Сравнительно не далеко пролегала древнейшая торговая дорога – Шелковый путь. Но хазары услугами купцов с Шелкового пути не пользовались: те везли предметы роскоши, драгоценности и гнали рабов, а хазарам – рыбакам и виноградарям – все это не нужно.
Приблизительно где-то в V-VI веках к хазарам пришел хаан, (хакан, каган) тюрок из династии Ашина, бежавший после распада Тюркского каганата. Войско тюрок было немногочисленным, во главе войске стоял царь. Хазары приняли тюрок и их царя, поскольку тот их ничем не обременил, а какое-то подобие государства возникало, и появлялась гарантия некоторой защиты от врагов.
Хазары с тюрками прекрасно ужились. Тюрки занялись скотоводством. Потянулись годы совместного проживания, постепенно, и те, и другие стали называться хазарами, разница между ними стерлась! Вокруг хазар двигались народы, возникали и погибали царства, а они жили себе на плавнях, недосягаемые для врагов. Они на некоторое время оказались на окраине всех войн и государств. Но история никогда не ходит по гладким дорогам! И нет такого угла, где можно спрятаться. Возникло новое религиозное учение – ислам. Очень мирный по своим постулатам, с глубокой философией и этикой, в реальной жизни Ислам оказался агрессивным и жестоким. Носители нового учения -арабы начали, по меркам того времени, мировые войны.
Арабы побеждали всех на огромных пространствах от Испании до Индии, но когда попытались прорваться через Железные ворота "Дербент-кала", то столкнулись с хазарами и совершенно неожиданно получили сильнейший отпор. На просторы Великой степи арабов, а вместе с ним и ислам, не пропустила крошечная Хазария. С 662 по 744 арабы то и дело накатывали на Дербент, но пройти так и не смогли. У хазар не было поддержки – ни от алан, ни от мадьяр, ни от буртасов, ни от далеких славян, а они дрались и побеждали. Это тюрки научили их сражаться в степи, а в плавнях и топях им не было равных и прежде.
Хазары сохранили независимость и остались свободным народом. На стороне хазар сражались иудеи, которых религиозная война огнепоклонников зороастрийцев Древнем Иране заставила покинуть иранские города и бежать в соседнюю Хазарию.
Веротерпимые хазары приняли иудеев. А иудеям, вчерашним горожанам, в степях Предкавказья в долинах Терека и Сулака пришлось заняться скотоводством – в чем они весьма преуспели.
Две общины, иудейская и хазарская, сосуществовали мирно, успешно обмениваясь продуктами питания. Родственных контактов между ними не было – народы с разными способами хозяйствования, не смешиваются. Рыбачка не пойдет за пастуха – кочевника – она не сумеет вести хозяйство в его роде. Что касается пастушки, то ей нечего делать в доме рыбака. Гаремов тогда не держали, не было и городов, где люди живут в искусственных одинаковых условиях и ассимиляция становится возможной.
Но вот агрессивные арабские войска снова оказались совсем рядом, и хазары с иудеями встали против захватчиков плечом к плечу. После первой совместной победы над арабами иудейский военачальник Обадия пришел к выводу, что религиозному нашествию арабов нужно противопоставить не только хорошо организованное войско, но и, как мы теперь говорим, – идеологию.
Хазары-тюрки это тоже поняли и стихийно, неорганизованно, начали отказываться от язычества и принимать христианство.
"Иудеи, которые жили теперь в Хазарии, прежде исповедовали иудаизм, но за время пребывания в степи основательно его подзабыли: обрядов не совершали, молитвы не помнили, но огорчены всем этим не были. Однако, новая ситуация заставила их вспомнить веру предков. Обадия пригласил с Шелкового пути раввинов, которые принадлежали к евреям – рахдонитам. Те знали свое дело: вскоре не только евреи Хазарии, но и вся хазарская верхушка стали иудеями. Произошло это достаточно быстро.
У хазар наследование происходило по отцу, у евреев – по матери. Поэтому ребенок, рожденный в браке хазарина и иудейки для хазар – свой, и для иудеев – свой. У него двойное преимущество. Царевичу, рожденному в таком браке, открыты все тайны хазарских поселений и протоков в плавнях, ему же открыта и вся глубина мировых знаний, которыми обладали образованные рахдониты, беспрерывно идущие по дорогам из Пекина в Мадрид и обратно. А кем считал себя сам царевич? Он считал себя иудеем, поскольку исповедовал эту религию.
Если кто-то имеет двойное преимущество – значит у кого-то преимущество отнято. Значит, этот кто-то – дважды обездолен. Такие тоже были. Ими оказались горожане – сыновья иудеев и хазаринок. Их исторгали обе общины. Позднее, побочные сыновья обоих народов составят свои общины. Предположительно, из них образуется народ караимов, возможно, – татов и других горских евреев.
Все происшедшее привело, постепенно, к созданию правящей элиты хазарского государства. Государства сильного, но страшного государства.
Хазарский, каганат – так стало именоваться новое государство – превратился в кошмар для соседей! Теперь по Шелковому пути стали возить не только шелка и драгоценности, сколько гнали рабов. Хазары стали поставщиками живого товара.
Рабов отлавливали в Поволжье, за Уралом, возили рабов из Киева. По одному источников, двадцать пять государств, в том числе и Поднепровская Русь, платили дань Хазарскому каганату, в основном, живым товаром!
В самом страшном рабстве оказались сами хазары – тюрки. Собственный, но этнически и религиозно чуждый им, государственный аппарат сделал их беззащитными, а они уже не могли больше укрываться в своих плавнях: все протоки стали известны властям. Семьи хазар превратились в заложников, потому что изменилась и система отношений в войсках. В случае победы хазары-воины награждались частью добычи, а в случае поражения – казнились поголовно.
Надо ли говорить, что когда хазары шли в дальние походы – они вынуждены были побеждать, чего бы им это ни стоило! Разумеется, чувства, которые хазары испытывали к своему государству, сродни ненависти. Вот почему, когда на каганат напали его недруги – хазары разбежались. Более того, хазары-тюрки оказались сторонниками завоевателей каганата, воспринимали их, как своих освободителей! Да так оно, впрочем, и было. Многие десятилетия Киев платил хазарам дань. Но когда окреп, то войска русов довольно-таки легко взяли столицу каганата город Итиль /964 год/. Хазарский каганат пал окончательно.
Но если о гибели своего государства не жалели даже хазары, то надо ли говорить о том, как были счастливы окрестные народы?! Языческое население Волги обратилось к исламу – под влиянием хорезмийцев, воевавших с хазарами. Хазары-мусульмане слились с мусульманским миром. Они стали предками современных азербайджанцев и астраханских татар. Хазары-иудеи были вывезены русами по Шелковому пути в Испанию. Часть же из них осела в Киеве на Подоле.
Коренные этнические хазары, принявшие христианство частично осталась на Тереке, а частью перешла на Дон. Итак, хазары-тюрки в какой-то степени очень дальние пра-пра-предки некоторой части терских и нижне – донских казаков. Почему, лишь, в какой-то степени? Да потому, что от хазар до казаков еще очень большое временное расстояние.
Хазары, поднявшиеся вверх по Дону, сделали это совершенно свободно, потому что после падения Хазарского каганата его территория вошла в состав огромного Тмутораканского княжества князя Изяслава, что простиралось на север до Рязани. А если говорить точнее – это было славяно – хазарское государство, в котором жили и другие народы: торки, гузы, печенеги, болгары, буртасы, ясы…
Болгары и савиры из Хазарии расселились в Крыму, на Волге и Каме, где в последствии создали государство Волжскую или Камскую Болгарию со столицей Булгары. Эти переселенцы явились предками современных казанских татар, которые в 13 веке долгое время сдерживали тумены, рвавшихся на правый берег Волги, татаро- монгольских завоевателей и более других народов пострадали от их нашествия. По иронии истории, они носят имя своих злейших врагов, к которым по происхождению не имеют никакого отношения.
Были и еще причины падения Хазарского каганата. Владевший огромными территориями и сотнями подвластных народов Хазарский каганат был раздираем внутренними противоречиями. Хазары и другие племена, составлявшие каганат, исповедовали разные религии. Под влиянием еврейской общины, жившей в Хазарии, правящая верхушка приняла иудаизм. Многие историки считают, что именно это решение послужило толчком к бегству из Хазарии на Дон алан и хазар христиан, уходу болгар, которые вскоре принимают ислам.
Причем тут казаки? Растет в наших землях куст “ашина” ягоды на котором почему то называются волчьими. Ну да это так, к слову. А вот что по существу. Общины тюрок хазар, болгар, алан, жившие на Тереке и Сулаке, переселившиеся на Дон и в малом числе на Яик (Урал) – предки современных терских, донских и части уральских казаков. История Хазарии на этом не заканчивается. В Х веке меняются границы Хазарского (Хвалынского, Хвалиссы) моря – Каспия. Часть городов могучей державы уходит на дно, часть остается без питьевой воды, вот тогда на ослабевший каганат обрушиваются славяно-русы молодого Киевского государства, под водительством князя Святослава. Он освобождает от дани Хазарии волжских болгар, подчиняя их себе. А на месте каганата его сын Владимир Равноапостольный создает Тмутараканское княжество где первым русским князем становиться Мстислав. История народа хазар не завершается этим покорением. На Северном Кавказе они жили как и прежде, племя с этим именем живет в Турции и сегодня, (в Крыму часть их приняла имя караимов), а на Тамани и в Пятигорье, скорее всего, имя “черкасы”. И это те самые черкасы – военачальники, которые основали казачьи города Черкасы на Днепре и Черкасск на Дону. Происхождение это имени до сих пор загадачно. В тюркском языке есть слово "черекеш", что означает мужчина и стрелок из лука, есть и несколько других толкований. Великая степь – же, как и прежде, оставалась большой дорогой цивилизаций. По ней на Дон и Днепр пришли тюрки огузы – торки и грозные печенеги. И вот один из главнейших исторических вопросов – а сколько числом, в те времена проживало людей разных народов на упоминаетмой территории. Поскольку "несметные полчитща" исторических свидетельств в разные времена сильно разнятся.
Все население нынешней Европейской части России и Украины, (все славяне, тюрки, балты, угры и финны и еще десятки племен) составляло не более четырех миллионов человек. Так что, когда с далекого Алтая в Донские и Днепровские степи пришли племена половцев-кипчаков, (тоже тюрок), числом в 300 тысяч – очень значительное число! Мозаика народов, населявших Великую степь, еще раз, резко изменилась. Пришельцев китайцы звали «динь-линь» «стеклянноглазые», светловолосы, (но не как финны – соломенные, а темно-русые – волосы цвета мякины- половы), как и большинство тогдашних тюрок, с европейскими чертами лица. Летописи называют их “погаными”. Но слово “паган” – на латыни, означало тогда всего-навсего “человек другой веры”– тенгрианцы. Хотя и это было не верно. Значительная часть половцев исповедовало христианство – несторианство. Половецкая культура, кыпчакский язык наложили значительный отпечаток на все население Великой степи. К скифскому “небесному оленю, пораженному античной стрелою древнегреческого Гермеса Трисмегиста ” добавился половецкий, кыпчакский “гусь-лебедь” – тотемный знак воина – общинника по кыпчакски- “ак –гыз” или “кыз – ак”.
Кто крестил казаков?
Упорно, из века в век, казаки не устают повторять:
– Нет, не в Киеве крестили нас, казаков. И было это совсем не в 988 голу, а почти на сто лет раньше! И не Святой князь Владимир крестил наших предков. Наших предков крестил – Святой Равноапостольный Кирилл, просветитель славянства в Азове в 860 году. Трудно это доказать, но трудно и оспорить.
B житиях Святых братьев Кирилла и Мефодия есть сказание о том, как знаменитый ученый Константин, принявший в монашестве имя Кирилл, путешествовал по Причерноморью, по греческим колониям, по тем районам, где жили христиане – греки, и, в основном, и славяне. В одном из городов, (в греческой колонии Тана), увидел он толпу пленников, которых гнали на невольничий рынок. Святой спросил: – Кто вы? Откуда?" Те ответили:'' – Мы – хазары…" Оказалось, что это были последние из тех хазар, кто еще не был крещен, что шли они в Корсунь, в Крым, чтобы там креститься, но были схвачены в плен. Святой выкупил невольников и тут же окрестил их.
– Это были наши праотцы! – до сего дня твердят казаки и упорно считают днем своего крещения – 24 мая – день Святых Кирилла и Мелодия, просветителей славянства. А в рассказе о двух братьях казаки не преминут добавить, что Святой Кирилл окрестил тогда последних некрещеных хазар, а самые первые крестились и еще раньше – вместе с армянами и аварами.
До конца XVIII века на Дону сохранялся и чтился такой ритуал: в мае, 24 числа, казаки прекращали все работы, и даже войну с турками, и шли в Азов, где по преданию, стояла церковь, в которой Святой Кирилл свершил когда-то ритуал крещения. Даже турки – азовцы, уважая веру своих противников, всегда в этот день пропускали казаков сквозь свои укрепления.
Возникает еще один вопрос: кто были те невольники, которые приняли крещение из рук великого просветителя? Надо полагать, это было смешанное славяно -хазарское население, которое говорило уже, в основном, по-славянски. И активно переходило полностью на славянский язык , поскольку на нём, трудами Кирилла и Мефодия, шло теперь богослужение.
Современные историки уточняют, что первым крестителем на Руси был митрополит Фотий, который крестил полян еще задолго до Владимира и даже до Кирилла.
Причерноморье и южная окраина Великой степи была крещена гораздо раньше того, как в Киев пришли монахи. Здесь были греческие колонии, здесь жили христиане – византийцы, а на Кавказе жили армяне-христиане, принявшие христианство и еще раньше – в 330 голу. Юг был христианским в значительной части. Не случайно и сам будущий Святой Равноапостольный Владимир, князь Киевский, крестился в Херсонесе, нынешнем Севастополе. То есть – опять же в Причерноморье. Есть и еще одно соображение. B созданном Кириллом и Мелодией славянском алфавите есть буквы, которые не звучат в русском литературном языке. Поэтому их и упразднили. Скажем, знаменитая "фита", заменили буквой “ф”, а в южно-русским говоре она звучит: это знаменитое "ХВ".
Казак – ростовчанин или кубанец скажет: – Хвома, Хведор…
– Так что – у вас буквы "ф" совсем что ли нет? – спросят у них.
– Как нет? Есть! "Фатит"!
История со Святым Кириллом еще требует доказательств. А, может быть, это и не нужно никому доказывать? Зачем?
Мне это важно. Мне важно, что утверждение -"казаки от казаков ведутся", которое казаки отстаивают с таким упорством, действительно, имеет под собой наисерьезнейшее основание,
– А это кому нужно? – Ну, докажите вы, что казаки или их предки крестились в 860 году… Ну и что?
– Как – ну и что? Это же огромная, неизвестная еще часть истории России. Это наше общее прошлое. А без него нет будущего. Мы так пристально мучительно смотрим в прошлое, чтобы знать куда идти в будущем!
Половецкие страницы истории (по Л.Н. Гумилёву)
Половцы звались кыпчаками. Половцами их назвали киевские летописцы, вечные недоброжелатели всех степняков. Они-то и изобразили половцев лютыми врагами Руси. А позднее молва отождествила половцев с монголами, к которым они не имели никакого родственного отношения. Наоборот, от монголов половцы пострадали гораздо больше, чем жители Киевской Руси. Но обратимся сначала к далеким временам, когда кыпчаки спустились с гор Алтая и долгое время входили в племенной союз с кимаками, которые жили по берегам Иртыша. Но однажды, уже в Х веке, большая часть кыпчаков вдруг вышла из этого союза и двинулась на запад. Пройдя сквозь многие земли, в том числе землю гузов, кыпчаки обрели новую родину: это были низовья Днепра, Днестра и Дон.
Присмотревшись к этому новому народу, славяне отметили, что кыпчаки отличаются от своих южных соседей тюрок цветом глаз и волос. Волосы их, отметил летописец, цвета половы (мякины). Вот от этого крестьянского слова и возникло знаменитое – половцы. А в более позднем свидетельстве арабский географ рассказывает о них так: “Кыпчаки отличаются от других тюрков (а не от монголов!) своей религиозностью, храбростью, быстротой движений, правильностью черт и благородством”. То, что половцы даже отдаленно не напоминали монголов, подчеркивает тот ужас, который вызывала у славян внешность монголов: до 1223 года на Руси никто ничего подобного не видывал.
Половцы, как выясняется, оказались народом для Киевской Руси не очень-то опасным. Они пришли в южные степи на излете своей истории. Власть внутри племен ослабла: половецкий хан остался только вождем добровольцев, а при мобилизации мог поставить в строй войско небольшое – три, пять тысяч воинов. Растекшись по огромному пространству, половцы еще больше ослабили социальные связи внутри своего этноса и потому половецкий племенной союз, стал очень непрочным, но благодаря этому, половцы легко уживались с соседями – со всеми народами, с которыми соприкасались в районах своих кочевий.
Не тронули, скорее не смогли тронуть, половцы и живших на Дону и Днепре потомков хазар. Те, скорее всего, даже вошли в половецкий племенной союз: соседи половцев не заключали с ними никаких договоров, просто жили, ничего не меняя ни в привычках, ни в образе жизни.
Были ли у половцев враги? Были! И враги злейшие. В степи лютыми врагами половцев стали тюрки огузы и печенеги! Но и для других жителей степи соседство с половцами оказалось весьма неприятным, и если говорить о них честно, то нельзя не отметить одну из сквернейших сторон в их жизни: пышным цветом цвела у половцев работорговля. Правда, больших походов половцы организовать не могли, при сопротивлении противника сразу отходили, добычей их становились отдельные “странники”, мелкие кочевья, а то и – частенько!– собственные соплеменники.
Сами половцы рабов почти не держали: при кочевом скотоводстве для них мало работы, да и кормить накладно. Развитое рабовладение – особенность мощных государств. Тогда зачем же понадобились половцам рабы? Половцы становились в процессе работорговли, как бы мы сказали сегодня, посредниками.
Помните русскую народную сказку “Гуси-лебеди”? О том, как украли гуси-лебеди братца Иванушку, да и отнесли его к Бабе Яге. Откуда же прилетели Гуси-лебеди? По тюркски “кыз” – гусь, “ак” – белый. Стало быть, гусь-лебедь – ак кыз. А где жили-поживали эти ак кызы, белые лебеди? А поживали они на реке Хопер – название, которое в переводе с тюркского означает “гнездовище лебедей”. Конечно, речь идет не о птицах, а о племени, у которого белый лебедь- знак, божество, тотем, мистический общий предок- бог.
Половецкое общество, сообщают историки, делилось на три класса: привилегированное сословие – ханы, уздени; низшее сословие— кулы (невольники, рабы), а среднее – свободные общинники назывались – казаки!
Ак- кыз – казак… То, что в языке другого народа (скорее всего у бродников) чужое, непонятное слово как бы перевернулось и из “аккыз” получился “казак”, или наоборот, совершенно допустимо. Говорят же у нас, на Верхнем Дону, в тех самых местах, где проживали “гуси-лебеди”, не магазин, а “гамазин”. До сегодняшнего дня говорят. Свой родовой знак имели не только гуси лебеди половцы – казаки, но и другие степные половецкие племена. Об этом написал замечательную работу один из исследователей Ковалевский “Кто есть кто в Слове о полку Игореве”– биолог по профессии. В силу своих профессиональных знаний он обратил внимание на то, что поведение животных в “Слове” не совпадает с их природным поведением. Исследователь пришел к выводу, что в “Слове” “не волки воют, не лисицы лают, не вороны граяхуть”, а происходит нечто иное. Разные половецкие племена выясняют отношения с русичами (это слово всего один раз и впервые появляется в "Слове", так себя в то время никто не именовал) Когда ученый наложил свою карту, составленную им по тотемным знакам, упоминаемым в “Слове”, на карту половецких кочевий, карты совпали.
Кстати, а как ведут себя в “Слове” гуси-лебеди? Они молчат. Племя лебедей либо поддерживает князя Игоря, либо держит нейтралитет. В “ Слове” половцы – лебеди называются славянами “ковуи” это и означает по-славянски "лебеди". Ковуи поддерживают со славянами дружественные отношения. Они живут около границ киевской Руси, в районах нынешней Воронежской и Волгоградской областей.
Южнее жили половцы – лукоморцы. По берегам Черного и Азовского морей. Так, что лукоморье, где дуб зеленый и златая цепь на дубе том – Причерноморские и Азовские степи.
Вопреки расхожему мнению, отношения между половцами и Русью складывались в основном, мирные. Во-первых, потому, что жители Киевской Руси и половцы оказались народами “комплиментарными”, то есть друг другу симпатичными. Во-вторых, Русь – значительно сильнее. Поселившись в европейской степи, половцы оказались в непривычных для себя условиях хозяйствования. Зимой здесь выпадало много снега и заниматься отгонным скотоводством невозможно. На период обильного снега скот приходилось собирать в загоны и кормить заготовленным сеном. Кстати, по-тюркски такие загоны вместе с поселением пастухов назывались “кош”. У нас, загон для овец и сегодня называется “кошара”. Кош – это большое хозяйство. Отсюда – кошевой атаман.
В зимний период половецкие становища, сильно напоминавшие маленькие городки с глинобитными стенами, делались легко уязвимы… “И пошли князья в степь и пожгли вежи”. “Вежи” в неправильном переводе – палатки, становища. А на самом деле – сенные склады, которые княжеские дружины любили предавать огню.
Пережив погром, половцы, разумеется, наносили ответные удары, хотя и меньшей силы и затрагивали самые только окраины славянских земель. Почему же летописцы все время пишут про половецкие набеги и про половцев “поганых”? Кочевое скотоводство дает возможность высвободить значительную часть мужчин, для защиты своих кочевий, стад и пастбищ которые собираются в небольшие воинские отряды. Вот их-то и использовали русские князья в своих междоусобных войнах. Это князья, наводили половцев вместе со своими дружинами на города своих соплеменников, на сородичей и братьев своих – князей. Это они поставляли половцам рабов для заморской торговли. Не половцы, а междоусобица и крамола губила Русь. А половцы, как всякие наемники, сами нападали редко, но, в силу договора или родственных связей, помогали воевать то одним князьям, то другим. Те половцы, что перешли Дон – помогали Киеву, летописца зовут из « свои поганые», а те, что Дон не перешли, «чужие поганые»– суздальским и Владимирским князьям. Казахский поэт О. Сулейменов утверждал , что воюющие за Киев или за Суздаль половцы стало быть между собой, звали противников "беренди" – т.е перебежчики, предатели. Хотя можно найти утверждение , что "берендеи" какое-то тюркское плеся степняков. О том, насколько были близки славяно-половецкие отношения, говорит, например, то обстоятельство, что хан Кончак и князь Игорь разговаривали без переводчика. Игорь знал кыпчакский язык, у него мать – половчанка. Он и сына на половчанке женил! Брат Кончака принял православие. Если же говорить о нынешних русских, то в каждом из нас, пожалуй, четверть, если не больше, половецкой крови, которую невозможно отделить от славянской, финской и балтийской, как невозможно разделить в нас кровь наших бабушек и дедушек.
А в нашем языке? Судите сами: кушак, башмак, штаны, каравай, собака и др – все половецко -тюркские, русские слова. Что же касается донских казаков, то они, отчасти, прямые потомки половцев, не столько по генетике, сколько по реликтам степной культуры тех древних степняков и нас нынешних: сходный быт, схожие понятия, а до недавнего прошлого сходное устройство станиц. И, наконец, то обстоятельство, что до середины XVIII века Нижний и Средний Дон были двуязычными – кыпчакский язык соседствовал с русским.
– Так вы что, братцы-казаки, не русские?
Вот это – не просто глупость, а очень вредная глупость! Она не просто от малограмотности, она от преднамеренного сознательного отупения! Нет сегодня на земле ни одного половца! Как нет ни одного дреговича, кривича, вятича, полянина – современников, союзников или противников половцев, а есть русские, украинцы, белорусы, казаки, в ком течет кровь этих народов, бывших до нас… Народы, как все живое, рождаются и умирают. Но люди остаются. Правда, очень часто они и не помнят, чьи они потомки. От громадных когда-то народов остаются малые группы, маленькие народы. Так считается, что гагаузы, возможно, потомки тюрок-огузов, печенегов, кумыки – половцев.Только ведь гагаузы и кумыки – современные народы! Половцы – другое время, равно как и печенеги. Куда же они ушли, где их размыло?
Половцы не больно собой дорожили. Громадный вал половцев и славян пополнял все невольничьи рынки мира. Особый ход – в Египет. Именно туда столетиями вывозили рабов с Дона и Днепра. Оттуда, из наших степей, с петлей раба на шее, шли будущие грозные мамелюки, “потрясатели вселенной”, покорившие всю Северную Африку, часть Испании, Аравийский полуостров, доходившие в набегах до реки Суб-ан. (Сладкая вода – Кубань /араб./). Их имя наводило ужас на все народы. Они были свирепы и безупречно честны. Постоянный корпус в двенадцать тысяч гулямов – мамелюков проходил, как нож сквозь масло, через любую армию и любую пустыню. Суров их устав. Мамелюком мог стать только бывший невольник. Ни сын, ни внук его в гвардейский корпус хода не имели. Какая тоска таилась в глубине их светлых глаз?.. Что помнили они? Какие степи взрастили их судьбу? Какие песни пели они в своих роскошных казармах с фонтанами и райскими птицами, на каком языке? Известно, что с народами покоренных стран они говорили только через переводчиков, и даже когда овладевали местными наречиями, никогда сами к ним не обращались. Иногда вдруг попадается в документах “Мамелюк Евграф сын Филиппов вывез свою семью в Египет из Рязани” – XIII век, на Руси и в Степи – монголы…