Книга Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру мечты - читать онлайн бесплатно, автор Максим Михеенко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру мечты
Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру мечты
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру мечты


Максим Михеенко

Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру своей мечты

© ООО Издательство «Питер», 2021

© Максим Михеенко, 2020

Часть I

Добро пожаловать в самую быстрорастущую индустрию в мире!

Еще на стыке тысячелетий видеоигры были сугубо нишевым продуктом для узкой фанатской аудитории – геймеров. В наши дни ситуация другая – индустрия приносит ежегодный доход более $150 миллиардов (статистика NewZoo), обгоняя кинематограф и музыкальный бизнес вместе взятые. ИГРАЮТ ВСЕ! Цифра эта приведена по состоянию на 2019 год, и динамика впечатляет. Думаю, что показатель и дальше будет расти. Другими словами, человечество все глубже уходит в… виртуальную реальность, в цифровые миры, онлайн-платформы.

С улыбкой вспоминаю прошедшие годы. В конце 90-х, когда я только начинал свой профессиональный путь, чтобы поиграть, нужен был хороший компьютер, сам по себе недешевый, с CD-приводом. Ну и, разумеется, диски с играми, которые покупались в дорогущих лицензионных магазинах или на тесных пиратских развалах. А сейчас все иначе: у каждого есть смартфон, ПК, ноутбук. Геймерами стали практически все: от домохозяек до топ-менеджеров, от рабочих до инженеров, от школьников до пенсионеров.

Современная игровая индустрия состоит из примерно двадцати ниш, среди них: мобильные игры (платные и бесплатные, но с подпиской и рекламой), ПК-игры, консольные, игры для виртуальной и дополненной реальности и другие. У каждой ниши своя бизнес-модель, своя монетизация, свои особенности и аудитория. А еще для каждой нужны профильные специалисты.

В общем, то, что раньше казалось детской забавой, выросло во что-то реально серьезное, перспективное, большое и дорогое. Причиной тому стал в том числе темп развития технологий: за два десятка лет компьютеры стали в тысячу раз мощнее и удобнее, а интернет и онлайн-сервисы – более востребованными. Пока что сложно определить, куда приведет нас прогресс, но могу сказать, что технологии помогли развиться тому, что и так было вечным спутником человечества.

На протяжении всей нашей истории мы создавали сказки, мифы, легенды, но только теперь, благодаря цифре, можем воссоздать эти вымышленные миры и сделать их еще лучше.

Возьмем известную игру Assasin’s Creed: в ней воспроизведены Древняя Греция, Рим, Египет – причем максимально точно, вплоть до поведения верблюдов. Только представьте себе: древние египтяне рассказывали друг другу волшебные истории и мечтали сами стать их героями, а мы реально можем это сделать всего за $50 или даже бесплатно!

Есть и такая точка зрения, что чрезмерный реализм вредит играм: якобы заядлый геймер не видит границы между виртуальным миром и настоящей жизнью. И как некоторые считают, если он привык убивать в игре, то рано или поздно начнет делать то же самое в реальности. Я считаю, что наоборот: любители жестоких игр всю свою злобу выплескивают именно в компьютерном мире. Конечно, люди, которые вымещают злость на других, будут всегда – этого я не отрицаю. Сейчас в агрессивном поведении принято обвинять компьютерные игры, точно так же, как раньше обвиняли остросюжетные кинофильмы и рок-музыку. Все что угодно, только не воспитание, полученное этими людьми от родителей и общества. Странно, не так ли?

Я убежден, что игры делают людей лучше, сообразительнее, развивают воображение и память, учат нестандартно, творчески подходить к различным вопросам, заставляют думать. Особенно в наши дни, когда существует бесконечное множество вариантов для выбора. В какую игру играть? Какую модель поведения персонажа выбрать? Какому жанру отдать предпочтение? В сюжете каждой игры есть своя мораль, и если игрок выбрал неправильный путь, то все равно рано или поздно это поймет – игра сама даст ему об этом знать. Например, убив виртуальных людей в Red Dead Redemption 2, получаешь тотальное неприятие игрового социума. Но в отличие от реальной жизни, здесь всегда есть возможность вернуться в начало и все переиграть заново, чтобы получилось правильно. А что у нас есть в реальности? Всего одна жизнь и одна попытка прожить ее достойно. Так что тренируйтесь в играх и живите «на чистовик» в обычном мире – таков мой совет.

Эта книга для тех, кто интересуется будущим, хочет лучше понять сферу разработки компьютерных игр и удаленной работы, кто намерен использовать возможности меняющейся реальности для того, чтобы реализовать свой творческий и профессиональный потенциал в полной мере.

Нельзя отрицать тот факт, что игровой мир на сегодняшний день превратился в многомиллионную индустрию, а самые развитые страны уже инвестируют деньги не в природные ископаемые, а в технологии, в том числе и в IT. За одно поколение мы увидели смену нескольких носителей… Все помнят игры на дискетах, музыку на круглых дисках, флэшки, а сейчас и вовсе появляются квантовые компьютеры!

Такие люди, как Максим, совершенствуют наш мир, делая фантастические возможности будущего ближе и доступнее нам с вами. Рекомендую!

ИВАН ИРБИС, эксперт по маркетингу и PR-технологиям

Приятного чтения!

Глава 1

Клондайк XXI века

Для определенного поколения книга всегда была лучшим подарком. Она помогала скоротать время, давала знания, развивала логику, повышала интеллект. Сейчас же миллионы людей ежегодно ждут выхода новых компьютерных игр, как мы в свое время ждали появления той или иной книги.

Современные игры – это не просто досуг: они улучшают навыки коммуникации, повышают уровень знаний, способствуют развитию мышления. А сколько людей выучили иностранные языки и научились мыслить стратегически только благодаря играм? Сегодня игра взяла на себя массу функций – от развлекательной (предотвращение скуки в дороге) до воспитательной (игровое обучение, игры-симуляции и ролевые игры).

ИГОРЬ ЦЫРЕЛЬЧУК, советник ректора, Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада Аль-Хоразмий, доцент, кандидат технических наук

Немного об успешных игровых проектах и больших заработках. На момент написания книги в России с этим делом не очень хорошо. Точнее, играют-то многие и с удовольствием, но вот платят за это в основном только в больших городах, тогда как в провинции нередко предпочитают пиратский контент.

Мое понимание ситуации таково: очень многие в России и СНГ еще ментально, к сожалению, не готовы к цифровой экономике. Пиратство игр и кино у нас пока социально одобряемо, народ, как говорится, любит халяву. Тогда как в США, Англии или Финляндии человека, который что-то скачал нелегально, общество относит к аутсайдерам. А у нас таким образом привыкли экономить, но уже сейчас люди понемногу стали осознавать, что игры – сложный продукт, что за высококачественный контент нужно платить, в том числе чтобы поблагодарить создателей за их труд. К 2025 году, я надеюсь, Россия попадет в топ-5 самых прибыльных рынков для разработчиков. А пока мы входим скорее в топ-5 стран по количеству скачиваний пиратской продукции.

Тенденции в Москве показывают, что люди меняются. Но в рамках страны это долгий процесс. Возможно, дело тут в некорректном отношении к чужому труду, и я сейчас не об играх и сериалах, а о жизни в целом. На мой взгляд, некоторые наши люди не готовы ответственно подходить к этому делу, из-за этого и идет спад в экономике. Ведь если мы научимся платить за развлекательный контент (книги, фильмы, игры и другое), то создатели контента начнут еще и зарабатывать на своем деле, что привлечет больше людей в эту сферу. Следовательно, начнется развитие данной сферы, будет больше профессиональных специалистов и крутого контента.

Я вижу, как уходит старая ментальность. Растет новое поколение, готовое платить за контент – хотя бы потому, что само создает игры и фильмы и знает, как это непросто. У России здесь большие перспективы – с точки зрения и выхода на глобальный рынок, и локального развития внутри. Что, в свою очередь, приведет к росту российской игровой индустрии в целом.

Игры – это глобальный продукт. Именно поэтому стали мировыми хитами польский «Ведьмак» (Witcher), а также серия игр Metro и World of Tanks с просторов бывшего СССР. Ну и российско-ирландский Homescapes. Игра создана в Вологде, к примеру, но домохозяйка в Техасе играет в нее у себя дома. Это стало реальностью. Потому что игры – это универсальный язык, чего не скажешь о кинематографе или тех же сериалах. Попробуйте продать на Запад «Реальных пацанов» – скорее всего, не купят. Сериал можно перевести на английский, но как адаптировать юмор? Никак. Менталитет другой. Американец никогда не поймет русского человека из Перми в полной мере. Но к играм это не относится, и именно в них я вижу большой потенциал. Здесь можно создавать продукт для всего мира. Мы выросли на американских играх – Need for Speed, Doom, Age of Empires – и можем делать что-то подобное, а может, и лучше. И выходцы из СНГ тут крайне востребованы.

Согласен, что пока успешные российские игровые проекты с постсоветского пространства – это единичные случаи. Хотя с каждым годом все больше русскоязычных компаний заявляют о себе на международной арене. Мы можем об этом судить и по доле русскоязычных девелоперов в глобальной статистике игр, и по выручке отечественных компаний, которая ползет вверх. Пока эти компании больше ориентированы на Запад, и в России они не на слуху. Просто потому, что русский рынок игроков им самим не особо интересен. Но это пока.

Если есть те, кому нравится играть в игры, найдутся и те, кто готов их создавать.

Если человек фанатеет от игр, то минимальный фундамент для работы в игровой индустрии у него уже есть. И наоборот, если ты не любишь это дело, то в геймдеве тебе делать нечего. Ты просто будешь неконкурентоспособен на базовом уровне. Это все-таки творческая профессия для своих – тех, кто в теме.

Итак, ты играешь в игры, разбираешься в них – отлично, первый шаг уже сделан. Второй шаг – понять, в какой именно сфере геймдева ты готов расти как профессионал. Можешь стать и программистом, и художником, и менеджером. Сфер много, мы их подробнее рассмотрим в следующих главах. Главное – понять, что тебя больше зажигает, потому что в каждой сфере нужен свой особый тип мышления, своя узкая специализация. Всегда и везде требуются разные специалисты, но именно высокого уровня и с горящими глазами.

Поэтому если ты выбрал профессию программиста просто потому, что там больше платят, то и денег не заработаешь, и хорошим программистом не станешь. В игровой индустрии это очень сильно чувствуется. Когда сделано без души, люди это видят и не покупают.

Эта книга была задумана как некая инструкция с базовой информацией для желающих войти в индустрию. Тут расписано четко и ясно, куда и как следует двигаться, какие шаги нужно предпринять, чтобы стать профессионалом. Как организовать себе удаленную работу.

Конечно, чтобы стать не просто хорошим, а выдающимся, гениальным специалистом, нужно «прокачивать» себя еще больше, фокусироваться на цели и вкладывать свое время. Но пока ты еще не попал в игровую индустрию – начинай с азов, пользуйся примерами, приведенными в этой книге. И, главное, практикуйся каждый день! Не давай победить себя нашему старому менталитету.

Да, мы часто хотим все и сразу, быстро и на авось! Тут так не прокатит, потому что здесь никакое «по щучьему велению» не работает. Не надейся на быстрый высокий заработок – готовься к серьезной и кропотливой работе, только она приведет тебя к результату и к успеху. Но ты должен это реально осознать, поставить цель и пахать каждый день.

Кое-что серьезное

Я заметил, что многие в России считают игровую индустрию игрушками, в прямом и переносном смысле. К примеру, мои друзья и родители к этому относились так: Максим сидит за компом целыми днями, что-то там рисует, периодически играет, но это же несерьезно. Другое дело – в банке работать. Тут надо быть ответственным, внимательным, тут профессия нужна и глубокие знания.

Многие и сейчас так думают, не понимая, что игры – это огромный бизнес, и стандарт качества здесь очень высок. Любой мелкий недочет, любая небрежность сразу становятся видны. Геймеры не проголосуют рублем за твою игру, а работодатель не станет иметь с тобой дел, если ты работаешь спустя рукава. Хочешь попасть в игровую индустрию – относись к этому делу серьезно, как к любому крупному бизнесу. И если ты просто свободный творческий человек, который любит играть, а к дисциплине не привык и стабильно работать не хочет, то эта сфера пока что не для тебя.

Я думаю, что индустрия разработки игр в России стоит на пороге настоящей золотой лихорадки, фактически нового Клондайка! На Западе эта лихорадка началась намного раньше и лишь теперь приходит к нам. Пока еще об играх не говорят на каждом шагу, как о блогах и блогерах, например. И это хорошо для нас. Попробуйте сейчас зайти на рынок блоггинга – нереально! Это давно уже тренд, который все обсуждают. Специалистов здесь много, конкуренция невероятная, шанс стать крутым с нуля – предельно низкий. А в игровой индустрии еще есть возможность вскочить на подножку уходящего поезда. Как это сделать – я расскажу в этой книге.

Если ты будешь действительно следовать советам из книги от действующих специалистов индустрии, то у тебя есть все шансы в ближайшие 3–5 лет стать отличным востребованным спецом и получать зарплату от 120 до 300 тысяч рублей в месяц, а может, и выше. А еще работать на зарубежные компании, ездить по всему миру, встречаться с интересными людьми из этой сферы и создавать проекты, в которые будут играть миллионы геймеров! Я хочу достучаться до тех людей, которые сидят и думают: чем же заняться в условиях того, что людей увольняют с предприятий из-за автоматизации производства, из-за эпидемии и кризиса. Характерный пример из города, откуда я родом, – Ульяновский автомобильный завод. Когда-то он был градообразующим предприятием, слава о нем гремела на весь Советский Союз. А теперь, по сути, остался только локальный бизнес, делающий УАЗики. Эти автомобили покупают все меньше, а конкуренция на рынке внедорожников все больше. Поэтому собственникам выгодно заменять людей роботами, которым не надо платить зарплату. Все логично. Это грустно и меня крайне печалит, что такая легенда уходит в прошлое…

В сфере игр наоборот – очень важен человеческий ресурс. Тут многое не поддается автоматизации.

Ценность игровой индустрии в частности и IT в целом именно в том, что очень важны кадры, важны умы! И я сейчас говорю, разумеется, не только о нашей стране. Даже в США все еще существует острая нехватка кадров высокого уровня, специалистов, которые готовы стабильно трудиться каждый день, быть позитивными, приятными в общении и любить свое дело. Таких мало, да и они постепенно перегорают. Люди старшего возраста не всегда соответствуют тренду. Индустрия очень молода, в нее легко войти в 18 лет, а вот специалистов за сорок и выше мало, и те, кто есть, непрерывно работают над собой, чтобы быть востребованными.

Еще раз посмотри на себя со стороны. У тебя гибкий ум? Любишь играть в компьютерные игры? Позитивен? Готов меняться и быстро обучаться? Тогда индустрия компьютерных игр, а значит, и эта книга – для тебя! Эти слова, наверное, звучат как объявление о приеме на работу в какую-то компанию. Но я никуда никого не вербую. Эта книга – не листовка про наем. Она про окно возможностей, которое еще открыто прямо сейчас. И я лишь показываю, куда можно двигаться в жизни. А решение воспользоваться шансом или пройти мимо принимаешь ты.

Я заканчиваю писать эту книгу в июне 2020 года и еще не знаю, как будут развиваться события в самом ближайшем будущем. Но сегодня всем стало ясно, что триггер новой грандиозной трансформации общества запущен, из-за принятых экстренных мер по борьбе с пандемией, когда во многих странах объявлен карантин, от людей требуют оставаться дома на протяжении нескольких недель, перейти на удаленную работу и обучение, закрыты границы стран, люди массово переходят на Zoom, Slack, Microsoft Teams. Теперь еще острее стоит вопрос развития новых технологий, онлайн-платформ и сервисов, возможности работы из дома. Ситуация с пандемией, я уверен, приведет нас на новый виток развития IT и индустрии развлечений.

Тут я приведу лишь некоторые наблюдения, подтверждающие мои мысли. Уже в первые несколько недель после объявления в США и Европе карантина и перевода многих сотрудников на работу из дома нагрузка на серверы Netflix, HBO, Disney+, Xbox Live и других платформ для видеостриминга и онлайн-игр невероятно выросла. Также возрос спрос на различные платформы и приложения для удаленной работы, онлайн, общения и обучения, доставки. Трансформация во многих сферах произошла мгновенно, причем если до эпидемии возможность жизни в онлайн только обсуждалась, то сейчас это резко стало нашей реальностью.

Большинство людей не очень любит менять свои привычки, пока их не вынуждают обстоятельства, но вполне возможно, что попробовав перевести часть рутинных дел в онлайн, они к этому привыкнут и продолжат пользоваться, даже когда необходимость отпадет. Так что, думаю, наша жизнь будет переходить в онлайн еще быстрее, чем предполагали все эксперты.

Казалось бы, с одной стороны грядет невероятный рост индустрии развлечений. Но повышение спроса – это только одна сторона последствий пандемии. Есть и негативные эффекты. Увы, не все могут перейти на удаленную работу и остаться дома. Конечно, есть люди, труд вне дома которых жизненно необходим для всех нас, в первую очередь это медицинские работники, те, кто обеспечивает поступление электричества, тепла и воды в наши жилища, те, кто доставляет продукты в супермаркеты и дома. Честь таким людям и хвала! И хотя им сейчас особенно тяжело, у их работы, кроме несомненной пользы обществу, есть и другой важный плюс – им не грозит увольнение. А вот миллионы мелких предпринимателей, владельцы ресторанчиков, небольших турфирм и миллионы других людей, занятые в сфере услуг, сейчас рискуют остаться ни с чем. Уже пошла первая волна резкого скачка уровня безработицы в странах Европы и США, придет и к нам. Когда закончится эпидемия, мир ждет непростое время.

В условиях, когда люди потеряли уверенность в завтрашнем дне, они начали выбирать более дешевые развлечения. Растет спрос на сервисы, предлагающие неограниченное количество контента за относительно небольшие деньги и различного рода подписки, люди все чаще выбирают мобильные free-to-play игры. Свободное время нужно как-то занимать, а вот платить за каждую игру отдельно в условиях кризиса становится накладно.

Работа на удаленке – тренд будущего

Ввиду глобализации для работодателя уже нет особой разницы, где живет сотрудник: в США или России, в столице или провинции. У специалистов теперь есть возможность работать на любую компанию в мире, не выходя из дома. К примеру, штаб-квартира 5518 Studios находится в Лос-Анджелесе, а производство – в разных странах, в том числе и в России. Это выгодно для обеих сторон. Американцы дают нам работу, потому что для них так выгоднее и эффективнее, а для нас эта работа – шанс реализовать свой потенциал, что само по себе огромная мотивация.

Подробнее о специфике работы из дома я еще расскажу позже в этом разделе и в разделе о профессиях будущего, а сейчас небольшое отступление. Благодаря возможности удаленной работы, нашими конкурентами являются азиатские и восточные страны – Китай, Вьетнам, Филиппины, Индия и другие. И конкуренция будет все сильнее с появлением интернета, технологий 5G и электричества в самых отдаленных уголках мира, с появлением все большего числа безработных из-за последствий пандемии и надвигающегося кризиса. Зачем заказчику платить больше за то же качество и сроки? Да-да, за то же самое качество! С развитием индустрии компьютерных игр во всем мире теперь все больше людей обладает навыками специалиста по компьютерной графике, разработчика игр. Из-за того что в некоторых странах уровень жизни намного ниже, они могут демпинговать цены, а качество и сроки выдавать те же. Знаете, как получается: мы забираем работу у дорогих американских специалистов, а недорогие специалисты из азиатских и восточных стран забирают работу у нас. Поэтому в условиях глобализации нам нужно держать марку вдвойне, ведь мы конкурируем со специалистами со всего мира.

Я четко вижу, что у нас много сильных сторон. Их надо использовать, а слабые – минимизировать. Как это сделать, я расскажу в следующей главе. Пока лишь предостережение: да, в эту индустрию очень легко зайти, но еще легче выйти. Возьмите список компаний, успешных на игровом рынке 10–15 лет назад: многие либо закрылись, либо переориентировались. Вспомните легенды индустрии – Ensemble Studios, Raven Software, 3DRealms, Ritual.

Чему точно нужно научиться сразу, так это позитивному мышлению. Игровая индустрия – это прежде всего коллективное творчество. Множество людей собираются вместе, чтобы сделать один продукт качественно и максимально быстро. И мы постоянно создаем что-то новое, двух похожих дней у нас просто не бывает! Поэтому здесь атмосфера важна, как нигде. Если она токсична, если люди озлоблены, то и трудиться не хочется, а творить на высоком уровне тем более. А так как конкуренция между кадрами огромна, в любой компании востребованы наиболее активные, наиболее мотивированные люди.

Если ты делаешь свою работу хорошо – это классно, но этого мало. Ты должен стать командным игроком!

Один человек игру не сделает. Сейчас не 70-е годы прошлого века, когда можно было в одиночку смастерить на Турбо-Паскале Pacman или Frogger и сорвать банк. В наши дни игры создаются сотнями, тысячами людей. Мы работали над последним Call of Duty, и там в титрах упомянуты десять тысяч человек! А так как наша индустрия не зависит от локации, то все компании могут выбирать специалистов не с соседней улицы, а со всего мира, и только тех, с кем работать приятно. Так делаем и мы в 5518 Studios. У нас есть сотрудники из Бразилии, Чехии, Индонезии, Канады и, естественно, России, Белоруссии и других стран СНГ.

Специалисты из СНГ обходятся часто более выгодно для американцев, это правда. Сказывается разница в стоимости жизни и стоимости рабочего часа. Но это не всегда преимущество для клиента. Расскажу, как это работает. Есть у нас профессионал-канадец, ставка которого в час крайне высока. Но он максимально ориентирован на результат, не спорит из-за каждой правки от клиента и максимально понимает особенности разработки ААА-игр (потому что сам проработал в студии много лет). Этот канадец реально обходится клиенту по итогам разработки дешевле просто потому, что его эффективность в час выше, так как у него все только по делу, он ничего лишнего не делает и время на эмоции не тратит. Что это значит? Лишь то, что если мы уберем из нашей модели поведения эти постоянные споры, эту привычку доказывать, что «я прав, а вы все неправы», – станем гораздо эффективнее и, скорее всего, счастливее.

Основная загадка рынка СНГ сегодня именно в том, что потенциал есть, имеется простор для роста, статистика роста кадров и студий впечатляет, но видимых фундаментальных изменений пока мало. Подчеркиваю, это не значит, что специалистов или проектов как таковых не хватает. В нашей стране достаточно, к примеру, 40–50-летних профессионалов высочайшего уровня, совершенно не востребованных на Западе. Но именно из-за их стиля общения, какой-то закостенелости работа с ними бывает сложной и требует много энергии. Нужно понимать, что эта индустрия – не завод, где уважают седину и дают выше зарплату за выслугу лет и протирание штанов. Тут важны опыт и эффективность. Если человеку за сорок лет и есть ощущение, что все в этом мире ему должны… лучше отогнать эти мысли куда подальше, именно они и останавливают порой от роста, в том числе и материального.

Будущее за самодостаточными профессионалами высокого уровня, выбравшими свою нишу, при этом готовыми работать в команде и постоянно учиться.

Тут необязательно каждый день ездить на работу, как ты уже понимаешь. Для нашей студии это некритично. К сожалению, еще остались такие люди, которые физически не могут трудиться вне офиса. Возможно, это пережиток советского времени или традиционного школьного воспитания, когда тебе сначала надо дотащить себя до рабочего места, а потом заставить работать, и лучшей мотивацией для тебя является постоянное присутствие строгого начальника. Сейчас от этого все больше отходят. И в этой книге я расскажу в том числе и о том, как кайфовать от работы. Как найти такую работу, которая станет для тебя не каторгой, а ежедневным удовольствием. Пока просто поверьте, что такое может быть, если еще сомневаетесь.

Для примера расскажу подробнее об упомянутом выше канадце. Он работал в Ubisoft много лет, а после того как его проект выпустился, перешел к нам. Мы были искренне поражены его профессиональным подходом к делу. Он не перерабатывает и не перегорает, а просто делает то, что от него просят, и наслаждается этим! Каждый день в 9 утра по местному времени, когда в России вечер, появляется на связи, получает задания, сразу их просматривает, задает вопросы, мы обсуждаем все спорные моменты… и он приступает к делу. Человек постоянно держит нас на связи. Сломался компьютер – он нас об этом уведомит с телефона. Отключили электричество – найдет кафешку с вай-фаем и все равно напишет нам. Мы всегда знаем, когда он пришлет готовую работу. Задавать вопросы наш канадец не боится, но никогда не спорит с идеями клиентов. Потому что для него клиент всегда прав. Если заказчик считает, что слоны в этой игре должны быть розовыми в крапинку – значит, они должны быть розовыми в крапинку, и точка! Тогда как зачастую мы, русские, – правдорубы. И вместо того чтобы быстро сделать розового слона, человек потратит гораздо больше времени, чтобы доказать всем, что таких слонов не бывает.