banner banner banner
Настольная книга Категорийного менеджера
Настольная книга Категорийного менеджера
Оценить:
 Рейтинг: 0

Настольная книга Категорийного менеджера


Формируем основные аргументы.

На этом этапе подготовки, мы должны провести тщательный анализ основных показателей: время оборачиваемости в категории с условиями оплаты, маржинальность с условием оборачиваемости, анализ продаж с учетом мерчандайзинга, отношение валового дохода и наценки в категории. Цель этого анализа – это составление аргументов для получения лучших условий, например повышения наценки, увеличение ретро бонуса, увеличение маркетингового бюджета, расширение ассортиментной матрицы.

Смена партнера – стресс (цена, качество)

Мы всегда должны помнить, что смена партнера – это стресс. Это основная позиция наших переговоров мы должны помнить, что в любом торговом партнерстве обе стороны являются продавцами. Тот, кто закупает, тоже продает. Мы должны определиться, с каким же партнером мы будем вести переговоры? Это обычный партнер или высококвалифицированный? Надежный партнер и стратегически важный или мешающий? Именно от этого будут зависеть наши аргументы в переговорах. Определим критерии аргументов. Это надежность поставок, выгодная цена, качество товара, условия платежей, возможность внеплановых поставок, финансовое состояние. Это основные критерии аргументов, по которым нужно быть готовым к переговорам.

Какими сложными не были наши требования, если партнер соглашается на переговоры, это означает он готов идти на уступки и дальнейшую работу.

И это новый шанс, наладить отношения с партнером.

Закупщик тоже продает.

Это миф, которым живут все поставщики. На самом деле, розничная сеть не продает. Она предоставляет площадь для торговли и продвижения товара. Сотрудники сети обслуживают товар, с учетом его товароведческих свойств. Реализовывают продуманный процесс продажи, предоставить который должен поставщик. Это понимание должно быть в голове каждого категорийного менеджера. Мы не должны придумывать процесс. Мы получаем его от поставщика. Иначе, вся ответственность за невыполнение планов продаж перекладывается на нас. Если учесть количество поставщиков, не подъемный груз. Вспомните, функции категорийного менеджера. Придумывать процесс, не наша работа, мы профессионально владеем навыками внедрения бизнес-процессов в работу нашей компании. Нам следует лишь, разъяснить поставщикам требования и технические регламенты. И получить готовый продуманный процесс продвижения и продажи его товара в нашей розничной сети.

Динамика роста (визуализация).

Рост показателей работы компании, очень сильный аргумент на переговорах. Для наглядности представить его на переговорах нужно визуально. Для чего нам нужно иметь на переговорах такие картинки? Объясняем.

В коммерческом предложении поставщика, всегда содержится визуализация роста, а значит это показатель, который очень хорошо знает наш партнер.

Многие поставщики делают это основным своим аргументом. Но они представляют динамику роста только, между нами, т.е. показывая результаты 2 партнеров. Мы же можем показать динамику роста в общем, по компании, или по самому выгодному для нас партнеру. Как пример, к каким показателям нужно стремиться с данным партнером.

Темпы потребления (визуализация).

Это важные данные, о которых партнер может знать лишь приблизительно.

Мы же владеем этой информацией в полном объеме. Одним из аргументов на переговорах может стать «темпы потребления» товара. Мы можем предоставить поставщику продажи в штуках, скорость продажи товара по торговым точкам или регионам, показать время в сутках наибольших продаж, как часто товар попадается в чеках, сколько покупателей в сутки выбирает его товар. Таким образом, мы психологически поднимаем важность нашей компании в глазах партнера. Оформить эти данные нужно в таблице или графике. Пригодиться нам эта таблица (график), для данных потребления товара данного поставщика в стране, регионе, городе.

Планы и прогнозы (визуализация).

Еще один аргумент, который нужно приготовить в печатном (визуальном) виде. Показать наши планы развития и прогнозы продаж по партнеру. Тем самым показать, нашу заинтересованность в партнере. Это сильно удивит поставщика. Но, указанные в нашей таблице «завышенные» прогнозы продаж, вдохновят партнера. Это позволит нам улучшить условия договора. В счет будущих «побед».

