banner banner banner
Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям
Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям
Оценить:
 Рейтинг: 0

Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям


1. Ментальное здоровье подростка. Почему это важно и что родителям необходимо знать об этом?

2. Молодежные субкультуры – теория и практика

3. Тревога. Депрессия. Селфхарм. Чем болеют современные подростки и что с этим делать?

4. Психологические факторы нарушения пищевого поведения в подростковом возрасте.

5. Какие ресурсы помогут родителям подростков.

6. Самоповреждающее поведение в подростковом возрасте: методы профилактики и коррекции.

7. Как подготовить подростка к самостоятельной жизни.

8. Профилактика эмоционального выгорания родителей.

9. История семьи: формируем уважение к своим корням.

10. Мотивация подростков: можно ли на нее воздействовать? Увлечения подростков: полезные и вредные.

Таким образом можно сказать о разноплановой и системной работе с родителями по нескольким направлениям, что позволяет раскрыть важные темы Детства и помочь разобраться с новыми терминами, теориями, увлечениями детей, чтобы лучше понимать, принимать и растить здоровое поколение.

Список используемой литературы:

1. Абраменкова В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. – 1998. – № 4.

2. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. – М.,1989.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань, 1988.

4. Байярд Р., Байярд Д. ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / пер. с англ. – М., 1991.

5. Бестужев-Лада И.В. что делать родителям в школе? // Классный руководитель. – 1997. – № 1.

6. Дереклеева Н.И. Анкеты для родителей и учащихся // Воспитание школьников. – 2002. – № 1.

7. Дереклеева Н.И. Нетрадиционные формы проведения собраний // Воспитание школьников. – 2001. – № 10.

8. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987.

9. Жаркова Г. Каков в гнезде – таков и в полете // Воспитание школьников. – 2001. – № 6.

10. Лаврентьев В.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний // Классный руководитель. – 1999. – № 5.

Влияние родительских установок на формирование жизненного сценария ребенка

Морева Андич Елена Станиславовна

Стажер МПАП, член ЛППН

Проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями, на протяжении многих лет привлекают внимание психологов. Авторами выделяются отдельные виды и предлагаются типологии детско-родительского взаимодействия, прослеживается их связь с развитием ребенка (Баумринд, 1968; Гарбузов, 2006; Эи?демиллер, Юстицкис, 2008 и многие другие).

Наиболее важную роль в воспитании играет мать, поэтому неслучайно существует большое количество исследовании? материнских установок (Овчарова, 2006); вместе с тем в последнее время появляется все больше работ, посвященных отцовству (Борисенко, Портнова, 2006; Калина, Холмогорова, 2007; Зои?я, 2013). Еще Э. Фромм (2001) отмечал, что в отличие от безусловной материнской любви любовь отца более рациональна и условна, она может быть заслужена или временно утеряна ребенком, поскольку отец желает видеть результаты своего воспитания. Если взаимоотношения матери и ребенка, особенно в раннем периоде, обладают исключительными интимно-эмоциональными качествами, то именно отец учит ребенка быть в обществе (Зои?я, 2013). Вовлеченный в воспитание отец развивает умения и навыки ребенка, поощряет его интеллектуальную активность, играет важную роль в усвоении детьми моральных норм и формировании идеалов. Отец – источник уверенности и авторитета, он дает пример практического и действенного решения различных проблем (Борисенко, Портнова, 2006). В подростковом возрасте отец содействует постепенному отделению ребенка от матери, формированию его идентичности, автономности и эмоционального благополучия (Калина ? Холмогорова, 2007; Овчарова, 2006). При этом наиболее благоприятным считается демократический или авторитетный стиль воспитания (Baumrind, 1968).

Для ребенка родительские установки и ожидания играют важную роль в механизмах семейной системы, они позволяют ребенку бессознательно или осознанно формировать представления о собственном жизненном пути, о нормах приемлемого поведения, а также представление о способах достижения цели в рамках его жизненного сценария. По мнению Д. И. Фельдштейна основная задача детства – переход во взросление. Перестраивание модели поведения, появление новых социальных обязанностей и изменения в системе взаимоотношений ведут к формированию новой «Я-концепции» личности.

Проблемой изучения родительских установок в настоящее время занимается ряд российских ученых. Они рассматривают отдельные аспекты и факторы этого процесса. Изучением влияния стиля материнского воспитания на самоотношение личности ребенка занимаются Н.С. Борзилова, А.Г. Ткаченко.

Особенности самосознания детей в семьях с разными детско-родительскими отношениями рассматривает Е.А. Евтушенко. Вопросом влияния детско-родительских отношений на становление личности ребенка занимаются К.Е. Кузьмина, Е.А. Овсянникова и Н.С. Ткаченко. Проблемой родительских установок занимается А.И. Крайлюк. Изучением родительских установок матерей занимаются Е. Н. Персиянцева, Е.Н. Петрова, Н.А. Сергеева и Н.А. Кустова. Внимание Н.И. Семенихиной приковано к исследованию взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия ребенком и уровня его самооценки.

Что такое жизненный сценарий?

В 1961 году Э. Берн, знаменитый американский психиатр и психолог ХХ века, определил сценарии? как неосознаваемый план жизни, который возникает в ответ на события раннего детства, и который существенно ограничивает автономность и свободу человека.

