banner banner banner
Бесноватый цесаревич 5
Бесноватый цесаревич 5
Оценить:
 Рейтинг: 0

Бесноватый цесаревич 5

А гусар реально сумасшедший. В прошлом году мы просто потеряли целый Гродненский полк. Ну, увлеклись ребята и вместо рейда на пару десятков вёрст, дошли до Тырново, чуть было не взяв город с наскока. Послать гонцов бравые вояки не додумались, а командование меж тем ломало голову, куда могло пропасть столько людей и лошадей. В итоге героев, кроме заслуженных наград, ждала неслабая такая выволочка от Каменского. С тех пор Кульнев всегда посылает людей, дабы известить, куда его несёт нелёгкая. Хотя и пользы от него хватает. Во главе с Яковом Павловичем лёгкая кавалерия буквально затерзала османские тылы. С учётом того, что казачьи полки возглавляет Платов, то наша конница – это страшная сила.

Дошло до того, что крупные обозы османов перестали передвигаться с охраной менее пары рот. А мелкие вообще исчезли, так как шансы добраться до адресата практически нулевые. В этом плане сильно помогают гайдуки, которые почувствовали полную поддержку. Я же не просто так переселяю за Дунай целые селения, дабы башибузуки перестали отыгрываться на мирных жителях. Поэтому повстанческое движение растёт, так как мужчины спокойны за свои семьи. Плюс хватает мстителей. Зверства турок и их шакалов, имеют оборотную сторону. Потерявшие всё и отчаявшиеся люди готовы грызть врагов зубами. А ещё они отвечают магометанам не меньшей безжалостностью. Пленных не берут и казнят максимально жестоко.

В итоге неприятель засел по крепостям, а мусульманское население массово бежит на юг. Ещё и полыхнуло восстание стамбульской нищеты. Морские поставки продовольствия перекрыты российским флотом и греческими пиратами. Балканские ресурсы идут строго для содержания огромной армии. Путь через Анатолию долгий и более затратный. Цены на хлеб в столице Порты скачут каждый день. Дошло до захвата государственных складов, с чего и началось восстание. Ещё и мамелюки опять вернули власть в Египте, свергнув навязанного пашу. Хлеб они продают, но внаглую пользуются ситуацией, дополнительно взвинчивая цены. Греческие повстанцы под шумок освободили весь Крит и принялись за другие острова. Морея фактически стала независимым государством и начала подминать под себя новые земли. Так что проблем у нового султана хватает.

И несмотря на это Порта держится. Махмуд оказался человеком деятельным и умным. Значительную часть городских люмпенов он загнал в армию. И это уже дало плоды в Анатолии, где Цицианов так и не смог продвинуться далее Карса. Против нас такая модель не пройдёт, уж очень велика разница в выучке и количестве артиллерии. Но на восточном направлении магометанам удалось остановить продвижение войск противника, банально задавив его массой. Ещё и местность там горная, что влияет на специфику боевых действий. Потому я и предостерегаю Каменского лезть с малыми силами в предгорья. Лучше выманить войска визиря на равнину в подготовленную ловушку. Только тот засел под Шумлой и никуда не торопится.

По данным разведки, новый султан готовится лично прибыть в расположение армии и воодушевить павших духом воинов. В Стамбуле сейчас жуткая резня. Под шумок обе стороны как восставшие, так и власти, решили пограбить христиан. Последних мне не жалко. Там предателей и верных слуг османов чуть ли не большая часть.

Со своей стороны я решил использовать егерей. Ну не зря же они столько лет готовилась. Основная задача на данный момент – устранить Хюсрев-пашу и Ахмет-пашу, уж очень инициативные товарищи. Первый вообще умудрился вырваться из Рущука, хотя и обещал стоять насмерть. Глубоко в тыл своих ребят я посылать не собирался, очень опасно. Пока они изучали местность, учили язык и налаживали связь с гайдуками. Как только армии сблизятся, можно будет начать охоту. Или пусть ловят языков из офицеров, тоже дело нужное. А то ребята после Силистрии заскучали, надо им развеяться и крови османской хорошенько попить. В Персии они порезвились от души. Да и за Дунаем навели страха на басурман. Крымскотатарских лидеров выбили именно егеря.

