Если образ правильный, его можно повернуть в своем воображении, приблизить или отдалить, даже перекрасить.
Женя пока смутно понимала профессора, но слушала. Она изобразила правило квадрата в своем блокноте.
Профессор продолжил:
– Представь машину. Какого она цвета? Где она находится? Попробуй, поверни ее в голове по часовой стрелке. Против. Постав машину на капот. На крышу. Отдали от себя. Приблизь. Если у тебя получается, то выбранный образ отличный и правильный. А твоя память прекрасно рисует.
Женя засмеялась. Потому что у нее получилось. Она представила себе их последнюю поездку в отпуск, когда машина была загружена до предела. А когда в воображении повернула картинку, ей показалась она очень смешной. Велосипед, закрепленный на крыше, упал, и его придавило.
– Получилось? Отлично! А если я тебе скажу, что машина, которую ты должна представить, – стиральная? Изменится ли твой образ?
Образ вмиг поменялся. Женя даже не удержалась от улыбки.
Петр Степанович продолжал:
– Представлять понятные и существующие объекты нетрудно: кошка, стол, стул, человек, собака, кровать, машина – все это предметы, которые легко можно представить.
А что делать с абстрактными понятиями? И с теми, которые нельзя представить ограниченным? Нельзя потрогать, нельзя пнуть? Например, нежность или любовь? Солнце или дождь?
Женя пожала плечами. Она понимала, о чем Петр Степанович. Ведь в том же учебнике истории много именно сложных, не всегда понятных слов и абстрактных понятий.
Профессор увидел заинтересованность Жени и сказал:
– Для этого можно воспользоваться следующим принципом:
те слова (действия, признаки), которые нельзя представить однозначно, мы представляем с помощью придуманных ассоциаций.
Нежность – мама гладит ребенка.
Любовь – сердце (или фантик конфеты Love is…).
Солнце можно представить в виде мягкой игрушки в форме солнца.
А дождь – мокрый зонтик.
Находить эти ассоциации со временем становится очень и очень просто. Здесь дело практики и тренировки.
Это и есть мышление художника. Когда он любое чувство может нарисовать.
Сложные и непонятные слова, определения и термины можно закодировать в образ по звучанию.
Например, штат Америки Аляска, если прислушаться, очень похож на «Коляска», и можно представить всех жителей штата с колясками.
А элемент таблицы Менделеева рений по звучанию похож на четкое образное слово «ремень».
Чтобы найти подходящий образ, нужно несколько раз произнести кодируемое слово и ответить на вопрос: на какое русское слово оно похоже? Если не получается найти подходящую ассоциацию, надо закрывать правую часть слова и, тем самым сокращая слово, искать подходящее в родном языке.
Например: Монтана (можно закрыть «-тана» и найти ассоциацию на слово «мон» – монета).
Петр Степанович сказал:
– Сделай небольшое упражнение: закодируй в образы эти слова. Напоминаю, они должны быть ограниченными, цветными, объемными и иметь массу.
Как бы ты их нарисовала? Изобрази:
Кошка
Стол
Лето
Любовь
Нежность
Огонь
Иголка
Ежик
Ель
Облако
Пылесос
Насос
Вертолет
У Жени возникли пять образов только кошки:) ЗАДАНИЕ Петра Степановича выполнять было очень интересно.
Попробуйте и вы! Нарисуйте образы к словам:
Когда Женя закончила, профессор предложил:
– Теперь давай попробуем, используя технику «Репка», связать их между собой. Помнишь, в сказке «Репка» герои держатся друг за друга: дедка за репку, бабка за дедку и т. д.
Именно из-за этой связи мы запоминаем всех героев легко и просто.
Главное в технике «Репка» – представить запоминаемые образы и связать их друг с другом.
Связать можно совершенно по-разному, но главное, чтобы каждое новое слово крепко держалось за предыдущее.
Например, чтобы запомнить слова, записанные выше, соединим их в цепочку. Нарисуй эту картину, историю в своем воображении.
Представь кошку, которая прыгнула на стол.