banner banner banner
Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру мечты
Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру мечты
Оценить:
 Рейтинг: 0

Миллионы миллиардов. Как стартовать в игровой индустрии, работая удаленно, заработать денег и создать игру мечты


Я заканчиваю писать эту книгу в июне 2020 года и еще не знаю, как будут развиваться события в самом ближайшем будущем. Но сегодня всем стало ясно, что триггер новой грандиозной трансформации общества запущен, из-за принятых экстренных мер по борьбе с пандемией, когда во многих странах объявлен карантин, от людей требуют оставаться дома на протяжении нескольких недель, перейти на удаленную работу и обучение, закрыты границы стран, люди массово переходят на Zoom, Slack, Microsoft Teams. Теперь еще острее стоит вопрос развития новых технологий, онлайн-платформ и сервисов, возможности работы из дома. Ситуация с пандемией, я уверен, приведет нас на новый виток развития IT и индустрии развлечений.

Тут я приведу лишь некоторые наблюдения, подтверждающие мои мысли. Уже в первые несколько недель после объявления в США и Европе карантина и перевода многих сотрудников на работу из дома нагрузка на серверы Netflix, HBO, Disney+, Xbox Live и других платформ для видеостриминга и онлайн-игр невероятно выросла. Также возрос спрос на различные платформы и приложения для удаленной работы, онлайн, общения и обучения, доставки. Трансформация во многих сферах произошла мгновенно, причем если до эпидемии возможность жизни в онлайн только обсуждалась, то сейчас это резко стало нашей реальностью.

Большинство людей не очень любит менять свои привычки, пока их не вынуждают обстоятельства, но вполне возможно, что попробовав перевести часть рутинных дел в онлайн, они к этому привыкнут и продолжат пользоваться, даже когда необходимость отпадет. Так что, думаю, наша жизнь будет переходить в онлайн еще быстрее, чем предполагали все эксперты.

Казалось бы, с одной стороны грядет невероятный рост индустрии развлечений. Но повышение спроса – это только одна сторона последствий пандемии. Есть и негативные эффекты. Увы, не все могут перейти на удаленную работу и остаться дома. Конечно, есть люди, труд вне дома которых жизненно необходим для всех нас, в первую очередь это медицинские работники, те, кто обеспечивает поступление электричества, тепла и воды в наши жилища, те, кто доставляет продукты в супермаркеты и дома. Честь таким людям и хвала! И хотя им сейчас особенно тяжело, у их работы, кроме несомненной пользы обществу, есть и другой важный плюс – им не грозит увольнение. А вот миллионы мелких предпринимателей, владельцы ресторанчиков, небольших турфирм и миллионы других людей, занятые в сфере услуг, сейчас рискуют остаться ни с чем. Уже пошла первая волна резкого скачка уровня безработицы в странах Европы и США, придет и к нам. Когда закончится эпидемия, мир ждет непростое время.

В условиях, когда люди потеряли уверенность в завтрашнем дне, они начали выбирать более дешевые развлечения. Растет спрос на сервисы, предлагающие неограниченное количество контента за относительно небольшие деньги и различного рода подписки, люди все чаще выбирают мобильные free-to-play игры. Свободное время нужно как-то занимать, а вот платить за каждую игру отдельно в условиях кризиса становится накладно.

Работа на удаленке – тренд будущего

Ввиду глобализации для работодателя уже нет особой разницы, где живет сотрудник: в США или России, в столице или провинции. У специалистов теперь есть возможность работать на любую компанию в мире, не выходя из дома. К примеру, штаб-квартира 5518 Studios находится в Лос-Анджелесе, а производство – в разных странах, в том числе и в России. Это выгодно для обеих сторон. Американцы дают нам работу, потому что для них так выгоднее и эффективнее, а для нас эта работа – шанс реализовать свой потенциал, что само по себе огромная мотивация.

Подробнее о специфике работы из дома я еще расскажу позже в этом разделе и в разделе о профессиях будущего, а сейчас небольшое отступление. Благодаря возможности удаленной работы, нашими конкурентами являются азиатские и восточные страны – Китай, Вьетнам, Филиппины, Индия и другие. И конкуренция будет все сильнее с появлением интернета, технологий 5G и электричества в самых отдаленных уголках мира, с появлением все большего числа безработных из-за последствий пандемии и надвигающегося кризиса. Зачем заказчику платить больше за то же качество и сроки? Да-да, за то же самое качество! С развитием индустрии компьютерных игр во всем мире теперь все больше людей обладает навыками специалиста по компьютерной графике, разработчика игр. Из-за того что в некоторых странах уровень жизни намного ниже, они могут демпинговать цены, а качество и сроки выдавать те же. Знаете, как получается: мы забираем работу у дорогих американских специалистов, а недорогие специалисты из азиатских и восточных стран забирают работу у нас. Поэтому в условиях глобализации нам нужно держать марку вдвойне, ведь мы конкурируем со специалистами со всего мира.

Я четко вижу, что у нас много сильных сторон. Их надо использовать, а слабые – минимизировать. Как это сделать, я расскажу в следующей главе. Пока лишь предостережение: да, в эту индустрию очень легко зайти, но еще легче выйти. Возьмите список компаний, успешных на игровом рынке 10–15 лет назад: многие либо закрылись, либо переориентировались. Вспомните легенды индустрии – Ensemble Studios, Raven Software, 3DRealms, Ritual.

Чему точно нужно научиться сразу, так это позитивному мышлению. Игровая индустрия – это прежде всего коллективное творчество. Множество людей собираются вместе, чтобы сделать один продукт качественно и максимально быстро. И мы постоянно создаем что-то новое, двух похожих дней у нас просто не бывает! Поэтому здесь атмосфера важна, как нигде. Если она токсична, если люди озлоблены, то и трудиться не хочется, а творить на высоком уровне тем более. А так как конкуренция между кадрами огромна, в любой компании востребованы наиболее активные, наиболее мотивированные люди.

Если ты делаешь свою работу хорошо – это классно, но этого мало. Ты должен стать командным игроком!

Один человек игру не сделает. Сейчас не 70-е годы прошлого века, когда можно было в одиночку смастерить на Турбо-Паскале Pacman или Frogger и сорвать банк. В наши дни игры создаются сотнями, тысячами людей. Мы работали над последним Call of Duty, и там в титрах упомянуты десять тысяч человек! А так как наша индустрия не зависит от локации, то все компании могут выбирать специалистов не с соседней улицы, а со всего мира, и только тех, с кем работать приятно. Так делаем и мы в 5518 Studios. У нас есть сотрудники из Бразилии, Чехии, Индонезии, Канады и, естественно, России, Белоруссии и других стран СНГ.

Специалисты из СНГ обходятся часто более выгодно для американцев, это правда. Сказывается разница в стоимости жизни и стоимости рабочего часа. Но это не всегда преимущество для клиента. Расскажу, как это работает. Есть у нас профессионал-канадец, ставка которого в час крайне высока. Но он максимально ориентирован на результат, не спорит из-за каждой правки от клиента и максимально понимает особенности разработки ААА-игр (потому что сам проработал в студии много лет). Этот канадец реально обходится клиенту по итогам разработки дешевле просто потому, что его эффективность в час выше, так как у него все только по делу, он ничего лишнего не делает и время на эмоции не тратит. Что это значит? Лишь то, что если мы уберем из нашей модели поведения эти постоянные споры, эту привычку доказывать, что «я прав, а вы все неправы», – станем гораздо эффективнее и, скорее всего, счастливее.

Основная загадка рынка СНГ сегодня именно в том, что потенциал есть, имеется простор для роста, статистика роста кадров и студий впечатляет, но видимых фундаментальных изменений пока мало. Подчеркиваю, это не значит, что специалистов или проектов как таковых не хватает. В нашей стране достаточно, к примеру, 40–50-летних профессионалов высочайшего уровня, совершенно не востребованных на Западе. Но именно из-за их стиля общения, какой-то закостенелости работа с ними бывает сложной и требует много энергии. Нужно понимать, что эта индустрия – не завод, где уважают седину и дают выше зарплату за выслугу лет и протирание штанов. Тут важны опыт и эффективность. Если человеку за сорок лет и есть ощущение, что все в этом мире ему должны… лучше отогнать эти мысли куда подальше, именно они и останавливают порой от роста, в том числе и материального.

Будущее за самодостаточными профессионалами высокого уровня, выбравшими свою нишу, при этом готовыми работать в команде и постоянно учиться.

Тут необязательно каждый день ездить на работу, как ты уже понимаешь. Для нашей студии это некритично. К сожалению, еще остались такие люди, которые физически не могут трудиться вне офиса. Возможно, это пережиток советского времени или традиционного школьного воспитания, когда тебе сначала надо дотащить себя до рабочего места, а потом заставить работать, и лучшей мотивацией для тебя является постоянное присутствие строгого начальника. Сейчас от этого все больше отходят. И в этой книге я расскажу в том числе и о том, как кайфовать от работы. Как найти такую работу, которая станет для тебя не каторгой, а ежедневным удовольствием. Пока просто поверьте, что такое может быть, если еще сомневаетесь.

Для примера расскажу подробнее об упомянутом выше канадце. Он работал в Ubisoft много лет, а после того как его проект выпустился, перешел к нам. Мы были искренне поражены его профессиональным подходом к делу. Он не перерабатывает и не перегорает, а просто делает то, что от него просят, и наслаждается этим! Каждый день в 9 утра по местному времени, когда в России вечер, появляется на связи, получает задания, сразу их просматривает, задает вопросы, мы обсуждаем все спорные моменты… и он приступает к делу. Человек постоянно держит нас на связи. Сломался компьютер – он нас об этом уведомит с телефона. Отключили электричество – найдет кафешку с вай-фаем и все равно напишет нам. Мы всегда знаем, когда он пришлет готовую работу. Задавать вопросы наш канадец не боится, но никогда не спорит с идеями клиентов. Потому что для него клиент всегда прав. Если заказчик считает, что слоны в этой игре должны быть розовыми в крапинку – значит, они должны быть розовыми в крапинку, и точка! Тогда как зачастую мы, русские, – правдорубы. И вместо того чтобы быстро сделать розового слона, человек потратит гораздо больше времени, чтобы доказать всем, что таких слонов не бывает.

Обрати внимание, что в играх как раз допустимо все – мы не канал Discovery обслуживаем по вопросу историчности. Важно, чтобы ты следовал правилам, ТЗ, соблюдал их и принимал, как того требует клиент. Примеры успешных ребят показывают, что они частенько лишнего на себя не берут – выполняют четкие задания в течение восьми часов, потом предупреждают нас, что рабочий день закончен, выключают компьютер, идут выгуливать собаку, проводить время с женой… успешный профи, скорее всего, не занимается другой работой каждый день по вечерам, не смотрит все возможные сериалы до поздней ночи. Человек эффективно поработал, хорошо отдохнул, и на следующее утро бодр и готов к новой работе. Это позволяет не только быть успешным, но еще и жить. Что в игровой индустрии крайне непросто!

Как работать из дома?

Есть причины, по которым компании не спешат переводить всех сотрудников на удаленную работу. Увы, многим людям вообще сложно сфокусироваться на работе, не отвлекаясь на развлечения, личные и семейные дела и т. д. Сложно заставить себя работать, когда никто не контролирует. Когда дом становится офисом, исчезает строгий рабочий график, кажется, что все можно успеть – ну, сейчас посмотрю новости, попью чай, а потом поработаю, я же все равно весь день дома… В итоге не успеваешь ничего. Как же с этим бороться?

1. Определи рабочие часы. Установи себе четкие временные рамки для работы и личной жизни (если, конечно, позволяет специфика работы). Многие специалисты также предлагают надевать рабочую одежду (особенно полезно, если тебе предстоят видеозвонки по скайпу). Это поможет настроиться на рабочий лад, а вечером, когда «рабочий день» окончен, поможет полноценно отдохнуть. Иначе все дни сольются воедино, и, хотя успевать будешь мало, психологически будет казаться, что ты постоянно работаешь. Очень утомительно!

2. Выдели себе рабочее место. Лучше всего, конечно, если есть отдельная комната, в которой можно закрыться и спокойно работать. Если комнаты нет, обозначь свой рабочий стол и садись за него именно работать, а не смотреть сериалы или играть в игры. Такое разделение пространства на «рабочее» и «домашнее» тоже сильно помогает психологически.

3. Установи ограничения для окружающих. Важно объяснить семье и друзьям, что ты работаешь, а не просто сидишь за компьютером. И нет, ты не можешь поболтать с ними пару часов в середине рабочего дня, или куда-то съездить, или что-то срочно сделать. Работа из дома такая же, как и в офисе, так что пусть они на тебя не обижаются.

Удаленная работа требует от сотрудника специфических компетенций и навыков:

1. Самодисциплина – одно из важнейших качеств, отличающих профессионала от студента-фрилансера.

2. Важно понимать, что вдохновение – это не внешние обстоятельства, а скорее внутренние настройки организма, которые нельзя приобрести пассивно.

3. Концентрируясь на шевелении мозгов, нельзя забывать о физической подвижности. Тело такое не прощает. Харуки Мураками, один из популярнейших авторов современности, пробежал десятки марафонов и написал немало замечательных книг. Баланс – это то, что позволяет оставаться нам на плаву много лет подряд.

    МИХАИЛ УВАРОВ, Project Manager, 5518 Studios Inc

Как скоро можно зарабатывать по $3–5 тысяч в месяц?

Тебя, скорее всего, интересует, через какое время ты сможешь зарабатывать достойную сумму в размере до $3–5 тысяч в месяц. Сразу скажу, что да, в игровой индустрии ты можешь начать довольно быстро (по сравнению со многими другими сферами) – через 4–5 лет реально зарабатывать нормально в индустрии, при каждодневной активной работе, разумеется. Через полгода проб и ошибок, а также бесплатной, но активной работы над инди-проектами, если не свернешь с пути, сможешь попасть в хорошую компанию на стажировку. Спустя еще 3 года, при условии, что будешь стабильно, качественно работать и не проваливать сроки, достигнешь планки в $2–3 тысячи. И где-то примерно после 5 лет реального профессионального опыта зарплата составит около $5 тысяч и больше – имеется в виду в СНГ. Для специалистов, постоянно проживающих и работающих за рубежом, эта сумма, конечно, может быть выше.

Очень важный момент. Если пять лет для тебя – это долго, то тебе необходимо пересмотреть свое отношение к делу. «Срубить бабла по-быстрому», выражаясь простым языком, здесь не получится.

Работа в нашей индустрии – это игра вдолгую.

Еще раз спроси себя: чего ты хочешь? Если денег и только их – то нет, это не твоя книга. А если готов много работать, тебе важно, чтобы труд приносил удовольствие, не превращаясь в самоистязание, то читай дальше.

У наших людей встречается еще одна крайность. Мы хотим все и сразу и часто переоцениваем свои силы. Нам бывает сложно остановиться и часто не хватает ощущения: «Все, я поработал, я молодец, на сегодня мне достаточно». Я замечаю, что некоторые наши сотрудники начинают трудиться на двух работах. Утром он в кофейне, вечером делает игры. Как результат, он ни там ни там не эффективен. Постоянно недосыпает, из кофейни его увольняют, а работая за компьютером, он просто не может сконцентрироваться… За двумя зайцами погнался и ни одного не поймал! Поэтому мой тебе совет: если ты решил стать специалистом в играх, расставь приоритеты. У тебя есть сторонний бизнес, хобби, куча других дел? Скорее всего, ты не сможешь их сочетать с работой в этой сфере. Подумай, хватит ли у тебя твердости отказаться от всего лишнего, концентрироваться на своей специализации, чтобы осталось только основное: любимое дело и личная жизнь.

Последний пункт, к слову, очень важен! Нельзя забывать об отдыхе, об общении с семьей и друзьями. По личному опыту работы с сотней художников, аниматоров и программистов знаю: наша огромная проблема заключается в том, что мы не умеем отдыхать.

Такое впечатление, что люди живут с убеждением: если я очень устал, значит, я честно заработал свои деньги. А если получил от работы удовольствие – тут что-то нечисто. Видимо, я плохой сотрудник! Я должен через боль и страдания доказать, что достоин своих $3000 в месяц!

К слову, именно такое воспитание я получил от родителей и общества: мол, надо вкалывать 24 часа в сутки, чтобы заработать что-то похожее на нормальные деньги. В Америке все наоборот: если ты с кайфом сделал свою работу, то ты молодец. А если переработал, устал и злишься – значит, ты либо слабый профессионал, либо много взял на себя. И то и другое – плохо. Пожив в США – в Калифорнии, Техасе, Нью-Йорке, я увидел, что американцы построили свою мощную экономику не на боли и слезах, а на удовольствии от жизни, на том, что каждый стремится заниматься любимым делом. И теперь мы в своей студии потихоньку меняем отношение наших специалистов к работе. В том числе искореняем предрассудок из 90-х: честным путем больших денег не заработаешь. А ведь в IT и геймдеве это реально.

Думаю, ты заметил, как мир стремительно меняется, и нам нужно меняться вместе с ним. Подход из 90-х уже не эффективен. Благодаря интернету я могу работать в родном городе и зарабатывать такие же деньги, как в Лос-Анджелесе. Изучать успешные кейсы, брать пример с людей, которые со страстью работают и умеют отдыхать, с тех, за кем будущее высоких технологий. А лет через десять нас ждет виртуальная реальность с эффектом полного погружения, и хорошо бы быть готовыми к такому повороту. Стартапы по всему миру уже активно работают над этим.

У этой всеобщей виртуализации есть своя положительная сторона: реальное общение стало роскошью, поэтому мы начнем ценить его гораздо выше. В этом смысле работа в игровой индустрии достаточно интересна. Представь себе хирурга, который с утра до вечера спасает жизни, а вечером, уставший, садится играть в игры – то есть уходит в виртуальный мир. Это дает ему возможность переключиться. Мы же, наоборот, пребываем в этом мире в течение рабочего дня, вкладывая в него все силы, а отдыхаем сугубо в мире реальном. То есть тратим заработанные деньги не на иллюзорные, а на настоящие, осязаемые удовольствия. Например, проводим выходные дни на природе, в лесу. Конечно, есть такие люди, которым лишь бы за компьютером посидеть с утра до ночи, в любой день, но это путь в никуда. Мы настоятельно убеждаем наших сотрудников так не делать.

Аутсорс – что это за зверь?

Думаю, это понятно, что компании хотят максимизировать свою прибыль за счет сокращения издержек, в частности на производство графического контента. Отчасти поэтому важной составляющей индустрии игр является аутсорсинг, когда часть работы над проектом отдается удаленной компании либо сотрудникам на фрилансе.

Одно из направлений деятельности нашей компании 5518 Studios – это аутсорс. Мы разрабатываем контент для крупных зарубежных компаний. Например, работали над такими топовыми проектами, как Apex Legends, Call of Duty: Black Ops 4, World of Tanks, Brawl Stars, Hay Day, SimCity, Homescapes, Fortnite. А также над проектами, которые только набирают популярность: Sweet Escapes – милая мобильная игрушка со зверятами и вкусняшками, Roomi VR – детский экспериментальный проект в области здравоохранения, The Key – социально направленный VR-проект, получивший премию на международном кинофестивале Трайбека. О многих других разработках я пока не могу рассказывать.

Хочу заметить, что даже если мы принимали участие в создании огромного проекта Call of Duty, сделать подобное в России сейчас невозможно (просто нет такого количества специалистов и бюджетов). Но можно нарисовать для героев игры отличные пулеметы на очень высоком уровне, что мы и делаем. И за это нам платят хорошие деньги.

Ты спросишь: неужели такие гиганты, как Electronic Arts, Ubisoft или Activision с колоссальным штатом сотрудников не могут сами пулеметы отрисовать? Могут, конечно. Но они подходят к делу рационально. Бизнес в Америке делает упор на автоматизацию и оптимизацию издержек. Особенно в наше время, когда аудитория постоянно увеличивается, становится все более требовательной, бюджеты растут, а качество игр должно становиться еще выше! Поэтому приходится удешевлять все процессы. Раньше, например, отправляли на аутсорс в Китай лишь сборку макбуков, смартфонов, пошив кроссовок, а теперь – создание персонажей, оружия, анимации, музыки для игр. Но у Китая в этом плане много конкурентов. И прежде всего мы. Для российских специалистов это прекрасная возможность заработать: взять работу у крупной компании и сделать ее так же хорошо, но дешевле.

Здесь необходимо сделать оговорку, чтобы никому не было обидно. Если нам платят меньше, это не значит, что мы какие-то люди второго сорта. Американец зарабатывает вдвое больше, но и жизнь в США дороже в два-три раза по сравнению с нашей страной. Поэтому у нас есть ребята, которые живут в Ульяновске и могут позволить себе гораздо больше, чем житель Лос-Анджелеса, – просто из-за более низкой стоимости жилья, продуктов, медицинских услуг. Разница зарплат размывается разницей стоимости жизни!

Предвижу следующий вопрос: «А бывает ли такое, что хорошего специалиста из России приглашают за рубеж на постоянную работу?» Бывает. Убедился на собственном опыте. Меня звали и в Америку, и в Канаду. Я отказывался. США – великая держава, не спорю, но я русский человек, мне комфортнее в России. Мне нравятся наши люди, я социально востребован здесь, и, честно говоря, я не вижу серьезных плюсов в переезде за океан. В Москве, Питере и Казани имеется почти все, что есть в Лос-Анджелесе. Кроме разве что погоды, но это можно компенсировать, если ездить на Бали или Шри-Ланку раз в полгода. Айтишная зарплата позволяет это сделать.

Я не питаю иллюзий насчет беззаботной жизни в США, ведь реальность далека от голливудских фильмов. В Америке тебя ждут не роскошные особняки и круглосуточное «валяние» на океанском пляже, а в первую очередь огромная конкуренция, очень перенасыщенный рынок и высокая стоимость жизни. Тут быстро обнаруживаешь, как на самом деле мало можешь себе позволить! Наши российские 3D-художники чувствуют себя в финансовом плане намного комфортнее, живя в России, чем такого же уровня 3D-художник в Калифорнии.

Жить в Америке каждый день – это не то же самое, что приехать на недельку в Голливуд, погулять по Аллее славы, похлопать глазами…

За эти годы жизни на две страны я убедился в том, что в нашей стране можно жить не хуже. Разница лишь в психологии восприятия мира. Все дело в отношении.

Мысленно вернемся в советские времена. Там не было культа успешного и богатого человека. Напротив, на людей, выделяющихся из коллектива тем, что добивались чего-то большего, косо смотрели. В Америке наоборот – культ успеха. Если ты достиг определенных высот, будут думать: ты молодец, ты достоин уважения, я хочу быть таким же, я хочу у тебя учиться. У нас же некоторые люди скажут: тебе повезло, у тебя есть связи, ты живешь нечестно, нахапал!