Всё шло по плану и чуть ли не образцово. Я уж, грешным делом, размечтался, что фортуна повернулась ко мне лицом. И тут вдруг в расположении армии появляется человек, которого я точно не планировал увидеть. Глава моей разведки в Вене не тот человек, который лично сорвётся на доклад.

– Рассказывайте, Андрей Петрович, – говорю явно нервничающему невысокому человеку.

Хорошо, что неприятные новости застали меня в Тульче и Каменский тоже в городе. Не стал откладывать встречу и сразу вызвал к себе командующего. Пока же занялся написанием писем, которые агент должен отвезти нужным людям в Австрии. Эта корсиканская сука смогла удивить, хотя чего ещё от него ожидать.

– Вена, скорее всего, пала, и Австрия выходит из коалиции, – Каменский и Ланжерон смотрят на меня с недоумением, – Наша задача быстро и с наименьшими потерями закончить кампанию против осман.

– Но как вы узнали о наступлении республиканцев? – воскликнул начштаба.

– Этот вопрос впору задать вам, граф. Или Генштабу, который обязан вести разведку и информировать действующую армию. Почему я по своим коммерческим каналам получаю новости быстрее, нежели русская армия. Но дело не в этом. Что мы будем делать?

А ситуация сложилась непростая. Наполеон нарушил перемирие и атаковал австрийцев с юга. Его немецкие союзники тоже перешли в наступление и уже перешли границу Пруссии. Но самое хреновое, что пала Вена. Понятно, что столица – это не вся Австрия, но для коалиции просто смертельный удар. Вопрос капитуляции австрияков – дело времени. А русская армия находится в районе Кракова.

– Предлагаю выслушать ваше мнение, – предложил Каменский, – Я солдат, а не политик. Предпочитаю принимать решение, отталкиваясь от более детальной информации.

– Мы просто обязаны атаковать неприятеля под Шумлой. Одновременно Сарычев обозначает высадку десанта в Варне и Бургасе. Сжечь эти города не такая великая задача. Султан уже прибыл в расположение войск, поэтому устроим ему дополнительные неприятности.

– Нас около тридцати пяти тысяч против ста двадцати басурман, – опять полыхнул эмоциями Ланжерон, – Коммуникации растянуты. Армии нужны подкрепления, которые можно получить из гарнизонов крепостей. И зачем посылать десант, когда каждый солдат необходим здесь?

– Румянцев и Суворов рассмеялись бы вам в лицо, граф! Русские сначала ввязываются в бой, а только затем уточняют количество войск противника. Неужели вы боитесь этот сброд, называемый османской армией? Но часть людей из крепостей мы переведём.

Щёки француза полыхали, но он промолчал. А чего говорить, если я прав? Кагул и Рымник навсегда останутся в памяти русского народа. И наши генералы точно не считали количество осман, они их уничтожали.

– А что будет дальше? – спокойно произнёс Каменский.

– Мы собираем все корабли и лодки, чем необходимо заняться в ближайшее время. Позиции займёт резервная армия и валахи с гайдуками. Армия же выдвигается в сторону Будапешта по Дунаю. Далее будем отталкиваться от данных разведки.

– Вам повезло, что в моей столице взбунтовалась беднота. Иначе ни о каком перемирии не шло бы речи.

Новый султан реально умный товарищ. Этим он и подписал себе смертный приговор. России такой грамотей во главе Порты точно не нужен. Через пару недель Махмуд падёт от происков врагов, надо будет переориентировать егерей на новую цель. Но пока он мне нужен и не стоит вносить в османский лагерь дополнительный разлад.

А ещё сей господин не должен знать, что новый виток восстания в Стамбуле моя инициатива. Именно наш десант захватил склады зерна в Никее и сжёг всё, что не смог увезти. Обещанный хлеб не дошёл до столицы и спровоцировал голодающих людей на новый бунт. С учётом того, что египетский паша уже захватил Аккру, ситуация стала критической. А ведь ещё была армия Цицианова, греки и сербы с черногорцами.

После разгрома османской армии под Шумлой у нас оставалось два варианта. Я выбрал дипломатический, ибо не стоит загонять раненого зверя в угол. Султан не дурак и согласился на переговоры. Полноценного мирного соглашения никто не просил, но передышка была нужна обеим сторонам.

Мысленно возвращаюсь к недавнему сражению. А ведь это была образцово-показательная операция со стороны нашей армии. Все части действовали как единый организм. Враг был полностью лишён реальной информации. Ещё российский флот высадил десант, который ввёл в панику не только мирных жителей. Османы были обречены. Нет, захватить такие огромные территории столь малыми силами нереально. И уничтожили мы не более четверти армии неприятеля. Но тактическое преимущество на нашей стороне и им необходимо воспользоваться. Россия тоже понесла потери, хотя они несопоставимы с войсками Порты. Только мы вырезали фактически всю его боеспособную пехоту, сами же потеряли не более пяти тысяч, из которых половина иррегуляры и союзники.

Всё-таки не хватает османам нормального взаимодействия между родами войск. Имея тотальный перевес в коннице, она действовала бездарно, расстреливалась артиллерий и далее добивалась русской кавалерией. То же самое касается пехоты. Храбрости и фанатизма войскам Махмуда было не занимать. Но шрапнель такая вещь, от которой пока нет реального спасения. Каменский ещё и остатками ракет шандарахнул по османскому резерву, идущему на помощь янычарам. А выучка басурманских артиллеристов была несопоставима с нашей. Тем временем беседа продолжилась.

– Я не могу отдать вам земли южнее Дуная, – произнёс испуганный толмач.

– Хорошо. Значит, мы пойдём на Стамбул, – усмехаюсь словам султана.

Махмуд думал некоторое время и затем усмехнулся. Нет, положительно надо валить этого товарища.

– Вы излишне переоцениваете русские силы. Вам удалось воспользоваться нашей неорганизованностью и нанести поражение этому дураку Ибрагиму. Взять Шумлу вам по силам, но далее тупик. Мы отойдём в горы и закроем перевалы.

– Ваша армия живёт вчерашним днём, – отвечаю султану, – Ваше Величество просто не хочет этого признавать. Артиллерия и обученность войска, являются главным фактором побед. Не помогла даже помощь англичан с французами. Порта живёт по старым правилам, хотя уже не раз терпела поражения от противника, который в несколько раз уступал ей численно.

– Вы про прутский поход царя Петра? – улыбнулся мой собеседник.

Я не дипломат и ответил максимально жёстко.

– Суворов разбил вашу стотысячную армию, имея в четыре раза меньше войск. Из которых чуть ли не две трети были австрийскими. Посему предлагаю закончить мериться успехами предков и перейти к делу.

– У вас безвыходная ситуация, – человек в огромной чалме не хотел признавать очевидного, – Россия не может одновременно воевать с Францией и Великолепной Портой.

– Прощайте. Встретимся в Константинополе через месяц.

В итоге мы подписали соглашение о перемирии на два года. Никуда султан не денется, ситуация у него безвыходная. Стамбул и основные города бурлили от негодующего народа. В Шумле мы захватили почти весь османский обоз, восполнить который весьма проблематично. Даже если не все сбежавшие басурмане бросили оружие, то что они будут есть? Да и артиллерии у Махмуда фактически нет, большая часть досталась нам. Численное преимущество было на стороне басурман, но кого это волнует? Это не прежние времена, когда многое решало количество воинов. Даже в европейской компании последних лет были подобные примеры. Тот же англо-русский корпус в Голландии потерпел поражение от весьма скромных сил противника. Другой вопрос, что лезть в горы – значит понести огромные потери. Хотя очень хотелось устроить марш-бросок на Адрианополь.

