Книга Очерки становления свободы - читать онлайн бесплатно, автор Джон Актон. Cтраница 5
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Очерки становления свободы
Очерки становления свободы
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Очерки становления свободы

С моей стороны было бы самонадеянностью пытаться указать все те бесчисленные пути, которыми влияние христианства постепенно пронизывало государство. Первым поражающим обстоятельством является та медлительность, с которой заявило о себе в мире движение, изначально столь грандиозное. Опыт народов на различных этапах цивилизации и практически при всевозможных правительствах показывает, что ни в одном из своих проявлений христианство не брало на себя задач политического апостольства и, в своей всепоглощающей занятости преобразованием личности, не бросало вызова общественной власти. Ранние христиане избегали контактов с государством, не принимали государственных должностей, даже не желали служить в армии. Лелея свое гражданство в царстве не от мира сего, они перестали связывать какие-либо надежды с империей, казавшейся слишком сильной, чтобы с нею бороться, и слишком погрязшей в пороках, чтобы ее обращать, – с империей, чьи институты, итог и гордость многих столетий язычества, возводили свои полномочия к воле богов, которых христиане почитали бесами; с империей, из века в век обагрявшей свои руки кровью святых мучеников, не имевшей надежды ни переродиться, ни избежать своего гибельного предопределения. В своем благоговейном страхе ранние христиане воображали, что падение империи будет одновременно падением церкви и концом света; никто тогда не мог и помыслить о том безграничном влиянии, духовном и общественном, которым их вера обнаружит себя среди племен разрушителей, в те дни повергавших в унижение и обращавших в руины империю Августа и Константина. Обязанности государства в их глазах значили меньше личной добродетели и обязанностей подданных; многие и многие годы потребовались для того, чтобы власть, сосредоточенную в их вере, они осознали как тяжкое бремя. Вплоть до эпохи Иоанна Златоуста они удаляли от себя всякое размышление, подводящее к необходимости освободить рабов.

Хотя доктрина личной ответственности и самоотвержения, лежащая в основании политической экономии, записана в Новом Завете столь же отчетливо, как в Богатстве народов, до нашего времени этого никто не замечал. Тертулиан гордится пассивной покорностью христиан. Мелитон Сардийский пишет к языческому императору так, как если бы тот был вообще неспособен к несправедливости; и даже уже в христианские времена Оптат полагал, что если кто-либо осмеливается найти недостаток в его суверене, то он заносится до того, чтобы считать себя почти равным Богу. Но этот политический квиетизм не был универсален. Ориген, способнейший из ранних писателей, оправдывал заговор как средство низвержения деспотии.

Начиная с V столетия речи против рабства звучат все более страстно, все более настойчиво. В теологическом же смысле, пусть еще в зачаточном состоянии, уже богословы второго столетия требовали свободы, а богословы IV столетия – равенства. В политике происходило существенное и неизбежное преобразование. Были известны народные правительства, правительства смешанные и федеральные, но не было правительств ограниченных, не было государства, круг власти которого определялся бы внешней по отношению к нему силой. Такова была великая проблема, поднятая философией, но оказавшаяся не под силу ни одной государственной системе. Те, кто свидетельствовал о высшей власти и уповал на ее помощь, в действительности воздвигали метафизический барьер перед правительством, – но они не знали, как сделать этот барьер реальностью. У Сократа был лишь один способ противостоять тирании реформированной демократии: умереть за свои убеждения. Стоики могли только советовать мудрецу держаться в стороне от политики, храня неписаный закон в своем сердце. Но вот явился Христос и сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Эти слова, произнесенные Им во время Его последнего посещения храма, за три дня до Голгофы, поставили гражданскую власть под защиту совести, вручили ей святость, которой она никогда не обладала, и положили границу, которой она никогда не сознавала. Эти слова были отвержением абсолютизма и освящением свободы. Ибо Господь наш дал нам не только заповедь, но и силу исполнить ее. Ограждать неприкосновенность верховной сферы, сводить всякую политическую власть к известным границам – все это перестало быть уделом мечтаний терпеливых увещевателей, но в качестве постоянной ответственности и заботы было возложено на самый действенный из институтов на земле, на самую универсальную из человеческих общностей. Новый закон, новая духовность, новая власть – сообщили свободе смысл и ценность, которыми она никогда не обладала в философии или конституциях Греции или Рима, до уяснения человечеством той истины, которая делает нас свободными.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Fears 1, 464. – Полная ссылка на эту книгу приведена в избранной библиографии, приложенной к предисловию.

2

Fears 1, 53; см. с. 130 наст. изд.

3

Fears 1, 64.

4

Letter to Bishop Mandell Creighton, 3 April 1887; in: L. Creighton, Life and Letters of Mandell Creighton, 1904, i, 372.

5

Essays, The Catholic Press.

6

Cf. Fears 3, 600 from Add Mss. 5528, 43.

7

From: Döllinger on the Temporal Power, in Fears 3, 95.

8

Hist. of Freedom in Antiquity, in Fears 1,7; см. с. 41–42 наст. изд.

9

Report on Current Events 1860, in Fears 1, 50.

10

См. с. 38 наст. изд.

11

Acton to Simpson 16 February 1858; in: Letters to Simpson, 1, 8–9.

12

Fears 1, 402.

13

Cf. Fears 3, 600.

14

Fears 1, 18, 400.

15

Fears 1, 431.

16

Fears 1, 24.

17

Fears 1, 19; см. с. 66 наст. изд.

18

Цитируется в Fears 1, 52.

19

Fears 1, 22; см. с. 72–73 наст. изд.

20

Fears 1, 19; см. с. 180–181 наст. изд.

21

Fears 1, 426, Национальное самоопределение, см. с. 166 наст. изд.

22

Fears 1, 43–45; см. с. 52–55 наст. изд.

23

Cf. Fears 1, 496.

24

Fears 1, 47. См. с. 119 наст. изд.

25

Fears 3, 29.

26

Лекция, прочитанная 26 февраля 1877 года перед членами Бриджнортского института.

27

Имеются в виду афиняне. (Все примечания принадлежат переводчику, если не указано иного.)

28

Имеется в виду мадам де Сталь.

29

Байрон. Манфред, акт III, сцена IV.

30

Мильтон. Потерянный рай, 1, 22.

31

То есть в Великобритании второй половины XIX века.

32

В квадратных скобках добавления, сделанные переводчиком.

33

Швейцарии.

34

России.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги