banner banner banner
Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям
Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям
Оценить:
 Рейтинг: 0

Детская психология. Практическая профессиональная помощь родителям


1. Старайся!

2. Радуй других!

3. Будь совершенным!

4. Будь сильным!

5. Поторопись!

У каждого из этих драйверов есть позитивный аспект, и если мы посмотрим на ценности социального мира, то действительно увидим, что совершенство, высокий стандарт качества, достижение чего-то, скорость – это что-то чрезвычайно привлекательное с точки зрения мира, в котором мы живем.

Быть сильным, умение мужественно справляться с ситуациями, стоически переносить невзгоды – становятся для нас ориентирами, по которым мы воспитываем своих детей.

Старайся – это про наше усердие, про то, что мы очень много энергии посвящаем делу. Это то, что тоже очень сильно поощряется: он такой старательный ученик, прилежная ученица. У нас вызывают массу уважение, когда человек с большим энтузиазмом делает что-то.

Радуй других – ценность приносить удовольствие, разделять радость, быть вежливым, милым.

Поторопись или поспеши – ценность современного мира, чтобы все успеть.

В этом смысле мы понимаем, что драйверы – это такие адаптивные формы поведения, то есть они полезны, они действительно имеют некоторые преимущества.

С другой стороны, в силу того что это бессознательные реакции, они не всегда соотносятся с конкретным контекстом. И в силу этого у них есть и негативная часть, то есть то, что они включаются даже, когда, например, это не совсем оправданно, когда реальной угрозы нет или та логика действии?, которая диктуются этими драйверами – не отвечает ситуации.

У каждого драйвера есть свои плюсы, свои минусы. Негативная часть заключается в том, что это реакция, которая возникает автоматически. Кроме того, человеку сложно отказаться от того, что говорит мне сделать мои? драйвер.

Каждый драйвер – это сочетание поведения, тела, позы, жестов, мимики, интонации, слов, которые проигрываются очень быстро. То есть, это буквально считанные секунды.

Как выглядит каждый из этих драйверов?

1. Драйвер «Будь совершенным»

Находясь под влиянием этого драйвера, человек стремится к совершенству в том, чем он занимается, и в целом постоянно улучшает себя, слушает, читает, узнает, потому что всегда недостаточно, чтобы было идеально или он вовсе недостаточно хорош для того, чтобы дать себе оценку «лучшего».

В речи такого человека много вводных слов: во-первых, во-вторых. В письменной речи большое количество скобок, уточнении?, двоеточии?. Часто человек нумерует позиции. Сидит обычно прямо, глаза его часто смотрят вверх, немного растягиваются уголки губ. Человек выпадает из диалога здесь-и-сейчас и помещается в некий диалог со своими идеалами.

Люди, у которых этот драйвер является ведущим, очень внимательны к деталям, ориентированы на высокие стандарты в своей деятельности, очень тщательно подходят к своей работе, планируют все и так далее. Могут пренебрегать сроками, то есть, когда перед ними возникает выбор между качеством и сроками, они чаще выбирают качество, а не сроки. Человек предъявляет к себе очень большие требования. И часто это превышает то, что ждут от него другие, что соответствует задаче. Им сложно делегировать дела, потому что им кажется, что другие не справятся с этим так же хорошо, как они. Это действительно подтверждается, потому что не все разделяют такие высокие стандарты качества. Человек часто оказываются, перегружен, начинает критиковать окружающих за то, что те не работают с такой же тщательностью.

Какие родительские установки такой человек получал в детстве: «Дочь, ты должна быть лучшей на выступлении», «Я тебе сто раз показывала, ты мог бы сделать это гораздо лучше».

Такому родителю стоит проявить больше безусловной любви к своему ребенку, постараться принять его несовершенства и позволить быть таким, какой он есть: «Даже если у тебя не получится, знай что мы тебя всегда любим», «Никто не ждет от тебя идеальности. Ты, как и все, можешь ошибаться», «Даже если у тебя не получилось, ты можешь попробовать еще, нет идеальных людей».

