Не только нефть
Авторы: Акчурина Диана, Алиев Самир, Антохин Андрей, Анфилатова Ольга, Арестов Роман, Баланов Антон, Бах Вита, Безгубенко Анатолий, Белова Юлия, Беловежская Валерия, Борисова Лидия, Бредихин Даниил, Бутеева Ольга, Валиева Рината, Ванькова (Ван Кофф) Анастасия, Вантей Ирина, Верзилов Сергей, Ветчинкин Антон, Войцеховская Ольга, Гладилин Леонид, Гладырева Ирина, Давыденко Владислав, Давыдова Оксана, Ломтева Татьяна, Данилова Алена, Денисова Диана, Дё Анна, Диденко Светлана, Линговский Светислав, Довгаль Дмитрий, Жуков Максим, Жучков Сергей, Забеглов Вадим, Затолокин Владимир, Зубко Андрей, Иглин Алексей, Ильгов Максим, Калугин Константин, Колесников Михаил, Корпусенко Кристина, Круглова Юлия, Лагода Никита, Лозенко Владимир, Михайлова Полина, Михеев Анатолий, Некоркин Вячеслав, Окс Сара, Подгрудкова Анастасия, Привалова Анна, Притула Регина, Ревуцкая Евгения, Санникова Елена, Сант Сергей, Егорова Маргарита, Сергиенко Наталья, Сержантова Вероника, Сивцова Валентина, Сиденко Марина, Синкевич Нелли, Синюкова Мария, Сиразев Эмиль, Смирнова Ирина, Соловьева Наталья, Сорокин Артем, Страхова Ксения, Ступак Артем, Сулейманова Зарина, Сунагатуллин Эмиль, Сырцева Ирина, Тарасова Валентина, Тер-Степонянц Антонина, Тетерлева Анна, Фомичева Анна, Фомченкова Диана, Читнев Дмитрий, Шаронова Алла, Шоркин Сергей, Юзепчук Дмитрий
Шеф редактор Екатерина Гончарук
Дизайнер обложки Алена Данилова
Литературный агент Эмиль Ахундов
© Диана Акчурина, 2024
© Самир Алиев, 2024
© Андрей Антохин, 2024
© Ольга Анфилатова, 2024
© Роман Арестов, 2024
© Антон Баланов, 2024
© Вита Бах, 2024
© Анатолий Безгубенко, 2024
© Юлия Белова, 2024
© Валерия Беловежская, 2024
© Лидия Борисова, 2024
© Даниил Бредихин, 2024
© Ольга Бутеева, 2024
© Рината Валиева, 2024
© Анастасия Ванькова (Ван Кофф), 2024
© Ирина Вантей, 2024
© Сергей Верзилов, 2024
© Антон Ветчинкин, 2024
© Ольга Войцеховская, 2024
© Леонид Гладилин, 2024
© Ирина Гладырева, 2024
© Владислав Давыденко, 2024
© Оксана Давыдова, 2024
© Татьяна Ломтева, 2024
© Алена Данилова, 2024
© Диана Денисова, 2024
© Анна Дё, 2024
© Светлана Диденко, 2024
© Светислав Линговский, 2024
© Дмитрий Довгаль, 2024
© Максим Жуков, 2024
© Сергей Жучков, 2024
© Вадим Забеглов, 2024
© Владимир Затолокин, 2024
© Андрей Зубко, 2024
© Алексей Иглин, 2024
© Максим Ильгов, 2024
© Константин Калугин, 2024
© Михаил Колесников, 2024
© Кристина Корпусенко, 2024
© Юлия Круглова, 2024
© Никита Лагода, 2024
© Владимир Лозенко, 2024
© Полина Михайлова, 2024
© Анатолий Михеев, 2024
© Вячеслав Некоркин, 2024
© Сара Окс, 2024
© Анастасия Подгрудкова, 2024
© Анна Привалова, 2024
© Регина Притула, 2024
© Евгения Ревуцкая, 2024
© Елена Санникова, 2024
© Сергей Сант, 2024
© Маргарита Егорова, 2024
© Наталья Сергиенко, 2024
© Вероника Сержантова, 2024
© Валентина Сивцова, 2024
© Марина Сиденко, 2024
© Нелли Синкевич, 2024
© Мария Синюкова, 2024
© Эмиль Сиразев, 2024
© Ирина Смирнова, 2024
© Наталья Соловьева, 2024
© Артем Сорокин, 2024
© Ксения Страхова, 2024
© Артем Ступак, 2024
© Зарина Сулейманова, 2024
© Эмиль Сунагатуллин, 2024
© Ирина Сырцева, 2024
© Валентина Тарасова, 2024
© Антонина Тер-Степонянц, 2024
© Анна Тетерлева, 2024
© Анна Фомичева, 2024
© Диана Фомченкова, 2024
© Дмитрий Читнев, 2024
© Алла Шаронова, 2024
© Сергей Шоркин, 2024
© Дмитрий Юзепчук, 2024
© Алена Данилова, дизайн обложки, 2024
