banner banner banner
Жизнь Гегеля. Книга вторая
Жизнь Гегеля. Книга вторая
Оценить:
 Рейтинг: 0

Жизнь Гегеля. Книга вторая


Розенкранц редактировал 17-й том «Сочинений Гегеля», включающий «Философскую пропедевтику». По мнению Розенкранца, опыт обучения в Эгидиенгимназии повысил ясность его изложения.

Гегель был неутомим как учитель. До 1812 года он тщательно переписывал свои курсы каждый семестр и адаптировал их к возрасту учеников. Он преподавал философию и религию, хотя в отсутствие других учителей мог обратиться к греческому языку и даже к математике (исчисление). На основных уроках он диктовал параграфы, а затем объяснял их. Он использовал табак. Ученики должны были делать честные копии, а на следующем уроке им предлагалось устно подвести итог последнего урока. Они могли задавать вопросы в классе. Он обращался к ученикам формально (месье, предположительно герр), чтобы привить им ответственность. В целом школа была успешной.

С 1811 года и особенно после отступления из Москвы усилилась реакция против французского гнета. Будучи ректором, Гегель внешне оставался отстраненным и беспристрастным. Однако Розенкранц замечает, что: «В городе, и прежде всего среди преподавательского состава, он выдавал себя за франкофила». (403) Однако он не поощрял немецкую группу чтения среди учеников, рекомендуя вместо этого Гомера. Группа продолжала работать подпольно. [Вмешаюсь, но, по впечатлению Розенкранца, Гегель был скорее устойчивым влиянием, чем агитатором]. Он настаивал на соблюдении религиозных обрядов как католическими, так и протестантскими учениками.

Гегель одевался в серый костюм и шляпу, прилично, но без вычурности. По вечерам он читал газеты в Нюрнбергском музее (в котором был читальный зал). [Читальные залы в это время стали социальным институтом в Европе. – С.К.] Он посещал Паулюса (редактора Спинозы) и Зеебека. Он проявлял интерес к исследованиям последнего в области теории цветов Гете. Он был экзаменатором преподавателей философии, для чего задавал вопросы по истории философии.

Пять бесед Гегеля о преподавании, произнесенных в дни школьных премий, содержатся в Werke 16 (есть также французское издание под редакцией Б. Буржуа, но я не помню, чтобы я слышал о нем на английском). В них он рассматривает школу как нечто среднее между семьей и общественной жизнью. Розенкранц полемизирует с теми, кто отрицает наличие этического содержания у Гегеля, утверждая, что здесь, как и в «Философии права», много этического. Гегель утверждал, что изучение древних дает ощущение целостности, которому не способствует современная жизнь с ее отдельными ремеслами и профессиями. [Эта мысль больше ассоциируется с Адамом Смитом в Великобритании, но, похоже, отражает озабоченность эпохи]. Аналогичные разговоры ведутся и в связи с выходом на пенсию Шенка, его предшественника. Отдельный ученик, говорит Гегель, одушевлен окружающей его жизнью: семьей, школой, страной, церковью. Розенкранц ссылается на дефектное издание этих бесед в 1835 году и на газетную критику, в которой были указаны эти дефекты.

Глава девятнадцатая – Философская пропедевтика с 1808 по 1812 год

Баварские стандарты для преподавателей философии содержались в директиве, которую воспроизводит Розенкранц. Преподавание должно было вести к спекулятивной точке зрения и заканчиваться идеями на уровне поступления в университет. Для студентов, для которых это было слишком высокой целью, содержание курса должно было начинаться с логики (с использованием Ламбера и Плуке в качестве текстов); затем космология и естественная теология; затем психология, этика и юридические концепции (с Карусом и Кантом в качестве текстов); и, наконец, то, что называлось «Философской энциклопедией», взгляд на целое. [По-моему, это звучит достаточно амбициозно, хотя нечто подобное пытаются сделать в последнем классе французской средней школы. – SC] Гегель изменил это, перейдя к следующему:

Низший класс: право, мораль и религия

Средний класс: психология и логика (включая антиномии Канта)

Высший класс: Энциклопедия (согласно директиве).

Последняя охватывала силлогизм, научный метод, феноменологию, государство и религию. Он написал отчет Нитхаммеру об этой инициативе (см. SW17), в котором объясняет, что этические предметы были более адаптированы для студентов. Розенкранц сам редактировал «Философскую пропедевтику» (SW18) и говорит, что она сыграла решающую роль для Гегеля, который научился сочетать краткость и точность.

