banner banner banner
Основы истории философии. Том первый – Философия античности
Основы истории философии. Том первый – Философия античности
Оценить:
 Рейтинг: 0

Основы истории философии. Том первый – Философия античности


, ни пантеистические и атеистические учения и интеллектуальные упражнения ума, до которых индийский дух доходит в Мимамсе и через Капилу в Сьямхье

, ни, наконец, полурелигиозные и полуфизические учения иранцев

и древних египтян

не позволяют нам говорить о доэллинской философии или даже о догреческих системах. Поскольку именно грек первым слышит ????? ???????, философствовать или желать постичь природу человеческого духа – значит мыслить западными или, по крайней мере, греческими терминами, и история философии начинается с философии греков.

___________________

1) H. Windischmann, s. §13 Anm. IO. A. Reville, Histoire dea Religione vol. ??, Paris 1889. J. J. ?. de Groot, The Religious System of China vol. I, Leyden 1892, 1894. – Die Schriften von Khung-fu-ist and Lao-ist ?bersetzt von J. Legge in The Sacred Books of the East vol. III, XVI, XXVII and XXVIII, Oxford 1879, 1882, 1885; und ebenda vol. XXXIX and XL, Oxford 1891. Dazu J. Legge, Confucias, Life and Trachin^, 6. Aufl., London 1887. G. von der Gabelentz, Confacius und seine Lehre, Leipzig 1888. L&n de Roeny, Le Taoisme, Paris 1892.

2) Paul Denssen, Das System des Vedanta, Leipzig 1883. Ders., Die Sutrtas des Ved?nta, Leipzig 1887. Max M?ller, Three Lectures on the Ved?nta Philosophy, London 1894. – J. Ballantyne, The Aphorisms of the Ny?ya Philosophy, Allahabad 1850—1854. – Rieb. Garbe, Dio S?mkhya Philosophie, Leipzig 1894. – Paul Deussen in dem §13 Anm. 20 genannten Werk. Man vgl. auch Henn. Oldenberg, Buddha, Berlin 1881; 2. Aufl. 1890.

3) James Darmesleter, Le Zend-Avesta, Traduction nouvelle (eine fr?here in den Saered Books of the East) in den Annales du Musee Guimet vol. XXI, ???, XXIV, Paris 1891. K. Gddner in der Encyclopedia Britannica s. v. Zend-Avesta und Zoroaster.

4) Aристотель, который называет египетских жрецов первыми философами, не знает, как сослаться на одну из их философий. vgl. Ed. Meyer, Geschichte des alten Aegyptens, Berlin 1887. Nicht ganz zuverl?ssig: H. Brugsch, Religion und Mythologie der alten Aegypter, Leipzig 1888.

§16.

Источники и методы обработки истории греческой ФИЛОСОФИИ

Поскольку труды древних философов Греции утрачены полностью или частично, а данные для реконструкции их учений приходится черпать из сложной традиции, любая попытка представить их сталкивается с особыми трудностями. Фактические цели и критические тенденции воспроизведения чужих учений в платоновских диалогах оставляют много спорных вопросов. В целом Аристотель умеет более беспристрастно оценивать философские учения своих предшественников и современников. История философии обязана своим происхождением его духу эмпирического исследования. Монографии и обобщающие доксографические изложения его учеников Теофраста и Эвдема составляют важнейшую основу традиции наряду с платоновскими и аристотелевскими дискуссиями. Основные черты истории передачи сочинений Теофраста об учении физиков прояснил Х. Дильс в своем превосходном исследовании

. Псевдоплутархические учения философов

, возможно, непосредственно псевдоплутархический «??????????», возможно, также косвенно некоторые высказывания Секста Эмпирика

, Диогена Лаэрция

и в собрании сочинений Стобея

; они доходят до псевдогаланской письменности по философской истории. Античная биографическая литература по философии не менее богата, но и не менее компилятивна, чем доксографическая; она также восходит к аристотелевскому периоду. – Нашими основными более древними источниками, помимо дошедших до нас платоновских и аристотелевских сочинений, являются труды Цицерона, Сенеки, Плутарха, Секста Эмпирика и сборник Диогена Лаэрция. Поздние комментаторы Аристотеля

и некоторые отцы церкви

также важны, потому что они все еще владели некоторыми вещами, которые теперь утрачены. Компиляция наиболее важных положений из трудов вышеупомянутых лиц, сделанная в разное время

, является наиболее похвальной подготовительной работой для адаптации греческой философии. В самих этих работах, особенно в Германии, прогресс был настолько быстрым, что труды, которые несколько десятилетий назад справедливо превозносились, сегодня частично забыты

, частично отодвинуты на второй план

, поскольку столь же проницательное и всеобъемлющее изложение Целлера

намного превосходит их. Она осталась основой для всех более поздних работ по греческой философии в целом

, а также по отдельным ее направлениям

.

________________________

1) Hem. Diels, Doxographi gracci, Berolini 1879 – Еще ценные сборники литтератора: Joannia Jonaii Holsati. De scriptoribus historiae philosophicae Libb. II, Francof. 1659 и J. Alb. Fabricii, Bibliotheca graeca, Hamb. 1705 seq., XIV. 4°.

2) ?????????? ???? ??? ?????????? ???? ?????????? ??????? ???????? (de placitis philosophorum s. de decretis philosophorum physicis), ed. Buddaeus Basil. 1531. 4°; ed. Corainus Florentiae 1750. 4°; изд. D?bner в in Plutarch Moralia, Paris 1841; recogn. Georg. Н. Bernakdakis in Plutarch. Chaeron. Moralia, Lips. 1888—1883, vol. V.

3) ?????? ?????????? ?????????? ??????????? und ???? ???????????? ?????? ??????. Секст. Emp. adv. mathetnatic. Libri XL ed. Jo. Alb. Fabricius, Lips. 1718, fol.; editio emendatior, Lips. 1842, 2 тома. Sextus Empiricus ex recensione Immanuelia Bekkeri, Berol. 1842.

4) ????????? ???????? ???? ???? ???????? ??? ???????????? ??? ?? ????????? ?????????????? ?????? ???? впервые появилась на латинском языке 1475 в Риме, Fol.; затем на греческом языке в 1533 г. в Базеле, Фробен, 4°, и в 1570 г. у Генриха Стефануса. Пирсон включил его комментарии, а также комментарии Казобонуса и Менагиуса в свое издание: London 1664, fol. – Прим. перев. Мейбома Amst. 1692, 2 тома, 4°, гораздо лучше у Хюбнера Лейпциг 1828, 2 тома. Текст, 2 тома. Комментарий, переиздание. Также изд. Cabr. Cobet, Paris 1850 dei Didot.

5) ??????? ???????? ?????????? () ??????? ??????? ??????????? ??? ?????? ?????? ???. (Jo. Stob, eclogarum physicarum et ethicarum libri duo), ed. Heeren 1792 – 1801, 3 vols. – Остатки сохранились до нас частично во Флорилегиуме (ed. Thom. Gaisford, Oxon. 1822; Lips. 1823—24; изд. Aug. Meineke, Lips. 1855 – 57), частично в «Эклогах» (изд. A. H. L. Heeren, Gott. 1792—1801; ed. Thom. Gaisford, Oxon. 1850; ed. Aug. Meineke, Lips. 1860, 64). Anthologium rec. C. Wachsmulh et 0. Hense, vol. I, II (эклоги) rec. Curi Wachsmulh, Berol. 1884; vol. III (Florilegium p. I rec. 0. Hense}, Berol. 1894.

6) Прежде всего Симплиций, перед которым все еще находилось утраченное историческое сочинение Порфирия (????????? ???????). Но также Александр Афродисийский, Фемистий, Филопон и другие: s. Commentaria in Aristotelum graeca ed. cons. etauct. acad. litter. reg. Boruss. о котором следует сравнить ??? Брунса в Arch. f. Gescb. d. Philos. III, 600ff. и H. Usenet- in den Gott. gel. Anz. 1892 №26. Планируется 35 томов.

7) Юстин Мученик особенно в его Cohortat, ad Graecos, ed. Otto, Jenae 1842 seq., 3 vols. 8°, in J. P. Migne, Patrologiae cursus completus t. IV. Clemens Alerandrinus особенно в ??????????, ed. Sylburg, Paris 1641; ed. J. Potter, 2 t. f. Oxon. 1715; ed. W. Dindorf, 4 T. Oxon. 1868; в Migne T. 8, 9. Ориген особенно в сочинении против Цельса, Opp. и A. ed. C. и C. V. Ruaeus 4 T. Paris 1733 f.; her. v. Lommatzsch, Berl. 1831 ff.; в 3/iyneT. 11 -17. Евсевий особенно в 15BB. ??????????? ????????????? (Praeparatio evangelica); u. A. ed. W. Dindorf, Leipzig 1868, 2 vols. 8°. Ипполит особенно в первой книге своего труда, заново открытой Миллером, философумен, ранее приписывавшийся Оригену и найденный Гроновием (Hippolyti refutationis omnium haeresium libb. X. rec. lat. vertt. L. Duncker et F. G- Schneidewin 2 Voll. Gott. 1856—59). Августин, особенно в его «Civitas Dei» и «Отречениях». – Ср. Richardson, The Ante-Nicene Fathers. Bibliogr. Synopsis, Buffalo 1887; Ad. Harnack, Geschichte der altchristlichen Litteratur bis Eusebius I, Leipzig 1893 (die Ueberlieferung und der Bestand der altchristlichen Litteratur bcarb. von Ad. Harnack и Erw. Preuscher).

8) Henr. Stephanus, Poesis philosophica 1573. fr. Gedike: ?. Tullii Ciceronis historia philosophiae antiquae, aliorum auctorum locis illustr., Berol. 1782, 2-е изд. 1808. H. Ritter et L. Preller: Historia philosophiae graeco-romanae ex fontium locis contexta.

Гамбург. 1838; 7-е изд. испр. Fr. Schultest et Ed. Weltmann, Gotha 1888; более полное: Fr. Aug. Mull ach, Fragmenta philosophorum graeeorum, Parisiis, ed. Didot. 1 vol. 1860; 2 том 1867 г.; 3 том 1881 г. См. также соответствующие статьи в RealEncyclop?die der klassischen Altertumswissenschaft Паули, Stuttg. 1837 ff*. (Вступ. ст., 2-е изд. 1864 г.); новое изд. Г. Виссотки, Штутгарт 1894 ff*.

9) Wilh. Traug. Krug, Geschichte der Philosophie alter Zeit, vornehmlich unter Griechen und R?mern, Leipzig 1815, 2nd ed. 1827.

10) Chr. Aug. Brandts, Handbuch der Geschichte der griechisch*r?mischen Philosophie. 1-я часть, Берлин 1835 (до софистов). Часть 2, 1-е изд. 1844 г. (Сократ и Платон). 2-е изд. 1853, 57 (старшая Академия и Аристотель). 3-я часть 1-го абз. (Практика, учение Аристотеля и рассуждение о доктринах его преемников) 1860 г. 2-е изд. (Догматики, скептики, синкретисты и неоплатоники) 1866 г. – Десс. Geschichte der Entwickelungen der griechischen Philosophie und ihrer Nachwirkungen im r?mischen Reiche. Первая большая половина Берлин 1862. вторая половина 1864. Ludtr. Str?mpell, Die Geschichte der griechischen Philosophie. Издано в двух частях, Лейпциг 1854—1861. Alb. Schwegler, Geschichte der griechischen Philosophie her. von K. KSstlin, T?bingen 1859 (3-е изд. Freiburg i. Br. и T?bingen 1883).

11) Ed. Zeller, Die Philosophie der Griechen, eine Untersuchung ?ber Charakter, Gang und Hauptmomente ihrer Entwickelung. 1-я часть, Тюбинген 1844 (5-е изд. в 2-х т., Лейпциг 1892). 2-я часть (Сократ, Платон, Аристотель) 1846 (1-е изд.: Сократ и сократики; Платон и Древняя Академия, 4-е изд. Лейпциг 1889; 2-е изд.: Аристотель и древние перипатетики, 3-е изд. Leipzig 1879). 3-я часть (Послеаристотелевская философия) 1852 г. (3-е изд., 1-е изд. 1880 г.; 2-е изд. 1881 г.).

12) Ed. Zeller, Grundriss der Geschichte der griechischen Philosophie, Leipzig 1883 (4-е изд. 1893). 1?. Windelband, Geschichte der alten Philosophie, N?rdlingen 1888, 2nd ed. 1894 (in Jw. M?ller, Handbuch der klassischen Alterthumswissenschaftcn, V. l). Theod. Gomperz, Griechische Denker, Leipzig 1893 ff.

13) Aug. Bemh. Krische, Forschungen auf dem Gebiet der alten Philosophie. I. Die theologischen Lehren der griechischen Denker, G?ttingen 1840. – Carl Prantl, Geschichte der Logik im Abendlande, 1st vol., Leipzig 1855. li. Steinthal, Geschichte der Sprachwissenschaft bei den Griechen und R?mern, Berlin 1863—1864. – Herrn. Siebeck, Geschichte der Psychologie, 1. Theil, 1. Abth. Gotha 1880, 2nd ed. A. Ed. Chaignet, Histoire de la psychologie des Grecs, 2 vols, Paris 1887, 1889 – Jul. Walter, Die Lehre von der praktischen Vernunft in der griechischen Philosophie, Jena 1874. Leop. Schmidt, Die Ethik der alten Griechen, Berlin 1881. Rob. Ziegler, Die Ethik der Griechen und R?mer, Bonn 1881. Max Heinze, Der Eud?monismus in der griechischen Philosophie, I, Leipzig 1883. K. K?stlin, Geschichte der Ethik, I. Die Griechische Ethik bis Plato, T?bingen 1887. – Paul Natorp, Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Alterthum, Berlin 1884. – Jul. Walter, Die Geschichte der Aesthetik im Alterthum, Leipzig 1893 г. – CI. Baeumker, Das Problem der Materie in der griechischen Philosophie, M?nster 1890; -Verschiedenes bei Ed. Norden, Beitrage xur Geschichte der griechischen Philosophie im XIX. Suppl.-Bd. der Jahrbb. f. kl. Ph., 1892; также в Erw. Rohde, Psyche, Freib. u. Lpzg. 1894.

§17.

Из того, что желание разгадать загадку своего и всего сущего означает мыслить по-гречески, не следует, что философствующий ум сразу же мыслит по-гречески или постигает себя в своей грекоязычности, возвышающейся над всем варварством. Скорее, как человек возвышается над всеми животными уровнями только в том случае, если он может распознать их в своем дочеловеческом (незрелом) состоянии, так и греческая философия созревает для того, чтобы решить эту фундаментальную проблему (§15) в греческом духе так, чтобы сначала ответить на содержащийся в ней вопрос в до греческом смысле. Для более поздних философов те, кто принадлежит к этому периоду незрелости, представляются «мечтателями» по той же причине, по которой мы приписываем этим доктринам эмбриональную жизнь, которую обычно называют жизнью мечты. То, что было принципом религиозно-нравственного существования и жизни человечества на его до греческих этапах, здесь формулируется как принцип философии, и даже если бы на греческого философа действительно не повлиял ни один из этапов народного образования, то и тогда можно было бы утверждать и понимать существующий параллелизм.

___________

Ср. Gladisch, Einleitung in das Verstandniu dar Weltgeschichte. Первая часть, Пифагорейцы и древние китайцы; вторая часть, Элеатики и древние индийцы, Позен 1844 г. Ders. Die Religion und die Philosophie in ihrer weltgeschichtlichen Entwicklung und Stellung zu einander, Breslau 1852 г. Ders., Empedokles und die Aegypter, eine historische Untersuchung, Leipzig 1858 (обосновывает и развивает то, что изложено в: Das Mysterium der Aegyptischen Pyramiden und Obelisken, Halle 1846, и в: Empedokles und die alten Aegypter, 1847 в Noacks Jahrb. f?r specul. Philos. было указано). Dere., Herakleitoa und Zoroaster, eine historische Untersuchung, Leipzig 1859 (дальнейшее развитие того, что автор написал в Bergke und Caeeare Zcitschr. f?r Alter- thumswissensch. 1846 №121 и 122 и 1848 №28, 29, 30). Der», Anaxagoras und die alten Israeliten in Niednere Zeitschr. f?r histor. Theo., 1849, т. IV, № XIV, исправленный: Anaxagoras und die Israeliten, Leipzig, 1864; – Ed. R?th, Geschichte unserer abendl?ndischen Philosophie, first vol. Mannheim, 1846; 2nd ed. 1862; second vol. Mannheim, 1858; 2nd ed. 1862; – L. c. Schr?der, Pythagoras und die Inder, Leipzig 1884.

Первый период

I. Чистые физиологи – Греческая философия в ее незрелости

§18.

Ср. фр. atm. Bohren, De septem sapientibus, Bonnae 1867; Mullach, Fragm. phil. graec., I., 203—239; – Herr. Diele, Ueber die ?ltesten Philosophenschulen der Griechen in den Philos. Aufs., ed. dedicated to Zeller, Leipzig 1887; – Paul Tannery, Pour l’histoire de la Science Helldne (De Thalia ? Empedocle), Paris 1887.

В Греции, как и везде, философия возникает там, где героическая борьба за условия существования сменяется их наслаждением, труд ради жизненных потребностей – роскошью художественного творчества и мысли, бессознательное возникновение обычая – формулировкой закона, ставшей необходимой в результате посягательств на него, – словом, там, где беспристрастная жизнь уступает место размышлениям. Переход к настоящей философии осуществляется через размышления, имеющие более чисто национальное содержание, – пословицы и поговорки. То, что создатели их, греческие мудрецы (Salomone), большей частью действовали и как законодатели, так же объяснимо, как и то, что тот из них, кому приписывается изречение, содержащее задачу всей философии, не только причисляется к ним, но и считается действительным началом философии. Уважение к числу семь в сочетании с преобладающей склонностью в пользу того или другого внесло разнообразие в указание на то, кого следует причислять к этим мудрецам.

§19.