Ко мне в терапию приходит много таких женщин. После подобных опытов они уходят в изоляцию, потерю смыслов, самокопание, бесконечную рефлексию и самонападение, депрессию, капитуляцию надежд, одиночество, стыд за себя. И даже если они иногда «всплывают», обращаясь к старым мечтам или новым целям, то ощущают пустоту и холод там, где раньше они были живыми…
Это бывает очень заметно. Хотя, возможно, не сразу. Иногда даже кажется, что женщина просто так «удачно» повзрослела и вообще избавилась от иллюзий с фантазиями…
И только через некоторое время замечается, что вместо живительной влаги внутри души уже иссохшая пустошь, удобренная рационализациями и новыми правилами обращения с миром. Оказывается, что в ней уже давно нет того, что можно назвать «вкусом к жизни». Хотя внешне она может стать успешней и даже нарциссически совершенней. Но изнутри этой женщины нет движения ни к кому наружу. Замкнутая, не нуждающаяся ни в ком система, не способная к наслаждению процессом человеческого общения…
Волчья пасть иногда перегрызает артерию самой жизни. В этом главная опасность. Поэтому задача всех последующих спусков под землю, купаний в мертвых водах и даже банальных поцелуях принца в том, чтобы переосмыслить первую встречу с Волком, вернуть себе нормальность во всем, что случилось, и заново запустить течение жизни.
УпражнениеНесмотря на то, что встреча с Волком – необходимый для нас опыт, это не значит, что мы не нуждаемся в понимании, милосердии и утешении из-за произошедшего. Можно сколько угодно говорить себе, что это на пользу, но мы на самом деле можем быть пострадавшими. От жестокости. От предательства, обмана или насилия. Подобному обращению с нами нет оправдания. И даже придание великого смысла не делает наше страдание менее болезненным.
Наша задача – разотождествиться с внутренним агрессором, тираном, который обвиняет нас в том, что произошло. Наказывает за то, что мы такое допустили в своей жизни. Обращает ненависть на нас самих за то, что не предусмотрели, не избежали и не спаслись от пасти злого Волка. Многие женщины внутри не только истекают кровью, постоянно сочащейся из раны в сердце. Они запрещают жалость к себе, садистически наказывая за «ошибку». Не могут вернуться в круг «нормальных женщин», утопают в собственной вине и в стыде, считая, что теперь им нет места рядом с теми, кто, как им кажется, такого опыта избежал.
Попробуйте посмотреть на себя другими глазами. Представьте, что вы на своей стороне. Ощутите, что вы полны милосердия к опыту, который вам пришлось пережить. Напишите себе письмо от своей знающей и здоровой женской части. Пусть это будет взрослая, старшая женщина. Возможно, у вас на самом деле была такая теплая, принимающая и понимающая бабушка. А может быть, вам придется обратиться к архетипической фигуре Мудрой Старухи внутри вас, которая, безусловно, есть внутри вас.
Уделите себе время. Прислушайтесь к своему сердцу. Услышьте, что оно хочет вам сказать. Вы не виноваты в том, что с вами случилось. Вы шли туда, куда влекла вас энергия жизни. И выкарабкались, справились как могли. Пусть ваша внутренняя Старуха расскажет, что это бывает со всеми женщинами. Пусть прошепчет, что любит вас, несмотря ни на что. И что вы можете простить себя, даже если оступались или не знали, как правильно. Пусть она даст вам разрешение впустить этот опыт целиком и начать гордиться тем, что теперь вы одна из нас – взрослая женщина среди равных…
Шаг тринадцатый. Найти опоры внутри нас как дары нашего путешествия
Женская идентичность добывается с трудом. Это не значит, что в каком-то возрасте мы уходим в шахту и в поту зарабатываем звание женщины.
Мы вынуждены совершать особый, душевный труд, который делает из событий, случающихся с нами, ценный для нашей личности опыт. Узнаем женщину внутри нас через то, как мы умеем любить, терять отношения, горевать, быть нежными или уязвимыми. Вынуждены узнавать, какие мы в разном: с родителями и без них, с мужчинами и без, с детьми и без детей, с подругами и без женщин вокруг, в профессии и без работы. Даже если однажды мы все это теряем, то не перестаем для себя существовать.
Красная Шапочка должна вырасти в Шапку, уйдя из дома и встречаясь с Волками. И она обязательно вырастет, если научится признавать весь этот опыт ценным для себя. То есть Волки могут совершенно зря ее покусать, если она через это не увидит лучше себя и свою жизненную силу. А если Красная Шапочка встретится с открытиями и вберет опыт всей своей сутью, принимая его неизбежность и прощая себя за все, что случилось, то у нее появится шанс встать в один ряд с окружающими взрослыми женщинами, считая себя равной им и абсолютно нормальной.
Мама Красной Шапочки перед ее выходом из дома могла бы сказать ей следующие слова:
«Пока ты еще маленькая девочка, пусть даже во взрослом женском теле, ты смотришь, бывает, на других женщин и думаешь: “Вон все какие хорошие. И жизнь у них, наверное, хорошая. И справляются они прекрасно. Только я со своей жизнью не справляюсь. Все остальные в белом пальто, и под ним, наверно, еще и трусы белые, неиспачканные…”»
Наверное, это потому, что мамы маленьким девочкам всю правду о женской жизни не рассказывают. Читают сказки на ночь. С идеальными принцессами и волшебным сказочным исходом. Или рассказывают совсем какую-нибудь запредельную жесть, от которой детское сознание хочет избавиться. Вот и приходится всю жизнь расщепляться: «Все люди как люди, одна я не удалась…»
Думаю, какую бы правду я сейчас сказала дочери…
Может быть, так:
«Если видишь женщину около сорока и тем более старше, знай: у нее просто по факту возраста за плечами боль, предательство, разочарования, несколько пережитых катастроф и пр. Это точно. И это нормально! Потому что если в паспорте сороковник, то в анамнезе без «жести» не обошлось. А если обошлось, то это само по себе ужас-ужас, потому что непонятно, где она спала столько времени. Даже в светлой спальне «Артека» с ней случились бы приключения, которые должны потянуть на трехтомник…
Не верь ее показной веселости. За ней может быть выжженная душа.
Не верь ее показному безразличию и холодности. За ними может быть похороненная надежда, что людям вокруг можно доверять.
Не верь ее унылому равнодушию. За ним может теплиться страсть жить на полную катушку.
Не верь потухшим глазам. Не верь опущенным плечам. Не верь поджатым губам.
Не верь тому, что показывает женщина. Это лишь результат того, как она проживала свой личный кошмар и что с тех пор выбрала показывать миру…
Нормально, если у женщины есть тяжелый опыт. Он есть у всех! Так что если тебе будет тяжело, дочка, то знай: это не потому, что ты плохая или не справляешься. Все с тобой гуд. Просто оглянись. У всех женщин вокруг тебя зарубки на сердце, морщины вокруг глаз, пусть даже уколотые ботоксом, и седые волоски, пусть даже еще под скальпом. Все точно так же тыкались-мыкались, переживали собственные неудачи, посыпали голову пеплом и ревели в горячей ванне или под холодным душем…
Но они выжили.
Справились.
Живут дальше.
Они стали сильнее. Жестче.
Или, наоборот, слабее и мягче.
Они поумнели. Или, наоборот, решили выбрать путь отказа от ума.
Нет правильного способа справляться.
Они все оступались. Все лажали. Горевали или, наоборот, бежали от горя. Создавали семьи или, наоборот, убегали из отношений. Но точно все пытались жить так, как умели. Нет ни одной, которая могла бы по-другому, но не делала для себя…
Если видишь взрослую женщину, дочка, – знай, что там за плечами всегда есть большая и разная история. Уважай ее, даже если способы, которыми она справляется со своей жизнью, кажутся тебе глупыми или неэффективными. Неизвестно, как справилась бы ты…
Смотри на женщин. Бери у них силу выживать. Страсть жить, даже будучи раненной. Невинность, даже после неоднократных предательств. Не прячься от их опыта. Но и не равняйся на него. Ты другая. И чтобы быть среди нас, тебе не обязательно быть похожей. Тебе не обязательно повторять мою судьбу или делать ровно наоборот…
Твоя история будет другой. Но вызовы женской взрослости будут примерно такие же.
Мы разные… Женщины!»
УпражнениеНам предстоит на этом этапе путешествия обрести:
• Дары интуиции. Чему вас научила встреча с вашим Волком? Чему в себе вы теперь доверяете больше, чем раньше? Что вы видите глубже, чем до встречи с этими обстоятельствами, научившими вас жизни?
• Символы личной силы. На что в себе вы опираетесь больше, чем раньше? Что из того, о чем не подозревали, вы обнаружили, побывав в отношениях с Волком?
Первый привал в пути. Три вызова женской инициации для Красной Шапки, после которых она уже никогда не станет Шапочкой
Привал в любом путешествии – место не только отдыха, но и подведения итогов. Это время для сверки правильности намеченного и осиленного. Давайте и мы вспомним, куда мы шли и что обнаружили в итоге.
Итак. Жила себе была Красная Шапочка в своем домике с мамой. А потом вдруг эта самая мама погнала дочь через дикий лес к больной бабушке. Да еще и дала в качестве приманки теплые пирожки и маслице. Чтобы, не дай бог, нужные приключения не прошли мимо Красной Шапочки.
Ну, они и не прошли. Случились.
Дикий лес – это вам не безопасная лужайка перед домом.
Так и мир, куда мы выходим, – это не райское место. Для него нет карты понятного и предсказуемого путешествия. Тебя в нем особо не ждут. Ни для чего нет никаких гарантий. Какие-то правила вообще не работают, как ни старайся. Повсеместная непредсказуемость и неопределенность, нарастающая с годами.
Поэтому первый вызов для молодой девушки, вышедшей в свою жизнь, – бесконечная череда стуканья лбом о принципы реальности. Переживание разочарований «я-то думала, а оказалось» и бесконечное ощущение боли от разрушения иллюзий о щедрости и безопасности жизни. А также похороны надежд на всемогущее управление миром.
Кстати, от этого мир не перестает быть интересным местом, а реальность – удивительной.
Пока Красная Шапочка плутала по заманчивым дорожкам, с ней, как и со всеми нами, случилось первое женское приключение. Вместо банального интеллигентного козла она встретила настоящего Волка. И так бывает. Но по детской наивности не поняла, что бесполезно ждать от серого персонажа с клыками благородства и травоядности. За что и поплатилась. И это не наказание в ее женской судьбе, а просто встреча с реальным человеком…
Второй вызов для выросшей Красной Шапочки – столкновение с истиной, что не все люди вокруг безопасны, щедры, великодушны, благородны и пр. И для личной сохранности лучше все же опираться на свой опыт и ощущения в моменте, а не на фантазии и устные заверения. Получится хорошо – замечательно. А если пятая точка подсказывает: «Беги!» – лучше не игнорировать. Ложиться в постель к огромному зубастому страшилищу, замаскированному чепцом и бабушкиными очками, в определенном возрасте перестает быть просто дурашливым женским наивом.
Ждать благородства там, где его очевидно нет.
Ждать тепла там, где равнодушие.
Ждать признания там, где обесценивание.
Ждать любви там, где было предательство…
Это не с окружающими людьми проблема, а в способности тестировать реальность и выбирать собственные интересы и безопасность.
Ну и наконец, третий вызов.
Красная Шапочка – не такая уж красная. То есть не такая уж безопасная и прекрасная, как принято считать. В общем-то, ее уже когда-то разоблачил основатель транзактного анализа и исследователь игр, в которые играют люди, Эрик Берн. Жертва начинает и выигрывает. Бедный Волк поплатился за встречу с невинной девочкой, которая на поверку даже из безвыходной ситуации сумела призвать спасателей. Ну да ладно. Сейчас не совсем про это…
Третье разочарование – переживание Красной Шапочкой встречи с самой собой. После того как побродила по лесу, полежала с опасным незнакомцем и вылезла, немного пережеванная, из его брюха, она просто вынуждена посмотреть на себя по-другому…
Зная правду о себе. О своих ограничениях. О том, что не так хороша, как всегда думала. О том, что не столь прекрасна, чтобы всем нравиться. И самое плохое, и грустное…
Всю жизнь подстраиваешь собственную хорошесть под мир и наращиваешь всевозможные способы обращения с людьми вокруг. И это ничего не гарантирует!
Ты можешь быть стопроцентно хорошей, но тебя кинут.
Ты можешь быть доброй и милой, но тебя предадут.
Ты можешь быть умной, но лоханешься в самой простой встрече с реальностью.
Ты можешь обегать сто тысяч курсов по управлению реальностью, пикапу, соблазнению, доставлению удовольствия мужчинам, прощению мам и пап.
Ты можешь продвинуться в тренировке собственной хорошести и успешности для мира.
Ты можешь раскорячиться, показывая всем только свои красношапочные прекрасные стороны.
Но…
Это не создаст безопасного, комфортного, управляемого, легкого, щедрого, счастливого мира вокруг и внутри. Будь ты трижды доброй и милой, это не гарантия, что Волк не встретится и не сожрет.
Но это же не повод не отправиться в свое путешествие, правда?
Часть II
Кризисы женской идентичности, которые дарят нам самих себя
Наша Красная Шапочка уже вышла за порог родительского дома. Она походила по неведанным ранее дорожкам и даже повстречалась с первым Волком в своей жизни. Она больше не та маленькая девочка, которой выходила в лес. Но и до женщины ей так просто не дорасти. Мало просто побегать по жизни и растерять наивность, чтобы выросла новая, взрослая женская идентичность. Необходимо время для формирования зрелого психического пространства, способного вмещать наш опыт, делая его важным и ценным.
Это то самое «нечто», ради которого каждая Красная Шапка может рискнуть оставить в прошлом упругую кожу, блестящие волосы и здоровое тело. Преодолевая пороги жизни, переходя с этапа на этап, совершая психические переходы, мы заполучаем уже не красную шапочку, выданную нам авансом за то, что мы родились девочками. В боях с жизнью мы добываем себе настоящую красную мантию с капюшоном, которая становится символом нашей женской силы и способности свою женскую жизнь творить.
Мы приобретаем это в любви и расставаниях.
В моментах теплой близости и в предательстве тех, кому мы верили.
В искренней связи с подругами и когда расходимся с ними, потому что вырастаем из этих отношений.
Когда мы рожаем детей и когда не можем их родить.
Когда обретаем привязанность и любовь к родителям и когда теряем их.
Когда мы счастливы и когда горюем.
Когда здоровы и когда болеем.
Все это созидает нашу идентичность. Мы собираем ее по крупицам, складывая в корзинку. И постепенно начинаем ощущать себя женщинами, авторами своей жизни.
Мы не можем остановиться на точке, в которой сказочная Красная Шапочка закончила свой путь. Да, в конце концов она была спасена охотниками. Но в реальной жизни спасение – дело рук самой Красной Шапки.
Мы спасаем себя из токсичных отношений, неудавшихся браков, от жестокого и садистического обращения. Вырываемся из плена агрессивного нападения на самих себя, топких и вязких болот депрессии, мутного бессилия и безволия. Учимся заканчивать то, что нам не нравится, и творить то, что нам подходит. Каждый период мы приращиваем к себе новые жизненные компетенции, преодолевая вызовы жизни, которые неизбежно встают перед нами.
Прежде чем присвоить себе множество граней своей женственности, Красная Шапка совершит несколько психических переходов. Мы последуем за ней, чтобы проследить, как формируется и оформляется женская идентичность от двадцати до пятидесяти лет.
• На этапе молодости. Когда безумие и отвага влекут нас осваивать области личных, профессиональных и социальных отношений. Первый возрастной кризис, который мы проживаем условно с двадцати до тридцати лет, дает нам шанс осознать ценность отношений с людьми и обрести способность вступать в них.
• На этапе взрослости. Когда за плечами есть опыт проб и ошибок, а начальные планы на жизнь уже реализовались – пришла пора встретиться с первыми разочарованиями в себе и мире. И всерьез задаться вопросами «кто я?» и «какая я?». Второй возрастной кризис, который мы должны разрешить условно с тридцати до сорока лет, дает нам шанс на самостоятельность, независимость и поиск индивидуальности, уникальности уже не на пустом месте, а в контексте зрелого сравнения себя с другими людьми и обнаружения своей ценности на основе способностей и талантов.
• Ну и дальше, в период зрелости. Когда наша женственность должна расцвести и дать основу для другого качества жизни. В это время мы должны найти что-то важное в том, чтобы быть женщиной. И согласиться на то, чтобы променять упругость кожи, блеск волос и легкомысленность молодости на нечто действительно ценное. Потому что старость без этого сокровища – действительно печальная реальность.
Глава 4. Первый кризис. От 20 до 30 лет: время безумия и отваги
Определяем маршрут десятилетия
В десятилетие своей молодости Красная Шапка входит, с одной стороны, безумной и отважной, потому что страхи еще не отягощают ее наивную душу. С другой – она может быть довольно растерянной. Ведь она символически выходит за порог, и перед ней вся жизнь: «Я одна. Впереди незнакомый лес, который мне надо освоить. И назад дороги нет». Хочешь не хочешь, а приходится бежать вперед изо всех сил.
Что делает почти каждая из нас в этот период? Понятно, что вариантов множество, но, как ни странно, существуют общие тропинки, по которым мы все должны походить в этом возрасте, чтобы ума-разума набраться, как говорили раньше, и заложить основы для дальнейшей жизни, на которые мы будем впоследствии опираться.
Первая тропинка не просто про выход из родительского дома, о чем мы говорили в прошлой части. Она про полноценную психологическую сепарацию от родителей. Иногда даже уезжая за тысячи километров, мы все еще мысленно ходим к родителям за разрешением, позволением, одобрением или оценкой.
Даже обретя свою семью, мы находимся с родными в постоянном диалоге о том, чего нам не дали, чему не научили и что забыли положить с собой в корзинку.
Уже имея своих детей, мы по-прежнему бежим к родителям по первому требованию, охваченные виной и стыдом за то, что мы плохие дочери.
При этом нам может быть 20, 30, 40 и, вы не поверите, даже 50 лет. Но если мы так и не преодолеваем этот порог, то наша женская идентичность все время будет «хромать на одну ногу». И вот как раз с двадцати до тридцати лет мы совершаем колоссальную психическую работу по выходу из своих родительских систем и обретению самостоятельности. Этой тропинке мы уделим основное внимание в этой части.
Вторая тропинка – необходимость вписаться в социум. Это время активного освоения ролей и отношений. Мы входим в мир взрослых и впервые примеряем новые роли: жены, матери, коллеги и пр. Мы пробуем отношения с мужчинами и женщинами, с коллективами и группами. Эти отношения разительно отличаются от того уровня, который мы освоили в детстве и юности. Практически впервые в жизни мы становимся их активными творцами и авторами: сами выбираем партнеров, создаем, исправляем, заканчиваем любовные, сексуальные, коллегиальные отношения. Приобретаем свой багаж знаний о том, какие мы и какие люди вокруг. И о том, как вообще взрослые люди общаются между собой. Надо понимать, что этих знаний внутри нас часто просто нет. Поразительно, сколько фантазий мы уносим с собой из детства про то, как все это должно происходить: про честность, порядочность, справедливость и пр. Молодость будет развенчивать наши иллюзии, больно стукая нас о тернии реальности, где есть не только семья, близость, любовь и нежность, но и разводы, предательство, равнодушие и люди, которым просто нельзя доверять.
Третья тропинка – это наша индивидуация. На ней мы будем шаг за шагом приобретать индивидуальность, уникальность, неповторимость собственной личности. Причем индивидуацию мы проходим, обнаруживая себя отдельными от родителей. И, конечно, в отношениях с социумом, со своими мужчинами и пр.
Это три большие области, которые мы должны освоить в этот период жизни. Из решения этих задач к тридцати годам у молодой наивной девушки соткется (или нет, если совсем ничего не получится) психика молодой женщины. Мы насобираем навыки, которые сделают нас более компетентными в том, чтобы жить взрослую женскую жизнь. Это десятилетие Красной Шапочки должно закончиться ясным пониманием: «Я одна. Лес уже не такой и незнакомый. В моей корзинке уже много пирожков, собранных из личного опыта. Я более-менее стою на своих ногах и могу быть в отношениях с людьми».
В это же время помимо основных задач, которые мы определили выше, произойдет следующее:
• сформируются ваши ценности на ближайший отрезок жизни (не навсегда). Это значит, что все, чем вы будете заниматься в ближайшее время, будет определяться приоритетами, выбранными вами в этот период;
• определится вектор развития и деятельности на ближайшие годы;
• приобретутся основные совладающие стратегии. То есть вы научитесь так или иначе справляться с трудностями, стрессами и вызовами;
• разовьются качества, необходимые для взрослой жизни: воля, устойчивость, избирательность, умение владеть собой, строить планы не только ситуативно, но и с учетом больших целей и пр.;
• из сотен и тысяч маленьких ситуаций будет уясняться знание о жизни, которое будет подтверждать или опровергать наши исходные базисные убеждения (справедлив мир или нет; хороши ли люди в целом или наоборот; о вашей хорошести или плохости среди людей в принципе).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Индивидуация – одно из основных понятий аналитической психологии К. Г. Юнга, означающее процесс становления личности, такого психологического ее развития, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.
2
Женская идентичность – психологическое самоощущение и определение себя как женщины.
3
Анри-Луи Бергсон (1859–1941) – французский философ, лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 г.
4
Мердок М. Путешествие героини. – М.: Касталия, 2018.
5
Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книгиВсего 10 форматов