– на юридических лиц – от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации,
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей;
– на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей;
– на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I – IV классов опасности
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей;
– на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей;
– на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей;
– на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей;
– на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Стоит обратить внимание, опубликован Федеральный закон от 17 июня 2019 г. №141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который увеличил размер административных штрафов за нарушения в области обращения с отходами.
В КоАП РФ имеются иные статьи, предусматривающие наказания за неправомерные действия при обращении с отходами.
Кроме того, осуществление работ с отходами I – IV классов опасности без лицензии является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена:
– ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (влечет за собой наложение административного штрафа);
– ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ (административный штраф или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
1.6.3 Уголовная ответственность
Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ).
Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются (ч. 1 ст. 247 УК РФ):
– штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
– либо ограничением свободы на срок до 2 лет;
– либо принудительными работами на срок до 2 лет;
– либо лишением свободы на тот же срок.
Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются (ч.2 ст.247 УК РФ):
– штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
– либо принудительными работами на срок до 5 лет;
– либо лишением свободы на тот же срок.
Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей или же загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных наказываются (ч. 3 ст. 247 УК РФ):
– лишением свободы на срок до 8 лет.
При применении ст.247 УК РФ у судов могут возникать вопросы по квалификации преступлений, а именно:
– определение степени тяжести причиненного вреда;
– существует ли угроза причинения вреда;
– умышленно ли совершено преступление или по неосторожности.
При участии в судебном разбирательстве для трактовки преступления принимаются к сведению положения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. №21. В нем, в целях обеспечения единства судебной практики применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, даны следующие разъяснения:
1. Под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 247 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам.
2. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были вовремя предотвращены. Например, последствия могли быть предотвращены: