banner banner banner
Горшочек, вари. Рецепты писательской кухни
Горшочек, вари. Рецепты писательской кухни
Оценить:
 Рейтинг: 0

Горшочек, вари. Рецепты писательской кухни

6. Mаrquez G.G. The Art of Fiction No. 69 // Paris Review. 1981. No. 82.

Творческий метод одного из отцов-основателей магического реализма, проанализированный самим автором.

7. What Is Magical Realism? Definition and Examples of Magical Realism in Literature, Plus 7 Magical Realism Novels You Should Read // Masterclass.

Тезисный экскурс в летучие материи магического реализма с определениями, примерами и списком чтения на лето.

Алёна Фокеева

Сам себе демиург: создаем фантастические миры

Как бы сильно ни был похож мир литературного произведения на реальный, он ему не равен. Писатель – всегда демиург, конструирующий реальность, отражающую его художественный замысел.

Сооружение фантастического мира требует системности. Придется проследить, чтобы все детали конструкции взаимодействовали и подходили одна к другой. К этому процессу можно подойти как к головоломке и воспользоваться для ее решения специальным алгоритмом.

Конечно, недостаточно просто следовать инструкции. Но, воспользовавшись алгоритмом, можно создать бриф вашего мира – отправную точку для всей дальнейшей работы. Составьте себе дорожную карту – пусть самую грубую, чтобы потом проложить на ней маршрут, по которому отправятся ваши герои. Выглядеть это может, например, так:

«Удаленная от других миров планета N – бескрайняя ледяная пустыня. Единственный не замерзший водоем – суперсоленое озеро Вирта, внутри и вокруг которого обитает большая часть местных видов.

Мирные племена приземистых, покрытых мягкой белой шерстью семируких гвалов – единственных разумных жителей этого мира, предпочитают держаться от озера подальше, чтобы избежать встречи с крупными хищниками.

Превыше всего гвалы ценят сотрудничество и тепло. Их язык состоит из сложной смеси звуковых сигналов и активных широких жестов, хорошо различимых на больших расстояниях. Мужчины и женщины у них равны в правах, а лидера выбирают исходя из того, кто может лучше согреть племя, вечно кочующее от одного капища огненной девы к другому. Путешествуют гвалы пешком или на ездовых мамалюках – лучших и высокочтимых друзьях.

В связи с кочевым образом жизни и приверженностью традициям уровень развития технологий крайне неровен. Гвалы придумывают хитроумные устройства связи, прекрасно работающие даже в самый страшный снежно-магнитный шторм, но до сих пор пользуются кострами, чтобы согреться».

Если у вас уже есть сюжет или герои для вашего будущего текста – держите их в голове на всех следующих шагах. Если нет – отпустите себя, возможно, история начнет складываться именно в процессе работы над сеттингом.

Итак, приступим к созданию собственного мира!

Шаг нулевой: таблица

В эту таблицу мы будем вписывать короткие ответы на вопросы, на основе которых потом можно написать бриф. Таблица поможет не запутаться в деталях и увязать разнородные факты между собой. Чем больше вы узнаете о своей планете, тем сильнее ее полюбите, а любовь автора к задумке – единственный гарант того, что вы сможете довести работу до конца и влюбить в нее читателя.

Вопросы и подсказки для каждой ячейки таблицы можно найти ниже. Советуем сначала отвечать как можно более кратко, по мере заполнения таблицы возвращаясь к пройденным вопросам и добавляя новые сведения, чтобы создать систему взаимосвязей между разными аспектами жизни мира и его обитателей.

Например, внешний вид зданий, построенных разумными жителями планеты, может быть продиктован их эстетической, культурной, политической и религиозной системой представлений, климатом, естественным ландшафтом, наличием опасных хищников и так далее.

Отвечать на все вопросы сразу не обязательно. Вы можете вернуться к ним позже. А можете проигнорировать, если они покажутся вам лишними. Вполне возможно, что большую часть информации из таблицы в тексте вы использовать не будете. Тем не менее, тщательно проработав мир на этапе подготовки, вы очень облегчите себе жизнь.

Для простоты мы делаем вид, что разговор идет исключительно об удаленной планете N – но таблица может пригодиться и для конструирования другого измерения, Земли будущего, гигантского космолета или таинственного мира на дне Марианской впадины.

Шаг первый: планета

Итак, приступаем к заполнению таблицы! Здесь, как и в каждом следующем пункте, важно помнить, что таблица и вопросы к ней – всего лишь инструмент. Он должен быть полезным и легким в использовании. Добавляйте ячейки, увеличивайте или уменьшайте количество вопросов, создайте отдельную таблицу, посвященную грибам, певчим птицам, типам оружия, экспорту или научным открытиям, – все в ваших руках!

Вот список предварительных вопросов, которые помогут заполнить, вторую строку таблицы.

Расположение. Где находится планета N? Сложно ли до нее добраться? Насколько она велика? Как далеко от своей звезды она находится? Сколько у планеты N лун? Как выглядит ночное небо?

Атмосфера. Какая у планеты атмосфера? Из чего она состоит?

Физика и химия. Какого планета цвета? Из чего состоит почва? Какова длина светового дня? Гравитация? Это молодая планета или старая?

География и климат. Есть ли на ней вода? В каких агрегатных состояниях? Какой на планете климат? Как может меняться погода? Есть ли океаны, материки, острова? Моря, реки, озера? Горы, вулканы, равнины, пустыни?

Кратко ответьте на вопросы. Заполняя каждую следующую ячейку и строку, возвращайтесь назад и расширяйте свои ответы. Сплетайте нити в одно большое полотно!

Шаг второй: жизнь

Заполняем четвертую строку таблицы. Узнаем, есть ли на планете N жизнь и какая она!

Основа основ. Здесь речь может идти как о биохимии – жизнь может быть углеродной или, например, кремниевой. А может – об основном принципе существования живых организмов. Например, «сильный ест слабого», «все организмы находятся в симбиозе», «главный ресурс, за который борются виды, – солнечный свет», «планета – это один большой организм», «смерти нет – только цикл перерождений» и так далее.

Флора. Снова отвечаем на вопросы – не забывайте подглядывать в другие ответы – география и климат вашей планеты подскажут, какие растения могут на ней жить.

Есть ли на вашей планете растения? Они зеленые? Есть ли деревья, кустарники, травы, мхи? Каких они бывают размеров? Влияют ли они на рельеф и географию (есть ли леса, поля, джунгли)? Есть ли на планете опасные растения (ядовитые, хищные, разумные)? Какие у них способы размножения? Доминирующие, редкие и исчезающие виды? Виды с особыми свойствами (целебными, питательными, галлюциногенными)?

Фауна. Давайте заселим ваш мир! Можно просто ответить на вопросы, а можно придумать мини-игру. Допустим, начать с одного конкретного вида, а потом создать для него добычу, врагов, конкурентов и друзей. Например:

«На планете N в полях срединного континента живет маленькая фиолетовая ящерица, которая, почувствовав опасность, набирает в расширяющиеся легкие столько воздуха, что надувается и взлетает на несколько метров. Она пожирает блестящих зеленых жуков-кровопийц и конкурирует за пропитание со стоногими пауками. На ящериц охотятся средних размеров хищные млекопитающие, похожие на кротов. Они ждут добычу под землей, а потом, мгновенно вырыв выход на поверхность, хватают ящериц мощными когтистыми лапами и утягивают под землю. Зато крупные хищники ящериц не трогают. Зависшие в воздухе ящеры указывают им места, где под землей прячутся кроты, и таким образом помогают охотиться».

Можно продолжить и придумать дополнительных врагов, друзей и добычу сначала стоногим паукам, а потом – кротам.

Ну а теперь – вопросы!

Насколько развиты животные этой планеты? Одноклеточные, многоклеточные? Есть ли птицы, рыбы, рептилии, млекопитающие, насекомые или их модифицированные варианты? Опасные, безобидные, пугающие виды? Сверххищники? Доминирующие, редкие и исчезающие виды? Виды с особыми свойствами?

Подумайте, может быть, вам захочется добавить ячейку и сделать отдельный список вопросов для грибов, вирусов, мхов, бактерий или болезней. Если так – не сдерживайтесь!

Подсказка: в качестве источника вдохновения можно использовать биологические классификации земных животных. Гребневики и стрекающие, тихоходки и звездоносы – многие современные виды фантастичны сами по себе.

Шаг третий: общество

А теперь переходим к самому сложному – разумной жизни. Заполняем шестую и седьмую строку.

Уровень развития. Социально-исторического, политического, научного, технического, культурного, медицинского.

Физиология и облик. Жители планеты N – гуманоиды? Ящерообразные? Разумные каменные големы? Насколько они выносливы? Чем питаются? Спят ли они, и снятся ли им сны? Что насчет полов? Способов размножения? Эмоций и чувств?

Система ценностей и табу. Что для них самое важное? Верность? Война? Выживание? Они агрессивны или миролюбивы? Свободолюбивы? Рациональны? Есть ли у них понятие семьи, дружбы, любви, мечты? Какие действия запрещены, и чем нарушение запретов карается? Какие поступки поощряются?

Плотность населения. Планета перенаселена или заселена слабо? Люди живут в основном в городах, в деревнях или поодиночке? Велики ли не тронутые цивилизацией территории?

Язык и способы общения. Они разговаривают при помощи слов, звуков или жестов? Общаются телепатически? Проецируют визуальные образы? Подумайте, как эта языковая система могла развиваться. Существуют ли вымершие языки, высокий и низкий стиль общения, нормы вежливости?

Устройство общества. Количество государств или племен на планете? Присутствует ли в них сословное, классовое или любое другое расслоение? Есть ли у них законы и негласные нормы поведения? Какие системы управления, суда и контроля существуют в этом обществе? Есть ли у них деньги? Профессии или группы занятий? Система образования? Как они воспитывают детей?

История, религия и культура. Какие исторические события сильнее всего отражаются на сегодняшней жизни обитателей планеты? Какие религиозные взгляды у разных групп жителей? Какие ритуалы они исполняют, какие традиции поддерживают? Приводят ли различия к конфликтам? Как они относятся к искусству, какие произведения создают? Есть ли у них праздники?