banner banner banner
Жизнь Гегеля. Книга III – Гегель в Берлине
Жизнь Гегеля. Книга III – Гегель в Берлине
Оценить:
 Рейтинг: 0

Жизнь Гегеля. Книга III – Гегель в Берлине

Жизнь Гегеля. Книга III – Гегель в Берлине
Карл Розенкранц

Книга III посвященна пребыванию Гегеля в Берлине с 1818 по 1831 год. В это время Гегель преподавал в Берлинском университете и принимал участие в развитии прусской политики, культуры и общества. К этому периоду относятся многие из его посмертно опубликованных лекций, а также его оригинальные работы: «Философия права» (1821), второе и третье издания «Энциклопедии философских наук» (1827, 1830) и несколько заметных материалов для журналов.

Жизнь Гегеля

Книга III – Гегель в Берлине

Карл Розенкранц

Переводчик Валерий Алексеевич Антонов

© Карл Розенкранц, 2024

© Валерий Алексеевич Антонов, перевод, 2024

ISBN 978-5-0062-8842-3 (т. 3)

ISBN 978-5-0062-8560-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение с кратким изложением книги III

Книга III посвященна пребыванию Гегеля в Берлине с 1818 по 1831 год. В это время Гегель преподавал в Берлинском университете и принимал участие в развитии прусской политики, культуры и общества. К этому периоду относятся многие из его посмертно опубликованных лекций, а также его оригинальные работы: «Философия права» (1821), второе и третье издания «Энциклопедии философских наук» (1827, 1830) и несколько заметных материалов для журналов. Эта заключительная книга биографии Розенкранца довольно короткая (150 страниц), но она особенно интересна из-за свежего и удивительного тона и цвета, с которым он пишет о Пруссии, основываясь на своем личном опыте. Она также контрастирует с гегелевской литературой, которая проецирует назад предполагаемый патернализм Пруссии эпохи после Бисмарка.

Глава первая – Переезд в Пруссию

Годы жизни Гегеля в Берлине пришлись на период, известный как Реставрация, который последовал за поражением наполеоновской Франции в 1815 году и мирным урегулированием Венского конгресса.

В Гейдельберге стало ясно, что Гегель стал более понятным как лектор, и его самооценка повысилась. Город Гейдельберг окружен природой, и его дух – это радостный реализм, ориентированный на профессиональные знания. Способные люди, такие как Якоб Фрис, вскоре стремились уехать дальше.

В то время как Швабия была глубоко немецкой, Пруссия была населена германизированными славянами и граничила с Россией, а не с Францией. Пруссия стремилась к объединению, причем сначала в культурном плане. Она впитала в себя французское влияние, как реформированное (например, гугеноты), так и атеистическое во времена Регентства. Академия наук была основана Лейбницем в 1700 году. После поражения под Йеной в 1806 году в Пруссии расцвели искусство и наука. В 1810 году был основан Университет Фридриха Вильгельма. Университет выступал посредником между наукой (в основном аристократической) и общественным мнением.

У Пруссии нет естественных границ, кроме Балтийского моря, и поэтому она соприкасается со многими весьма разнообразными культурами. Ее территория наполовину состоит из завоеваний, наполовину – из династического наследования. Ее население сначала было протестантским, к которому после 1815 года добавились католики. Розенкранц пишет:

Отказавшись от науки, Пруссия отказалась бы от самой себя, ибо она во всем искусственное, сконструированное государство, которое может прийти к единству только с помощью культуры». (490)

То есть здесь нет ни конфессионального единства, ни естественных границ, ни общего природного ресурса, который бы скреплял людей. Розенкранц развил эту идею в своей «Истории кантовской философии» (стр. 99). Философия долга Канта говорила об этом, и Гегель как ее разработчик играл здесь естественную роль. С 1817 года прусским министром народного просвещения и религии был фон Альтенштейн (1770—1840, см. ниже):

Альтенштейн добивался назначения Гегеля. Это, считает Розенкранц, было просто проявлением прогрессивных тенденций в Пруссии. Карл Зольгер, коренной пруссак, привлек внимание Альтенштейна к Гегелю. Его письма к Гегелю носят уважительный характер, и 24 января 1818 года Гегель принимает новое предложение.

Альтенштейн внес 3 000 талеров в качестве аванса (включая расходы на переезд). Он согласился назначить Карове и Людвига фон Хеннинга корреспондентами гегелевских курсов и проявлял к Гегелю заботу. Его сестра помогла Гегелю переехать. Письма Гегеля (они теперь утеряны, но Розенкранц имел их в виду) свидетельствуют о большом энтузиазме Гегеля в Берлине летом 1818 года. Сначала он жил на Лейпцигерштрассе, а затем в Купферграбене. Последний находится на острове на реке Шпрее:

Из окон его дома открывался вид на сады Монбижу и реку Шпрее:

Письма Зольгера к Тику свидетельствуют о том, что Зольгер ценил Гегеля в сочетании с любопытством. К сожалению, вскоре после этого Зольгер умер.

Глава вторая – Берлин и философия

В Берлине царит критический дух, который Розенкранц описывает следующим образом:

Берлин – город абсолютной рефлексии, и эта неугомонность мысли сосуществует с еще не завершенным развитием прусского государства, как и самой столицы. В Берлине нет ничего наивного, ничего непосредственного, но все в нем – работа рефлексии. (494)

Во всех классах общества присутствует острая рассудительность, которая придает им практическую направленность. Размышления могут привести к иронии, даже к скуке и бездействию. Чтобы преодолеть ее, необходимо неустанно стремиться к ней.

Философия преодолевает дуализм рефлексии. Религия преодолевает противоречия на уровне чувств: так, например, происходит в Вене. Но в Берлине сама религия пронизана рефлексией. Ее вера – это не спонтанная преданность, а попытка постичь собственное содержание.

Таким образом, университет дал Берлину возможность самовыражения. Там преподавал Фихте (1810—1814), покинувший Йену в 1799 году и недолго преподававший в Эрлангене в 1805 году. Фридрих Шлейермахер (1768—1834) был более важной фигурой для берлинцев. Карл Зольгер (см. ниже) учился у Фихте, преподавал и с 1811 года до своей смерти в 1819 году работал в Берлине в качестве профессора:

Карл Зольгер

Гегель писал о Зольгере через 10 лет после его смерти. Зольгер был промежуточной фигурой между Шеллингом и Гегелем и отвечал тем, кто стремился подвергнуть спекуляцию испытанию. Как и Шеллинг, он писал о диалектике, этике как политике, эстетике и философии религии, но не в систематизированном виде. Ему почти нечего было сказать о натурфилософии. В политическом плане он был согласен с Гегелем. Диалектику он представлял как диалог. Философская деятельность, таким образом, приобрела социальную форму: вопрос-ответ. Он остановился перед гегелевской идеей «самодвижения понятия», которая абстрагирует от таких субъективных форм. Зольгер придерживается диалогической точки зрения и не одобряет гегелевскую привилегию спекулятивной научной мысли. Зольгер пишет:

Несомненно, эти философы [как и Гегель] фактически признают высшую спекулятивную мысль как совершенно отличную от обычной мысли, но они считают ее в ее законности и универсальности единственно действенной, а все, что не является ею, включая эмпирическое сознание в той мере, в какой оно не связано с этими законами, – фрагментом их, ошибочным и пустым во всех своих отношениях.

Розенкранц пишет по этому поводу:

Гегель никогда не оспаривал необходимость опыта как такового, но он тщательно показал, как в силу своих собственных противоречий он толкает от себя к всеобщности и к необходимости детерминаций.

Зольгер изучал идеи творения, любви и жертвоприношения через античную мифологию. Он использовал иронию, чтобы ввести отрицание в свои рассуждения. Зольгер и Гегель были друзьями и обменивались терминами о преподавательских обязанностях.

Фридрих Шлейермахер

Теперь мы вернемся к отношениям Гегеля с Фридрихом Шлейермахером (см. ниже), которые также являются темой другой главы.

Ранняя литературная слава Шлейермахера возникла благодаря его «Речи о религии перед ее культурными презрителями» (1799). Он был проповедником в Берлине, и вокруг него собралась община. Он читал лекции в Берлине:

диалектике

психология

этика

эстетика

истории философии.

Он внес вклад в теорию веры и развитие протестантизма. Типично северогерманский характер, он был замкнутым, самоконтролируемым, но открытым к деятельности, «мастер рефлексии стать природой». Однако у него не было взаимопонимания с Гегелем. В это время теолог де Витте (1789—1849) написал письмо матери Санда, студента-теолога, который зарезал Коцебу как подозреваемый в шпионаже в России. Де Витте был уволен из университета, а Санд казнена. Это привело к ссоре между Гегелем и Шлейермахером в 1819 году [см. корр. письма 359, 390]. После нее они написали друг другу уважительные письма, как только остыли чувства. Эдуард Ганс [1836] полагает, что источником антипатии стало противодействие Шлейермахера приему Гегеля в Академию. Фихте тоже не был в Академии, и это считалось неподобающим для философа, создавшего школу. На публике эти два человека хорошо ладили друг с другом и даже вместе катались на санях в саду Тиволи. Однако их ученики образовали враждебные лагеря. Гегель, в свою очередь, не хотел, чтобы Шлейермахер участвовал в работе «Берлинского журнала».

Гегель преподавал свою систему дисциплинированно. Этот методичный подход дополнял разносторонность Шлейермахера. Это также способствовало тому, что Гегель, подражая ему, стремился превзойти своего коллегу. Розенкранц [в отрывке, цитируемом Кауфманом] говорит, что необходимо было привести в соответствие северо-восточные и юго-западные элементы немецкого духа. Многие люди со всей Германии и Швейцарии посещали курсы обоих мужчин.

Глава третья Инаугурационная речь в Берлине

Если бы «Философия права» была издана в неизменном виде, ее бы скорее изучали, чем обсуждали, комментирует Розенкранц, но Гегель добавил множество замечаний, касающихся актуальных вопросов, таких как

– вспомогательный характер римского права по отношению к современному праву

– слабость совести, независимой от этического сообщества