2. Драйвер «Будь сильным»

Возникает из установки родителей: «Ты благополучен лишь тогда, когда скрываешь свои чувства и желания от других. Не давай им повода думать, что ты слабый». Ребенок напуганный, печальный, встревоженный вместо поддержки и эмоционального тепла от взрослого получал холодный приказ скрыть эти чувства, чтобы быть принятым и благополучным. Вот и поймал он этот драйвер для жизни и закрыл доступ к своим истинным эмоциям под непроницаемой маской.

Внутренняя задача этого драйвера – разъединить человека с чувствами так, чтобы не было ни больно, ни страшно, ни плохо, заблокировать этот внутренний контакт с чувствами. Неподвижная поза, мало жестов или их нет совсем, монотонный голос и такие обезличенные фразы: «Это несерьезно», «Здесь нужно сделать по-другому». Человеку сложно выражать свои мысли от первого лица: «Я так думаю»; «Я хочу, чтобы это было переделано». Голос иногда становится тихим и глуховатым.

Людям с этим драйвером не свойственны жалобы на сложность работы, они молча ее выполняют. Они привыкли демонстрировать уравновешенность, твердость и силу, не обращать внимания на собственные эмоции. Им сложно принимать помощь и даже словесную поддержку они принимают, как жалость к себе. Многие люди, у которых такой ведущий драйвер, выбирают экстремальную работу для себя. Человеку будто непозволительно по внутренним причинам быть уязвимым, и он перегружается на работе, перегружается в общении. И это ведет к истощению.

Что является преимуществом этого драйвера? Люди чрезвычайно эффективны в каких-то экстренных ситуациях. Могут очень много выдержать и рационально действовать в сложных обстоятельствах.

Родительские установки, которые получал такой человек в детстве: «Видишь, сестра плачет, но ты ведь мальчик, будь сильным, пожалей ее», «Ты должен быть сильным и выносливым в жизни, тогда ты всего добьешься», «Ты чего плачешь, будь сильным»

Так называемое противоядие от родителя ребенку будут такие слова, как: «Смелее, расскажи о своих чувствах, я все пойму», «Ты можешь открыто рассказать мне о своих желаниях», «Человек не может быть всегда сильным, в некоторых ситуациях можно быть слабым и это нормально», «Поделись своими эмоциями, я поддержу тебя при любых обстоятельствах».

3. Драйвер «Радуй других»

Человек, движимый данной идеей, стремится радовать не себя, а других, потому что именно в этом случае у него появится желанное ощущение благополучия. Так он привыкает подавлять собственные желания и думать в первую очередь о прихотях и ожиданиях от него окружающих.

?      Если человек с детства слышит, что надо думать о других, что «Я – последняя буква алфавита»;

?      Если видит пример родителей, которые с готовностью откликаются на просьбы других и забывают о себе;

?      Если его много лет поощряли за то, какой он отзывчивый, безотказный, самоотверженный, то он будет попадать в драйвер «радуй других» автоматически, в любой мало-мальски подходящей ситуации.

Когда время и силы распределяются из идеи «я должен, они ждут, они расстроятся, если я не…, поэтому кровь из носа, буду делать», то свои интересы у такого человека очень страдают.

В портрете такого человека мы увидим много кивков, иногда приклеенных улыбок на лице, человек заискивает перед другими, ищет одобрения, сам избыточно вербально и невербально дает одобрение другим, здесь будет очень много вопросов и часто утвердительные фразы. Ограничение в том, что люди с драйвером «Радуй других» избегают конфликтов и вообще любой ситуации, где им может быть высказано неодобрение, или где они должны будут высказать неодобрение. Отказ воспринимается ими как отвержение, причем в обе стороны. Им сложно разделить критическую обратную связь, которую они дают – с отвержением, и также очень сложно выдерживать критику в их адрес. Им тяжело высказывать свое мнение, выражать свою позицию, потому что потенциально это ведет к неодобрению, и это может вызвать какое-то напряжение между людьми. Поведение таких людей становятся заискивающим.

Позитивным аспектом такой установки является то, что люди очень ориентированы на общение, умеют создавать и поддерживать насыщенную беседу и следить за эмоциональной атмосферой в коллективе.

Родительские установки из детства: «Съешь бабушкин салат, она старалась», «Ты родился на радость нам», «У меня с утра было такое хорошее настроение, но своим поведением ты его испортил».

Коррекцией при формировании у ребенка убеждения «Радуй других» будет данное ему разрешение от родителя радоваться самому и самостоятельно выбирать понравившиеся ему игры, друзей, еду и, в целом, способы реагирования на ситуации в жизни: «А чего ты сама сейчас хочешь, поделись со мной?», «Не хочешь, не ешь, когда проголодаешься, дай мне знать», «Я сейчас плачу не из-за тебя, просто мне очень грустно»

4. Драйвер «Старайся»

Эта установка известна всем нам из школы, когда было не важно, сделаешь ты или нет, но очень важно имитировать бурную деятельность и проводить время с пользой. Сама по себе идея неплохая, но в этой установке фокус смещается с результата на сам процесс и тогда «жизнь – это вечный бой, а покой нам только снится».

Кажется, что благополучие может прийти только в постоянном процессе борьбы. Любое бездействие или легкое достижение пугает, обесценивается или собственноручно портится, чтобы снова было за что бороться.

Эту стратегию поведения можно наблюдать на примере жизни людей, которым скучно в стабильных отношениях, нужна именно драма, чтобы герои боролись за счастье; и тогда, в таких драматических обстоятельствах, пропадает возможность наслаждаться гармонией.

«Настоящий результат можно получить, только затратив много усилий, иначе не бывает» – важная особенность в том, что здесь на первое место выходит подготовка к действию, на это старание тратится огромное количество сил и ресурсов, при этом до самого действия дело может не доходить.

В речи такого человека много слов «я постараюсь», «попробую», «ой, это трудно!». В его портрете мы увидим много напряжения, усилия в голосе, много напряжения в руках. И здесь люди с энтузиазмом берутся вообще за любую деятельность, и все новое является чрезвычайно привлекательным. Однако интерес быстро гаснет, и человек не доводит дела до конца.

Внутренняя механика этого драйвера – это подавление и неуважение к «нет», то есть в принципе человек не может открыто сказать «нет, я делать это не буду, потому что я это делать не хочу». И вместо – возникает вот такое старание, имитация бурной деятельности. В работе это проявляется в том, что с одной стороны человек загорается задачей, преисполнен энтузиазма, у него грандиозные планы. Однако вскоре происходит разочарование, он бросает то, что делает и берется за новые задачи, и так по кругу.

Родительские установки, которые получал такой человек в детстве: «Чтобы быть успешным – нужно стараться», «Только затратив много усилий, можно чего-то добиться», «Старайся изо всех сил», «Жизнь – это непрерывная борьба за выживание», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Родителю важно научить ребенка понимать свои «хочу» и «не хочу», особенно «не хочу», учить его выражать свое «нет» открыто и принимать его адекватно. Очень важно сместить фокус внимания ребенка с подготовки – на реальные действия, учить его завершать начатое, но только, если это был его настоящий выбор, а также не обесценивать то, что дается ему легко: «Сделай, как умеешь, а если у тебя возникнут трудности, я всегда тебя поддержу»

5. Драйвер «Поторопись»

Драйвер «поторопись» или «поспеши» всем хорошо известен и обычно появляется в жизни очень рано, когда родители, которые опаздывают на работу и наспех стараются собрать детей в детский сад; потом в таком же скоростном темпе, не соответствующем темпу ребенка, ведут его в школу и так до взрослой жизни.

В наш век мы стремимся всюду успеть – ехать быстрее, быстрее забронировать отель и отдых, быстрее посмотреть новый фильм, быстрее конкурентов выйти на рынок и т.д. Человек верит, что он должен делать все «прямо сейчас», поэтому вечно куда-то торопится, боится, что у него не хватит времени, что он не успеет.