В «Пропедевтике» Гегель сформулировал следующий трехчастный план логики:

1. Объективная логика

Бытие

Сущность (сущность как таковая, пропозиция, основание)

Реальность (Wirklichkeit)

2. Субъективная логика

Понятие

Суждение

Силлогизм (включающий идею цели)

3. Учение об идеях

Жизнь

Знание и воля

Наука как система

Все это, комментирует Розенкранц, знаменует собой продвижение вперед йенской структуры. [В комментариях он также расходится с опубликованной «Наукой логики» и на самом деле имеет для меня больше смысла, чем опубликованная версия. Мне всегда было трудно рассматривать субъективную логику как следствие объективной логики по аналогии с развитием метафизических идей в первой части и действительно видеть, как заключительный путь к абсолютной идее был частью субъективной логики как таковой. Я полагаю, что третья часть слабо соответствует понятию определения у Аристотеля].

В заключение Розенкранц замечает, что в философии разума больше внимания уделяется субъективным психическим явлениям, а именно интуиции, воображению, памяти, языку и т. д.

Глава двадцатая – Женитьба Гегеля, осень 1811 года

Жизнь Гегеля характеризовалась спокойным развитием и органической зрелостью. Не было спешки в действиях, но дела доводились до конца в свое время. В этом духе, говорит Розенкранц, Гегель женился в 40 лет. В XVII и XVIII веках Декарт, Спиноза, Малебранш, Локк, Юм и Кант оставались холостяками. Фихте был первым современным философом мирового значения, который женился, как и Гербарт и Шеллинг. Кристиана, сестра Гегеля, радовалась за него.

Его жена, Мария фон Тухер (1791—1857), происходила из знатной семьи с местными корнями. Ее отец был бюргермейстером Нюрнберга. Она отражала те чувства, которые Гегель испытывал к ней. Они дополняли друг друга как личности, что заставляет Розенкранца хвалить ее живость и воображение. Розенкранц воспроизводит несколько стихов, которые Гегель написал для нее. Судя по анекдотам, связанным с ней, и ее письмам, она выглядит жизнерадостным и уверенным в себе человеком. Во время помолвки потребовались некоторые объяснения. Ее обидело или обеспокоило одно из его выражений: «В той мере, в какой счастье является моей судьбой в этом мире». Гегель считал, что брак по сути своей религиозен. Он написал письмо, в котором говорил, что у высших натур счастье оттеняется меланхолией, и утверждал, что она обещала исцелить его от того, что отвратило его от веры в счастье. Любовь – это наша любовь, не моя к тебе и не твоя ко мне, говорит он.

Пара поженилась 16 сентября 1811 года. Дочь умерла в раннем детстве (от удушающего катара). У них было два сына: Карл Гегель (1813—1901), ставший профессором истории, и Иммануил Гегель (1814—1891), ставший государственным служащим. Карл Гегель отредактировал второе издание «Философии истории» в 1848 году, первое было выпущено Эдуардом Гансом в 1837 году. Он также подготовил первое издание «Переписки» (1887), рассказывает Осмо.

Гегель был внимательным мужем. Его дома были скорее функциональными, чем элегантными. В семье был слуга, но только один, только после рождения детей. Он вел домашнюю бухгалтерию. В Берлине его квартира была удачно расположена. В гостиную можно было попасть прямо из коридора. Он и Мари любили совершать экскурсии, чтобы расслабиться. Они навещали Нитхаммера и его жену в Мюнхене, куда приезжали с ответным визитом.

Глава двадцать первая – Отношения Гегеля с философами своего времени

Розенкранц отмечает, что Гегель постепенно становился центральной фигурой в немецкой философии своего времени, поднимая современные дискуссии в своих работах. В это время его окружали такие люди, как:

– последователи Шеллинга (такие как Аст, Канн и Гёррес)

– более отстраненные последователи Шеллинга (такие как Штеффенс, Окен, Штуцман, Клейн)

– те, кто склонялся к Гегелю.

В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» Шеллинга (1809) были заложены семена предполагаемого ответа Гегелю. Другой мыслитель, Вагнер, пытался объединить логику и математику. Гербарт в Кенигсберге был изолированной фигурой, которая в любом случае опубликовала свои главные работы поздно при жизни Гегеля. В 1810 году Бахманн опубликовал рецензию на «Феноменологию» в «Гейдельбергском журнале».

Сохранилась переписка с Исааком фон Синклером (1775—1815), Карлом Виндишманом (1775—1839), Николаусом фон Таленом (ум. 1848), Бергером из Киля, Карлом Зольгером (1780—1819) и ван Гертом. Из них Синклер и Зольгер – самые значительные. Для Розенкранца характерно то, что он кратко излагает отношения между Гегелем и его современниками, оставляя место для дальнейших исследований того, кем они были и каково было значение их отношений с Гегелем. С тех пор как Розенкранц написал эту книгу, большая часть этой переписки была опубликована. В целом, здесь появляется больше свидетельств интереса к Спинозе.

Исаак фон Синклер

Гегель поддерживал отношения с Исааком фон Синклером (1775—1815). Это, как мне кажется, часто упускается из виду в англоязычных комментариях, поскольку Синклер не известен в англоязычной философской литературе. Однако письма между ними интересны. Гегель отводил праздничные дни для ответов на письма, и зачастую сохранился лишь набросок его ответа, а не само письмо. Синклер писал стихи и трагедии, но недавно опубликовал три тома философии под названием «Истина и определенность» (1811), что послужило поводом для обмена письмами. Гегель пишет, спрашивая, остается ли Синклер неумолимым фихтеанцем и что он говорит о прогрессе к бесконечности. Он пишет Синклеру:

«Я педагог, которому приходится преподавать философию, и, возможно, поэтому я убежден, что философия должна быть структурированной конструкцией, как и геометрия, которой можно обучать так же хорошо, как и ей.» (429)

Содержание философии – это одно, творческий талант – другое, продолжает он, говоря, что хочет добавить к научной форме. Он вспоминает, как из мрачного Франкфурта смотрел на Фельдберга и Альткоенига, горы Таврского хребта.

Работа Синклера начинается с сомнения, которое представляет собой нечто среднее между уверенностью и незнанием. Это похоже на идеи, которые Гегель впитал еще от Секста Эмпирика. В своей книге Синклер рассматривает отношения к себе, миру и Богу с чем-то вроде фихтеанской точки зрения. Сомнение вновь оказывается срединной точкой между жизнью и наукой. Гегель пишет Синклеру:

«Это прежде всего новые философы, которые требуют начала, которое было бы Абсолютом, которому они не стали бы сразу противопоставлять свое словоблудие, неопровержимого первого…»

Не философ хочет привнести свое собственное понимание, полное здравого смысла. Мне кажется, здесь есть нотка раздражения. Он и Синклер были достаточно методичны, когда начинали, как он считает, по-разному. Начало должно быть несовершенным, просто потому, что это начало. И все же, продолжает он, это должно быть начало философии, а значит, уже сама философия. Синклер, напротив, начинает с потребности в философии, и Гегель с этим не согласен. Гегель пишет:

«Я безусловно согласен с вами, что нельзя начинать вслепую. Дело в том, что начало должно быть по существу началом философии. Следовательно, я требую от начала еще больше, чем вы, чтобы оно уже само было, по сути и по существу, философией и заявляло о себе как о таковой, чтобы оно было, таким образом, больше, чем только потребность в философии, но и не больше, чем оно может быть как начало философии.» (432)

Такой анализ сомнений, как у Синклера, сам по себе привносит много философии косвенно, исподтишка. Синклер ввозит контрабандные товары. Он признает сомнение как факт. Гегель говорит, что его собственное начало – это факт, непосредственное. Это начало, потому что оно еще не прогресс. Он пишет:

«Теперь контрабанда запрещена императорским указом, и нужно было бы, чтобы трибунал уже признал в необоснованном характере этой деятельности метафизику или идеологию». (431)

Это редкая ссылка Гегеля на «Идеологию», пишет Осмо, поскольку термины в тексте даны на французском языке. Содержание сомнения уже больше, чем непосредственность. Он пишет: «Моя единственная и неповторимая цель – преподавать в университете». (433) Суматоха сегодняшнего дня оставляет мало места для расходов на университеты, тем более на метафизику. Приоритетами министерства являются профессии – право, медицина, теология, – но философия является их основой (см. Correspondance II, письмо 218). Синклер вскоре погиб на Венском конгрессе и теперь (1844) забыт.

Карл Виндишман