Книга Ключевые 7 радикалов. Человек 2.0: как понять, принять, наладить взаимодействие - читать онлайн бесплатно, автор Виктор Викторович Пономаренко. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ключевые 7 радикалов. Человек 2.0: как понять, принять, наладить взаимодействие
Ключевые 7 радикалов. Человек 2.0: как понять, принять, наладить взаимодействие
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ключевые 7 радикалов. Человек 2.0: как понять, принять, наладить взаимодействие

Включение в характер шизоидного радикала (основанного не на темпераменте, а на особом складе ума) обязательно приведёт к появлению специфической дополнительной структуры личности. Такая вот психологическая «арифметика».

Третий шаг по пути изучения радикала – обсуждение его социального значения. Зачем общество сохранило этот набор инструментов в своём приспособительном арсенале? В чём его сила? – Согласитесь, как полноценные антропологи мы просто обязаны ответить на эти вопросы!

Четвёртое – весьма и весьма любопытное знание: научиться распознавать радикал в характере, опираясь на его внешние (доступные наблюдению) признаки. Этот раздел неплохо представлен в книге «Практическая характерология», продолжением которой, собственно, является эта книга. Мы постараемся здесь не повторяться, а найти дополнительные важные нюансы изучаемого предмета.

Поэтому, как и в базовой книге, мы назовем эту тему «Внешние признаки радикала».

Действительно, каким образом мы определим наличие радикала у конкретного индивида? Не тестированием же! Попробуйте, подойдите к работающему человеку с ворохом психологических тестов и попросите его, оторвавшись от дел, выполнить их. Не каждый подчинённый согласится, не говоря уже о руководителе (характер которого тоже нужно знать и учитывать), да и о стороннем деловом партнёре.

В этой ситуации нас выручает представление о том, что человек проявляет свой характер в каждом своём поступке: например, в оформлении собственной внешности и обитаемого пространства, в излюбленных мимических и пластических приёмах. Отношение человека к предметам, к людям и к себе самому – это и есть характер.

Каждый его фрагмент несёт в себе чёткий отпечаток целого. Вот мы и будем ориентироваться на специфические для радикала признаки оформления внешности, пространства и двигательной активности. В ряде случаев «говорящим» окажется и телосложение индивида (напомню, что для эпилептоидного и шизоидного радикалов это психодиагностически значимый признак).

Научившись распознавать радикал, мы приступим к более подробному изучению присущих ему свойств, поведенческих особенностей радикала. И вновь мы не станем повторяться, а сообщим заинтересованному читателю новые сведения. Ведь методика живая. Она с каждым годом развивается.

Продуктивность подхода к исследованию характера через определение входящих в него радикалов обусловлена ещё одним важным обстоятельством. Радикал – целостное образование, поэтому мы можем быть уверены, что если у изучаемого нами человека наглядно проявляется хотя бы часть качеств, входящих в данный радикал (скажем, в оформлении внешности), то значит, что и все прочие качества этого радикала также присутствуют в характере. Просто в этой конкретной ситуации они, допустим, себя не обнаруживают.

Более полное понимание поведенческих качеств радикала позволит расширить также представление и о его профессиональных перспективах.

Да, разумеется, основные функционально-целевые варианты его использования мы обсудим с самого же начала, но кто мешает, зная хорошо сущностные нюансы радикала, самостоятельно выстроить тактику его наилучшего применения в конкретных уникальных обстоятельствах? – К этому нужно стремиться.

Это вопрос мы рассмотрим в разделе «Управление радикалом».

В него войдут актуальные подразделы. Во-первых, «Область применения радикала». Здесь мы обсудим круг профессиональных задач, сфер деятельности, в которых этот радикал проявляет себя с лучшей, а где-то и с худшей (такова диалектика поведения) стороны). Иначе говоря, в этом подразделе мы будем отвечать на вопрос: решение каких задач облегчается при наличии в характере данного радикала, а какие задачи становятся невыполнимыми (к каким стимулам ни прибегай).

Во-вторых, «особенности построения коммуникации». Здесь мы будем учиться выстраивать наиболее эффективную систему общения с обладателем того или иного радикала, избегать грубых коммуникативных ошибок.

Мы поймем, почему, например, обладателю выраженного истероидного радикала, как воздух, необходимы комплименты, и что обращенная к нему фраза: «Как вы сегодня прекрасно выглядите!» послужит не только повышению настроения, но и сближению позиций по деловым вопросам. Поймем мы также и то, почему в ответ на ту же самую фразу человек с доминирующим эпилептоидным радикалом ответит грубостью и навсегда отобьет желание давать ему без его разрешения оценку – не важно, позитивную или негативную…

На этом закончится изучение каждого радикала в отдельности и начнётся исследование реального характера (который, как вы помните, представляет собой смесь радикалов и должен рассматриваться как результат их взаимодействия и взаимовлияния). Мы серьёзно поработаем с психологическим профилем и психологическим портретом индивида.

Уверен, что затраты на изучение характера с лихвой окупятся приобретёнными возможностями. Что ж, приступим?

Истероидный радикал, или Очаровательная иллюзия бытия

«Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»А.С. Пушкин

Погружение в этот радикал, как и, в дальнейшем, в другие составляющие человеческого характера, предлагаю начать с примера.


Речь зашла о водке. Собственно, несколько мужчин пили виски, и кто-то, открывая тему национальных горячительных напитков, заметил, что шотландцы, дескать, по праву гордятся своим крепким зельем и заставили весь мир его уважать.

– Нет людей, которые не любят виски, есть люди, которые пока не нашли свой сорт, – Сергей процитировал старинную поговорку.

– Зато у нас есть водка, – патриотично настроенный Анатолий залпом допил скотч. – Водка лучше.

– Сравнил, – скептически протянул Сергей, покручивая на столе стакан с толстым дном, заставляя плескаться в нём ароматную янтарную жидкость. – Во-первых, водка значительно грубее по своим вкусовым качествам. Во-вторых, даже этот простецкий напиток у нас, по-моему, разучились производить.

– С чего ты взял? – в диалог вмешался Евгений. Сергей и Толик переглянулись. Их удивило не то, что Евгений вступил в разговор, а то, что он – человек, любящий поговорить и себя послушать, – не сделал этого до сих пор.

– Так с чего же ты это взял? – Евгений дотянулся до своей, лежащей почти в центре стола, на видном месте, солидной дорогой зажигалки, прикурил сигару, выдержал эффектную паузу, картинно выпустил струю дыма изо рта и только после этого продолжил.

– В России, да будет вам известно, есть компания, производящая великолепную водку. Ве-ли-ко-леп-ну-ю! – он направил кончик сигары вверх, как восклицательный знак. – В рецептуре – вековые традиции, а технологии самые современные… Водка, по сути, это смесь спирта и воды. Казалось бы, действительно, проще простого, – ан нет. Какого спирта! И какой воды!.. Спирт эти парни покупают у татар. А татары не только у нас, но и в мире, пожалуй, одни из лучших его изготовителей. Их спирт только класса «люкс», другого они знать не хотят, а выше по качеству не бывает. Так вот, даже в тех бутылках водки, на которых написано «произведено из спирта «экстра» (это классом ниже), на самом деле спирт «люкс». Нужно занять все ценовые ниши, вот и пишут «экстра», чтобы была возможность выставить продукт в линейку более дешёвых марок.

Евгений торжествующе оглядел собеседников, будто рассказывал сейчас о себе. Это он не разменивается на всякое там «экстра». Только «люкс»! Убедившись, что друзья его внимательно слушают, продолжил:

– Теперь о воде. Знаете, вода перед купажом водки должна подвергаться так называемой «подготовке» – очистке, проще говоря. Ребята купили для этого оборудование в США. Баснословно дорогое! Качают воду из собственной артезианской скважины (а завод находится в прекрасном экологически чистейшем месте) и пропускают через систему. Однократно. Потому что двукратная очистка превращает её уже в воду для инъекций. В ампулы можно запаивать. А это «не есть хорошо» для вкуса будущей водки. Кстати, спирт тоже ещё раз очищают. Для этого установлены огромные угольные колонны – фильтры. Купаж – приготовление напитка – производится в специальных ёмкостях, типа цистерн. Из нержавеющей стали с каким-то особым покрытием. Когда идёт купаж, их главный технолог днюет и ночует рядом с этими цистернами. Не дай Бог, температура или влажность наружного воздуха изменятся – к примеру, дождь пойдёт или подморозит. Он сам вручную меняет режим – электронике не доверяет. Владелец компании говорит, что если будет война, то он своей грудью этого технолога прикроет от пули. Ну, про войну он шутит, положим. А про то, что прикроет грудью – нет.

– И какие же марки они производят? – заинтересованно спросил Анатолий.

