166
Перепечатано из: American Economic Review, vol. 35, September 1945, pp. 519—30. [Этот очерк был перепечатан в: F. A. Hayek, Individualism and Economic Order (Chicago: University of Chicago Press, 1948), pp. 77–91 <Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. Челябинск: Социум, 2011. С. 93 – 110>. – РеД.]
167
[Альфред Уайтхед (1861–1947) – британский философ, логик и математик, спектр его сочинений простирается от фундаментальных «Принципов математики» (1910–1913), написанных в соавторстве с Бертраном Расселом, до популярной «Science and the Modern World» (1925). Приведенная цитата взята из его «Introduction to Mathematics» (London: Williams and Norgate, 1911, p. 61). Часть этой цитаты Хайек позднее использовал в «Конституции свободы». – Ред.]
168
[Хайек имеет в виду классическую статью Людвига фон Мизеса: Ludwig von Mises, “Die Wirtschaftsrechnung im sozialistischen Ge-meinwessen”, Archiv für Sozialwissenschaft, vol. 47, 1920, pp. 86 – 121, translated by S. Adler as “Economic Calculation in the Socialist Commonwealth”, in Collectivist Economic Planning: Critical Studies on the Possibilities of Socialism, ed. F. A. Hayek (London: Routledge and Sons, 1935; reprinted, Clifton: NJ: Kelley, 1975), pp. 87—130 <Публикация русского перевода этой статьи планируется в составе Собрания сочинений Людвига фон Мизеса в 2020–2021 гг.>. —
169
Ред.]
[Один из вождей русской революции и теоретик марксизма Лев Троцкий (1879–1940) написал эти слова в статье 1932 г. «The Soviet Economy in Danger», публикованной в газете «The Militant» (перепечатана в: Writings of Leon Trotsky—1932 (New York: Pathfinder Press, 1973), p. 276). Польский экономист Оскар Ланге (1904–1965) был ведущим проповедником рыночного социализма, в котором бы сочетались характеристики эффективности рынка и перераспределительные цели социализма. Признавая открытие Мизеса о важности цен как инструмента для рационального размещения ресурсов, Ланге предложил установить памятник Мизесу в статье «On the Economic Theory of Socialism», см.: Oscar Lange, On the Economic Theory of Socialism, ed. Benjamin E. Lippincott (Minneapolis: University of Minnesota Press; reprinted, New York: McGraw Hill, 1956), pp. 57–58. Рыночный социалист Абба Лернер писал о механизме цен: «При надлежащем применении он побуждает каждого члена общества, преследуя собственную выгоду, делать то, что соответствует общим социальным интересам. По сути своей, это великое открытие Адама Смита и физиократов. – Ред.]
170
Joseph Schumpeter, Capitalism, Socialism and Democracy (New York: Harper, 1942), p. 175 <Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995. С. 237>. Я считаю также профессора Шумпетера подлинным автором мифа о том, что Парето и Бароне «решили» проблему экономического расчета при социализме. Что они и многие другие действительно сделали, так это просто сформулировали условия, которым должно удовлетворять рациональное распределение ресурсов, и указали, что эти условия, по существу, совпадают с условиями равновесия на конкурентном рынке. Это нечто совершенно иное, нежели объяснение, как добиться на практике распределения ресурсов, удовлетворяющего этим условиям. Сам Парето (у которого Бароне взял фактически все, что имел сказать), далекий от претензий на то, что он решил эту практическую проблему, в действительности недвусмысленно отрицает возможность ее решения без помощи рынка. См.: Vilfredo Pareto, Manuel d’economie politique, translated by Alfred Bonnet, 2nd ed. (Paris: Marcel Giard, 1927), pp. 233–234. Соответствующий отрывок цитируется в английском переводе в начале моей статьи: “Socialist Calculation: The Competitive ‘Solution’ ”, in Economica, n.s., vol. 8, May 1940, p. 125. [Ср.: Hayek, “Socialist Calculation: The Competitive ‘Solution’”, in Socialism and War, ed. Bruce Caldwell, vol. 10 (1997) of The Collected Works of F. A. Hayek (Chicago: University of Chicago Press; London: Routledge), chapter 3, pp. 117–118 <Хайек Ф. Экономический расчет при социализме (III): конкурентное «решение» // Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. Челябинск: Социум, 2011. С. 217–218>. См. также: Vilfredo Pareto, Manual of Political Economy, ed. Ann S. Schwier and Alfred N. Page, translated by Ann S. Schwier (New York: Kelley, 1971). Текст, который упоминает Хайек, находится на с. 171. – Ред.]
171
Настоящая работа воспроизводит основное содержание лекции, прочитанной в Принстонском университете 20 мая 1946 г. [Перепечатана в: F. A. Hayek, Individualism and Economic Order (Chicago: University of Chicago Press, 1948), pp. 92 – 106 <Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. Челябинск: Социум, 2011. С. 111–121>. – Ред.]
172
J. M. Clark, “Toward a Concept of Workable Competition”, American Economic Review, vol. 30, June 1940, pp. 241–256; Fritz Machlup, “Competition, Pliopoly, and Profit”, Economica, n.s., vol. 9, February and May 1942, pp. 1—23, 153 – 73.
173
См. статьи «Экономическая теория и знание» и «Использование знания в обществе». [См. настоящий том, главы 1 и 3 соответственно. – Ред.]
174
В особенности предположения, что единая цена всегда должна быть правилом на всем рынке данного товара и что продавцам известна форма кривой спроса.
175
См.: Oskar Morgenstern, “Vollkommene Voraussicht und wirtschaftliches Gleichgewicht”, Zeitschrift für Nationalökonomie, vol. 6, August 1935, pp. 337–357.
176
Ср.: «Экономические отношения никогда не бывают вполне конкурентными, если они включают какие-либо личные отношения между экономическими агентами» (G. J. Stigler, The Theory of Price (New York: Macmillan, 1946), p. 24; см. также: ibid., p. 226).
177
«Текущие» издержки в данном случае не включают в себя фактические затраты, совершенные в прошлом, но, разумеется, к ним относятся «издержки пользователя».
178
John Milton, The Tenure of Kings and Magistrates, in The Prose Works of John Milton, with an Introductory Review by Robert Fletcher (London: Westley and Davis, 1835), p. 241. [Это правильная ссылка. В каирских лекциях Хайек неверно привел год издания, имя Флетчера и страницу. Кроме того, слова Мильтона на самом деле таковы: «…that power, which is the root and source of all liberty, to dispose and economise in the land which God hath given them, as masters of family in their own house and free inheritance» <«…ту власть, которая есть корень и источник всякой свободы, распоряжаться и хозяйствовать на земле, которую Бог даровал им как главам семейства в их собственном доме и в свободное наследование»>. – Ред.]
179
Это не следует понимать как извинение за вторжение в сферу права, поскольку, как уместно здесь заметить, по первичному образованию я сам являюсь юристом. Я скорее хочу подчеркнуть, что наряду с изучением действующего права нам нужно критически изучать законодательство, а это требует по меньшей мере такого же объема экономических познаний, как и юридических.
180
При более полном рассмотрении этого явления следует уделить особое внимание событиям XVI–XVII вв. в Голландии, которые плохо известны за пределами этой страны и о которых я сам мало что знаю. Однако я подозреваю, что они оказали на Англию влияние более
181
непосредственное, чем принято считать.
Ср.: Charles de Secondat, Baron de Montesquieu, De l’esprit des lois, in Oeuvres completes, ed. Andre Masson (Paris: Editions Nagel, 1950), vol. 1, Book XI, chapter 5: «Il y a aussi une nation dans le monde qui a pour objet direct de sa constitution la liberte politique. Nous allons examiner les principes sur lesquels elle la fonde». <«Есть также на свете народ, непосредственным предметом государственного устройства которого является политическая свобода. Обратимся к рассмотрению общих начал, на которых он ее утверждает» (Монтескье. О духе законов, XI, 5; пер. А. Горнфельда и М. Ковалевского). В следующей главе содержится знаменитое описание английского государственного устройства. – Прим. перев.>
182
См.: Robert von Keller, Freiheitsgarantien für Person und Eigentum im Mittelalter: Eine Studie zur Vorgeschichte moderner Verfassungsgrundrechte (Heidelberg: C. Winter, 1933), esp. pp. 187–215; Hans Planitz, “Zur Ideengeschichte der Grundrechte”, in Die Grundrechte und Grundpfl ichten der Reichsverfassung: Kommentar zum zweiten Teil der Reichsverfassung, ed. Hans Carl Nipperdey (Berlin: Verlag Reimar Hobbing, 1929 – 19з0), vol. 3, p. 597 et. seq.; Otto Friedrich von Gierke, Johannes Althusius und die Entwicklung der naturrechtlichen Staatstheorien: Zugleich ein Beitrag zur Geschichte der Rechtssystematik, 2nd ed. (Breslau: Verlag Marcus, 1902); Eugen Rosenstock-Huessy, The Driving Power of Western Civilization: The Christian Revolution of the Middle Ages (Boston: Beacon Press, 1950); о более ранних событиях в Англии см.: Charles Howard McIlwain, The High Court of Parliament and Its Supremacy: An Historical Essay on the Boundaries Between Legislation and Adjudication in England (New Haven: Yale University Press, 1910); John Neville Figgis, The Divine Rights of Kings, 2nd ed. (Cambridge: Cambridge University Press, 1914).
183
«Конституция Свобод». Так называет Великую Хартию <вольностей> Henry de Bracton, De legibus et consuetudinibus Anglix, fol. 168b. [Сейчас можно сослаться на новое издание: Henry Bracton, De legibus et consuetudinibus Anglix, ed. George Edward Woodbine (New Haven: Yale University Press, 1940), vol. 3, p. 35. – Ред.] Сегодня термин «конституция» обычно используется в значении правовых основ политической организации, а в те далекие времена он имел приблизительно такой же смысл, в каком мы говорим о человеческой «конституции», и его, вероятно, лучше передавать как «кондиция» или «состояние».
184
Ср.: Max Radin, “The Myth of Magna Carta”, Harvard Law Review,
185
vol. 60, 1947, pp. 1060–1091.
Thomas Hobbes, Leviathan, Part 2, chapters 29 and 21. [См., напр.: Thomas Hobbes, Leviathan, ed. Edwin Curley (Indianapolis, IN: Hackett, 1994), ch. 29, sec. 14, p. 214; ch. 21, sec. 9, p. 141. —
186
Ред.] <Гоббс. Левиафан, гл. 29, 14; гл. 21, 9; пер. А. Гутермана>. Это убеждение восходит к до сих пор часто цитируемому эссе Бенжамена Констана: Benjamin Constant, “De la liberte des anciens comparee a celle des Modernes” (1819), перепечатанному в: Cours de politique constitutionnelle; ou Collection des ouvrages publies sur le gouvernement representatif (Paris: Guillaumin et cie, 1861), vol. 2, pp. 539–560 < Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис. 1993. № 2. С. 97—106>, и к сочинению: Numa Denis Fustel de Coulanges, La cite antique (Paris: Durand, 1864) <Куланж Ф. де. Древняя гражданская община: Исследование о культе, праве, учреждениях Греции и Рима. М., 1895; Куланж Ф. де. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима. М.: Центрполиграф, 2010>. О проблеме в целом см.: Georg Jellinek, Das Recht des modernen Staates, vol. 1 of Allgemeine Staatslehre, 2nd ed. (Berlin: O. Haring, 1905), pp. 285–305.
187
Фукидид. История VlI69; пер. Г. А. Стратановского. Для правильного понимания классического греческого представления о свободе очень полезно недавнее исследование профессора У. Л. Вестермена, основанное на обнаруженных в Дельфах многочисленных вотивных надписях об освобождении рабов: W. L. Westerman, “Between Slavery and Freedom”, American Historical Review, vol. 50, 1945, pp. 213–227. Вырисовывающееся определение свободы на удивление напоминает концепцию английских юристов XVIII в. и нисколько не проигрывает в сравнении с ней. В этих надписях неизменно перечисляются четыре главных составляющих свободы: 1) юридический статус защищенного законом члена общества, 2) иммунитет от внесудебной конфискации имущества и внесудебного ареста, 3) право заниматься трудом по своему желанию и 4) право свободного передвижения.
188
Итальянский словарь: John Florio, World of Wordes, or Most Copious and Exact Dictionarie in Italian and English (London: Printed by Arnold Hatfield for Edw. Blount, 1598), p. 195.
189
Titius Livius, Roman Historie, translated by Philemon Holland (London: Printed by Adam Islip, 1600) <Тит Ливий. История Рима от основания города. М.: Наука, 1989>.
190
См.: Roscoe Pound, The Spirit of the Common Law (Boston: Marshall Jones, 1921), p. 72 et. seq.
191
Sir Ernest Barker, Greek Political Theory: Plato and His Predecessors, 2nd ed. (London: Methuen, 1925), p. 44.
192
См.: Georg Busolt, Griechische Staatskunde, Part 1 of Allegemeine Darstellung des griechischen Staates, 3rd rev. ed. (Munich: Beck, 1920), pp. 417–418; Rudolph Hirzl, Themis, Dike und Verwandtes: Ein Beitrag Geschichte der Rechtsidee bei den Griechen (Leipzig: S. Hir-zel, 1907), pp. 240 et seq.; Pauly’s Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft, ed. August Friedrich Pauly, Supplement 7, ed. Georg Wissowa (Stuttgart: J. B. Metzler, 1940), s.v. “Isonomia”, by Victor Ehrenberg (pp. 293–301); Jakob Aall Ottesen Larsen, “Cleisthenes and the Development of the Theory of Democracy in Athens”, Essays in Political Theory Presented to George H. Savine, ed. Milton Ridvas Konvitz and Arthur Edward Murphy (Ithaca, NY: Cornell University Press, 1948), pp. 1 – 16; Erik Wolf, Griechisches Rechtsdenken (Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1952), vol. 2, p. 367.
193
См.: Ernst Diehl, Anthologia Lyrica Graeca (Leipzig: Teubner, 1925), vol. 2, scolia 10 (9), pp. 184–185; 13 (12), p. 185.
194
Геродот. История III 80; пер. Г. А. Стратановского; ср. III 142;
V 37.
195
См.: Busolt, Allgemeine Darstellung des griechischen Staates, p. 417; Ehrenberg, in Pauly, Sup., s.v. “Isonomia”, p. 299; см. также важную статью: Victor Ehrenberg, “Origins of Democracy”, Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, vol. 1, 1950, pp. 515–548, особ. р. 535; с этой статьей я ознакомился уже после завершения моих лекций.
196
Фукидид. История III 62, 3; cp. III 82,8; Исократ. Речь о значении ареопага VII 20; Панафинейская речь XII 178.
197
Платон. Государство VIII 557 bc, 559 d, 561 e.
198
Аристотель. Политика 1287 а; пер. С. А. Жебелева.
199
Там же, 1292 а; пер. С. А. Жебелева.
200
Аристотель. Риторика 1354 а; пер. Н. Платоновой.
201
Демосфен. Речи 21–26: Против Мидия, Против Андротиона, Против Аристократа, Против Тимократа, Против Аристогитона 1 и 2.
202
Гоббс. Левиафан, гл. 46, 36; пер. А. Гутермана.
203
James Harrington, The Common-wealth of Oceana (London: Printed by J. Streater for Livewell Chapman, 1656), p. 2.
204
Цицерон. В защиту Клуенция LIII 146: «Omnes legum servi sumus ut liberi esse possimus». [В точном виде слова Цицерона таковы: «Legum ministri magistrates, legum interpretes iudices, legum denique idcirco omnes servi sumus, ut liberi esse possimus». – Ред.] <«Слуги законов – должностные лица, толкователи законов – судьи; наконец, рабы законов – все мы, именно благодаря этому мы можем быть свободны»; пер. В. О. Горенштейна.>
205
Цицерон. О законах III 2: «magistratum legem esse loguentem» <«магистрат – это закон говорящий»; пер. В. О. Горенштейна>.
206
См.: Friedrich Oertel, “The Economic Life of the Empire”, in Cambridge Ancient History (Cambridge: Cambridge University Press, 1939), vol. 12, pp. 270 et seq.
207
Fritz Pringsheim, “Jus aequum und jus strictum”, Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte, Romanistische Abteilung, vol. 42, 1921, p. 668.
208
См.: John U. Nef, Industry and Government in France and England: 1540–1640 (Philadelphia: American Philosophical Society, 1940), p. 114.
209
Darcy v. Allen [также «Allin» или «Allein» – Ред.] (“The Case of Monopolies”) 74 Eng. Rep. 1131 (K.B. 1602). Ср.: William Lewis Letwin, “The English Common Law Concerning Monopolies”, University of Chicago Law Review, vol. 21, 1953–1954, pp. 355–385, и две статьи: Donald Owen Wagner, “Coke and the Rise of Economic Liberalism”, Economic History Review, vol. 6, 1935–1936, pp. 30–44; id., “The Common Law and Free Enterprise: An Early Case of Monopoly”, Economic History Review, vol. 7, 1936–1937, pp. 217–220.
210
Great Britain, Public Record Office, Calendar of State Papers, Domestic Series, of the Reign of James I, ed. Mary Anne Everett Green (London: Longman, Brown, Green, Longmans, and Roberts, 1857–1872), vol. 5, July 7, 1610. Курсив автора. [Издание Calendar of State Papers обычно не содержит полного текста документов; приведенный отрывок см. в: House of Commons, vol. 2 of Proceedings in Parliament, 1610, ed. Elizabeth Read Foster (New Haven, CT: Yale University Press, 1966), pp. 258–259. – Ред.]
211
Sir Edward Coke, The Second Part of the Institutes of the Laws of England. Containing the Exposition of Many Ancient and Modern Statutes (London: Printed for E. and R. Brooke, 1797), p. 47.
212
Второй трактат о правлении, 22; пер. Ю. В. Семенова.
213
Edward Samuel Corwin, The “Higher” Law Background of American Constitutional Law (Ithaca, NY: Cornell University Press), p. 68.
214
Второй трактат о правлении, 123; пер. Ю. В. Семенова.
215
Там же, 222; пер. Ю. В. Семенова. [В сноски каирских лекций Хайека вкралась ошибка: под номерами 37 и 38 стоит «Там же», т. е. эти сноски формально отсылают к Корвину, а не к Локку. – Ред.]
216
См.: George Macaulay Trevelyan, English Social History: A Survey of Six Centuries, Chaucer to Queen Victoria (London: Longmans, Green, 1942), pp. 245 and 350 etseq., в частности p. 351: «Особой задачей ранней ганноверской эпохи было утверждение верховенства закона, и это право со всеми его крупными изъянами было, во всяком случае, правом свободы. На этом прочном основании строились все наши дальнейшие реформы».
217
Friedrich Meinecke, Die Entstehung des Historismus (Munich and Berlin: R. Oldenbourg, 1936), vol. 1, p. 234.
218
Пожалуй, лучшее лаконичное описание Звездной палаты содержится в работе: Frederic William Maitland, The Constitutional History of England: A Course of Lectures (Cambridge: Cambridge University Press, 1909), p. 263, и звучит так: «Собрание политиков, вершащее политику, но не собрание судей, ведающее законом».
219
David Hume, History of England from the Invasion of Julius Caesar to the Revolution of 1688, new ed., corrected (London: Printed for A. Miller, 1762), vol. 5, p. 280. Ср. также: «Опыты» Юма «О происхождении правления», «О гражданской свободе» и особенно нижеследующий отрывок из эссе «О возникновении и развитии искусств и наук»: «Применение общих законов к частным случаям сопровождается отрицательными явлениями; и требуется глубокая проницательность и огромный опыт как для того, чтобы осознать, что это зло меньше, чем то, которое происходит от неограниченной власти в руках каждого правителя, так и для того, чтобы различить, какие общие законы в целом сопровождаются наименьшими отрицательными явлениями. Этот вопрос представляет собой такую огромную трудность, что люди могут уже достичь определенных успехов даже в возвышенных искусствах поэзии и красноречия, где быстрота духа и воображения помогает их развитию, прежде чем они придут к сколько-нибудь значительному улучшению своих гражданских законов, где только частые судебные процессы и прилежное наблюдение могут направлять их совершенствование» <пер. Е. С. Лагутина; цит. по: Юм Д. Соч.: в 2 т.: 2-е изд. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 541>. См. также: «Исследование о принципах морали», гл. III «О справедливости» и приложение III «Некоторые дополнительные соображения относительно справедливости».
220
Например, весьма характерное высказывание приписывается сэру Филиппу Фрэнсису и, насколько я помню, встречается в книге «Письма Юния»: «Правление Англии – это правление закона. Мы предаем себя, мы противоречим духу наших законов и сотрясаем всю систему английской юриспруденции всякий раз, когда доверяем одному лицу или группе лиц произвольно распоряжаться жизнью, свободой и имуществом подданных, исходя из презумпции, что люди, обладающие такой властью, не будут злоупотреблять ею». [См.: Junius (William Petty-Fitzmaurice, Earl of Shelburne), Letters of Junius, ed. Charles Warren Everett (London: Faber and Gwyer, 1927), letter 47, dated May 25, 1771, p. 208. – Ред.] См. также: Adam Ferguson, An Essay on the History of Civil Society, 5th ed. (Edinburgh: Printed for A. Millar and T. Caddel, London, and A. Kincaid and J. Bell, Edinburgh, 1782), p. 205.
221
Adam Smith, An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, ed. Edwin Cannan (London: Methuen, 1904), vol. 2, p. 201. [Современное издание: Adam Smith, An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations, ed. W. B. Todd, vol. 2 of The Glasgow Edition of the Works and Correspondence of Adam Smith (Glasgow: University of Glasgow, 1976; reprinted, Indianapolis, IN: Liberty Fund, 1981), book 5, chapter 1, part 1, p. 707. Приводя это место <«is secured by a well regulated standing army»> в каирской лекции, Хайек опустил слово «постоянная», что является довольно серьезной ошибкой. – Ред.] <Ср.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. С. 664.>
222
Jean Louis de Lolme, Constitution of England; or, An Account of the English Government: In Which it is Compared Both with the Republican Form of Government, and the Other Monarchies in Europe [1784], new ed., corrected (London: G. G. and J. Robinson, 1800), p. 441.
223
William Paley, The Principles of Moral and Political Philosophy [1785] (London: Printed for T. Tegg, 1824), pp. 308 et seq.
224
John Austin, Lectures on Jurisprudence; or, The Philosophy of Positive Law, ed. Robert Campbell, 5th rev. ed. (London: J. Murray, 1885), vol. 1, p. 92.
225
Constitution of Massachusetts (March 2, 1780), part 1 “Declaration of Rights”, art. 30: «Только в этом случае это будет правление на основании закона, а не по воле людей».
226
Marbury v. Madison, 5 U.S. (1 Cranch) 137 (1803).
227
Таковы, например, конституции Арканзаса (1874), ст. 5, разд. 25; Джорджии (1877), ст. 1, разд. 4, пар. 1; Канзаса (июль 1859), ст. 2, разд. 17; Мичигана (1863), ст. 4, разд. 29, и Огайо (1851), ст. 2, разд. 26.
228
Ex Parte Bollman, 8 U.S. (4 Cranch) 75 (1807).
229
West Virginia State Board of Education v. Barnette, 319 U.S. 624
230