Временная граница пройдёт по нынешней линии разграничения, но с небольшими уточнениями. Шумлу с Варной мы оставляем. Окрестности этих городов будут демилитаризованной линией. Понятно, что басурмане будут её нарушать. Но у нас есть казаки, степняки и гайдуки, которые тоже не собираются отсиживаться в сторонке. Затерзаем вражин так, что они взвоют. А наша армия грузилась на корабли и двигалась вверх по Дунаю. Из Австрии приходили просто неутешительные новости.

– Я так и не понял, князь, – обращаюсь к венгру, когда мы остались наедине, – Вы с нами или против?

Мадьяр было дёрнулся от моего тона, но быстро взял себя в руки.

– У нас много внутренних противоречий. Часть венгерской аристократии слишком связана с Веной, не забывая про свой народ. Но вы можете рассчитывать на наши полки. Трусливое поведение Франца оттолкнуло многих венгров, и не только. Хорваты, чехи и сами австрияки весьма разгневаны. Мы не привыкли складывать оружие.

– Мне приятно осознавать, что я не ошибся в вашем народе, князь. Посему считаю, что мы должны ударить во фланг республиканцев.

Будапешт меня не впечатлил. Бывал ранее в этом городе, но сейчас это деревня. Бухарест ещё хуже, но плевать. Наша армия двигалась вверх по Дунаю, в первую очередь перевозя артиллерию с припасами.

Наполеон разбил австрийцев и вынудил Франца идти на соединение с армией Карла, располагавшейся в Богемии. Но, скорее всего, вопрос нового разгрома и капитуляции уже решён. Наверняка брат Императора шёл на помощь столице и просто лишён пространства для манёвра. Тут ещё и войска, которые должны были защищать Вену, фактически развалились. Венгры с хорватами отошли к Раабу и вышли из войны. Ещё внутри обоих народов началось брожение. В чём есть и моя заслуга. Только вот я точно не планировал, чтобы в Австрии началась гражданская война именно сейчас.

Чего там у пруссаков пока не знаю. Но вряд ли даже объединённая прусско-шведская армия способна противостоять группировке Нея, без помощи австрийцев. Основная русская армия, ведомая Императором, методично двигалась на запад и могла оказаться один на один с Наполеоном. Депешу Александру я направил, но пока не получил ответа. Ситуация складывалась самая неприятная для русской стороны. А здесь ещё эти венгры. Семь полков мадьяр могли сыграть решающую роль, вот только не было у них единства. Они начали делить власть толком до неё не дорвавшись.

Я точно не собирался им помогать. Мы высадились в Будапеште и оказались в центре венгро-австрийских разборок. Оказывается, часть мадьярской знати вполне себе ратует за Вену. Ну, привыкли они так. Меня же более интересовали новости с севера. А они не радовали.

– Вы можете рассчитывать на два полка, семь – восемь эскадронов гусар и снабжение русских войск провиантом. У моего народа ещё не отшибло память, и мы благодарны победителям Порты.

– Россия сражалась за свои интересы, – отвечаю собеседнику.

– Может быть. Только вы нанесли проклятым магометанам такой урон, который они ещё долго будут переваривать. За что вам спасибо от моей семьи и всех венгров!

А Венгрия реально полыхнула. Я же недаром столько лет проводил здесь антивенскую политику. После неожиданного удара Наполеона именно венгры с хорватами были готовы драться до конца. Но Франц принял иное решение, чем буквально расколол страну. России это только на пользу, но в будущем. Хотя всё так изменилось, что может это хороший для нас расклад.