– Обычную водку, а ещё – с добавлением мёда, лимона и… апельсина кажется. Да, вот что интересно. Оказывается, водка lege artis (по всем правилам) не должна содержать никаких искусственных добавок. Чтобы сделать водку с мёдом, они в Липецкой области покупают самый лучший мёд, привозят в бидонах на завод, готовят из него по какому-то эксклюзивному рецепту ароматический спирт. Бесцветный, но сохраняющий насыщенный букет свежего мёда. И уже этот спирт добавляют при купаже. То же самое с цитрусовыми. В приготовлении ароматических спиртов используют только кожуру – цедру. Очищенные фрукты поступают в заводскую столовую – для витаминизации работников. Вообще, у них бесплатная столовая для всех категорий сотрудников. И порядок в цехах идеальный. Атмосфера абсолютной трезвости, я не шучу! Гордятся своим производством буквально все – от руководства до секретаря в отделе кадров.

– Представляю, сколько стоит бутылка такой водки! – Сергей скривил губы в скептической улыбке.

– Говорю вам, они выставляют свои продукты во всех ценовых диапазонах. От «эконом-класса» до «суперпремиума». И хозяин бизнеса предпочитает в застолье водочку не самую дорогую, средненькую по цене. «И не потому», – сказал он мне как-то по дружбе, – «что я небогатый человек». У него, реально, очень большое состояние. Очень! Так что дело не в экономии, просто водочка великолепная. Как я и утверждал с самого начала. Да, и ещё один любопытный штрих: на каждую бутылку они наклеивают маленькую этикетку, где указан состав неизбежных примесей в водке. Слева то, что допускается по ГОСТу, справа – то, что сейчас в этой бутылке. Внутрифирменный стандарт. Покупатель может обратиться в лабораторию по месту жительства и проверить, так ли это на самом деле. И взыскать штраф с производителя, если что. Ребята держат уровень! Я вам скажу – впечатляет. Сивушных масел и сложных эфиров в десять раз меньше допустимого. Чистейшая водка! Правда, уксусный альдегид всего раза в два ниже ГОСТа. Это потому, что угольный фильтр, очищая спирт от сивухи, отдаёт, как они говорят, в него альдегид. Ну, да это не страшно. Виски и коньяк, насколько я знаю, от сивухи вообще не чистят. Поэтому они, конечно, пахнут приятно, но вредны для организма. А у этих парней водка ничем не пахнет. Ставят два стакана на стол – в одном вода, в другом водка – и на спор принюхиваются, определяют, где что. Да вы можете спросить у Николая. Вы же его знаете. Они с другом как-то взяли несколько бутылок этой водки, на другой день подходят ко мне и говорят: «Зря выбросили деньги». «Почему?», спрашиваю. «Да потому, что выпили всё, захмелели, а утром ни мутит, ни голова не болит. Непорядок». – Евгений хохотнул, поглядел на потухшую сигару и вновь щёлкнул затвором зажигалки.

– Да как называются-то их марки? – Анатолий вопрошающе смотрел на Евгения.

– А вам зачем? Вы же водку, насколько я понимаю, не пьёте. – Евгений, улыбаясь, поправил белоснежный манжет, схваченный золотой запонкой.

– Брось ты, жить в России и не пить водки – нонсенс! – Анатолий победно хлопнул ладонью по столу.

– Ты, раз уж сказал «А», говори и «Б», – нахмурился Сергей. – Как называется водка, кто производитель?

– Ба, ба, ба! Что я слышу? – Евгений торжествующе приподнял подбородок. – Наш любитель виски снизошёл до вульгарного напитка.

– Не для себя, не для себя! – Сергей замахал руками. – Но скоро праздник. День Победы. Я хочу моим старикам поставить на стол качественный продукт. Ну, не ломайся. Говори название, я по дороге домой куплю.


Этот разговор – зарисовка с натуры. Я присутствовал при нём. Знаю человека, названного здесь Евгением. Если кто-то думает, что он – продавец водки, то ошибается. У Евгения свой небольшой, но вполне, по нашим временам, устойчивый бизнес, не имеющий отношения к производству и продаже алкогольных напитков.

Приглядимся к деталям. Рассказывая о водке (сразу замечу, что этот господин мог бы повествовать в том же духе о чём угодно), Евгений попивает престижный «скотч», курит сигару, щёлкает дорогой зажигалкой так, чтобы это видели все, манерничает, важничает. Вставляет в речь архаизмы («ан нет», «да будет вам известно», «ба-ба-ба!» и др.; так сейчас в быту почти не говорят, но рассказчик привычно стилизует свою речевую продукцию под «художественную литературу»). Часто употребляет сильные и яркие эпитеты: великолепный, баснословный, чистейшая. Сияет ослепительно белыми манжетами и золотыми запонками. Словом, демонстрирует себя во всех выигрышных ракурсах.

И, главное, надолго завладевает общим вниманием. Убедительно и эффектно (не знаю, удалось ли мне хоть в какой-то мере передать впечатление, произведённое его рассказом) развивает тему, случайно возникшую в ходе застолья. Повторяю, возникни другая тема, ему тоже было бы что сказать.

Какую же цель он преследует в разговоре (ведь не водку же рекламирует, в самом деле)? Чего он хочет, осознанно или интуитивно? – Обратить на себя благожелательное внимание, создав иллюзию собственной эксклюзивности (в данном случае, редкой осведомленности). Заинтересовать окружающих собой. Да, именно, собой. О чем или о ком ни говорили бы обладатели истероидного радикала – а поведенческие проявления именно этого радикала мы сейчас обсуждаем – они повествуют о себе, нахваливают себя, даже если при этом формально превозносят до небес чужие заслуги.

Бросаясь терминами, описывая «технологические процессы», наш Евгений добивается того, что его принимают за знатока. А ведь он не имеет отношения к обсуждаемому производству, и его знания поверхностны.

Попутно он создаёт впечатление своего высокого социального статуса. Помните его слова: «Сказал он мне как-то по дружбе», «у него очень большое состояние»? Это он о владельце водочной компании, с которым, якобы, на дружеской ноге. Хотя в действительности Евгений и этот человек, представитель российской деловой элиты, принадлежат к разным социальным слоям.

Евгений – истероид[7]. И присутствующий в его характере истероидный радикал всегда будет направлять его к очевидному, востребованному, но весьма специфичному результату созданию иллюзии благополучия (успеха, высоких достижений, социальной значимости, обладания особо ценными личными качествами и т. п.).

Какова природа такого поведения, что можно сказать о его происхождении и механике? Почему иллюзия, а не что-либо другое, становится продуктом этого, весьма распространённого в социуме, радикала?

Кому нужны иллюзии, кто и на каких условиях готов взамен предоставлять нечто подлинное? Где пригождаются истероиды с их демонстративностью, иллюзорностью, а в каких сферах деятельности их присутствие нежелательно?

Давайте – не спеша, не упуская важных подробностей – разберёмся в истероидности, как поведенческой тенденции, рождаемой истероидным радикалом.


Информация к размышлению. В трудах по психиатрии (точнее, психиатрической характерологии) многим типичным вариантам поведения даются весьма нелестные оценки. Но так называемому «истерическому» (демонстративному) характеру в этом смысле достаётся, похоже, больше всех. Складывается впечатление, что им… брезгуют, что ли? Один из виднейших психотерапевтов нашего времени М.Е. Бурно, при всём очевидном стремлении увидеть в «истериках» нечто позитивное, тем не менее, вынужден констатировать: «часто клянут демонстративных, смеются-потешаются над ними»[8].

Вот несколько цитат из специальной литературы, посвящённой истерическому характеру. Судите сами.

«Существо демонстративного склада – в склонности увлечённым позированием тешить своё уязвимое честолюбие, тщеславие… Ухаживая за больным мужем, недовольная таким «гнусным» занятием, истеричка поминутно упрекает, оскорбляет этого беспомощного человека, жалуясь вслух на свою «горькую» судьбу сиделки, а через несколько дней на его могиле, с чистым сердцем, благополучно вытеснив прежние упрёки мужу, причитает-рыдает так, будто готова была бы ещё целый век терпеливо за ним ухаживать… Даже большим горем (например смертью единственного ребёнка) истеричка нередко «депрессивно»-демонстративно упивается или трагически-томно смакует его, как дорогое вино»[9].

«Если в какой-нибудь области истерику приходится столкнуться с соперником, то он не пропустит самого ничтожного повода, чтобы унизить последнего и показать ему своё превосходство. Своих ошибок истерики не сознают никогда; если что и происходит не так, как бы нужно было, то всегда не по их вине… По отношению к тем, кто возбудил их неудовольствие, они злопамятны и мстительны. Будучи неистощимы и неразборчивы в средствах, они лучше всего чувствуют себя в атмосфере скандалов, сплетен и дрязг. В общем, они ищут лёгкой привольной жизни… Духовная незрелость истерической личности, не давая ей возможности добиться осуществления своих притязаний путём воспитания и развёртывания действительно имеющихся у неё способностей, толкает её на путь неразборчивого использования всех средств воздействия на окружающих людей, лишь бы какой угодно ценой добиться привилегированного положения»[10].

«Смущение демонстративной личности чуждо, а повышенный интерес со стороны она принимает с величайшим удовольствием и стремится «испить чашу до дна». Любопытно, что если внимание собравшихся, как бывает иногда, носит недоумевающий или даже неодобрительный характер, то истерик легко закрывает на это глаза: лишь бы быть заметным»[11].

