Книга Краткий курс теоретической метафизики, Владимир Данилевский — скачать онлайн в pdf, epub, fb2, txt бесплатно в электронной библиотеке Fantasy Worlds.
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Поиск
Найти

Владимир Данилевский - Краткий курс теоретической метафизики

Краткий курс теоретической метафизики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Название: Краткий курс теоретической метафизики
Оценить:

Рейтинг: 4

Добавить отзывДобавить цитату
Поделиться
Название: Краткий курс теоретической метафизики

Учебник-практикум для духовного развития с целью решения главной проблемы – в чем суть жизни и какой в ней смысл. Выясняется, действительно ли со смертью заканчивается все, или же "по ту сторону", после "физики" есть иное бытие, метафизическое. Показывается, что постижение этого бытия обычным, дискурсивным мышлением невозможно и поэтому требуется интуиция. Добросовестное изучение данного учебника ведет к развитию метафизической интуиции, состоящей в понимании существования неизменяющейся Реальности. Это подготавливает к практической метафизике, дающей постижение высшей и абсолютной Истины.

fb2.zip
fb2.ziptxttxt.ziprtf.zipa4.pdfa6.pdfmobi.prcepubios.epubfb3
Скачать
Добавленo: Рейтинг: 4 Комментариев 1 шт.

Отзывы

Марк Табачник
Отзыв на книгу В.Данилевского "Краткий курс теоретической метафизики". Это одна из лучших популярных книг по философии, из всех, которые приходилось читать. Не знаю как насчет развития интуиции, на чем настаивает автор книги, но суть основных вопросов онтологии, являющейся ядром философии, изложена ясно, четко, логично. И правильно в дидактическом отношении: от простого к сложному. Это идеальный источник информации для каждого, кто, стремится разобраться в вопросах жизни и смерти, и в их трагической несовместимости. Первая часть, "Материализм", рассматривает эту самую простую метафизическую концепцию во всех ее проявлениях: стихийного, естественнонаучного и диалектического материализма. Весьма ценным здесь является доказательство, что обычное восприятие мира как существующего вне и независимо от сознания – это не материализм. Это наивный реализм, чего и автор этих строк долго не понимал. Рассмотрены все известные аргументы за и против материализма и показано, что это не научная, а метафизическая доктрина, которая не может быть ни доказана, ни опровергнута логически. Это вопрос веры. Но ее принятие автоматически ведет к принятию ее этики, по которой жизнь бессмысленна. Поэтому остаются только суицид или бессмысленное, животное существование. И поскольку для любого думающего человека такие перспективы неприемлемы, то автор ведет читателя далее, ко второй главе – к попыткам получить ответы на "проклятые вопросы" посредством применения научных методов к решению метафизических проблем. Недостаток первой части, на наш взгляд, это излишнее внимание к диалектическому материализму. Сейчас это уже не актуально. Сама жизнь показала несостоятельность марксизма-ленинизма. Но автор, по-видимому, так был пришиблен диаматом в молодости, что решил поквитаться с ним хотя бы сейчас. Вторая часть – "Позитивизм", посвящена попыткам нескольких поколений мыслителей строго научно, на основании опытных, "позитивных" данных найти ответы на все, в том числе, и главные вопросы бытия. Достоинством этой части является то, что автор не стал углубляться в дебри всех этих концепций, которые, как и марксизм, оказались несостоятельными. Но сосредоточился на важных побочных результатах этих попыток, оказавших огромное влияние на культуру мышления. Это методы предотвращения появления логических парадоксов в теориях, принципы верификации и фальсификации, позволяющие заранее отбрасывать ложные концепции. Следует отметить, что автор и сам использует эти принципы при дальнейшем анализе метафизических доктрин. Таким образом показано, что позитивизм, а более всего неопозитивизм, имеет только инструментальную ценность для метафизики, т.к. саму метафизику он пытался элиминировать даже из науки. Третья часть, "Идеализм", самая сложная и самая важная в этой книге. Сразу следует отметить нетрадиционную классификацию автором видов идеализма. Доказывается, что в действительности может существовать только один вид идеализма – абсолютный. Объективный идеализм – это оксюморон, а субъективный – это неизбежный солипсизм. Вряд ли с такой трактовкой согласятся профессиональные философы. Но это спор о словах, не имеющий значения для сути дела. Большое значение отведено изложению ментализма Дж.Беркли. И это правильно, т.к. его идеи радикально меняют восприятие действительности, и усвоить их не просто. Но этот шаг необходим для отказа от профанного понимания жизни. Конечно, ментализм (или субъективный идеализм) не соответствует фактам действительности. Не зря Беркли, в конце концов, пришлось добавить к своей доктрине Бога, который все и всегда воспринимает, что превратило его концепцию в идеализм абсолютный. Но автору удалось отметить важную деталь – ментализм идеально описывает состояние сна со сновидениями. И может быть более эффективной онтологической моделью для теоретической психологии, чем модель материалистическая. Интересна параллель, проведенная автором между ментализмом Беркли и идеализмом йогачар. В сущности, эти две системы идентичны, несмотря на разделяющие их пространство и время. Это доказывает, что духовное движение разных народов идет к одной и той же цели. Анализируя идеализм Гегеля, автор отвел душу по полной, показав, с использованием достижений неопозитивизма, абсурдность его философии. А тем самым и марксизма, т.к. гегельянство было одним из его источников. Рассматривая философию христианства как один из видов объективного идеализма, автор справедливо отметил, что при изложении любой религии неизбежно приходится исходить из какой-то метафизической концепции. Все авраамические религии, к которым относится и христианство, неявно в качестве своей метафизической основы используют наивный реализм, чтобы быть принятыми т.н. "простыми людьми". И в этом их слабость, ибо наивный реализм – концепция, весьма далекая от истины. Центральное место в третьей части занимает абсолютный идеализм – концепция, которую автор считает максимально возможным приближением к Абсолютной истине. Здесь неоправданно много места, по нашему мнению, занимает изложение книги Ф.Брэдли "Видимость и реальность". Впрочем, возможно это необходимо для развития метафизической интуиции, что прокламируется как цель этого учебника-практикума. Без развития которой невозможно возникновение веры в главное: мир и сам человек – только видимость, не существующие реально. Есть еще Абсолютная Реальность, как основа всех видимостей, и достижение которой освобождает от всех страданий и от самой смерти. В главе "Негативная диалектика" автор показывает принципиальное отличие негативной диалектики от позитивной. Последняя есть неправомерное применение диалектического метода к явлениям эмпирического мира, чем грешили Гегель и все марксисты. В этой же главе показана тождественность современных представлений о негативной диалектике с буддистской доктриной мадхьяма-вада, и тождественности Реальности с Нирваной. В последней, заключительной главе описывается адвайта-веданта Шанкары как наивысшее достижение теоретической метафизики, как предельно возможное для человеческого разума приближение к Абсолютной истине. Эту доктрину вряд ли можно назвать чисто философской, ибо она использует потусторонние знания "оттуда", полученные из духовных прозрений древних мудрецов. Именно это дает максимально возможное, хотя и весьма приближенное, представление о Реальности. И о сущности человека. А также способе преодоления смерти не как продления жизни тела до бесконечности, а как… Впрочем, лучше об этом прочитать в самой книге. Понимание подлинной своей сущности дает и понимание смысла своей жизни. Не как смены удовольствий и страданий, иллюзий и разочарований, заканчивающихся ничем, а как школы духовного роста, заканчивающейся (после не-скольких циклов перерождений) вечным блаженством Нирваны. Помимо всего сказанного в данной книге много интересных мыслей и замечаний, и обширная библиография для углубления знаний по затронутым вопросам. В итоге можно смело утверждать что эта книга стоит того чтобы ее не толь-ко читать, но и изучать. Время точно не будет потрачено напрасно. 1.01.25 М.Табачник

Оcтавить отзыв

Читать онлайн

Другие книги автора

Все книги