banner banner banner
Организация деятельности по обращению с опасными отходами
Организация деятельности по обращению с опасными отходами
Оценить:
 Рейтинг: 0

Организация деятельности по обращению с опасными отходами


– принятыми мерами;

– иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами.

Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Разъясняется, что применительно к ч. 1 ст. 247 УК РФ:

– существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица;

– существенный вред окружающей среде выражается в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т. п.

Для установления в содеянном признака массового заболевания людей (ч. 3 ст. 247 УК РФ) рекомендуется привлекать соответствующих специалистов либо экспертов. Это могут быть представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. Исходя из положений ч. 2 ст. 24 УК РФ, если в норме статьи гл. 26 УК РФ, описывающей деяние, форма вины не конкретизирована, то соответствующее экологическое преступление может быть совершено умышленно или по неосторожности при условии, если об этом свидетельствуют:

– содержание деяния;

– способы его совершения;

– иные признаки объективной стороны состава экологического преступления.

Например, преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 247 УК РФ могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, тогда как преступления, предусмотренные ч.3 ст. 247 УК РФ, совершаются только по неосторожности.

Выдержки из ст. 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»:

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, – наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Ущерб, нанесенный окружающей среде негативным воздействием отходов производства и потребления (приказ Минприроды РФ от 08 июля 2010 г. №238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»), подлежит возмещению.

Административное приостановление деятельности предприятий на срок до 90 суток по решению суда применяется лишь в случаях грубых нарушений, повлекших или способных повлечь за собой причинение вреда окружающей среде и жизни, здоровью людей либо при наличии факта причинения вреда. Доказательство наличия угрозы причинения вреда требует тщательно аргументированной и аналитически подтвержденной доказательной базы, что в большинстве случаев невозможно осуществить в связи с отсутствием нормативов качества окружающей среды.

Таким образом, данная мера воздействия применяется крайне редко.

Исковые требования о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством РФ.

Исковые требования о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом.

Осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I—IV классов опасности без лицензии может быть квалифицировано как незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ).

1.6.4 Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность наступает в соответствии с главой 59 Гражданского кодекса РФ в виде обязательств по возмещению вследствие причинения вреда.

Наиболее частые нарушения законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления следующие:

– не проведена инвентаризация объектов размещения отходов;

– не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов;

– не установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

– не проводится мониторинг состояния окружающей природной среды собственником объекта размещения отходов, а также лицом, во владении или в пользовании которого находится объект размещения отходов;

– территория муниципального образования не подлежит регулярной очистке от отходов;

– не подтверждено отнесение отходов, образующихся в результате деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя, к конкретному классу опасности;

– не составлены паспорта отходов I – IV классов опасности;

– лица, которые допущены к обращению с отходами I – IV классов опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;

– нарушены условия транспортирования опасных отходов (нет паспортов отходов I – IV классов опасности; транспортные средства не оборудованы и не снабжены специальными знаками; отсутствует документация для транспортирования и передачи отходов I – IV классов опасности с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования);

– отсутствует лицензия на обращение с отходами I – IV классов опасности;

– не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

– не осуществляется (не вносится) плата за размещение отходов;

– не вносится в установленные сроки плата за размещение отходов.

РАЗДЕЛ 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОПАСНЫМИ ОТХОДАМИ

Тема 2.1 Классификация и паспортизация опасных отходов

2.1.1 Классификация отходов

Отходы можно классифицировать по различным признакам: по агрегатному состоянию, по происхождению, по возможности повторного применения, по классу опасности для окружающей природной среды и т. д. Наиболее общим является деление по форме материального субстрата, в которой они находятся. По этому признаку отходы разделяют на вещественные и энергетические. К последним относятся механические колебания и волны, электромагнитные поля.

Отходы в вещественной форме различают:

– по агрегатному состоянию – газообразные, жидкие, твердые и условно твердые (пастообразные);

– по химическому составу – органические и неорганические;

– по генезису (происхождению) – бытовые и производственные (промышленные, сельскохозяйственные, промысловые);

– по возможности применения – вторичные материальные ресурсы, которые пригодны к эффективному использованию на данном этапе развития науки и техники и отбросы, которые не могут быть полезны на данном этапе развития науки и техники;

– по возможности переработки и использования:

– перерабатываются во вторичное сырье;

– возвратные – могут использоваться по другому назначению;