ISBN 978-5-0062-8851-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Встречайте книгу «Не только нефть» – подобную сокровищнице разнообразных и вдохновляющих историй от экспертов со всей страны. В ней мы собрали бизнес-переживания и откровения людей, которые показывают, что наша огромная страна просто кипит от интересных личностей и проектов. Их рассказы о бизнесе служат ярким примером того, как можно получать удовольствие и строить прибыльный бизнес в любой сфере, которая удивляет и волнует каждого из нас.
Читатели узнают об экспертах, о том, что они делают, как они добились успеха и преуспели в своих делах, и самое главное, почему их компании, умения и знания остаются актуальными. Книга «Не только нефть» – это окно в мир разнообразия и креативности предпринимателей, которые поделятся своими историями, чтобы вдохновить нас всех.
Присоединяйтесь к нам в этом захватывающем путешествии по разным сферам, где бизнес, страсть и успех встречаются и сотворяют уникальные истории. Вас ждет увлекательный портрет страны, насыщенной не только нефтью, но и талантами, идеями и возможностями, готовыми вдохновить вас на новые высоты.
В каждой главе книги вы найдете уникальные рассказы об индивидуальных предпринимателях и компаниях, которые в полной мере раскрывают потенциал своих идей и страстей. Вы узнаете об удивительных инновациях в сфере технологий, о творческих профессиях, о мастерах своего дела в малых городах, а также о предприимчивых людях.
Книга «Не только нефть» позволит вам заглянуть за кулисы самых удачных компаний и попытаться разгадать их секреты успеха. Здесь нет ограничений – авторы расскажут не только о деятельности в самых популярных отраслях, но и об уникальных нишах, которые могут оказаться удивительно перспективными.
В каждой странице этой книги вы найдете вдохновение и мотивацию для своих собственных стремлений. «Не только нефть» покажет, что при желании и глубоком понимании своего дела можно создать бизнес, который не только успешен, но и приносит радость и удовлетворение. Эта книга стимулирует вас задуматься о том, что ваше хобби или внутренний пыл могут стать основой для создания собственного процветающего предприятия.
В «Не только нефть» мы вместе путешествуем по изумительному миру российского предпринимательства, чтобы найти вдохновение и советы от тех, кто уже прошел этот увлекательный путь. Развейте свои представления о том, что предпринимательство ограничено определенными отраслями или ресурсами, и откройте для себя путь к успеху, который основан на вашей идентичности и уникальности.
«Не только нефть» – это книга, которая демонстрирует, что вне зависимости от того, в какой сфере вы работаете, у вас есть возможность создать нечто большее, вдохновить других и принести значимый вклад в мир. Это приглашение разглядеть потенциал, который заложен в каждом из нас, и пройтись по пути, который открывается перед нами, когда мы следуем своим страстям и убеждениям.
Но хватит говорить о книге, давайте перейдем к самому интересному.
Диана Акчурина
Основательница агентства маркетинговых коммуникаций «Easy Communications». Год основания – 2016
В 2016 году я основала «Easy Communications», агентство, специализирующееся на маркетинговых коммуникациях. Мы предоставляем услуги по управлению коммуникациями, в основном компаниям из технологической отрасли в России, странах СНГ, на англоязычных территориях. Среди наших заказчиков, к примеру, создатель систем хранения данных, разработчик SaaS-решения, компания, производящая интеллектуальные устройства для связи и другие.
Все сотрудники нашего агентства начали работать дистанционно ещё тогда, когда это не являлось мейнстримом. Мы с моей семьёй являемся цифровыми кочевниками. За восемь лет работы мне удалось увеличить количество клиентов, наработать экспертизу в маркетинговых коммуникациях, в том числе международную, заработать деньги, посетить разные страны. А также, самое главное, я смогла родить двоих детей и получить возможность видеть, как они растут. Предпринимательство для меня – это свобода, возможность соблюдать баланс между жизнью и работой, самостоятельно ставить себе задачи и контролировать их выполнение. Это постоянное развитие.
Своим бизнесом я начала заниматься случайно. В качестве наёмного сотрудника я занимала должность менеджера по маркетингу международной ИТ-компании, до этого являлась руководителем отдела ИТ и телекоммуникаций в PR-агентстве. В 2015 году, в связи с переездом на несколько месяцев в другую страну из-за учёбы мужа, я уволилась с наёмной работы. Но бывшие коллеги хотели, чтобы я продолжала осуществлять свою деятельность, и предложили делать это на аутсорсе. Мне идея понравилась, и в 2016 году я стала индивидуальным предпринимателем. За несколько лет количество клиентов выросло, в настоящее время мы сотрудничаем в основном с компаниями из сферы информационных технологий.
Чем занимается агентство маркетинговых коммуникаций «Easy Communications»?
«Easy Communications» специализируется на маркетинговых коммуникациях. Мы обеспечиваем эффективную и результативную работу всех каналов коммуникации наших клиентов. Наша компания предлагает широкий спектр профессиональных услуг, включая маркетинг в социальных сетях, связи с общественностью, маркетинг влияния, создание контента, а также медиапланирование и размещение рекламы.
Основные, но не единственные направления деятельности нашей компании:
– Связи с общественностью (PR). Мы специализируемся на управлении связями со СМИ и реализации стратегических коммуникационных стратегий для того, чтобы бренды заказчиков находил отклик у целевой аудитории.
– Маркетинг в социальных сетях. Благодаря созданию контента и привлечению клиентов на различных платформах социальных сетей мы способствуем росту бизнеса заказчиков.
– Маркетинг влияния. Мы стратегически сотрудничаем с лидерами мнений, блогерами и видеоблогерами, чьи ценности совпадают с клиентскими, используя их охват для продвижения продуктов или услуг и установления связи с целевой и заинтересованной аудиторией.
– Создание контента. От тщательно продуманных сообщений в блогах и информативных статей до визуально потрясающего мультимедийного контента – мы создаем материалы, которые соответствуют идентичности бренда заказчиков и привлекают внимание целевой аудитории.
Считаю, что бизнес агентств маркетинговых коммуникаций является перспективным в связи с растущим спросом на услуги в быстро развивающейся цифровой среде. Обладание специализированным опытом, адаптируемостью к тенденциям и ориентацией на измеримые результаты может сделать создание подобного бизнеса выгодной возможностью для специалистов в этой области.
www.easyco.agency.
Самир Алиев
Меня зовут Алиев Самир, и я основатель рекламного агентства «Craft Star». Это довольно молодая компания. На рынке труда мы уже полтора года и активно набираем обороты с каждым месяцем. Но почему большинство компаний сотрудничают именно с нами? Сейчас расскажу. Я долго вынашивал идею с созданием своего агентства, множество вопросов, на которые я никак не мог найти ответы, неудачные проекты, отрицательные отзывы-всё это заставляло мою идею созревать и закаляться.
И вот я открыл для себя мир классического маркетинга. Я больше чем уверен, что 90% предпринимателей не знакомы с таким термином. Ведь если бы были знакомы, они вряд ли возлагали надежды на таргетологов и точно не нанимали бы одноразовых специалистов, которые после исчезают бесследно… И вот я раскрываю вам главный секрет нашего рекламного агентства – «классический маркетинг».
Допустим, к нам приходит клиент и говорит: «Нам нужно продвижение», хотя на самом деле большинство из них в поисках «волшебной таблетки», выпив которую, проснутся гениальными стратегами/бизнесменами. Но вот разочарование, ведь так не бывает! Существует лишь системная работа, позволяющая достигать нужных результатов. Даже слово «продвижение» для них не до конца понятное, осмелюсь предположить, что для них это что-то незыблемое. Они знают, что хотят увидеть в итоге, но не знают, каким путём этого достигнут.
А принцип классического маркетинга прост, заключается он в том, что нужно собрать свой собственный отдел маркетинга и работать по правилам профессионалов, таких как «Adidas» например. Думаете успех такой крупной компании заключается в том, что они просто удачно обратились к таргетологу, который настроил им рекламу, а на следующий день «бац» и в шоколаде? Нет!
У «Adidas» есть целые команды, одни шьют одежду, другие продвигают, третьи продают. И вот задача нашего агентства – выстроить команду, отвечающую именно за отдел маркетинга. Ведь каждый профессионал знает, что бизнес состоит из 4-х частей: маркетинг, менеджмент, персонал, технологии. И на сегодня в отдел маркетинга входят: копирайтер, дизайнер, СММ, фотограф, видеограф, таргетолог и самое главное маркетолог. Ведь без маркетолога, стоящего во главе этих специалистов, мы не получаем одну команду, мы получаем отдельно работающих друг от друга сотрудников, не имеющих вообще никакого отношения к маркетингу. По такому принципу работают все гиганты бизнеса, обязательно обратите на это внимание.
Вот вам несколько шагов, по которым работает наше агентство.
Шаг 1. Консультация. На консультации я рассказываю своим клиентам основные термины, ведь большинство людей даже не гуглили значение слова «реклама», потому и имеют искажённое представление о ней. А в нашем агентстве важно, чтобы мы с клиентом говорили на одном языке и понимали друг друга. Рассказываем о методе, который используется у нас!
Шаг 2. Аналитика. Мы анализируем нынешнее положение бизнеса, какие специалисты уже есть, какие методы были использованы, успешно ли были использованы, если нет, то мы разбираем ошибки и отвечаем на вопрос «а почему?», и, исходя из анализа, мы выписываем индивидуальный рецепт каждому. Хоть и метод остаётся одинаковым для всех, пути достижения у всех разные.
Шаг 3. Главный и основной. Построение отдела маркетинга. Наше агентство предоставляет своего маркетолога, который уже обучен и знаком с классическим маркетингом. Он знает, что его задачи заключаются в следующем: найти каждого специалиста в отдел маркетинга, курировать их работу, генерировать идеи, а после устраивать созвон с отделом и разъяснить задачу каждого. Маркетолог также должен постоянно искать проекты, в которых ваша компания может принять участие, мониторить запросы от журналистов, давать задачу копирайтерам на написание статей, принимать участие в роли спикеров от вашей компании и так далее.
Во-первых, вы нанимаете каждого специалиста официально, и работаете так, как работают серьёзные люди. Во-вторых, вкладывая деньги в свой отдел маркетинга, вы тем самым инвестируете в свой бизнес, в свою команду. Конечно, собрать и содержать свой отдел – это дорогое удовольствие, но, прошу прощения, вы хотите вести серьёзные дела или просто поиграть в бизнесменов?
После того как все три шага пройдены, остаётся лишь системная работа, которая заключается в том, что наше агентство постоянно курирует вашего маркетолога, помогая с решением задач, даём обратную связь, если у него возникают трудности по работе с отделом. Также мы постоянно обучаем и повышаем квалификацию ваших специалистов, заменяем их, если видим слабое звено. И вот готово! Вам больше не нужны специалисты, обещающие трафики, графики, и другие заморские слова, смысл которых сами не понимают. Ведь вы соблюдаете правило профессионалов, а если вы до сих пор думаете «что это за правило такое» то позвольте напомнить. Как я говорил выше, бизнес состоит из 4 частей: персонал, технологии, отдел менеджмента, отдел маркетинга. Все эти 4 части должны у вас присутствовать, чтобы вы могли держаться на рынке как можно дольше, и мы с вами только что разобрали, как в нашем агентстве занимаются задачами, связанными с маркетингом!
https://t.me/samiraliev_market
Андрей Антохин
Андрей Антохин – SEO-специалист, маркетолог.
Приветствую тебя, дорогой читатель. Меня зовут Андрей Антохин, и я рад поделиться с тобой своим опытом в кардинальной смене роли – от студента РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина до SEO-специалиста с нуля. Тема этой книги резонансом отзывается внутри меня, потому что в нужный момент своей жизни я осознал, что интересуюсь не только нефтью и газом.
Моя история началась не так, как ты мог бы предположить. Изначально я шёл по пути инженера в нефтегазовой сфере. Прилежно учился 6 лет и закончил обучение с красным дипломом, который, как оказалось, выделял меня только среди других призывников на комиссии. В моей карьере этот документ никакой роли не сыграл. Сегодня я здесь, чтобы рассказать тебе о повороте карьеры, о моём пути к успеху в маркетинге и о том, как ты можешь найти свой путь в digital.
В университете я учился на инженера и должен был работать по специальности, как некоторые из моих одногруппников. Но однажды, исследуя различные курсы, наткнулся на программу по цифровому маркетингу от одного из гигантов онлайн-образования в России. Это было мимолётное увлечение, на которое я тратил много своего свободного от лекций и обучения времени. Однако я даже думать не мог о том, чтобы стать кем-то кроме нефтяника или газовика.
Окончив обучение, у меня был целый год, чтобы многое переосмыслить в жизни и понять, чем бы я хотел заниматься дальше. Множество резюме, разосланных в «Транснефть» и «Газпром», остались без ответа. После армии я вернулся к идее попробовать маркетинг и устроился стажёром в маркетинговое агентство. Этот двухлетний опыт стал лучшим учебником. За год я вырос до тимлида, обогатившись не только знаниями, но и реальным опытом работы над проектами.
За последние годы я реализовал более 200 проектов для самых разных клиентов – от крупных производителей до интернет-магазинов. Я работал с компаниями, ориентированными на рынки США, Европы, Азии и России, и знаю тонкости SEO для каждого из этих регионов. Мои клиенты инвестируют в SEO от 500 долларов и видят, как эти вложения окупаются, превращаясь в рост трафика и увеличение продаж. Сегодня моя работа – это не только проекты и заказчики. Это моя философия, которая заключается в балансе между успехом проектов и личным благополучием. Я верю, что важно сохранять эмоциональное и физическое здоровье, не теряя при этом из виду цели и задачи.
В моей практике я осознал уникальность поисковой оптимизации как канала привлечения клиентов. Люди доверяют тому, что находят сами, и это делает этот канал особенно ценным. Человек охотнее оставит заявку на сайте, найденном через «Яндекс» и «Google», чем кликнет по рекламе. Так уж мы устроены. Проблема недостатка качественных заявок для бизнеса решается именно здесь, на пересечении доверия к результатам поисковой выдачи и качественного контента.
«Жив тот бизнес, в жилах которого течёт стабильный поток целевых заявок. Именно SEO позволяет этого достичь на длинной дистанции».
Моя работа – это поиск уникальных решений и индивидуальный подход к каждому проекту, как к собственному. Меня мотивирует рост трафика на сайт, количество конверсий и моя причастность ко всему этому. Я за то, чтобы люди получали и оказывали качественные услуги. Основные трудности при продвижении сайтов, как правило, связаны с недостатком ресурсов на проекте и сложностями коммуникации. Когда имеются достаточные временные и финансовые ресурсы, а также отсутствуют ограничения в системах управления контентом и коммуникации, рост следует согласно прогнозам и KPI.
Если ты только начинаешь свой путь в SEO, помни, что обучение и развитие – твои лучшие инвестиции. Не бойся ошибаться, ведь каждая ошибка – это шанс стать лучше. Без провалов не бывает кейсов. Практика в агентстве даст тебе бесценный опыт и самый быстрый карьерный трек, который ты не получишь нигде больше. После можно выбрать между карьерой в найме, фрилансом, бизнесом и собственными проектами.
Моя история – это пример того, как можно найти свой путь, даже если изначально ты шёл по совершенно другой дорожке. SEO и маркетинг открыли мне мир возможностей, и я уверен, что и ты сможешь найти своё место в этой быстро меняющейся индустрии. Сейчас я пишу эту главу из солнечного Таиланда, зарабатывая удалённо. Это ли не мечта!
Начинающим хочу посоветовать постоянно расти ментально и профессионально, не бояться выделять время на самообразование и повышение квалификации. Без регулярного обновления знаний и практики вы останетесь на задворках отрасли. Многие успешные SEO-специалисты начинали свой путь в этой сфере очень скромно и с нулевыми знаниями. Они сталкивались с новыми проблемами и ошибками, но с каждой ошибкой учились и двигались дальше. Вне зависимости от того, как вы начинаете свой путь в digital, главное – не бояться делать ошибки и учиться на них. Новички могут быть так же полезны в SEO, как и опытные специалисты. Главное – умение быстро учиться и приспосабливаться к изменениям: в алгоритмах, подходах, решениях. Советую с самого начала вашей карьеры воспринимать себя как проект под названием «Я – SEO-специалист» и относиться соответствующе. Для обучения не буду рекомендовать книги или курсы, а посоветую идти в любое агентство стажёром и набираться опыта. Именно там, в условиях реальной практики, вы поймёте весь смысл SEO.
В ближайшем будущем передо мной стоит цель разгрузить себя и расти в направлении создания собственных проектов как самостоятельного направления бизнеса. Желаю успехов в достижении своих, пусть даже ещё не поставленных, целей!
https://antokhin.com
Ольга Анфилатова
Меня зовут Ольга Анфилатова, и я основательница бренда женской женственной одежды «Anfisa». Мой путь к созданию этого проекта был долгим, тернистым и увлекательным.
С самого детства я увлекалась шитьём. Шить научилась в школе, чуть позже изучила самое простое конструирование и моделирование. Мой гардероб всегда находился под влиянием моих собственных творческих идей. Не менее 50% в гардеробе всегда занимали созданные мною вещи. Погружаясь в мир шитья, я могла проводить сутки напролёт за швейной машинкой, в обнимку с портновским манекеном, утыканным булавками. Мне понадобилось около 30 лет, чтобы наконец-то осознать, что мои руки созданы для того, чтобы воплощать в жизнь прекрасные образы из отрезов ткани.
В 2021 году я запустила свой бренд женской женственной одежды – «Anfisa». Это прекрасное женское имя очень созвучно с моей фамилией, а ещё я просто восхищаюсь Анфисой из фильма «Девчата». Смотрели? Очень рекомендую!
Ключевое в бренде «Anfisa» – женственность, которая подчёркивает красоту, добавляет уверенности, энергии и силы. Я верю, что женственность – это не просто внешний образ, это внутреннее состояние, которое проявляется в каждой детали моих работ. Я стремлюсь создавать не только красивые наряды, но и воплощать в них элегантность, изящество и чувство стиля. Именно это создаёт не только внешний образ, но и внутреннее состояние, которое должно проявляться в каждой вещи.
Моё творчество – это моя страсть и призвание. Каждая созданная мной вещь – это результат любви к красоте и женственности. Я уделяю особое внимание каждой детали, каждому шву, чтобы обеспечить максимальный комфорт и качество для моих клиенток.
Работа в бренде не ограничивается только производством одежды, я всецело поддерживаю идею экологичного отношения к себе и к окружающей природе. Современные технологии в лёгкой промышленности подарили нам безграничные возможности в виде дешёвых и прочных синтетических тканей, с которыми массово работают огромное количество брендов, создавая мегатонны одежды ежегодно, которая быстро отправляется на помойку. Для себя я всегда выбирала только натуральные и органические ткани, и в бренде тоже работаю только с ними.
Почему я считаю это важным? Органика бережно относится к нашему телу, не причиняет ему вред или неудобства. А когда подойдёт время утилизировать такую одежду, она прекрасно подходит для переработки и в случае если оказывается на свалке, полностью разлагается за достаточно короткий отрезок времени. В зависимости от ткани и обработки – срок полного разложения варьируется от 3 до 10 лет. Для сравнения популярному полиэстеру для этого потребуется не менее 100 лет.