То, что происходило с ребенком в раннем возрасте, как вели себя родители по отношению к нему, становилось судьбой этого ребенка. В дальнейшем сценарии? подкрепляется «играми» для своей актуальности и из происходящего вокруг выбираются события, которые соответствуют этому жизненному плану. И отбрасываются события, которые противоречат тому, что было «решено» вот в эти ранние годы.

Сценарии? – это не совсем бессознательный план, а больше предсознательный, то есть это то, что может быть осознано при некотором усилии. Сценарии? – не просто ответ на события, которые происходили с ребенком, а осмысление. Ребенок на основе этих событии? принимает свои собственные решения. Эти решения несут личный след, личные особенности этого ребенка.

Для чего ребенок формирует свой сценарии? жизни?

Сценарии? похож на карту навигации в этом мире. Он упрощает сложную и непредсказуемую реальность до понятной и предсказуемой. Благодаря такому упрощению у ребенка появляется чувство стабильности и понимание того, как я могу удовлетворять собственные потребности, что мне нужно сделать для того, чтобы получить то, что важно для моего выживания, важно для моего благополучия. Помогает давать ответы на очень важные вопросы: что значит быть кем-то таким, как я? Как мне взаимодействовать с людьми? С какими людьми мне хорошо? Что такое мир вокруг?.. Ключевыми элементами сценария являются такие представления о себе, о других людях, о том, как мы относимся друг к другу. Это помогает ребенку структурировать жизнь. Сценарии? дает человеку чувство стабильности.

То, что соответствует нашему сценарию, воспринимается как знакомое, а значит в известной степени безопасное. Оно может быть тяжелым, может быть неприятным, может вызывать некую тревогу, но в любом случае оно ассоциируется с чем-то знакомым, с чем-то, что однажды ребенок уже пережил, и что придает ощущение стабильности. Потребность безопасности вообще обычно перевешивает желания быть счастливыми, поэтому сценарии? оказывается таким убедительным и таким устойчивым во времени, что играет фундаментальную роль, стабилизирующую человека.

То, что сценарий отбирает – это возможность распознавать часть реальности, которая ему не соответствуют. То есть человек автоматическим игнорирует какие-то аспекты этой реальности или приписывает им определенное значение происходящему, исходя из вот этого неосознаваемого плана.

Как формируется сценарии? жизни?

Согласно теории Э. Берна, сценарии? жизни начинает формироваться очень рано, возможно даже еще до рождения ребенка, когда уже сформированы органы чувств в достаточной степени, чтобы воспринимать происходящее. Ребенок чувствует, как к нему относятся, чувствует жизнь и запечатлевает это, осмысляет реальность.

Поначалу это конечно происходит без слов. А дальше подключается язык, и ребенок осмысляет происходящее с помощью слов, а дальше активно подключается воображение. Ребенок строит картину мира и привлекает какие-то свои фантазии для объяснения происходящего. Это все является начальным пунктом формирования сценария.

Э. Берн говорил, что сценарии? формируется очень рано. И к 7 годам у человека уже есть хорошо подготовленный план. В дальнейшем ученые сильно расширили эти временные рамки, некоторые говорят, что самое критическое время для формирования сценария – это подростковые возраст.

Современные последователи теории Э. Берна говорят о том, что существует целая группа сценариев у каждого человека. Может быть один сценарии? для работы, другой сценарии? для личной жизни, третий сценарии? для нашей родительской роли, для того, как мы будем рожать или не рожать, воспитывать своих детей.

Можно ли выйти из сценария?

Авторы, которые определяют сценарии? как нечто ограничивающее и негативное, говорят о том, что возможен выход из сценария, такое не сценарное структурирование жизни. Другие авторы говорят, что в общем сценарии? имеет смысл рассматривать, как просто структурирование жизни, и соответственно мы не можем быть совсем свободны от структурирования, но то, что мы можем сделать – это пересмотреть многое так, чтобы мы проживали свою автономию.

Сценарии? – это история неудовлетворенных когда-то потребностей и волшебного решения, сценарного решения, которое было найдено нами когда-то, и которое ведет к таким вот противоречивым последствиям, сценарному поведению в чем-то хорошем, в чем-то не очень.

И то, что мы можем делать вместо этого – это учиться удовлетворять свои потребности другим образом. Иногда это еще и про то, чтобы признать, что какие-то потребности уже были не удовлетворены, и тогда, что сейчас я для себя могу сделать?

Поэтому не стоит пугаться, что заложенные родителями установки будут единственным путеводителем в будущей жизни ребенка. Тем не менее важно понимать, какое влияние они оказывают на всю его дальнейшую жизнь.

В этой статье я предлагаю рассмотреть пять основных установок, которые человек выработал в детстве в ответ на родительские предписания, послания, программы и запреты (в теории Э. Берна им дается определение «драйверы»). Эти установки формируют жизненный сценарии? в детстве и проигрываются людьми, как автоматизм в сценариях их жизни, в качестве неэффективных и дисфункциональных стратегий поведения.

В 1975г. американский психолог Тайби Калер (Taibi Kahler) выделил пять родительских установок (далее драйверов), которые руководят поведением человека: