banner banner banner
Горшочек, вари. Рецепты писательской кухни
Горшочек, вари. Рецепты писательской кухни
Оценить:
 Рейтинг: 0

Горшочек, вари. Рецепты писательской кухни

? Используйте в качестве источника вдохновения современных и вымерших животных, новости и научные статьи.

? Простройте общество, узнайте о нем все от уровня технического развития до рецептов местной кухни.

? Подумайте, нужно ли вам сделать отдельные фрагменты таблицы для разных племен, государств или разумных видов.

? Задумайтесь, какие политические, религиозные, социальные проблемы и конфликты могут существовать в созданном вами обществе.

? Посмотрите на свой мир глазами чужака: что покажется ему красивым, опасным, странным, полезным?

? Перечитайте таблицу, расширьте и дополните свои ответы.

? Напишите бриф – энциклопедическую статью о вашем мире.

? Помните, ваши герои могут знать о мире гораздо меньше, чем вы. Напишите брифы с точки зрения разных персонажей вашего будущего текста.

Список дополнительной литературы

1. Лем С. Фантастика и футурология. М.: АСТ, 2008.

Теория жанра, рассказы Лема о собственных работах, критика современников и обзор научной фантастики с момента ее появления.

2. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

Попытка вычленить из большого количества разнообразных фантастических текстов нечто универсальное для жанра.

3. ПостНаука (https://postnauka.ru/).

Лекции, статьи и интервью, в которых ученые рассказывают о науке простыми словами. На этом сайте можно искать не только материалы, но и экспертов, к которым при необходимости можно обратиться с вопросом.

Татьяна Смирнова

Какнаписать детектив

Детектив – это литературный жанр, посвященный расследованию преступлений. Жанр, который показывает: нет такой загадки, которую невозможно разгадать, и нет такого зла, которое не может быть побеждено с помощью разума и обаятельного сыщика.

Если вы решились взяться за создание детектива, полюбите этот жанр. Не относитесь к нему свысока. Помните, что это литература со сложной историей, своими правилами и философией. А пока – давайте разберемся, из каких элементов она состоит.

1.?Загадка

Поиск разгадки – главная движущая сила детектива, поэтому без тайны вам не обойтись. Тайна в детективе всегда рукотворна и не обладает сверхъестественной природой. Не беритесь за секрет Бермудского треугольника – лучше подумайте о людях, которые лгут, о вещах, которые оказываются не тем, чем представлялись поначалу, о преступлениях, которые никогда не были раскрыты. Найдите в них что-то необычное. Что-то, что выбивается, что не дает вам спать по ночам. Куда исчез из поезда Дижон – Париж изобретатель Луи Лепренс, создавший прообраз киноаппарата? Кто выбрасывал в море Селиш обувь с останками человеческих ступней? Попробуйте сделать это отправной точкой вашей истории.

Поймите для себя: что произошло? Кто преступник? Почему он это сделал? А потом ведите вашего героя к ответам на эти вопросы.

Считается, что самые захватывающие детективные загадки связаны с убийством, но вы имеете право расследовать что угодно – главное, пусть ваша загадка будет необычной, интригующей и многослойной. Все должно быть сложнее, чем кажется на первый взгляд. Даже поиски пропавшей ламы могут привести сыщика к расследованию серьезных преступлений (как это случилось в романе Эрин Маккарти и Кэти Лав «Альпакалипсис придет, Лама всех спасет»).

2.?Ключи-подсказки и поиск преступника

Для того чтобы ваш герой-сыщик смог разгадать мотивы преступления и раскрыть личность преступника, вам и преступнику нужно действовать сообща и оставить сыщику какие-то улики, которые и натолкнут его на след. Будьте внимательны к деталям. Самые простые вещи – неровно висящая картина, осколок, приоткрытое окно – могут оказаться самыми важными.

Чтобы ваш детектив получился по-настоящему захватывающим, не делайте идиотов ни из преступника (вряд ли он обронит паспорт на месте преступления), ни из сыщика (если на ковре в комнате видны засохшие пятна крови, едва ли он закроет на это глаза).

Помните, что помимо преступника и сыщика в детективе есть и третья сторона – читатель. Он расследует преступление вместе с сыщиком, а иногда даже – наперегонки с ним. Именно поэтому они должны быть в равных условиях и получать все ключи одновременно. Случай Шерлока Холмса, когда в своих финальных монологах он рассказывает о деталях, про которые читатель ничего не знал, в современном детективе уже считается дурным тоном.

3.?Преступник и сыщик

Что бы ни было отправной точкой вашего детектива (образ преступника, образ сыщика или же само преступление), помните, что за каждым преступлением и за каждым расследованием стоит человек, и он должен быть правдоподобен и интересен (с. 103, рецепт «Приворотное зелье: как эмоционально сблизить читателя и героя»). Вспомните гениального и жестокого профессора Мориарти, проницательную любительницу слухов мисс Марпл или мастера перевоплощений Фандорина.

Пусть ваши преступник и сыщик будут умны, азартны, с четкой мотивацией и страстью. Из-за чего преступник совершил преступление? Что заставило героя взяться за расследование? Ведь в современном детективе зачастую сыщик – вовсе не профессионал, а обычный человек. Как часто вы пытаетесь раскрыть таинственную смерть соседа с тринадцатого этажа? Что могло бы побудить вас это сделать? Например, герой романа Жоэля Диккера «Правда о деле Гарри Квеберта» пытается оправдать своего любимого учителя и друга, которого обвиняют в убийстве пятнадцатилетней девочки. А героиня романа А.Дж. Финна «Женщина в окне» опасается за свое психическое здоровье – ведь никто не верит в то, что она и впрямь стала свидетельницей убийства в соседнем доме.

Добавьте в образы преступника и сыщика цепляющих черт – что-то, что сделает их неординарными людьми. Придумайте им слабости, чтобы они не казались несокрушимыми. Однако сделайте сыщика смелым, чтобы в своем расследовании он не избегал самых опасных мест и поступков, а преступника – отчаянным, чтобы в стремлении уйти от правосудия он создавал герою как можно больше неразрешимых проблем.

4.?Сюжет

Как правило, сюжет детектива мифологичен и строится по «пути героя», подробно описанному Джозефом Кэмпбеллом: герой покидает свой привычный мир и отправляется навстречу вызову, проходит испытания, погибает и возрождается, сталкивается с главным противником, побеждает его и с триумфом возвращается домой. Через эти же стадии проходит и ваш сыщик. Он берется за дело, меняется в результате испытаний (например, сначала он может относиться к делу наплевательски и лишь потом осознать его серьезность), проживает метафорическую смерть (как правило, когда его жизни грозит реальная опасность), воскресает, вступает в открытое противостояние с преступником – и достигает успеха.

Помните, что за основным сюжетом есть еще и «скрытый» сюжет – то, что происходило до основного действия (преступление и история преступления), и то, что происходит параллельно и пока что скрыто от наших глаз (то, что делает преступник).

Постарайтесь сделать сюжет динамичным, не сбавляйте, а, наоборот, наращивайте напряжение. Переворачивайте ожидания читателя. Подумайте, чего он ждет от героя в следующей сцене, и поступите иначе.

5.?Сеттинг

Ваш детектив может разворачиваться в любой обстановке: от деревни до космического корабля. Главное – будьте внимательны к антуражу и к детали. В детективе деталь – это не только средство психологизма и поэтизации, но и способ раскрыть загадку.

Один из важных для детектива образов – это город. Ходите по улицам своих и чужих городов, рассматривайте их на гугл-картах, проникайтесь их вайбом, общайтесь с людьми. Подумайте: какое впечатление создает этот город, если вы приезжаете в него как турист и если вы в нем живете? О каких знаковых местах знает каждый и о каких никто не слышал? Где опасные и криминальные районы? Где бы ваш убийца мог вероятнее всего совершить преступление? Какие детали мы можем заметить на остановках, на вокзалах, в театрах? Если хорошо изучить место, в которое вы помещаете свой детектив, оно само может подсказать вам дальнейшие повороты сюжета (с. 146, рецепт «До свиданья, мой любимый город: пространство как герой текста»).

Примеры

В детективном произведении особенно важно увлечь читателя с первых строк. Вот как с этим справляются разные авторы.

Агата Кристи обрушивает на нас смерть в первом же предложении, а затем создает интригу, несколько замедляя действие, не раскрывая подробностей, но обещая тревожные дни:

«Миссис Феррарc умерла в ночь с 16 на 17 сентября, в четверг. За мной прислали в восемь утра, в пятницу, семнадцатого. Делать мне было уже нечего: она скончалась за несколько часов до моего прихода.

Когда я вернулся домой, был уже десятый час. Я открыл американский замок парадного своим ключом и нарочно немного задержался в холле, вешая шляпу и легкое пальто, которое с разумной предусмотрительностью надел в это прохладное осеннее утро. Честно говоря, я был немного обескуражен и обеспокоен. Не хочу утверждать, что уже тогда предвидел события на несколько недель вперед, но интуиция подсказывала мне, что дни предстоят тревожные».

Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда»

Начало романа Жоэля Диккера более динамично (с. 161, рецепт «Первое впечатление: краткая типология начал»). Диккер позволяет читателю стать свидетелем страшной сцены, вся правда о которой раскроется только в конце:

«– Единый диспетчерский центр полиции. Что случилось?

– Алло! Меня зовут Дебора Купер, я живу на Сайд-Криклейн. По-моему, я только что видела, как какой-то мужчина гонится в лесу за девушкой.

– Опишите точно, что произошло.

– Я не знаю! Я стояла у окна, смотрела в сторону леса и увидела там эту девушку, она бежала между деревьями… И ее преследовал мужчина… По-моему, она пыталась от него спастись.

– Где они сейчас?