• “Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?” [Мк. 2, 8].
• “Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий” [Мк. 15, 37–39]. Отрывки, аналогичные приведенному, приведены еще в [Мф. 27, 50], [Лк. 23, 46] и [Ин. 19, 30].
• “И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем” [Лк. 1, 46–47].
• “и предыдет[62] пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный” [Лк. 1, 17].
• “Младенец[63] же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю” [Лк. 1, 80].
Приведем догмат 630-ти святых отец IV Вселенского Собора (Халкидонского Собора): “Последующе Божественным отцем, все единогласно поучаем исповедывати единаго и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству по всему нам подобна, кроме греха рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству единаго и тогожде Христа, Сына, Господа, единороднаго, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемаго, (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемаго) не на два лица рассекаемаго или разделяемаго, но единаго и тогожде Сына, и единороднаго Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам символ отец наших”.
В нем не говорится, что человек состоит только из души и тела. В акафисте Пресвятой Троице, составленным Святителем Иннокентием Херсонским[64], в икосе 4 уточняется догмат: “Свят еси Господи Боже наш, в духе, душе и теле нашем трехчастную скинию на вселение Свое основати благоволивый, и всеконечне грехом разрушитися ей в нас не попустивый!”.
Этот догмат о человеческой и божественной природах в Иисусе Христе положил разделение в христианстве.
Приведем математический аргумент, почему у Иисуса Христа Сына Божия есть божественная природа (“Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть” [Ин. 1, 3]). Может ли какой-нибудь алгоритм создать самого себя? Конечно, да. Пусть алгоритм – это запущенная программа на компьютере, которая сканирует файловую систему, находит свои исходные файлы, их компилирует и запускает полученный исполняемый файл. В итоге на компьютере появляется такой же работающий алгоритм. Примерно подобным образом люди и размножаются, шутка.
В рамках научного метода человек не может создать самого себя. Математические причины, почему это так, доказаны в теоремах, показывающие, что человеческое сознание (ум) не алгоритмизируется. Существуют алгоритмически неразрешимые задачи, например, существуют действительные числа, называемые невычислимыми, которые не могут быть вычислены с нужной точностью с помощью алгоритма (их существование элементарно следует из того, что множество всех возможных алгоритмов счётно, а множество действительных чисел – несчетно). Итак, человек может решить достаточно конкретную задачу в отличие от существующих алгоритмов, введя новое первоначало. После введенного первоначала множество текущих алгоритмов изменится, но появятся новые задачи, подвластные человеку, а не алгоритмам, и описанный процесс не остановится. Таким образом, для создания человека необходима божественная природа (сверхразум), превосходящая человеческую природу.
Из приведенного догмата IV Вселенского Собора, если его применить в прямом смысле, следует, что полностью познать сотворенный мир человеку нельзя. В самом деле, если человек может полностью познать мир, то божественная природа не участвовала (не нужна) в создании мира, а значит произошло разделение между божественной и человеческой природой Сына Божия. Таким образом, мир не устроен по строго определённым и рационально познаваемым принципам (их всегда конечное число для человека), но человек может познать мир с любой точностью из-за неразделенности природ. Поэтому в дискуссии Эйнштейна-Бора[65] истина находится, где-то по середине.
Посмотрим на божественную и человеческую природу с точки зрения понятия сущности Бога.
Святитель Василий Великий изъяснил, что такое сущность Бога, а что такое Его действие [3, письмо 234, К нему[66] же, [отвечая] на другой вопрос (226)]. Все началось со следующего софизма. Вопрос верующим: “То ли чествуешь, что знаешь, или то, чего не знаешь?”. Если ответим: что знаем, тому и поклоняемся, – у них готов новый вопрос: “Какая сущность поклоняемого?”. Если же признаемся, что не знаем сущности, снова, обращаясь к нам, говорят: “Следовательно, поклоняетесь тому, чего не знаете”. Ошибка софизма заключается в том, что слово “знать” – не однозначно, а многозначно.
Далее из письма Святителя Василия Великого выделим следующие мысли: “мы познаем Бога по действиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступною. Сущность Бога выше нашего разумения. Поэтому спасение чрез веру. Итак, вследствие действий – знание, а вследствие знания – поклонение”.
Посмотрим на любое знание, описывающее Бога. Оно является частью человеческой природы. Поэтому при познании человек не выходит за границы своей человеческой природы, а значит, сущность Бога совпадает с божественной природой.
Итак, человек, теоретически, может познать ответ на любой конкретный вопрос, если он в рамках только человеческой природы. Поскольку божественная природа нераздельна от человеческой природы, то человек, теоретически (включая период жизни после своей смерти), сколько угодно хорошо может познать ответ на любой вопрос, относящийся к божественной природе, но при этом божественная природа (сущность) ему не доступна. Первородный грех, по мнению автора, не может остановить процесс познания, а способен только привносить ошибки, которые с течением постижения следует устранять.
В качестве примера рассмотрим рациональные и иррациональные числа. Рациональным числом можно сколько угодно близко приблизиться к иррациональному числу, но при этом иррационального числа никогда не достигнем рациональными числами. Также рациональные и иррациональные числа дают хорошее подобие слов неслитно, неизменно, нераздельно из догмата. Следует отметить, что попытку применения этого подобия по отношению к двум природам Иисуса Христа можно описать словом “около”, а это совсем недостаточно, поскольку нужно еще, как минимум, их описывать некоторым значением слова “в”, являющимся основным согласно Евангелию, например: “Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела” [Ин. 14, 10].
Догмат IV Вселенского Собора и решение (догмат) VI Вселенского Собора о двух волях в Сыне Божием (смотрите раздел “Действия, мысли и обучение, неистинная истина”) следует рассматривать с точки зрения человека, пока не будет прояснено строение ангелов. Например, сущность Бога для ангелов будет другой, чем для человека. Так как у нас недостаточно знаний о божественной природе, о строении ангелов, человеческой природе после смерти, то можно создать более одной взаимно противоречивых правдоподобных теорий, оперируя словами воля, природа, учитывая людей и ангелов, а это деятельность в свою очередь может попасть под нарушение третьей заповеди о произнесении имени Божия всуе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
“Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего” [Ин. 15, 5].
2
“Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога” [2 Кор. 3, 4–5].
3
“Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно” [1 Кол. 1, 24–29].
4
Преподобный Исаак Сирин – один из Отцов Церкви, христианский писатель-аскет, епископ Ниневии, жил в Ассирии и Сирии в VII веке.
5
Сердце (не мышечный орган) – один из важнейших Евангельских терминов, смотрите раздел “Душа, дух и сердце”. Одна из наиважнейших, практическая характеристика сердца заключается в том, что оно хранит в каком-то виде наши утверждения, убеждения. Они могут явно присутствовать в мышлении, действиях, а могут и нет. Также сердце хранит чувства и их описание, классификацию. Итак, сердце – один из главных участников в формировании мышления, действий (поведения) человека и его чувств.
6
Беса из отрока.
7
Под ложью всегда понимается ошибка, то есть неистина.
8
Преподобный Серафим Саровский (1754–1833) – один из наиболее почитаемых монахов Русской Православной Церкви.
9
Можно привести такую современную западноевропейскую историю. Неверующий человек следующим образом пытался доказать отсутствие Бога. Горшок с растением был поставлен в совсем темную комнату. Из-за отсутствия света растение погибало. Дети-христиане вставали вокруг горшка и молились Богу о сохранении растения. Чудо не произошло. Отсюда делался вывод, что всемогущего Бога нет, а значит и Бога нет. В ответ можно сказать следующее. Во-первых, доказать или опровергнуть существования Бога нельзя, поскольку это догмат (аксиома) и область веры – мысленной силы. Опыты, эксперименты и другие знания могут свидетельствовать о том, что мы правильно или неправильно понимаем Бога. Во-вторых, Бог своей волею в истине говорил в мышлении участников, скорее всего следующее: вынесите горшок с растением в светлое место и прекратите эксперимент. В-третьих, если бы дети молились о чуде с целью, чтобы неверующий человек уверовал, а чуда так и не произошло бы, то можно рассмотреть следующий довод. Допустим случилось чудо, многие люди конечно бы о нем узнали, показали его по всему миру, а в результате появилось бы огромное неверие.
10
Святой пророк Захария был священником в Иерусалимском храме, отец Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
11
Ездра, живший около V века до н. э., – иудейский священник, возвратившийся после вавилонского плена, воссоздавший еврейскую религиозно-этническую идентичность на основе закона.
12
У человека нет результата, он признает реальность происходящего, терпит без ропота, это есть проявление смирения. Можно сказать, что Бог нищ духом, ведь Он хочет, чтобы все люди и падшие ангелы спаслись.
13
[1 Кор. 2, 16]. Ум Христов – понятие от Апостола Павла. Поскольку Иисус Христос в нас и наше мышление от Иисуса Христа, то сильная вера в это приводит к пониманию, что у нас ум Христов.
Апостол Иоанн Богослов пишет, что любовь делает нас подобным Иисусу Христу: “Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он” [1 Ин. 4, 17].
Апостол Павел пишет, что мы не должны без достаточных оснований не равняться на Иисуса Христа: “Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” [Флп. 2, 5-11].
Преподобный Исаак Сирин в [5, Слово 47] пишет об Апостоле Павле и уме Христовом. В качестве вывода он приводит следствие первородного греха: “Твердо положим в мысли своей и то, что, пока мы в мире сем и оставлены во плоти, хотя бы вознеслись до небесного свода, не можем оставаться без дел и труда и быть без попечения (Бога). Это (прости меня) есть совершенство, а что паче сего, то неразумное размышление”.
14
Святитель Василий Великий (329/30–379) – епископ Кесарии Каппадокийской (город на территории Турции), один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии.
15
По образу Божию. Также авторство труда приписывается Учителю Церкви Святителю Григорию Нисскому (около 335–394). Он был богословом и философом, епископом города Ниссы (Малая Азия), одним из трёх Великих каппадокийцев, младшим братом Святителя Василия Великого.
16
Вопрос – естественная и единственная форма мышления, чтобы сделать вывод.
17
Еще один важнейший смысл слова вера описал Святитель Феофан Затворник: “вера есть состояние сердца, совмещающее не одно чувство, убеждение и расположение, а несколько” [комментарий на послание к Галатам 2, 16]. Речь идет о вере в уже известные утверждения, убеждения и о состоянии при этом чувств. Все чувства познаются, классифицируются человеком через мышление, через мышление он формирует к ним свое отношение. Поэтому это частный случай веры, определенной как мысленная сила. Вера в деятельное мышление – это другой частный случай.
18
Раздел математики на стыке геометрии и алгебры.
19
Существуют два мнения об авторстве книги “О Божественных Именах”. Первое мнение заключается в том, что ее автор – это Священномученик Дионисий Ареопагит, ученик Апостола Павла. Второе мнение состоит в том, что ее автор – это Псевдо-Дионисий Ареопагит, писатель конца V века или начала VI века.
20
Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со Святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
21
В разделе “О Вере” в творениях, приписываемых Святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня, отнесенных к разряду Spuria. В издании 1903 года, Санкт-Петербургской Духовной Академии, том IX на странице 986.
22
Святой царь и пророк Давид – второй царь Израиля в районе X века до н. э. В царствование Давида была построена новая столица Израиля – Иерусалим. В Богослужении и личной молитве широко употребляется его Богодухновенная Псалтирь.
23
На церковнославянском языке. На латыни и греческом языках такой же перевод.
24
В Иисусе Христе заключено два естества – Божеское и человеческое.
25
Святой пророк Иеремия – второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, жил за 600 лет до Рождества Христова, автор книги пророка Иеремии и книги “Плач Иеремии”.
26
Смысл является троичным, его три лица соответствуют действию, мысли и истине/лжи.
27
Самоконтроль – это одно из значений термина целомудрие.
28
В будущей жизни “тексты” будет всегда идеальными, поскольку знание упразднится [1 Кор. 13, 8].
29
[2, Догматико-полемические творения, О Святом Духе. К святому Амфилохию, епископу Иконийскому, Глава 9].
30
“Божественный мрак есть тот неприступный свет, в котором, по словам Писания (1 Тим. 6, 16), живет Бог. И поскольку он от чрезвычайного сияния невидим и от преизбытка сверхсущностного света неприступен, в нем пребывает только тот, кто достоин знать и видеть Бога, и, истинно пребывая в нем выше видения и познания, через это самое невидение и незнание познает то, что Он выше всего чувственного и умного, и взывает с пророком: Чудно для меня ведение Твое; высоко, не постигаю его (Пс. 138, 6)” [7, письмо к Дорофею диакону], “Мрак исчезает при свете, и особенно при великом свете; неведение прогоняют познания, и особенно великие познания. Принимая это в смысле превосходства, а не лишения, утверждай непреложно, что неведение Бога сокрыто от тех, которые имеют свет и познание о вещах; что этот высочайший мрак Его скрывается при всяком свете, равно как и при Нем скрывается всякое познание” [7, 1 письмо к Гаю Ферапевту], “Молимся о том, чтобы оказаться нам в этом пресветлом сумраке и посредством невидения и неведения видеть и разуметь то, что выше созерцания и знания, что невозможно ни видеть, ни знать, ибо это и есть поистине видеть и ведать” [7, О мистическом богословии, глава 2].
31
Одно из значений слова уныния – это лень.
32
Святой царь и пророк Соломон – третий царь всех израильтян, правивший в районе X века до н. э. и построивший Иерусалимский Храм, автор нескольких книг Ветхого Завета.
33
Священномученик Корнилий – епископ Кесарии Палестинской, обращенный в христианство Апостолом Петром.
34
Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994) – схимонах Константинопольской Православной Церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями.
35
Объяснить причину, почему всегда приходит ответ, что Бог существует, можно таким способом. Поскольку во время вопроса мы понимаем понятие Бог через Благую силу, действующую в нашем мышлении, то эта же Благая сила ответит и на более простой вопрос о существовании Бога.
36
Святитель Дмитрий Ростовский (1651–1709) – митрополит Ростовский и Ярославский, духовный писатель, агиограф, проповедник, педагог.
37
Жил в IV веке.
38
Описание догматов взято с сайтов https://ru.wikipedia.org/wiki/Филиокве, https://ru.wikipedia.org/wiki/Непорочное_зачатие_Девы_Марии, https://ru.wikipedia.org/wiki/Непогрешимость_папы_римского.
39
Данные на 2020 год.
40
Стоит отметить, что существует схожее ошибочное мнение, говорящее, что церковь запрещает людям высказывать свою точку зрения, если ее нет в святоотеческом предании. Если римского Папу заменить на слово церковь, определенную как сообщество живущих людей, в догмате о Непогрешимости, то получим другую разновидность ошибочного догмата.
41
В синодальном переводе слово любодействова переведено как прелюбодействовал, и сейчас слово прелюбодейство начинает пониматься только как акт измены человека, находящегося в браке. На английском языке соответствующее слово в этом Евангельском отрывке – это adultery, но одними из возможных переводов остаются слова прелюбодейство и блуд.
42
Под внебрачным сексом понимается секс между людьми, которые не состоят в совместном браке.
43
Церковнославянский текст.
44
На церковнославянском языке.
45
Слова блаженного Феофилакта Болгарского – архиепископа, крупного византийского писателя и богослова, толкователя Священного Писания. Жил во второй половине XI века – начале XII века.
46
Апостол Павел пишет: “итак любовь есть исполнение закона” [Рим. 13, 10], поэтому под законом следует понимать “всеобъемлющее” правильное знание познания добра и зла. Вспомним, что Иисус Христос спросил законника о том, как в законе написано, чтобы наследовать жизнь вечную. [Лк. 10, 25–37], в ответ законник правильно сформулировал первую заповедь о любви к Богу и человеку. Поэтому приведенное определение слова закон является одним из основных. К негативной стороне другого значения слова закон можно отнести следующее. Закон может ограничивать человека в истине, а это не всегда правильно. Закон может устаревать, и от этого могут появляться откровенные ошибки в законе. Закон не может дать полные трактовки применимости, а значит возможны конфликты в разных жизненных ситуациях.
47
Святой праведный Авраам – родоначальник евреев, арабов и других народов. Первый из трёх еврейских патриархов.
48
Святой пророк Моисей – Великий пророк, вождь и законодатель еврейского народа, организовал исход евреев из Древнего Египта.
49
Святой праотец Авель – второй сын Адама и Евы, был пастухом овец. Убит своим братом Каином после того, как призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел [Быт. 4, 4–5].
50
Святой праотец Енох – седьмой патриарх, начиная от Адама, Бог взял его, то есть переселил его в жилище блаженства, так что он не видел смерти. Древние иудеи и арабские писатели считали Еноха, к которому прилагали эпитет ученого, изобретателем письменности, арифметики и астрономии.
51
Святой праотец Ной – последний, десятый из допотопных ветхозаветных патриархов. Ной был праведником в своем поколении, за что был спасён Богом и стал продолжателем человеческого рода после потопа.
52
Святая праведная Сарра – жена Святого праведного Авраама, первая из четырёх прародительниц еврейского народа.
53
Святой праотец Исаак – второй из патриархов Израиля, чудесным образом родившийся сын Авраама и Сарры, наследник завета Авраама с Богом.
54
Святой праотец Иаков – третий из патриархов Израиля, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака. Отец 12 сыновей, родоначальников колен Израилевых.
55
Святой праотец Иосиф – старший из двух сыновей Иакова и Рахили.
56
Святая праведная Раав Иерихонская – жительница Иерихона, блудница (существует необходимая дискуссия по поводу значения этого слова), которая укрыла в своем доме двух разведчиков из войска Иисуса Навина. Раав и ее род были пощажены, согласно данному им обещанию.
57
На церковнославянском языке.
58
“Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном” – жирным выделены слова, которые называются Иоанновой вставкой (https://ru.wikipedia.org/wiki/Иоаннова_вставка). Многими считаются поздней латинской вставкой, сделанной в IV веке, поскольку во всех древних греческих рукописях Нового Завета эти слова отсутствуют.
59
Отметим, что слово дух имеет много значений.
60
Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100) – древнееврейский историк и военачальник.
61
Иисус Христос.
62
Иоанн Креститель.
63
Иоанн Креститель.
64
Святитель Иннокентий (1800–1857) – архиепископ Херсонский и Таврический. Знаменитый проповедник.
65