Таким образом, подготовив аргументы всего по 5 пунктам, мы получаем значительное психологическое преимущество. Переговоры, не бой. Но мы вкладываем в переговоры, завышенные деловые цели, значит готовым нужно быть, как к миру, так и к войне. Только тщательная подготовка придаст нам уверенности, и позволит противостоять различным техникам манипуляций и давления. И самый простой способ этого избежать, это владение цифрами. Меньше использовать слова, больше цифры. Смысл цифр труднее перефразировать.

Прогноз возражений и контраргументация.

Этот этап наиболее простой и более психологический, чем все остальные. Первое, самое простое «Готовьте комплименты», расскажите партнеру, как было интересно работать с ним в прошлом году, как интересно будет работать в будущем, какие хорошие отношения сложились, вспомните контактное лицо, хорошо исполнявшие свою работу. Выслушайте партнера, получите оценки своей работы или претензии. Обязательно их признать, согласиться с партнером, взять паузу и рассказать, как вы собираетесь в этом году исправить взаимные претензии.

Получить требования партнера

Оценка работы, претензии

Список уступок

«Готовьте комплименты!»

Готовим список уступок.

Что может сыграть решающую роль в принятии решения по договору? Это индивидуальные условия. Они могут быть разные: гарантия объема заказов, поддержка торговой марки, содействие в рекламе, планируемый выпуск новинок, обновление производства. Также обратная связь, оговоренная в договоре, обмен статистическими данными, предоплата, оплата по факту, сокращение отсрочки оплаты, самовывоз. Еще и уменьшение количества поставок, увеличение объема закупок, личный контроль документооборота, индивидуальная схема логистики поставок, обмен статистикой продаж.

Можно легко манипулировать решением партнера, если применять данные отчетов. До начала переговоров мы определяемся внутри компании, по каким пунктам мы можем уступить, а по другим только улучшить условия в нашу пользу.

Рассмотрим подробнее:

Условия оплаты:

Предоплата

Оплата по франчайзингу

Сокращение или увеличение отсрочки

Оплата по реализации

За основу переговоров по данному пункту берем отчет «Оборачиваемость в категории, с учетом условий оплаты». По результатам отчета, мы обсуждаем с партнером наиболее выгодные условия оплаты. Аргументом служит результаты отчета.

Предоплата – процесс продажи, при котором оплата производится заранее, до фактической передачи товара покупателю. При этом право собственности товара переходит покупателю в момент оплаты.

Оплата по факторингу – процесс продажи, при котором оплату за товар продавцу осуществляет факторинговая компания. И берет на себя риски, связанные с финансовым положением покупателя.

Отсрочка платежа (консигнация)– оплата за товар по договору осуществляются через определенный период (срок отсрочки), за весь фактически отгруженный объем товара. При этом товар передается покупателю без оплаты, а право собственности переходит от продавца, только после оплаты за товар.

Оплата по реализации – процесс продажи, при котором оплата за товар производится в установленные сроки, сумма фактической продажи товара за период от оплаты до оплаты. Право собственности по договору может быть передано либо в момент передачи товара, либо в момент полной оплаты. Если по отчету, коэффициент оборачиваемости с учетом условий оплаты отрицательный, то мы должны получить от партнера улучшение условий оплаты: увеличить срок отсрочки платежа, срок реализации, перейти на оплату по франчайзингу.

Если коэффициент положительный, то в случае просьбы партнера, мы можем пойти на уступки.

Условия заказа:

Гарантия исполнения заказа

Увеличение объема закупок

Планируемое производство

Нам важно, чтобы сервис исполнения заказа партнером был очень высоким. Нужна гарантия. Обговорить этот пункт нужно в процессе переговоров.

Мы же со своей стороны можем просчитать объем закупок, спрогнозировать продажи по товару партнера. И прописать в договоре взаимовыгодные условия, гарантировать партнеру увеличение объема закупок. Этот процесс обоюдный и мы сможем выполнить свои обязательства, только при условии, что партнер гарантирует высокий сервис поставки. Негативная сторона данной договоренности должна быть прописана в виде штрафа. Это гарантирует нам возмещение недополученной прибыли, если партнер не сможет выполнить свои обязательства по исполнению заказов полностью.

Условия поставок:

Количество поставок

Увеличение объема поставок

Самовывоз

Индивидуальная схема логистики и поставок