Одна из важнейших проблем этики сводится к ответу на вопрос, существуют ли общечеловеческие ценности. Проблема состоит в отсутствии однозначных трактовок добра и зла в разных обществах.
Считается, что наиболее архаичные формы морали связаны с попыткой первых человеческих коллективов выработать комфортные и эффективные формы сосуществования. Одной из древнейших форм морали, существующей в архаичных обществах, является табуирование (то есть жесткий безусловный запрет, выраженный в религиозных терминах) определенных действий, являющихся нежелательными с точки зрения коллектива. В историческое время в большинстве обществ соблюдение общественных норм принадлежало обычаям и традициям, регламентировавшим действия людей в типичных ситуациях. Главным недостатком табу, обычаев и традиций является ограниченность ситуаций, которые они регламентируют. Эта проблема снимается с появлением моральных правил (образцов поведения человека в обществе, связанных с представлением о добре и зле), применимых к различным ситуациям. Их возникновение связано с мировыми религиями, в вероучении которых значительное место отводится проблеме добра и зла. Квинтэссенция морали, так называемое «золотое правило нравственности», требует не делать другим того, чего человек не хочет себе и, наоборот, поступать по отношению к другим так, как ему бы хотелось, чтобы поступали по отношению к нему самому.
Табу, обычаи и традиции не оставляют перед человеком выбора. В архаичных обществах даже вынужденное нарушение табу нередко приводило к смерти нарушителя от стресса. Исполнение или неисполнение моральных норм, напротив, зачастую не влечет за собой никаких санкций. Наоборот, возможны ситуации, когда заведомо аморальный поступок кажется выгодным, однако человек сознательно отказывается от его совершения, даже если рядом нет никого, кто вынес бы моральную оценку произошедшему. В таких ситуациях и проявляется совесть – высшая форма способности личности к моральному самоконтролю (см. также 3.9).
Мораль в определенном отношении сродни праву. Однако право вторично по отношению к морали и в ряде случаев устанавливает нормы и санкции, вытекающие из ее требований. Кроме того, источником права является государство, следящее за его соблюдением, а мораль устанавливается обществом и в большинстве случаев не имеет письменной фиксации. Нарушение норм морали, в отличие от нарушения норм права, не влечет за собой санкций со стороны государства. Однако в тех случаях, когда право не наказывает за совершение поступка, несовместимого с нормами общественной морали, виновный может иногда подвергнуться бойкоту – организованному систематическому игнорированию, равносильному изгнанию из общества (см. 5.1). К этической сфере относятся также такие понятия, как честь и достоинство. Оба они основаны на осознании человеком своего общественного значения и требовании признания этого значения со стороны общества. Разница между ними состоит в том, что достоинство основано на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а честь зависит от общественных заслуг того или иного человека.
1.17. Понятие общественного прогресса
Прогресс (на латыни «движение вперед») – одно из понятий, прочно вошедших в обиход современной цивилизации. Под общественным прогрессом понимают поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Идея прогресса возникла достаточно поздно, в XVIII веке, в кругу французских философов-просветителей. Суть идеи общественного прогресса – в постоянном совершенствовании человеческого общества, в неуклонном продвижении к новым достижениям. В древности актуальны были противоположные воззрения, изложенные, например, в мифах об утерянном золотом веке человечества, который последовательно сменяется худшими серебряным и железным веками. Так зародилось противоположное прогрессу понятие – регресс, то есть последовательное ухудшение, переход от более сложного к более простому. Классическим примером регресса может служить упадок Западной Европы, последовавший вслед за падением Римской империи в V веке. В дальневосточной традиции актуальна идея о цикличности течения времени, согласно которой общество периодически возвращается на уже пройденный путь. Существует и такое понятие, как стагнация, означающее статичное состояние, при котором отсутствует движение как вперед, так и назад. Именно так можно характеризовать состояние дел во многих обществах Африки.
Сторонники идеи прогресса указывают на такие произошедшие за три последних столетия позитивные перемены в жизни человечества, как гуманизация и демократизация в политической и социальной сферах, ликвидация рабства, создание основанной на равноправии системы международных отношений, нивелирование культурных и экономических различий, революционное улучшение в сфере медицины, повышение качества и увеличение срока жизни, революцию в научно-технической сфере и невероятный прорыв в области информационных технологий. Противники идеи прогресса требуют обратить внимание на истребительные мировые войны первой половины XX века и непрекращающиеся конфликты в разных частях света, на появление и реализацию идей национального и расового превосходства, приводящих к возникновению невиданной ранее практики геноцида, на сохранение социальных различий, на неравномерность экономического развития и явное отставание стран «третьего мира», на недоступность большинству населения Земли результатов многих достижений науки и технологии, на беспрецедентное загрязнение окружающей среды.
Таким образом, если прогресс в научно-технической сфере в течение последних столетий неоспорим, то в других сферах функционирования общества он не столь очевиден. Особенно это заметно на примере нашей страны. После событий 1917 года многие социальные институты российского общества испытали регресс (сельское хозяйство, религия, благотворительность), тогда как в сфере промышленного производства и прикладной науки налицо крупные достижения. Очевидно, что прогрессу в одних областях может одновременно соответствовать регресс в других и стагнация в третьих.
1.18. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Появление этой темы в курсе обществознания связано с тем, что в советское время доминировал марксистский формационный подход, отрицавший многовариантность общественного развития. Согласно Марксу, вся история человечества представляет собой последовательную смену социально-экономических формаций, отличающихся друг от друга способом производства и противостоящими классами. Когда противоречия между классами достигают критической массы, происходит социальная революция (качественный скачок в развитии общества), в результате которой происходит смена формаций. При этом все общества обязаны пройти все стадии без исключений, разница заключается только в скорости их прохождения. Таким образом, марксизм отрицал многовариантность общественного развития, а разницу между обществами объяснял задержками в развитии.
После крушения СССР и отказа от марксистского мировоззрения в обществе возникла потребность в более рациональном объяснении различий между обществами. Определенную популярность получил цивилизационный подход, предполагающий, что человечество состоит из ряда отдельных цивилизаций (западноевропейской, китайской, индийской, африканской, исламской), каждая из которых идет по собственному пути развития, не схожему с другими. С такой точки зрения марксистский формационный подход применим только к западноевропейской цивилизации, а у других цивилизаций – другие схемы развития, если понятия прогресса и развития вообще к ним применимы. В разных классификациях число и перечень цивилизаций существенно различаются.
В наши дни более актуален другой подход, отражающий современные глобалистические тенденции и в целом напоминающий марксистский. Он предполагает последовательное прохождение всеми обществами трех стадий, названных традиционным (доиндустраильным), индустриальным и постиндустриальным обществами, различающихся в первую очередь уровнем развития производительных сил.
Механизмами общественного развития являются реформы, революции и инновации. Реформы представляют собой изменения в общественной, политической и экономической сферах, проводящиеся государством. Если правительство медлит с проведением необходимых реформ, в обществе может произойти революция – насильственное свержение существующего правительства, после которого реализуются назревшие реформы. В отличие от реформ и революций, имеющих целью ликвидировать уже существующие проблемы, инновации направлены на недопущение самих проблем. Инновации представляют собой единичные новшества, внедрение которых повышает адаптационные качества изменяемого социального института. Своевременное и систематическое внедрение инноваций делает ненужным проведение реформ и тем более революции.
1.19. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Для постиндустриального общества характерны специфические процессы, получившие название глобализации. Под глобализацией понимают интеграцию и унификацию во всемирном масштабе во всех сферах деятельности человека, что стирает различия между обществами. Считается, что глобализация имеет как позитивные (повышение уровня жизни, рост эффективности экономики), так и негативные стороны. К отрицательным сторонам глобализации относятся явления, связанные с распространением единой массовой культуры и утратой культурного своеобразия отдельных обществ. Движение противников глобализации (само, кстати, приобретшее глобальный характер) носит название антиглобализм. Если ранее те или иные существенные проблемы (загрязнение окружающей среды, рост национализма) локализовались в отдельных государствах, теперь они приобрели всемирный характер. Более того, некоторые из них приобрели характер реальной угрозы существованию всего человечества. Таким образом, глобальные проблемы можно определить как негативные явления, угрожающие человечеству в целом и/или такие, ликвидировать которые можно только совместными усилиями всего человечества.
Их можно классифицировать по группам:
Парадокс в том, что, к ужасу глобалистов, для решения глобальных проблем требуется «глобализация усилий». Например, в целях минимизации выброса в атмосферу парниковых газов, разрушающих озоновый слой Земли, в 1997 году ведущие государства мира подписали так называемый Киотский протокол, наметивший путь решения проблемы через торговлю «квотами на загрязнение», вырученные от которых средства направляются на внедрение энергосберегающих технологий. На данный момент к Киотскому протоколу присоединилось подавляющее большинство государств мира, что позволяет с энтузиазмом смотреть на решение проблемы выброса парниковых газов.
Раздел II
Экономика
2.1. Экономика и экономическая наука
В последние десятилетия экономической сфере придается исключительно важное значение. Если в начале XX века ключевым образованием для будущих королей считалось военное, а в середине столетия – социологическое, то теперь место этих дисциплин заняла экономика. Экономика – одно из ключевых понятий обществознания. Термину «экономика» (от греческого «ойкос» – «дом» и «номос» – «закон», первоначально – «наука об управлении домашним хозяйством») придается двоякий смысл: различают экономику как хозяйство и экономику как науку.
Рис. 2. Экономика как хозяйство и как наука
Экономика как хозяйство обычно подразумевает экономическую систему того или иного государства. Она включает в себя две сферы: производственную и непроизводственную.
Отдельно может быть выделена сфера услуг, включающая в себя отрасли как из производственной (транспорт, торговля), так и из непроизводственной (здравоохранение, образование) сфер.
Экономическая деятельность представляет собой взаимосвязанные последовательные процессы производства (создание благ и услуг), распределения (разделение благ и услуг между участниками процесса производства), обмена (блага и услуги обмениваются на деньги или другие блага и услуги) и потребления (использование продукта или услуги).
В экономике принято выделять макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика – это часть экономики, рассматривающая экономические процессы в крупном масштабе (на уровне государства или мирового хозяйства). Важнейшие задачи макроэкономики имеют государственное значение: решение проблем оптимизации размещения предприятий разных отраслей, занятости населения, определения размеров денежной эмиссии и т. п. Микроэкономика – часть экономики, рассматривающая экономические процессы в масштабах отдельных хозяйствующих субъектов. Важнейшая задача микроэкономики – выработка оптимальных рыночных стратегий для отдельных фирм.
2.2. Факторы производства и факторные доходы
Факторы производства – это ресурсы, которые используются в процессе производства товаров (продуктов труда, произведенных для продажи на рынке) и услуг (результатов полезных действий, совершенных для удовлетворения определенных потребностей потребителей). Иначе их называют производственными ресурсами. В классической экономике выделяют три наиболее значимых фактора производства: труд, капитал, землю. Нередко к ним добавляют также информацию и предпринимательские способности. Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию экономических благ на основе их умственных и физических способностей. Труд характеризуется интенсивностью, измеряемой степенью расходования рабочей силы за единицу времени, и производительностью, измеряемой количеством продукции, произведенной за единицу времени. Цена труда, то есть материальное вознаграждение за его исполнение, называется заработной платой. Капитал – это ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг. Выделяют основной (используется длительное время, его стоимость переносится на продукт по частям; это, например, постройки, оборудование) и оборотный (используется в рамках одного цикла производства, его стоимость целиком входит в стоимость продукта; это, например, сырье, комплектующие) капитал. Капитал как фактор производства следует отличать от финансового капитала – денежных средств, выделяемых для покупки факторов производства.
Земля – экономический термин, означающий все природные ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. К этому фактору производства относятся полезные ископаемые, участки земли и даже положение на околоземной орбите.
Предпринимательские способности – специфический фактор, объединяющий имеющиеся у немногих людей (предпринимателей) особые таланты, позволяющие им эффективно заниматься предпринимательством. Они включают в себя умение организовать производство, достигать компромисса, брать ответственность на себя и т. п.
Информация как фактор производства – это достоверные сведения об экономической ситуации, социальных и иных факторах, так или иначе оказывающих влияние на деятельность экономического субъекта.
В условиях рыночной экономики факторы производства свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам факторный доход:
Эффективная предпринимательская деятельность опирается на взаимодействие всех факторов производства, а доход складывается на основе всех факторных доходов. Это тем более важно, что факторы производства всегда ограничены относительно потребностей, которые они должны удовлетворить, и задача предпринимателя состоит в нахождении оптимальных путей для достижения этой цели.
2.3. Экономические системы
Экономическая система – исторически сложившаяся совокупность принципов, определяющих форму и содержание экономических отношений в том или ином обществе. Экономические системы различаются формами собственности, способами распределения ресурсов и способами регулирования экономики. Соответственно различаются ключевые вопросы: «Что производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?» В зависимости от этого выделяются три основные экономические системы: традиционная, командная и рыночная.
Вопрос о различии экономических систем в значительной степени связан с взглядами на проблему собственности. Собственность – один из важнейших социальных институтов, чье влияние распространяется далеко за пределы экономической сферы. Как экономическая категория собственность представляет собой особые отношения, описывающие принадлежность материальных и духовных ценностей кому-либо, а также совокупность объектов, принадлежащих субъекту (собственнику). Выделяются частная (принадлежащая отдельному физическому или юридическому лицу), коллективная (принадлежащая группе лиц) и государственная (принадлежащая государству) собственность. Передача собственности в руки государства называется национализацией, передача собственности от государства в частные руки – приватизацией. Основные экономические системы: традиционная, командная и рыночная.
Традиционная система существовала в древности и средневековье и связана с господством натурального хозяйства, в котором потреблялась большая часть произведенной продукции. Командная система характерна в основном для государств, принявших в XX веке «социалистические ценности» (СССР, Китай). В настоящее время из-за ее неэффективности от нее повсеместно отказались, в чистом виде она сохраняется только в Северной Корее. Рыночная система стихийно сложилась в индустриальную эпоху. Она единственная, действие которой основано исключительно на экономических факторах без вмешательства государства или традиций. Рыночная система максимально эффективно решает главную задачу экономики – распределение и использование ограниченных ресурсов. Действие рыночного механизма создает условия для реализации свободы экономического выбора производителя. Государство не вмешивается напрямик в деятельность такой системы, воздействуя на экономическую жизнь посредством системы налогообложения. Кроме того, государство обеспечивает правовое регулирование в экономической сфере, в частности, осуществляя правовую защиту частной собственности. Основным регулятором экономических отношений в рыночной системе выступает рынок.
2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Рынок – это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических связей производителей товаров и услуг с потребителями. В современной экономике существует целая система рынков.
Есть разные классификации рынков: по масштабам (российский рынок), по легальности (черный рынок), по уровню конкуренции (рынок монополистической конкуренции), по товарам и услугам. В рамках последней классификации принято выделять рынок товаров и услуг, рынок труда (продажа рабочей силы), фондовый рынок (обращаются ценные бумаги), рынок капитала (обращаются денежные средства со сроком обращения более года), рынок информации.
Влияние рынка на производство реализуется благодаря товарно-денежным отношениям и конкуренции. Отношения субъектов рыночных отношений регулируются такими взаимосвязанными механизмами, как спрос, предложение и цена.
Спрос – это количество товара определенного вида, которое покупатели готовы приобрести за определенную цену в определенный промежуток времени.
Предложение – это количество товара, которое продавец готов предложить покупателю за определенный период времени при определенных условиях.
Цена – количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара.
На формирование цены конкретного товара влияет баланс спроса и предложения. Высокий спрос влечет повышение цены и/или расширение производства товара, низкий спрос, соответственно, снижение цены и/или сокращение производства. Потребители заинтересованы в приобретении товара по максимально низкой цене, а производитель – в продаже по максимально высокой. В рыночной экономике это формирует цену спроса (максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар) и цену предложения (минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). В промежутке между ними и колеблется рыночная цена. Цена совпадения спроса и предложения носит название равновесной цены. Таким образом, потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара, а рыночные цены рационально соизмеряют производство с потреблением. Закон спроса и предложения гласит, что чем ниже цена на товар, тем больше на него спрос и тем меньше предложение. Существует тенденция к сокращению рыночной цены на конкретное изделие за счет снижения издержек на производство. В то же время производитель заинтересован в выводе на рынок товаров с новыми характеристиками, позволяющими за счет новизны стимулировать спрос и тем самым повышать цену предложения. Таким образом формируется рыночный механизм, заставляющий производителя регулярно совершенствовать производство, повышать качество и расширять ассортимент товаров, снижать цены на них.
Другим важным фактором рыночной экономики является конкуренция. Она представляет собой соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты экономической деятельности. Так как выбор между товарами или услугами конкурентов остается за потребителем, он получает возможность самостоятельно выбирать более дешевый или более качественный продукт («голосование рублем»). Зачастую предложения фирм-конкурентов настолько идентичны, что потребитель при выборе руководствуется субъективными факторами (экзотический цвет товара, наличие у магазина удобной парковки, оригинальность упаковки). Конкуренция способствует установлению на рынке относительного равновесия спроса и предложения. Как и при любом соперничестве, в конкурентной борьбе есть победители и проигравшие. Это может приводить к уходу последних с рынка. Когда на рынке остается лишь один значимый производитель какого-либо товара или услуги, формируется монополия. Законодательства большинства государств мира ограничивают деятельность фирм-монополистов, так как отсутствие конкуренции неизбежно приводит к стагнации на монополизированном рынке. Монополия – крайний случай отсутствия конкуренции. Ее полной противоположностью является чистая конкуренция, при которой на рынке действует множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию. Между чистой конкуренцией и монополией существует несколько промежуточных состояний, например, олигополия, при которой рынок поделен между ограниченным числом крупных компаний, нередко имеющих соглашения о ценах, или монополистическая конкуренция, когда мелкие фирмы согласуют цены и продажную политику.
Особое состояние рынка представляет собой монопсония, когда при наличии нескольких конкурирующих производителей существует только один покупатель (обычно это Министерство обороны или аналогичная структура, закупающая оборонную продукцию).
2.5. Постоянные и переменные затраты
Для работающего на рынке производителя принципиально важно правильно оценивать рентабельность (показатель экономической эффективности) предприятия. Выявляют рентабельность продукции, рентабельность основных средств, рентабельность продаж, рентабельность производства. Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию товаров и услуг. Затраты на производство (издержки производства) – затраты производителя на приобретение и использование факторов производства. Затраты на производство бывают постоянные и переменные.