banner banner banner
Жизнь Гегеля. Книга вторая
Жизнь Гегеля. Книга вторая
Оценить:
 Рейтинг: 0

Жизнь Гегеля. Книга вторая

Жизнь Гегеля. Книга вторая
Карл Розенкранц

Карл Розенкранц был близким другом и учеником Гегеля, что дает его свидетельствам особую ценность. Именно благодаря его труду у нас есть сведения о многих важных фактах из жизни философа. Розенкранц обладал не только глубоким пониманием философии Гегеля, но и имел доступ к его личным записям и письмам. Вторая книга охватывает период с 1801 до переезда в Берлин около 1818 года.

Жизнь Гегеля

Книга вторая

Карл Розенкранц

Переводчик Валерий Алексеевич Антонов

© Карл Розенкранц, 2024

© Валерий Алексеевич Антонов, перевод, 2024

ISBN 978-5-0062-8647-4 (т. 2)

ISBN 978-5-0062-8560-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Краткое изложение Книги 2

Глава первая Литературная ситуация в Йене

Как уже говорилось в конце предыдущей главы, Гегель позволил убедить себя переехать в Йену. Однако литературное оживление в городе было уже в значительной степени завершено. Например, «Атеней» Шлегелей перестал выходить; Новалис – прекрасная душа «Феноменологии» – умер в 1801 году; Фихте уехал; Тик уехал. Athenaeum был полон жизни и приучил публику к парадоксам. Позвольте заметить, что это была эпоха литературного журнала в Британии и, думаю, в других странах тоже, отчасти потому, что она стояла на пороге новых технологий печати и изготовления бумаги.

Примеры Рейнгольда, Фихте и Шеллинга привлекли в Йену многих, кто надеялся сделать себе имя в философии. Однако Шеллинг уже не считался здесь новинкой. Он приехал в Йену из Лейпцига как «экстраординарный профессор». В Йене Хеннингс и Ульрих занимали кафедры философии и преподавали логику и моральную философию. Ульрих стремился примирить Лейбница, Вольфа и Канта.

Приват-доцентов было много – Розенкранц упоминает Якоба Фриза и историка Грубера как наиболее известных. Поскольку логика была обязательным предметом, а значит, и доходным, ее много преподавали. Была также мода на натурфилософию. Кроме того, «Философская энциклопедия» была предметом многих курсов частных преподавателей, которые, впрочем, могли следовать своим собственным интересам.

Цены были скромными – 2 или 3 талера за урок. Многие преподаватели составляли новые рецензии или стремились писать за вознаграждение уже существующие. За немногочисленные профессорские должности шла ожесточенная конкуренция, что порождало атмосферу поиска виноватых, упреков, мелкой зависти и взаимных пристрастий. Когда Бавария реорганизовала свою систему высшего образования, она могла свободно черпать из этой среды. Так

– Нитхаммер

– Паулюс

– Шеллинг

– Аст

отправились в Баварию, где на них с завистью смотрели те, кто остался. Позднее Гегель переписывался с Нитхаммером. В январе 1801 года Гегель появился в Йене, еще один шваб среди многих, кто уже был там, где он проведет следующие шесть лет своей жизни.

Глава вторая Различие между философской системой Фихте и Шеллинга

Эссе «Различие» стало первой книгой Гегеля, опубликованной в июле 1801 года. Система трансцендентального идеализма Шеллинга появилась в марте 1800 года и была в значительной степени фихтеанской. Вмешиваясь, я должен сказать, что «Система трансцендентального идеализма» Шеллинга – одно из самых неясно выраженных произведений прозы, которые я когда-либо читал. В отличие от него, Гегель в эссе «Различие» временами весьма ярко выражен, а Розенкранц говорит слишком кратко, чтобы отдать ему должное.

Гегель считает, что Фихте ошибается, видя бесконечный прогресс в конкретной жизни. Он считает, что Абсолют Шеллинга – это просто точка безразличия. Во введении Гегель говорит о:

Необходимость философии

Идея фундаментального принципа

Интуиция

Рефлексия

История философии

как актуальные мысли. Идея системы как чего-то, что вытекает из усовершенствованного принципа, а также аналитический и синтетический методы являются предметом глубоких размышлений. Есть также изложение Фихте и Шеллинга.

В приложении к эссе «Различие» рассказывается о Бардили и Рейнгольде, которые сейчас почти забыты. Бардили был двоюродным братом Шеллинга, который развивал идеи Канта, пытаясь доказать то, что было принято за исходную точку. Для Гегеля первична необходимость просто начать. Бардили написал «Предисловие к логике», которое вышло в 1800 году. В «Историческом очерке философии в начале XIX века» Рейнхольда она была использована. Бардили развивал некоторые логические идеи, особенно идеи единого и многого, независимо от конкретной феноменологии и сознания. Гегель счел это слишком формалистичным, принимающим математическую форму. Тем не менее, те, кто знал обе работы, говорили, что логика Гегеля чем-то обязана логике Бардили.

Глава третья Диссертация об орбите планет

В Йене Гегель подготовил «Абилитационную диссертацию об орбите планет», основанную на его чтении Канта, Кеплера и Ньютона. Он написал ее на немецком языке, а затем обобщил на латыни. Он особенно восхищался «Harmonia Mundi» Кеплера, и его главной темой были расстояния планет до Солнца. В своем отношении Гегель руководствовался патриотизмом, ведь Кеплер был швабом, отвергнутым Тюбингеном. По тем же причинам он критиковал «Оптику» Ньютона за разделение математических и физических свойств света, защищая Гете от критиков-натуралистов. Однако здесь он рассматривает:

а) форма орбиты планет

б) их скорость (расстояние от Солнца и время обращения)

и все это на априорной основе. Ньютон считался первооткрывателем эллипса как орбиты планет. Гегель знал, что физические понятия (притяжение, импульс) имеют лишь математическое значение, и в целом он был менее уверен в себе здесь, чем в логике и психологии.

Розенкранц замечает в этой связи, что Гегель хотел говорить универсальными терминами, но при этом избегать ошибок в деталях, и это привело к неясности его выражений. Мне кажется, что это ключевое наблюдение имеет гораздо более широкое значение, чем этот незначительный текст, и только ради него стоит прочитать книгу. С другой стороны, Шеллинг обратился к поэзии.

Среди рассуждений о числе и геометрических формах в конце текста Гегель рассматривает прогрессии чисел как возможное указание на новую планету. Гипотетически он говорит, что если бы прогрессия Тимея (1, 2, 3, 4, 9, 16, 27) была правильной, то в этом не было бы необходимости. Открытие нескольких астероидов в 1801—07 годах сделало эти рассуждения излишними. Восхищение Гегеля Якобом Бёме было из той же ткани, что и его уважение к Кеплеру – реакция против механизма понимания.

[Мне кажется, что здесь возникает вопрос о подходе Гегеля к научному методу, поскольку он, похоже, просто ищет закономерности, а не ставит наблюдение на первое место. И это несмотря на то, что он правильно обозначает свою идею как гипотезу. По сути, движение планеты в ньютоновских терминах является функцией ее массы и скорости, а также массы Солнца, и из этого, кажется, не следует, что должна существовать какая-то закономерность в количестве планет или их расстояниях от Солнца. Конечно, может быть, что в известных планетах есть какая-то закономерность, и это дает некоторые (слабые) основания для ее расширения путем создания гипотез. Таким образом, можно использовать аналогию для создания гипотез, но тогда, как говорил Ньютон, гипотезы – это не часть науки, а скорее запросы, которые можно поместить в конце книги как темы для возможных дальнейших исследований, как в Principia.]

Глава четвертая Защита Habilitationschrift

Гегель защитил диссертацию в Йене 27 августа 1801 года, в день своего 31-летия. К ней он приложил различные латинские тезисы по логике, натурфилософии, философии в целом и практической философии. Они сохранились до наших дней и в них широко используется парадокс. Розенкранц перечисляет их и дает описание того, как они могут быть обоснованы:

1. Противоречие является правилом истинности, а непротиворечие – ложности.

Это не направлено, говорит Розенкранц, против тождества Вольфа, но указывает на то, что добро и зло, истинное и ложное – противоположные понятия, оба применимые к реальности. Он ссылается на этику Спинозы 2.43 «Схолия».

Что А есть А, А не есть В и не-В разрушает всякое углубление познания своей жесткостью. Негативное, такое как боль, болезнь, зло, также является частью реальности. Противоречия существуют, например, центростремительная сила и инерция, и разрешаются, как на орбите. Здесь Гегель опирается на диалектику Канта в «Критике чистого разума».

2. Силлогизм – принцип идеализма.

Гегель обнаруживает появление трех терминов в диалектике Канта, тезиса, антитезиса и синтеза Фихте и в построении тождества и двойственности Шеллинга. В этом проявляется логическая сторона Гегеля. по мнению Розенкранца.

3. Квадрат – закон природы, треугольник – закон разума.

Это, говорит Розенкранц, он позаимствовал у Франца фон Баадера и Платона.

4. В истинной арифметике сложение происходит от единицы к диаде, вычитание – от диады к триаде […].