Характер – мощная сила. Он обеспечивает своему обладателю наиболее эффективное приспособление к жизни. Поэтому чего бы ни хотели от человека окружающие, какие бы задачи ни ставили перед ним, он всегда будет подчиняться, прежде всего, своему характеру.
Например, для одного важно, чтобы среда его обитания (буквально всё, что его окружает – люди, предметы) была упорядочена. Что, мама с папой его так приучили? – Не обязательно. Родители передали ему по наследству специфический темперамент: «вязкую» нервную систему, которая не справляется с динамичными, плохо организованными информационными потоками. Поэтому если он не сумеет обуздать людей, живущих рядом с ним, не заставит их жить по понятным строгим правилам, не систематизирует предметный мир вокруг себя – его голова «лопнет» от информационных перегрузок.
Он просто вынужден заниматься организацией, планированием, контролем поведения окружающих, превращением всего, с чем соприкасается, в профессиональные технологии.
Всё, чем обладает такой человек, становится инструментом достижения этой – самой главной – его цели. Он, словно из воздуха, выхватывает из социальной среды и, как губка, впитывает в себя адекватные этой цели способы поведения, всю жизнь совершенствуя свой характер в этом направлении.
Другой зависим от общественного мнения. И снова не потому, что его так воспитали. Он наделен нервной системой, которая не может обеспечить стабильную работоспособность, реальную результативность (в том числе – в труде). Сил хватает лишь на создание более или менее впечатляющей иллюзии, имитации результата.
Вот откуда такая – пропитавшая всё его существо – зависимость от мнения окружающих. Ведь ему важно понимать: поверили они в иллюзию, оценили его талант имитатора или нет? От этого зависит включённость человека в общественные отношения, его благосостояние. И именно этот вектор становится определяющим при усвоении им способов социального поведения (или отказе от усвоения того, что не актуально).
Третий, напротив, не нуждается ни в чьём одобрении. Он, словно танк, идет вперёд, направляясь к заветной цели, в которую безгранично верит. В основе подобного поведения – сильная психическая организация, хорошая энергетика и… замедленное переключение интеллекта с одной задачи на другую.
Да, именно эта медленная переключаемость фиксирует мозг на одной цели. Не будь её – не было бы целеустремлённости.
Для такого человека не просто интересны, любопытны, а жизненно необходимы технологии поведения, обеспечивающие внедрение его замысла (в котором воплощено всё его существо) в жизнь, в практику. И он, конечно же, осознанно или на интуитивном уровне понимания, отдаёт предпочтение именно им, а прочие (например, связанные с эффектной самопрезентацией или упорядочиванием среды обитания) – досадливо игнорирует.
Четвёртый обладает одновременно и энергичной, и высокоподвижной нервной системой. Он легко оперирует разноплановой информацией, быстро включается в любой процесс и тут же отстраивается от него.
Это, в частности, делает его превосходным коммуникатором, не знающим границ и препятствий для установления новых отношений. Но эта же его особенность разрушительна для деловой атмосферы. Этот «живчик», «массовик-затейник» словно спрашивает окружающих: «Вы ещё не устали от дел? Не пора ли развлечься?» И многие отступают перед «разлагающим» влиянием жизнерадостного оптимиста… Эта манера поведения требует, совершенно очевидно, особых – своих – способов адаптации, к которым индивид с подобным характером становится наиболее восприимчивым.
Пятый наделён мышлением, не способным отличить главные, первостепенно значимые признаки предметов, от второстепенных, необязательных.
На вопрос: «Что более всего существенно для кофейной чашки: её белый цвет, фаянс, из которого она сделана, её вес или её форма, делающая чашку ёмкостью для жидкости?» такой человек ответит: «Как это можно определить однозначно? Смотря для чего использовать!»
Ему и в голову не приходит, что кофейная чашка производится в первую очередь как ёмкость для жидкости. Он готов экспериментировать с этим предметом, используя его в самых небанальных ситуациях. Такое свойство мышления лежит в основе творчества.
Жаль только, что творческое мышление проявляет себя и в сфере, для которой оно строго противопоказано – в шаблонной, регламентированной деятельности. Там обладатель творческого потенциала – бракодел…
И вновь мы сталкиваемся с предопределённостью формирования характера на этой, в данном случае – интеллектуальной, основе. Приходится обладателю нестандартного ума брать курс на творческую самореализацию и дистанцироваться от шаблонов, что он с удовольствием и делает.
У шестого высоко развита эмоциональная чувствительность, как ещё одно свойство темперамента. Она позволяет на интуитивном уровне воспринимать гармонию (в предметном мире, в человеческих отношениях) и реагировать на самые незначительные отклонения от неё. Из этой особенности происходят эстетическая тонкость, чувство меры, вкуса, красоты, а также нравственное чувство. Но это же свойство делает человека, порой, излишне мягким, податливым, терпеливым, неспособным противостоять злу. И в этом тоже своего рода обречённость, предопределённость поведения, которое, вольно или невольно, всю жизнь будет подпитываться соответствующими технологиями.
Наконец, седьмого переживание тревоги (вполне оправданное, охранительное чувство) приводит к параличу воли, к растерянности, неспособности что-либо предпринять. Эта, на первый взгляд, неприятная особенность, лишающая человека инициативы, маломальского стремления к новизне, на самом деле обеспечивает ещё и разумную осторожность, консерватизм – далеко не всегда излишний. И в поведенческой культуре общества немало технологий, наработанных поколениями людей, которые призваны обеспечить высокое качество жизни обладателю таких внутренних условий. Природа, напомню, не производит брака.
Несмотря на то, что мы, похоже, говорим об этой семёрке, как о реальных людях, важно понимать, что перечисленные основные стили поведения не существуют изолированно друг от друга. В человеке они перемешаны.
Реальный характер вмещает в себя, подчас, и целеустремленность, и робость, и цинизм, и сентиментальность, и расчетливость, и безалаберность. И всё это – «в одном флаконе».
Однако обязательно какая-то из описанных выше тенденций является в конкретном человеке ведущей, подчиняющей себе все остальные. На этой доминирующей тенденции и следует основывать, в частности, выбор профессии. Поскольку именно она, прежде всего, отвечает за реализацию человека в труде, без чего не может быть полного счастья («со-частия», «соучастия» в совместном производстве благ – духовных и материальных).
Пусть тот, кто не может жить в хаотичном мире, займётся организацией, координацией, контролем, превращением аморфных деловых традиций в строгие технологии.
Жаждущий признания пусть проявит себя в актёрстве, рекламе и PR.
Целеустремленный захватит лидерство и поведёт за собой других по пути созидания (в любой области – от политики до экологии).
Коммуникабельный разрушит всё, что мешает общению, перезнакомит всех со всеми, обеспечит глобальное перемещение важной информации и развитие взаимопонимания.
Творческий – найдёт выход из безвыходного положения, предложит оригинальный путь решения самой тривиальной задачи (лишь бы его не заставляли работать по шаблону!).
Чувствительный пусть занимается людьми – существами, достойными сочувствия, любви, бескорыстной помощи, кем бы они ни были.
Боязливый убережёт нас от неоправданных рисков и безответственных авантюр.
Тогда всё сложится в жизни, как надо. Группа, предоставляющая своему участнику возможности реализовать свой характер в общественно полезном труде, в приятной для него и результативной коммуникации, станет для него референтной. И он принесёт в неё всё, что только сможет: свой интеллект, опыт, время, энергию.
Насыщенная ресурсами группа будет развиваться, расширяя тем самым горизонты развития и для каждого своего участника. Референтные отношения одинаково референтны для всех. Помните, как говаривал герой Фрунзика Мкртчяна в кинофильме «Мимино» (1977 г.): «Когда мне будет приятно, я так довезу, что тебе тоже будет приятно!»? – Великолепный принцип, которому необходимо следовать в деловых отношениях (и, разумеется, не только в деловых).
Единственная возможность наладить конструктивные взаимоотношения (производственные, бытовые, интимные – какие угодно) – это постараться своими поступками облегчить партнёру существование. В ответ он сделает всё, чтобы, в свою очередь, облегчить существование нам.
Мир так устроен, что мы больше всего на свете дорожим теми людьми, которые помогают нам жить. И очень хотим, чтобы они как можно дольше оставались рядом с нами, а потому делаем для них всё хорошее, на что только способны. И это естественно.
Люди изначально настроены на взаимовыгодные, комфортные для всех отношения – это проистекает из социальной природы человека (никто не выживает в одиночку, все интуитивно тянутся друг к другу).
Нужно очень «постараться», чтобы изменить этот позитивный настрой на противоположный. Если всё же возникает между людьми раздражение, переходящее в агрессию и конфронтацию, значит, где-то допущена ошибка при построении взаимодействия[3].
Так, конфликт индивида с нереферентной для него организацией неизбежен. Мы уже говорили: если характер работника проигнорирован и ему не созданы условия для самореализации в труде, профессиональная организация превращается для него в донора ресурсов.
Из организации-донора ресурсы изымаются: деньги – незаработанные, но регулярно получаемые в кассе, интернет-трафик, транспорт, мебель, папки, лампочки и батарейки… В чьих интересах осуществляется это изъятие? – В интересах, например, семьи работника. Возможно, в интересах другой профессиональной организации. В любом случае – изъятые ресурсы будут использованы человеком в интересах его же самореализации, но уже в другой – по-настоящему референтной – группе.
Надежды на то, что профессиональная среда, а также круг и условия общения изменят характер человека – иллюзорны. Характер – жёсткая константа (в смысле главных векторов его формирования). Не он подвергается изменениям, а среда либо «подминается», трансформируется, либо выбирается изначально под качества характера.
Знаю, существует иная точка зрения. Говорят: «у каждой профессии – свой идиотизм», имея в виду «профессиональную деформацию», специфические изменения психики человека под влиянием производственных отношений. Дескать, характер профессии влияет на характер профессионала. Следователь всех подозревает, врач в каждом видит пациента, учитель кидается воспитывать окружающих…
На самом деле, всё наоборот: психологические особенности индивида приводят его в ту профессию, которая находит им оптимальное применение. Так что профессия не изменяет характер, а развивает его. Если человек не обладает изначально нужным для конкретной профессии психологическим потенциалом, он, скорее всего, уйдёт из неё, найдёт себе что-то другое, более соответствующее его характеру. Приспособление к профессии вопреки характеру – занятие крайне неэффективное и не имеющее перспектив.
Вот почему так важно уметь определять характер человека уже в самом начале взаимодействия с ним. Благо, что это можно сделать.
Не беда, что реальный характер не вписывается в какой-то один типаж и представляет собой смесь из различных поведенческих тенденций. На помощь приходит правило: «человек в каждом своем поступке проявляет все подробности своего характера». Нужно только их разглядеть.
Разве не было видно сразу, что креативность приглашенного управленца (помните «звезду» рынка?) – зашкаливает? Достаточно было посмотреть, как необычно он одет, как странно, нелепо жестикулирует, как употребляет слова, искажая их точное значение – ведь все это свойства творческих натур. А разве скрыта от глаз аккуратность, чистоплотность, организованность рабочего места человека, заботящегося о структурировании среды своего обитания? Нужна ли какая-то особая прозорливость, чтобы понять, как ревностно он охраняет свою территорию (в широком и конкретном смыслах)? И неужели зависимость от мнения окружающих не очевидна в стремлении ярко, модно одеться, проехаться на престижном авто, пообщаться на виду у всех с популярными людьми?
Увидеть всё это можно. Но следует точно знать, на что обращать внимание, как истолковывать те или иные наблюдаемые поведенческие феномены.
Главная сложность, которая возникает при психологическом анализе характера индивида – его мозаичность, присутствие в нём подчас весьма противоречивых и даже, как будто, взаимоисключающих качеств поведения. Широко известный подход к распознаванию характеров через их «типологию» здесь, к сожалению, не подходит. Почему? – Да потому, что в прокрустово ложе «типа характера» реального человека не уложить.
Представьте себе, к примеру, трёх человек: одного, рвущегося исполнять стриптиз на столе в разгар корпоративной вечеринки, другого – приходящего на работу в ярких изысканных костюмах (каждый раз – в новом, но всегда – в стильном, со вкусом подобранном, элегантном), и третьего – робко, скромно, но с удовлетворением улыбающегося в ответ на похвалу начальника.
Согласитесь, это три разных манеры поведения (настолько разных, что их обладатели, вероятно, сторонятся друг друга). Что же, прикажете под каждую из них создавать свой «тип характера»? Сколько же тогда понадобится этих типов, ведь нюансы поведения людей весьма и весьма многочисленны и разнообразны?
Или, быть может, лучше отказаться от учёта поведенческих нюансов, сосредоточиться на чём-то одном – наиболее выпуклом, очевидном, а остальное не заметить, тогда типология будет проще и конкретнее? По второму пути пошли психиатры, собственно, и разработавшие наиболее известные типологии характеров, которые затем, за неимением лучшего, были введены в арсенал управленцев.
Любой из так называемых «типов характера» в основе своей имеет некую стержневую особенность поведения. Для врачей всегда важно было определить, от чего именно страдает их пациент, какие поведенческие качества мешают ему жить, иными словами, в чём заключено «уродство» его характера. Для этих медицинских целей подход к описанию характера через типологию был и остаётся весьма эффективным. Более того, изучая поступки и манеры психопатов, врачи описали очень много нюансированных качеств поведения, присущих и вполне здоровым, уживчивым и уравновешенным людям. Это и сделало психиатрические типологии (т. н. «клинический метод психодиагностики») любопытными и кое в чём полезными для воспитателей и менеджеров, стремящихся в них найти ответы на свои профессиональные вопросы.
Однако, полноценно приспособленный к жизни человек намного сложнее в своём поведении, чем схематический «типаж». И управленец должен решать в своей повседневной практике совершенно иную задачу, нежели врач-психиатр: он обязан досконально выяснить, не что мешает его сотруднику адаптироваться к профессии, а, наоборот, какими приспособительными возможностями, какими полезными психологическими инструментами этот сотрудник наделён. Чтобы определить ему оптимальную зону профессиональной (прежде всего) ответственности. А при таком подходе к человеку каждая подробность его характера становится значимой.
Вернёмся к нашей троице из примера выше. Описанные нами персонажи ведут себя по-разному: один – разухабистый весельчак, другой – элегантный денди, третий – скромняга, самолюбивый в глубине души. Но в них во всех есть нечто общее: они любят, когда на них обращают благожелательное внимание, когда их признают, любуются ими и нахваливают их достоинства. В определённом смысле это можно выразить одной фразой: они зависимы от внешних оценок.
Так как же поступить? Проигнорировать эту зависимость и распределить их по трём типам: «весельчак», «денди», «скромник» и во всех дальнейших отношениях с ними учитывать именно эти – центральные, как кажется, – их особенности?
Но тогда мы рискуем вызвать у каждого из них огорчение, раздражение, чреватые потерей интереса к выполняемой работе, если не признаем их заслуг публично.
А, может, всё-таки создать под каждый вариант поведения свой отдельный тип, учитывающий, помимо основной тенденции, ещё и эту важную для целей управления особенность – стремление нравиться?
Но мы ведь навскидку, для примера, выбрали именно это качество. Сколько их – подобных качеств – не сосчитать! Словарь русского языка включает в себя тысячи слов, обозначающих различные свойства характера. Стало быть, они существуют в реальности, требуют к себе внимания, влияют на приспособление к среде обитания человека. Но учесть их все в рамках одной типологии – немыслимо! Что же делать?
Выход есть. Прежде чем сформулировать его, давайте придумаем (точнее, возьмём из жизни) ещё тройку персонажей.
Вот перед нами строгий и требовательный начальник, публично отчитывающий подчинённого за опоздание на работу. Вот другой человек – он идёт домой и, подходя к своему подъезду, не может удержаться от того, чтобы не поднять с асфальта и не опустить в урну брошенный кем-то пустой пакетик из-под чипсов. А вот третий – в приподнятом настроении делает генеральную уборку в квартире. Снова перед нами разные люди. Но что же их объединяет? – Конечно, стремление к порядку.
Видите, как интересно. Тех троих роднило желание непременно понравиться, обратить на себя доброжелательное (а то и восхищённое) внимание, этих – потребность упорядочить свою жизнь и среду обитания. А ведь под каждым из этих свойств характера скраываются особые внутренние условия.
Получается, у разных людей, во многом непохожих друг на друга, тем не менее, могут быть какие-то одинаковые внутренние условия, особенности психики, благодаря которым формируются аналогичные качества поведения?
Если признать, что это действительно так (а практика управления поведением даёт все основания для этого), то весьма перспективным способом познания характера является выделение в его составе однородных групп психологических качеств и описание (понимание) целостного реального характера как совокупности этих групп качеств.
В характер человека включены разные по своему социальному значению, направленности, происхождению группы качеств поведения. Их разнообразные сочетания формируют реальный характер, с которым человек живёт и с которым имеют дело все, кто пытаются выстраивать с ним взаимодействие.
Давайте называть каждую совокупность однородных, коренящихся в одних и тех же внутренних условиях, качеств поведения (черт характера) – радикал[4].
Тогда мы сможем, во-первых, изучить свойства каждого радикала в отдельности (как поведенческой тенденции со своими специфическими целями и инструментами их достижения).
Во-вторых, осознать реальный характер, как интегральную совокупность радикалов, не упустив ничего и не проигнорировав их взаимного влияния. Характер человека – продукт взаимодействия входящих в него радикалов.
Словом, давайте действовать как опытные дегустаторы, умеющие и оценить вкус напитка, и различить в нём отдельные ингредиенты, каждый со своими специфическими особенностями. Только «напитком» будет индивид, по той или иной причине ставший объектом нашего психологического исследования.
А по какой, собственно, причине? Что нам нужно от человека? – Помочь ему обрести достойное и оптимально соответствующее его характеру профессиональное поприще и наладить с ним комфортную коммуникацию в делах и в быту. По-моему, это весьма полезные и социально значимые цели, не правда ли?
Что ж, приступим. К счастью для управленца, у которого нет лишних сил и незаполненных «ячеек» для информации, радикалов, с помощью которых можно достаточно полно и подробно описать характер любого человека, всего семь. Поэтому методика управления поведением так и называется – «7 радикалов».
Основной работой, в которой раскрыта сущность и правила пользования данной методикой, была и остается моя книга «Практическая характерология»[5].
То, во что сейчас предлагается вникнуть уважаемому читателю, – это дополнительные подробности методики, нюансы, помогающие глубже понять предмет исследования и стать уже не просто пользователем «7 радикалов», а уверенным в своих знаниях экспертом в сфере визуальной психодиагностики.
В исследовании характера необходимо опираться на существующие описательные клинические традиции, с их бережным отношением к человеку, с их пристальным вниманием к феноменологии поведения, с их, в конце концов, солидным багажом систематизированных наблюдений.
Врачи искали, вглядывались, пытались разобраться в человеке и, находя нечто, достойное внимания, объясняющее поведение, подробно описывали это в медицинских документах и в научных работах.
Поэтому традиция медицинской характерологии столь прочна и уважаема. Неправильно было бы отказаться от её достижений, разорвать с ней содержательную связь. Вот почему мы оставляем за радикалами психиатрические названия: истероидный, эпилептоидный, паранойяльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожный[6].
Целостный реальный характер никогда не состоит из одного радикала. Но, чтобы получить о нём полновесную, значимую для управленца информацию, нужно хорошо знать свойства каждого радикала в отдельности.
Радикал – буква, характер – слово, состоящее из букв. Разные сочетания одних и тех же букв могут формировать разные по значению слова: «банка» и «кабан», «ведро» и «древо», «вор» и «ров». Однако слова не были бы прочитаны и их смысл остался бы неведомым, если бы мы не знали букв. Следовательно, чтобы научиться читать слова, необходимо вначале выучить буквы. Так мы и будем поступать.
Постараемся при этом максимально приблизиться к практике управления взаимодействием. Там всё начинается с цели, которую партнёры намереваются достичь. Важны также и способы (конкретные инструменты, технологии), которые могут быть использованы для достижения цели.
Попробуем и мы подойти к сути каждого радикала, оттолкнувшись от достигаемых с его помощью целей. Исходя из этого, алгоритм изучения радикала в этой книге будет следующий. В начале – цель, на реализацию которой направлен радикал. Полагаю, что лучше всего будет начинать разбор каждого радикала с изучения конкретной производственной (или околопроизводственной) ситуации, в качестве иллюстрации. Допустим, она складывается определённым образом – подробно опишем, каким именно. Затем ответим на вопрос: «Как ведёт себя в ней обладатель изучаемого радикала, какие цели преследует и почему?» Попутно рассмотрим кое-какие характерные для данного радикала поведенческие особенности – тоже для иллюстрации.
Далее, чтобы не запутаться в специальной литературе по психодиагностике и постараться не перейти грань между поведенческой нормой (о чём, собственно, методика «7 радикалов») и патологией, будет приведена информация к размышлению.
Затем последует раздел «Внутренние условия, лежащие в основе формирования радикала». Здесь мы обсудим темпераментную или интеллектуальную основу изучаемой однородной совокупности черт характера.
«Зачем? – спросите вы. – Какое это имеет значение для понимания целостного характера, к которому мы стремимся?» – Очень важное. Несмотря на то, что используемые нами объяснения происхождения радикалов будут весьма нестрогими с точки зрения нейрофизиологии (а возможности для более точных и корректных обоснований эта наука, увы, пока не даёт), мы, тем не менее, придём к пониманию, какой конкретный вклад внесёт данный радикал в реальный характер.
Например, зная, что в основе тревожного радикала лежит слабая (не способная долго обрабатывать информацию, энергетически истощаемая) нервная система, мы легко поймём, почему сочетание гипертимного (энергетически мощного) и тревожного радикалов «в сумме» приводит к менее энергичному поведению, чем сочетание гипертимного и паранойяльного (тоже энергетически хорошо обеспеченного) радикалов.
Иными словами, радикал, основанный на слабой нервной системе, уменьшает энергетику (в прямом, физическом смысле) характера, а основанный на сильной нервной системе – увеличивает её, повышает умственную и физическую работоспособность.
То же можно сказать и о других свойствах темперамента: подвижности нервных процессов (быстрой переключаемости с одного потока информации на другой) и чувствительности к слабым сигналам (эмоциональной восприимчивости).
Радикалы, в основе которых подвижная и/или чувствительная нервная система, повышают «показатели» подвижности и чувствительности целостного характера, а радикалы с противоположными базовыми свойствами («вязкие», невосприимчивые), соответственно, снижают их.