Действительно, откуда нам знать, как это? У нас такого опыта чаще всего не бывает. А ведь благословляя дочь, мать инициирует ее как женщину.
Благословляя, мама разрешает дочери начать СВОЮ взрослую жизнь со всеми вытекающими последствиями в виде секса, ошибок, разочарований и пр. В конце концов, у каждой Красной Шапочки должна быть встреча с Волком, чтобы появился личный опыт и знания, почему нельзя ложиться в кровать с первым встречным.
Благословляя, мама освобождает дочь от ДОЛГОВ по отношению к родителям. Иначе небольшой мешочек с булыжниками этого самого долга «я – хорошая дочь» она таскает всю жизнь, захлебываясь в чувстве вины, что родители там одиноки и никому остались не нужны.
Благословляя, мама передает в наследство СИЛУ рода. Дочь должна знать, что продолжает его женскую линию. Она хранительница устойчивой части генов, и от нее очень зависит, насколько крепким в дальнейшем будет род.
Благословляя, мама передает радость знания, что дочь – женщина и ей встретится ЕЕ мужчина: хороший, заботливый, успешный, надежный, сильный и т. д.
В благословении – передача некой символической и важной задачи, которую предстоит выполнить дочери в своей женской жизни…
«Отныне ты равная мне женщина и вольна сама выбирать свой путь. Я признаю это. Ты самая достойная. Я верю в тебя. Ты примешь самое лучшее решение и сделаешь все правильно. Но даже если совершишь ошибки – ты имеешь на них право. И заклинаю: не пытайся быть совершенной женщиной! Просто живи!» – вот идеальная формула благословения, на мой взгляд.
Нам-то, конечно, все это трудно даже представить. Непрожитая женская судьба матери не дает ей опыта и силы благословить свою дочь.
Сейчас, сама будучи матерью взрослой дочери и психотерапевтом с более длительной практикой, я бы освободила мать от большого долженствования. Сегодня я бы сказала так:
«Мама в нормальной инициации говорит дочери явно или косвенно: “Я не знаю, какой тебе быть. Можешь выбрать то, что нравится. Я буду принимать тебя разной”.
Она говорит это словами или отношением. И не дает прямых советов или указаний, а открывает возможности. В том числе и своим способом жизни: быть разной, свободной, не осуждающей себя и свои выборы».
Я понимаю, что и это может быть довольно фантастическим развитием событий, учитывая психическую реальность наших мам. Но мы уже «испорчены» психологией и понимаем, что мама дала все, что могла. И говорит лишь то, что вписывается в ее картину мира. Иногда ограниченную, агрессивную или даже дисфункциональную.
И мы пусть и нехотя, но уже способны признавать, что мама не обязана давать нам особого, идеального благословения на нашу собственную женскую жизнь. Иногда она отправляет нас из дома совсем налегке, складывая в корзинку бесполезные вещички и наказы. И тогда нам приходится всю жизнь перебирать эти «пирожки», раскладывая по кучкам: эти брать с собой, а эти – выкидывать. Это оказывается нашей собственной ответственностью: становиться женщиной в своей жизни без всякого благословения, пропитанного если не личным примером, так хотя бы принятием нашего пути.
Идеальное благословение отца на женскую жизнь дочери для меня достаточно противоречиво. С одной стороны, это взгляд на дочь как на девочку и «помни, что ты не мужчина». А с другой стороны, он спасает ее из царства безволия, бессилия и пассивного ожидания спасения. Это позволяет женщине гармонично интегрировать разнообразные качества здорового взрослого человека, не «закидываясь» в крайности «если я сильная и активная, значит, я мужик».
УпражнениеЯ уже говорила, что в реальности почти никому из нас не достается идеальных форм благословения. Это не ставит крест на том, что мы сами освоим жизнь так, как нам хочется. Но мы продолжаем мечтать о том, что бы нам сказали родители.
Я предлагаю вам самим написать текст того благословения, в котором вы нуждаетесь. Пусть это будут слова, которых так ждет ваша душа, чтобы успокоиться и пуститься в смелое и удивительное путешествие в лесу женской жизни.
• В каких словах матери в качестве благословения вы нуждаетесь?
• Что за благословение хотели бы получить от отца?
Шаг девятый. Рассмотреть содержимое корзинки Красной Шапочки
И вот Красная Шапочка собралась пойти в лес. Мама дала ей в дорогу корзинку, в которую сложила пирожки да маслице. Точно так же никто из нас с пустыми руками в свою жизнь не ушел. Всем в наследство достались разные «пирожки», которые условно можно разделить на «дары рода» и «негативные программы». Мы ничего из этого не выбирали, но приходится нести с собой. Чаще всего они лежат в наших «корзинках» бессознательного, и мы даже не знаем, на что можно опираться или что можно увидеть как негативную программу не лично себя, а всего рода. Нам важно дать этому место в своем сознании, чтобы ясно понимать, что за «гостинцы» мы уносим в свою жизнь, вкусные они или не очень.
Почитаемый мной гений Зигмунд Фрейд говорил, что в нашей психике есть два мощных течения – либидо и мортидо. Одна сила движет нас к жизни, дает здоровье и энергию творчества. Вторая – влечет к умиранию и разрушению. Если они в балансе, мы живем в относительной гармонии и здоровье. Преобладание той или иной энергии устраивает внутри нас борьбу, ведущую к самоуничтожению и смерти.
Мне нравится думать, что этому же порядку подчинено все вокруг, включая наши родовые системы. Безусловно, мы все – потомки выживших. И в этом проявляется энергия жизни, витальности нашего рода. Но если пристальнее посмотреть на его разные ветки, то окажется, что где-то было больше либидо (энергии объединения, любви, силы, сохранения, здоровья), а где-то мортидо (энергии болезней, смертей, зависимостей, страха и постыдных тайн).
Одна из моих клиенток так описывала эти «пирожки»:
«В маминой линии какой-то лютый ужас. Там нет полных семей вообще. И любви, и тепла нет. Отец мамы пьет и распускает руки, ее мама рано умирает, один брат тонет, второй пропадает, третий сидел в тюрьме, а сейчас пытается как-то жить, с переменным успехом, сестра геройски одна растит детей, дети поголовно разводятся и что-то делят. Все выживают как могут. Именно выживают. Мама передала мне свой стыд. И я стыжусь и боюсь эту семью. Боюсь быть ее частью.
В этой семье нет мужчин, достойных уважения, нет сильных мужчин, нет уважения женщин к мужчинам. Есть много злости, ненависти, страдания и выживания, боли и страха. Все несут какой-то крест, так и говорят.
Здесь много стыда, отвращения, неприятия и желания убежать. И уважение к маме за то, что пыталась, уехала, получила образование, как-то выбилась в люди.
У папы – сильные, заботящиеся, любящие, терпящие женщины, на которых все держится. Все на их плечах: мужья-алкоголики, куча родственников, желание всех накормить и приютить, обогреть, помочь, сказать доброе слово. Все очень просто и бедно, но есть много человеческого тепла – любовь, терпение и прощение». (М.)
А другая участница моих программ описывала это так:
«Я пришла к мысли, что в моих системах было много достойных даров: щедрость, отзывчивость, трудолюбие, доброта, душевность, мудрость, жизнелюбие, терпение, поддержка. Но смысл в том, что я смогла взять и освоить только часть. И степень проявления каких-то качеств гораздо ниже, чем у представителей моего рода. Ну, как удалось… От мамы взяла (надеюсь) качества очень важные: не забывать про себя, чувствовать жизнь, искать свое, радовать себя, как бы жизнь ни колбасила и ни тянула в тоскливое болото.
Что касается алкоголизма, так или иначе он присутствует в мужчинах обеих систем, и мамы, и отца. Кто посильнее, тот успевает и пить, и работать, и семью крепкую иметь. А кто слабее, теряет все и остается наедине с запоями. Женщин как-то миновало». (А.)
В качестве «даров рода» мы должны увидеть силу наших предков, их здоровые стороны, те наказы, которые нам помогли или помогают до сих пор. То есть некоторые ресурсы, что были у наших родителей, бабушек, дедушек и дальше. Сюда относится вся сила жизни вашего рода. То, что дает ему развитие как системе. И вы часть его, не сомневайтесь. Возможно, вы никогда не смотрели на своих предков как на источник опор для себя и на то, что вы тоже победитель, двигающий вперед историю вашей семьи.
К «негативным программам» относятся все тяжелые наследственные программы типа алкоголизма, других зависимостей, тотального одиночества членов семьи, самоубийства, насилия и так далее. Их важно назвать, чтобы понимать – нам приходится не только зависеть от своей судьбы, но и подвергаться некоторому «мороку повторения», который иногда бывает сильнее нас. Мы вынуждены признать влияние рода на нас, но должны фокусироваться на опорах. На той силе жизни, которую передали нам предки в наследство.
УпражнениеПо итогам этого шага предлагаю вам ответить на вопросы:
• Какие «дары рода» вы получили от своих предков? В чем была сила рода по веткам матери и отца? Знаете ли вы про эти качества в себе? Освоили ли в своей жизни?
• Какие «негативные программы» вы видите в своем роду?
• Подведите свой баланс. Помните, Фрейд говорил, что либидо и мортидо уравновешивают друг друга, раз мы живы. Если вы ощущаете сильное влияние «негативных программ» в своей жизни, найдите то проявление витальности в одной из веток рода, которое может компенсировать их действие. Практически каждому «гнилому пирожку» в нашем наследстве мы можем противопоставить силу, которая обязательно есть там же.
Шаг десятый. Войти в дикий лес. Попрощаться с иллюзиями
Зачем Красной Шапочке идти в свое взрослое путешествие, да еще и встречаться с Волком? Зачем травмироваться, а потом страдать от боли и разочарования?
Да затем, что если молодая девушка не пойдет «в лес своей жизни», то рискует застрять в состоянии детского сознания. Там, где мир справедлив, а люди все без исключения хорошие. Этот поход должен случиться как история, в которой Красная Шапочка набьет свои шишки и наберется разного опыта. А встреча с Волком научит, что люди разные и не всем можно доверять. Это будут основы ее личного женского знания о мире. Хотелось бы, конечно, чтобы оно приобреталось в безопасном домике, а мудрость прилагалась к красной шапочке, но нет. Мы выходим в свое путешествие наивными дурочками, чтобы вобрать в себя знания и понять, чему в себе мы можем отныне доверять, а каким фантазиям о мире пришло время умереть.
Обычно с нами это случается в промежутке между выходом из родительского дома и лет до тридцати. Конечно, и потом, в течение всей жизни, мы многое узнаем о ней. Но если говорить о стадии «выход в дикий лес» как переходном этапе между детским и взрослым сознанием, то это отрезок жизни примерно от 20 до 30 лет.
Это время важных открытий об обществе и людях. Это время первых опытов на поляне взрослых человеческих отношений. Кто-то из нас в этот период уже в первый раз создает семьи, а кто-то успевает уже и развестись. Почти все уже получили какое-никакое образование и начинают свою профессиональную реализацию. В первом приближении мы все делаем это…
Конечно, время главных открытий про себя еще впереди. Как и время важных выводов о жизни, о своем истинном пути, ценностях и ориентирах. Но без первого похода в дикий лес наша женская идентичность не сформируется. Ведь знания о том, какие мы женщины, мы выносим как раз из этого периода, полного активных поисков отношений, любви, разочарований, встреч и прощаний. И именно на этом отрезке пути нам придется десятки или даже сотни раз встречаться с переживаниями «я-то думала, а оказалось…». Или «я так надеялась, а получилось…».
«Работая с девушками старше шестнадцати лет, которые убеждены, что мир хорош, если правильно с ним обращаться, я всегда чувствую себя старой седой собакой. Мне хочется прикрыть глаза лапами и застонать, потому что я вижу то, чего не видят они, и знаю, особенно если девушки упрямы и своевольны, что они хотя бы раз с бездумной храбростью пойдут навстречу хищнику, пока потрясение не заставит их пробудиться. На заре жизни наш женский взгляд очень наивен, и это значит, что эмоциональное понимание скрытого еще очень слабо. Но как женщины, мы все начинаем с этого. Мы наивны… Быть непосвященной в этих делах значит, что мы в той поре жизни, когда склонны видеть только явное, и это делает нас уязвимыми».
Я тоже такая старая собака. Работаю с женщинами, ищущими опору и знание скрытого. С одной стороны, у меня есть соблазн открыть им глаза, откликаясь на их поиск проводника во взрослую жизнь. С другой, я точно знаю, что только их собственное путешествие разовьет интуицию, которой они впоследствии смогут оберегать себя в этой сложной жизни. Я обожаю слушать, какими фантазиями и иллюзиями богаты прелестные женские головы. И становлюсь настоящей Бабой-Ягой, упорной в том, чтобы сказать правду: время этих заблуждений осталось в детстве.
«Основное мое заблуждение – если буду хорошей, удобной для всех, вопреки своим желаниям, то мир будет добр ко мне и мне воздастся по моим заслугам. Конечно же, уж я точно буду другой мамой своим детям или лучше вообще не становиться ею». (Л.)
«Я рассчитывала, что все будет получаться сразу и просто. А оказалось, что все всегда по-разному.
Думала, что мужа выберу лучше, чем мама, и проживем мы долго и счастливо. В принципе, так и есть – мы живем долго и счастливо, просто не вместе.
Верила, что буду лучшей мамой, чем она. Пришлось признать, что я хорошая мама и все. У меня есть свои ошибки и загоны, то, в чем я на нее похожа, и при этом я смогла пойти дальше: что-то изменить, что-то подстроить. И принимать себя могу уже.
Я думала, что не буду такой же манипуляторшей и такой жесткой или жестокой. Демонический смех из зала. По-моему, я ее переплюнула в этом». (Ю.)
«У меня были иллюзии про хорошую девочку. «Будь ею, и все получишь» – мягко говоря, так себе стратегия.
Была иллюзия, что помогает терпение, – поняла, что оно помогает кому угодно, только не мне.
А еще была иллюзия, что мне понравится быть хорошей девочкой. Но чем я «хорошее», тем больше себя ненавижу. Вообще это прекрасный способ перейти на темную сторону, потому что можно не заметить, как начнешь крошить окружающих в капусту. С улыбкой» (С.).
«Еще один из мегаобломов – это перевоспитывать мужчин. “Уж я-то сделаю из него человека”. И всегда, когда получалось, я теряла интерес к этому мужчине как физическому партнеру. А если не получалось по-моему, то я нещадно нападала на себя, искала в себе дефекты: недотянула, недовдохновляла, недостаточно хороша и т. д. Оказалось, что я просто не умела видеть факты. Я себе рисовала что-то в воображении – и давай кроить». (О.)
«Я поняла, что сексом можно заниматься не только по великой любви. И что любовь не только бабочки в животе, но и каждодневный выбор, уступки, компромиссы, ссоры… Что вообще-то ссоры – это тоже про любовь.
Я верила в справедливость и свой ум, но на вступительном экзамене в институт пришлось признать, что бывает и по-другому. Подруге решила весь билет, а в своем не смогла осилить ни одну задачу. Через некоторое время (мама все-таки упирала на то, что я недостаточно старалась) пришлось признать, что, будучи хоть семи пядей во лбу, невозможно побороть систему.
Мне приходилось снова и снова признавать свое бессилие, свою неидеальность, для кого-то плохость, учиться жить своим умом, без опроса общественного мнения по любому поводу, искать и находить какие-то новые способы взаимодействия с людьми, которые меня окружают» (С.).
Красная Шапочка выходит в лес, теряет в пути свои детские фантазии… И готовится к следующему важному шагу.
УпражнениеКаждая из вас вышла в свою жизнь с какими-то убеждениями, которые потом оказались ложными. Но стоит нам самим сходить в соседний лесок на взрослую прогулку, как станет очевидно, что безопасных тропинок нет. На любой дорожке может случиться все что угодно, и будь ты хоть само совершенство— всего не предусмотришь. Особенно в молодости, когда опыта еще слишком мало.
• Перечислите фантазии и заблуждения, в которые вы искренне верили, когда начинали свою взрослую жизнь. Какие убеждения из детства оказались потом нежизнеспособными? Какие иллюзии вы растеряли по дороге? Они могут касаться отношений, мужчин, представления о мире.
Глава 3. Красная Шапочка и Серый Волк: роковая встреча
Шаг одиннадцатый. Встретиться со зверем
В жизни каждой уважающей себя Красной Шапки (а молодую девушку уже можно назвать именно так: из Шапочки она, безусловно, выросла, а до бабушки, которую пора съесть Серому Волку, еще, слава богу, не доросла)… Так вот. В жизни каждой уважающей себя Красной Шапки должен случиться свой выход в лес. И свой Волк. Хоть юной Шапке и кажется, что с ней этого не произойдет, потому что со всеми – да, но не с ней, ибо она хорошая…
Это только в каком-то другом, плохом и несправедливом мире есть Волки, которые проглотят и не заметят. Обманут. Предадут. Променяют на другую такую же Красную Шапку. Поматросят и бросят. В общем, укусят за бочок, стоит только зазеваться.
А то и так цапнут за самооценку, что потом ходи и разоряйся на психотерапию, чтобы хоть как-то собраться. Ну или вообще прекращай надеяться на порядочность и справедливость. Так и шарахайся от всех, подозревая волчью шкуру…
В этом смысле «Красная Шапочка» – прекрасная инициирующая женская сказка, полная скрытого смысла и символического значения. И в ней ясно представлен вечный сюжет не только выхода девушки в дикий лес, без которого ее жизнь, возможно, так и не началась бы, но и встреча с Волком.
Волк – важнейший персонаж женской инициации, который представляет собой как внутреннего, так и внешнего хищника по отношению к женской душе и ее росту. После встречи с ним Красная Шапочка уже не та, что раньше. И последствиями могут быть не только посттравматический стресс, но и посттравматический рост…
«Возникает закономерный вопрос: можно ли всего этого избежать? Юная девушка, как и юные звери, учится видеть хищника благодаря наставлениям отца и матери. Без заботливого руководства родителей она может очень скоро стать чьей-то добычей. Если припомнить, все мы хотя бы раз пережили случай, когда какая-то захватывающая мысль или ослепительная личность проникала ночью в окно нашей души и заставала нас врасплох. Даже если на лице у них маска, в зубах нож, а за спиной мешок, набитый деньгами, мы все равно поверим, если они скажут, что служат в банке»[5].
Все матери, как и мать Красной Шапочки, говорят юным девушкам, как опасно гулять по лесу одной. Но до реальной встречи с Волком у многих все же остается иллюзия, что именно с ними ничего страшного не случится…
Я раньше думала, что инициация – это итог. Она случается, когда мы, преодолев испытание, находим спасение и переходим на следующий уровень. Но на самом деле первый этап нашего перехода во взрослую жизнь – выход из дома – ничуть не меньший по значимости. А уж встреча с Волком для женской души вообще клад, в котором мы открываем для себя, что жизнь в принципе не так уж безопасна и не ко всем добра. Без этого есть вероятность навсегда застрять в надежде, что можно еще чуть-чуть поднапрячься – и мир наконец развернется, как избушка на курьих ножках, к лесу задом, а уж ко мне, великой и прекрасной, передом. Нет, это не так…
Красная Шапочка обязательно должна сходить в лес. Именно с ароматными пирожками и винцом. Походить по самым темным дорожкам. В отместку маме, которая, кроме советов, так ничем и не помогла своей дочери. Да по-другому-то и не бывает в жизни. Все мы Красные Шапочки. Все уходим из дома с напутствиями: «Ты туда не ходи, сюда ходи, снег башка попадет, больно будет»…
Каждая Красная Шапочка обязательно встретит Волка. Только тогда случится важнейшая женская инициация. После безрассудного прыжка в кровать к довольно мутному негодяю, который, конечно, воспользуется и сожрет. Только после такого опыта будет знание, что не всем нужно верить, не ко всем ложиться в постель и иногда нужно не слушать Зверя. И даже стоя рядом с дверью, не всегда стоит дергать за веревочку. Мало ли кто там лежит на кровати, прикинувшись безобидной бабушкой…
Каждая из нас столкнется со своим Волком. Агрессивным и беспардонным, готовым сожрать нас вместе с наивными представлениями и иллюзиями. Он может нападать в виде социальных табу, наложенных на женщину. Культурных ожиданий. Мужского шовинизма и сексизма. В виде реальных насильников и тиранов. Или свекровей, слишком любящих своих мальчиков и прочее и прочее. Волк – это то, что так и норовит укусить нас и растерзать. Точнее, поглотить. Захапать себе нашу душу целиком и полностью…
Этот шаг в нашей жизни не только для опыта, который сделает сердце более зорким и освободит мозги от наивных иллюзий. Это этап, в котором мы можем остаться маленькой девочкой, отказывающейся от своей силы и неспособной защитить себя. А можем стать взрослой женщиной, которая обретает уверенность, знает, как с ней нельзя поступать, и признает за собой право давать отпор. Я вижу множество женщин, которые так и не прошли эту инициацию. Они зря ходили в свои леса. И ели их зря. Трансформации так и не случилось. Они продолжают выбирать себе Волков, отдавать им всю власть над собой и остаются в ожидании, что любовь сделает из диких зверей человека.
И этот шаг нам в жизни для того, чтобы встретиться с тем, что готово нас поглотить или разрушить, обидеть или травмировать. Потому что это бывает со всеми. Испугаться этого зла. Обратиться к своей личной силе, которая иногда спит крепким сном, прикрываясь одеялом надежды на то, что придет спаситель со стороны.
Эта встреча может разбудить вулкан злости: «А не пошли бы вы все?! Со мной так нельзя!!!» Это активация внутренней посылательницы и собственной защитницы, способной устоять и выстоять. Достичь своего ради самой себя…
После встречи с Волком мы выходим из леса на свет, к людям. «Дорогу знаю, секс люблю, постоять за себя смогу, если что».
УпражнениеХищник, или Волк, в нашем задании – это инициирующая мужская фигура.
Он встречается нам не просто так. Одним из нас он послан, чтобы пробудить достоинство, развить интуицию. Чтобы в следующий раз мы обходили их стороной, понимая, что Волк есть Волк, собаку из него не сделаешь. Дурак он и есть дурак, лучше обойти стороной. А кому-то дается как шанс освоить себя другую! Свои теневые качества. Об этом мы еще будем говорить попозже. В-третьих, из нас он инициирует скрытый потенциал: будит то, что должно было вырасти. Иногда мы не выдерживаем это и сбегаем.
В любом случае Волк – это опасность, вызов привычной жизни и шанс на перемену себя. Иногда очень болезненную, тревожную и лишающую чего-то.
Но и обогащающую опытом, знанием, опорами. Если у вас не так – самое время провести ревизию. Некоторые женщины не хотят усвоить урок такой встречи. А это делает опыт стыдным и «лишним». На месте силы остается пустота. То, что может образовать новую взрослую женственность, остается за кадром. Постараемся остаться не обокраденными, а обученными!
У каждой из вас был свой Волк. Кстати, не обязательно плохой. Он может быть и хорошим, но не тем. У вас будут свои критерии, почему не тот.
Эта встреча не просто с опытом. А с трансформирующим опытом. Значит, есть это ощущение «я до» и «я после». Подумайте над этим и…
• Найдите в своей истории то, что может считаться встречей с Волком. Кто это был? Как он изменил вас? Что вы узнали о себе такое, о чем не подозревали раньше?
• Опишите себя «я до» встречи с инициирующим мужчиной и «я после».
Шаг двенадцатый. Разглядеть последствия встречи с Волком для женской души
Логика инициации понятна: встреча с Волком должна случиться не в наказание за плохое поведение или потому, что мы дуры, а в качестве основы для формирования новой личности женщины. Красная Шапочка идет в лес не только для того, чтобы осмотреться по сторонам и понять кое-что про жизнь и людей. Но и чтобы осознать: после этой передряги она будет уже совсем не та, какой вышла в свое путешествие.
Волком может быть все, что угодно:
• Не подходящий нам мужчина
• Женатый любовник
• Предательство любимого
• Абьюз или токсичные отношения
• Измена, обман
Любая ситуация с мужчиной, после которой женщина может четко обозначить: «Я была у себя «до» и потом стала «после». И это две разные женщины». И поверьте, этот опыт есть практически у каждой из нас. Вы не уникально плохие из-за того, что с вами это случилось.
Это инициирующие, чаще травматические события, которые случаются со многими из нас. В них мало романтики. Скорее наоборот. Их можно описать следующим сюжетом: «Жила-была девушка. Она пошла в лес своей жизни, имея силы, намерения и желания. Ну и иллюзии с надеждами, куда же без них. Она была полна жизни, на которую у Волков есть нюх. И вот эта встреча случилась со всеми неизбежными последствиями. И девушка замерла, заледенела и эмоционально умерла».