Однако крайне важно понимать, что психиатры (в приведенных выше текстах, в частности) ведут речь о так называемых патологических характерах, психопатиях, где особенности поведения выражены чрезмерно и мешают нормальной адаптации человека к среде обитания. Характеры в психиатрии обсуждаются в аспекте проблем, которые они создают своим обладателям и тем, кто их окружают.

Психология имеет дело с полноценной психикой и, напротив, призвана объяснить преимущества различных характеров, подчеркнуть их положительную роль. Ведь «полноценность» в данном контексте означает, прежде всего, уживчивость. Умение наладить взаимовыгодные, конструктивные социальные связи.

Человек – существо общественное. Наша способность (или неспособность) быть полезными, востребованными, сотрудничать на взаимовыгодной основе – без преувеличения, вопрос жизни и смерти. Мы не выживаем в одиночку. Поэтому в психологической традиции «характер» – это способ успешной адаптации, а не причина дезадаптации. Другими словами, характер – это набор достоинств, дарованных человеку природой, а не изъянов.

В этой связи, прошу обратить внимание, что мы называем «истероидным»[12], а не истерическим, радикал, изучение которого продолжаем. Подчёркивая тем самым, что он несёт в себе свойства, подобные истерическому характеру, но он ему не тождественен.

Существенная разница также и в том, что истероидный радикал понимается нами не как «особенная личность», не как целостный реальный характер, а как его часть – совокупность качеств поведения, связанных общим происхождением (от одних и тех же внутренних условий – базовых особенностей психики). Характер включает в себя несколько радикалов. Следовательно, «истероидного характера» в нашем понимании нет, поскольку не существует обладателей одного лишь истероидного радикала.

«Истероид» (так же, как «шизоид», «эпилептоид» и т. д.) – это модель для изучения соответствующего радикала, а не, в полном смысле, реальный индивид.

Истероидный радикал формирует специфическую тенденцию в поведении человека. Поведенческая тенденция – это более или менее осознанное стремление к определённым целям, результатам

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

С его рязанским говорком у него получалось «мятодика». С тех пор я и мои близкие коллеги уважительно называем словом «мятодика» подходы к распознаванию индивидуальных особенностей человека и к управлению его поведением, отвечающие самым взыскательным требованиям.

2

Психология в большом долгу перед управлением. Находясь всё ещё на схоластическом уровне развития (сколько учёных – столько и мнений), эта наука почти ничего, кроме разрозненной, противоречивой и во многом мифологизированной информации, увы, предоставить потребителям не может. Тот, кто склонен погружать себя и других в виртуальный мир, мир выдуманных отношений, может увлечься всякого рода психологическими играми, но сугубые реалисты, прагматики не хотят тратить своё время на чепуху.

3

Подробно об этом в моей книге «Счастливы не только дураки. Как разобраться в людях и в себе. Механизмы поведения». – М.: Изд-во АСТ, 2022 г.

4

От латинского radix – «корень».

5

«Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением. Методика 7 радикалов» впервые издана в 2004 году. В последние годы эта книга – исправленная и дополненная – издаётся и распространяется Издательством АСТ в «бумажном», электронном и аудиоформатах.

6

Готов предположить, что не всем людям, далёким от медицины, эти названия придутся по вкусу. Кто-то скажет: «Они коробят слух, исключают их публичное употребление, т. к. могут быть восприняты несведущим, как оскорбление». Отвечу так: «Вовсе не обязательно употреблять эти названия в качестве публично высказываемых характеристик. Их могут использовать только посвящённые и только в своём кругу. Эти названия, к тому же, легче запоминаются, как всё непривычное».

7

Будем так называть индивидов, у которых истероидный радикал настолько ярко выражен, что почти полностью затмевает остальные черты характера. Доминирует в стилистике поведения. По аналогии, для краткости и акцентирования смысла, обладателей доминирующего эпилептоидного радикала мы в своё время назовём эпилептоидами, паранойяльного – паранойялами, эмотивного – эмотивами, шизоидного – шизоидами, гипертимного – гипертимами, тревожного – тревожными. Но, при этом не забудем, что даже при отчётливом доминировании одного из радикалов реальный характер обычно включает в себя ещё и другие свойства, игнорировать которые нельзя.

8

М.Е. Бурно «О характерах людей» – М.: Изд-во «Академический проект», 2005 г.

9

Там же.

10

П.Б. Ганнушкин «Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика». – М.: Изд-во «Юрайт», 2020 г.

11

К. Леонгард «Акцентуированные личности». – Киев: Головное издательство Издательского объединения «Вища Школа», 1981 г.

12

Напомню: греческий суффикс «ид» означает «подобный».

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги