра, с пояснениями и черновой озвучкой). Аниматик позволяет проверить монтажную схему и монтажный набор сцены, ритм, темп, ракурсы.

БЛОКИРОВКИ – те же раскадровки, но не «картинками», а словами. Другой вариант блокировки сцены – зарисовка топ-плана (верхней точки) мизансцены. В блокировках так или иначе фиксируется план перестановки камер и необходимый монтажный набор сцены, иногда и последовательность съёмки кадров. Есть общепринятая терминология сокращений для обозначения крупности планов и движения камеры в блокировках, а также способ схематической зарисовки – буквально, как обозначить на топ-плане человечков, направление камеры, операторские оси и т. д. В главе о правилах, которые спасают, мы будем разбираться с понятиями монтажной схемы и крупности планов более подробно. А также и с тем, как именно можно их фиксировать, чтобы не запутаться.


Конечно, нередко режиссёры позволяют себе выходить на площадку вовсе без раскадровок и блокировок, без освоений и предварительных разборов. На это может и просто не хватить времени в подготовке. Мне случалось слышать от тех, кто не пробовал работать подобным образом, вопрос: «Зачем тратить силы на раскадровки, если на площадке мне покажут объект, актёр предложит свой вариант, а я вообще всё сделаю по-другому?» Не возьмусь разубеждать приверженцев чистой импровизации. Скажу лишь, что ни разу не видела, чтобы режиссёр пожалел о проделанной на подготовке работе. Конечно, на съёмке могут возникнуть новые идеи для мизансцены. И, конечно, актёры придут на съёмку более подготовленными, чем на читку или на примерку и пробы. И само собой, объект подскажет своё решение. Но…

Вся проделанная «домашняя» работа ВСЕГДА помогает!

Как минимум она настраивает мозг на решение задачи съёмки, помогает разобраться с программами «минимум» и «максимум», отсекает заранее нерабочие варианты. А главное, даёт возможность группе лучше понять режиссёра – понять и подготовиться (а не метаться потом в последний момент по площадке в поисках того, чего нет). И вообще, давно известно, что лучшая импровизация та, которая срепетирована. К слову, на проекте «Вампиры средней полосы» режиссёр лично отрисовал теми самыми «огурцами и палками» практически все сцены восьмисерийного сценария! Раскадровщика приглашали лишь для сцен аварии с инициацией Женька (был создан также аниматик данного эпизода) и для всех сцен финала. Интересно, что на момент «рисования» многие объекты ещё не были выбраны. Но насколько понятнее стало для художников и продюсеров, локейшен-менеджера и вторых режиссёров, ЧТО ИМЕННО нужно искать, чтобы воплотить режиссёрский замысел. Например, сцена начала сезона разделилась аж на несколько частей – несколько подобъектов, которые снимались в разное время и в разных локациях (порой даже в разных городах).



Фрагменты раскадровки сериала «Вампиры средней полосы» (автор рисунков А. Маслов).

ПРОИЗВОДСТВО И ПЛОЩАДКА (съёмочный период)Общение и контакт с группой, координация: терпение, настойчивость, дипломатия

Иерархия и состав съёмочной группы – это клубок ниток и лент разных по толщине, фактуре, длине и времени. Чтобы разобраться в хитросплетениях взаимоотношений в съёмочной группе, нам придётся вернуться к теме не один раз. Как сказал один из моих учеников: «Преимущество работы скрипта в том, что каждый из департаментов как бы "варится в собственном соку" и знает только свою работу, а вот скрипт вынужден общаться со всеми и вникать в детали каждого цеха». И Сева был прав – это однозначно преимущество. Но оно накладывает и свои обязательства. И первое, что стоит усвоить как «неизбежное зло»:

СКРИПТ = ДИПЛОМАТИЯ + ЗАНУДСТВО + ПАРАНОЙЯ.

Дипломатия – потому что ты общаешься со всеми. Занудство – потому что ты не оставляешь их всех в покое. Паранойя – потому что покоя тебе не будет ни от тебя самого, ни от других. Как только ты расслабишься и подумаешь, что всё у тебя идеально, ты что-то уже упустил.


Итак, департаменты, с которыми контактирует скрипт:

– режиссёрская группа (режиссёр, второй режиссёр, режиссёр по планированию, бригадир АМС и кастинг-директор, помреж);

– авторская группа (автор, редактор, креативный продюсер);

– операторская группа;

– художники;

– реквизит;

– животные;

– костюм;

– грим;

– актёры и дублёры;

– каскадёры, постановщики и исполнители трюков, а также специалисты SFX;

– звук;

– CG-супервайзер, монтаж и постпродакшен;

– продюсеры и администрация.

ВАЖНО НЕ ДАТЬ им всем СЕСТЬ СЕБЕ НА ШЕЮ! Но сделать при этом всё возможное, чтобы они делали всё так, как тебе нужно. Это вполне посильный труд.

Этика общения и координация работы с департаментами: что нужно знать и учитывать

Для начала попробуем разобраться в общих чертах и с точки зрения именно этики и координации. В дальнейшем вернёмся к теме снова, чтобы уяснить себе нюансы работы каждого из департаментов. Так как же скрипту работать с каждым из них? И что из работы каждого из департаментов касается скрипта лично?

1. РЕЖИССЁРСКАЯ ГРУППА.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНО уточнить с режиссёром-постановщиком: как допустимо скрипту поправлять актёра, нужно ли репетировать с актёрами текст до репетиции, присутствие скрипта на репетиции (дозволительно ли, является ли обязательным или, наоборот, недопустимым), можно ли показывать плейбэк актёрам (например, при необходимости восстановить последовательность их действий в сцене, а также по их собственной просьбе), как подсказывать и поправлять самого режиссёра на площадке.

На площадке скрипт также контактирует со вторым режиссёром, держит связь с режиссёром по планированию, общается по необходимости с бригадиром АМС, обязательно контролирует помрежа (помощника режиссёра). По отдельным вопросам скрипт также может держать связь с кастинг-директором как на подготовке, так и в процессе съёмок (например, для уточнения имён актёров, уточнения их текстов и т. п.).

2. АВТОРСКАЯ ГРУППА.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНО уточнить с представителем авторов (а также с режиссёром и продюсером), насколько точно придётся следить за текстом и допустима ли актёрская импровизация.

Согласовать (и запросить у исполнительного продюсера официальный список) использование в кадре недопустимых бранных слов и выражений. Также заранее и в том же порядке согласовать наличие в кадре брендов, демонстрации и употребления алкоголя и курения (совместно с исполнительным продюсером согласование происходит в обязательном порядке с участием юридического отдела кинокомпании). Кроме перечисленного существуют эфирные ограничения (цензура) в контексте возраста (как аудитории, так и актёров) и времени показа фильма/сериала. В случае если проект готовится к показу на телевидении, от юристов необходимо получить официальные письма с перечнем и подробным описанием ограничений по съёмке. Кинопрокат и продукция для стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров имеет свои ограничения, но данного вида цензура в значительной степени варьируется, и рекомендации (равно как и запреты) могут быть крайне индивидуальны.

В зависимости от состава и иерархии конкретной группы авторов решение вопросов может происходить через единого автора, через дежурного автора на площадке и старшего автора, через редактора или креативного продюсера.

3. ОПЕРАТОРСКАЯ ГРУППА.

Отслеживание осей (операторских восьмёрок, направлений по взгляду), режимов, технических параметров камеры (не обязательно всех). Важно ЗАРАНЕЕ уточнить с оператором, за чем из данного списка надо следить (или не надо) на предстоящем совместном проекте.

4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ.

Наличие в декорации или на объекте/подобъекте необходимых по сценарию деталей (изначально с момента заявки объекта), монтажность и логичность декорировок в соответствии со сценарием и с характеристиками персонажей, с учётом хронологии развития событий.

5. РЕКВИЗИТОРСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ.

Игровой персонажный реквизит: соответствие его описанию и логике согласно сценарию, монтажность по виду и местоположению в зависимости от мизансцены и действий в кадре.

Сюжетный реквизит – такие детали реквизита, которые играют определённую роль в развитии сюжета. Они могут иметь свои характеристики (по сценарию), свою логику, и даже свою драматургическую арку.

Реквизит наполнения – следить по необходимости за монтажностью и логичностью в соответствии со сценарием и с характеристиками персонажей, а также изменением положения и состояния в зависимости от мизансцены и действий в кадре.

Исходящий реквизит (еда, напитки и сигареты, то есть то, что «исходит» по кадру) – следить за восстановлением на дубли (монтажность, монтажность, и ещё раз монтажность).

6. ЖИВОТНЫЕ.

Животные находятся в зоне ответственности (и в смете) реквизиторского департамента.

Работа с животными имеет свои особенности как с точки зрения монтажности, так и с точки зрения психологии животного (например, контакт должен выстраиваться строго через дрессировщика).

ВАЖНО! Сходные правила действуют и в работе с детьми, а также НЕактёрами!

7. КОСТЮМЕРНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ.

Персонажные костюмы и образы главных героев: их соответствие описанию и логике сценария, монтажность по виду и местоположению, с учётом изменения состояния в зависимости от действий персонажей в сценарии и в отснятом материале.

Костюмы групповки и АМС (актёров массовых сцен) – по необходимости (монтажность и логичность в соответствии со сценарием и с характеристиками персонажей).

8. ГРИМЁРНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ И СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПЛАСТИЧЕСКОМУ ГРИМУ.

Персонажный грим и образы главных героев – прежде всего (соответствие описанию и логике сценария, монтажность по виду и местоположению, с учётом изменения состояния в зависимости от действий персонажей в сценарии и в отснятом материале).

Грим групповки и АМС – по необходимости (монтажность и логичность в соответствии со сценарием и с характеристиками персонажей).

9. АКТЁРЫ и ДУБЛЁРЫ.

В работе с актёрами, помимо отсеивания и помощи в соблюдении монтажности, сценарных линий, текста, следует придерживаться общих правил этики и такта. Существует целый ряд негласных правил, которые помогают как в технической, так и в человеческой работе с ними. Хотя стопроцентных гарантий, что контакт сложится, нет и не может быть (актёры не роботы, как, впрочем, и скрипт). В любом случае лучше руководствоваться прежде всего принципами коллективной работы и нацеленности на общий результат.

В работе с дублёрами скрипт-супервайзер прежде всего обращает внимание на их внешнюю (типажную) похожесть и соответствие дублевых костюмов (а также элементов грима, реквизита) склейкам по отснятому материалу.

10. КАСКАДЁРЫ, ПОСТАНОВЩИКИ и ИСПОЛНИТЕЛИ ТРЮКОВ, а также СПЕЦИАЛИСТЫ SFX.

Кроме кадров дублирования каскадёрами актёров (здесь действуют те же правила, что и в работе с обычными дублёрами) скрипт-супервайзер должен иметь общее представление о постановке и способах исполнения трюков. Это необходимо для того, чтобы грамотно отслеживать склейки (допустимые и недопустимые) и вносить в документацию пометки для монтажа и постпродакшена. Специалисты SFX придумывают и воплощают техническое и инженерное исполнение отдельных постановочных трюков. Самые частые и «привычные» из них – это пиротехника (взрывы, выстрелы, огонь в кадре), дымы (натурные и интерьерные), вода (например, дождь в кадре), пена (самая разнообразная), пневматические эффекты (направленная струя воздуха и т. п.) и многие другие. Порой этим людям приходится играть роль Кулибиных и изобретать специальные конструкции и механизмы для воплощения особо сложных и специфических задач.

11. ЗВУКОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ.

Соответствие и произношение по тексту сценария актёрами, грамотность и внятность их речи.

Посторонние шумы – БПЗ (брак по звуку), по необходимости и по согласованию со звукорежиссёром на площадке в КАЖДОМ конкретном случае.

Музыка и дополнительные шумы по сценарию – съёмка их в кадре или под озвучивание (с максимально точным указанием в отчётности автора и исполнителя используемой фонограммы, в случае если таковая выбрана и утверждена до съёмки).

12. CG, МОНТАЖ и ПРОДЮСЕР ПОСТПРОДАКШЕНА.

Помощь в отслеживании, фиксации и сверке установленных параметров камеры при съёмке кадров под графику, включая съёмку на хромакей. Ведение, передача и хранение монтажных карточек и скрипт-карт. Желательно заранее познакомиться с CG-супервайзером, режиссёром монтажа и продюсером постпродакшена проекта. Заранее проговорить их пожелания по взаимодействию и ознакомить со своей скрипт-таблицей.

13 ПРОДЮСЕРСКИЙ и АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТЫ.

Важно ЗАРАНЕЕ (до подписания договоров и прочих документов о работе) согласовать своё прикрепление, объём работы, порядок отчётности, обеспечение всем необходимым и любые личные моменты (проживание в экспедиции, услуги трансфера и багажа, суточные, ограничения по здоровью и пр.).

ДОГОВАРИВАТЬСЯ ОБО ВСЁМ НУЖНО «НА БЕРЕГУ»!

Фиксация материала – в печатном и рукописном виде, в электронном виде, фотоархив, видеоархив

РАБОТА СО СКРИПТ-ТАБЛИЦЕЙ

1. Составление скрипт-таблицы как первичного сводного документа и основного рабочего инструмента скрипт-супервайзера.

2. Персонажная «библия». Может предоставляться авторской группой по требованию. Либо составляться самостоятельно. Как правило, на практике авторы предоставляют довольно обобщённые и минимальные характеристики персонажей. Скрипт в процессе расшифровки сценария дополняет и систематизирует данную информацию. По желанию в «библию» вписываются даты рождения, прозвища, семейное родство персонажей, ключевые факты биографии, детали внешности и привычки, особенности костюма (например, обязанность носить служебную форму) и т. д.

3. Объекты и детали. Информация заполняется на отдельной вкладке в файле скрипт-таблицы (либо в отдельном документе) в произвольной форме. Создаётся в процессе расшифровки сценария и дополняется по результатам всевозможных встреч, обсуждений, раскадровок.

4. Разбивка серий на отдельные excel-листы и общая «лента» (как вспомогательный инструмент контроля за стыками, в случае если проект состоит из нескольких серий).

5. Сохранение скрипт-таблицы по дням и финализация при сдаче проекта. Я обычно сохраняла себе рабочий вариант скрипт-таблицы на рабочий стол личного ноутбука (на площадке я всегда с ним). В начале смены я меняла название файла таблицы на текущую (сегодняшнюю) дату, открывала и работала с ним: вносила в таблицу все изменения по съёмке в течение дня. В конце смены я сохраняла файл в отдельную папку на внешнем жёстком диске (он у меня всегда с собой) и, таким образом, дублировала. Также я рассылала по окончании смены свою скрипт-таблицу (в комплекте с отчётами и скрипт-картами) отдельным лицам – у меня была своя электронная рассылка. За счёт электронной почты я ещё раз дублировала файл и могла в любой момент восстановить данные. Дело в том, что MS Excel порой работает нестабильно (может реагировать на перепады напряжения вместе с компьютером, я сама могу нечаянно стереть отдельные ячейки и не сразу заметить это в общем массиве таблицы). А такая схема позволяла мне в любой ситуации «восстановиться», плюс таблица в рассылке являлась полноценным отчётом сама по себе: для продюсеров, для постпродакшена, для монтажа и второго режиссёра, для авторов. И помогала координироваться по изменениям и стыкам с такими департаментами, как грим, костюм, реквизит и художники (не все, конечно, были готовы воспользоваться моей таблицей, но находились и те, кто с радостью открывал её и находил много полезного).

6. Рассылка департаментам – необязательная функция, но удобный формат для отчётности и координации. Данный подход, как я уже говорила, позволяет наладить координацию между департаментами и скрипт-супервайзером, а также сделать свободным доступ к отчётности скрипта для всех желающих (при этом без угрозы несанкционированного внесения изменений в записи).

7. Собственный творческий подход – отметки по отснятому, корректировка отчётности под задачи проекта, выбор оформления. Одна из ныне «звёздных» скриптов, а в прошлом тоже моя ученица, Яна Трофимова на своём мастер-классе назвала ведение бумажного сценария своего рода скрапбукингом. И то, как ведёт свои сценарии Яна, наглядное подтверждение тому, что в работе скрипта может присутствовать творчество! Разлиновка, комментарии, записи, зарисовки мизансцен и разноцветные отметки по действиям актёров в дублях, вклеивание стикеров, фотографий грима/костюма, разметка цветовыделителями и закладками. А иногда и ручная прошивка, и создание обложки!

Такой «авторский» подход может применяться и в оформлении таблицы, в систематизировании архива, в общении с группой. Я никогда не позволяла себе повторять стиль и порядок работы в точности из проекта в проект. При условии сохранения метода и системы я всегда старалась привнести что-то новое, учесть и подстроиться под реалии нового проекта, от чего-то (почему бы и нет) отказаться, но что-то и изобрести заново! Не позволяйте себе утонуть в рутине, вознеся себя на пьедестал. Скучно станет вам самим, и скучно будет работать с вами. Первые пять проектов – это всегда продолжение обучения. Следующие десять – рост. И только после вы можете начать оценивать, чего достигли. Несмотря на весь свой опыт, я уверена, что и мне ещё многое нужно и можно открывать для себя в мире кинопроизводства. Как и в любом деле. Потому что, когда открывать станет нечего – это значит, что пора уходить. Кино – это лучшая профессия на свете на очень долгий период. Потому что она очень долго позволяет учиться, находить и открывать.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги

Всего 10 форматов