banner banner banner
С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®
С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®
Оценить:
 Рейтинг: 0

С Оскаром и рядом. Том II книги 1, серия Ru KinoStarz®


Первый номер вышел из печати 11 июля 1919 года.

Пережив землетрясение Канто 1923-го года, переезды, смены периодичности, военное время, переименование, кратковременные остановки печати, расширения и уменьшения объемов содержания, ликвидации и реорганизации материнских компаний, с июля 2023-га года журнал стал ежемесячным.

Почему так подробно про японский киножурнал?

Всё просто. Потому что он опередил время, опередив «Оскар».

Первоначально «Кинема Дзюнпо» специализировался на освещении зарубежных фильмов, отчасти потому, что его авторы-издатели встали на сторону принципов движения «Чистое кино» (the Pure Film Movement), резко критикуя японское кино.

Подзаголовок у журнала был на английском – The Movie Time, что в переводе означало «время кино».

Этот слоган можно принять за символ мультикультурализма японского кино, с точки зрения абсорбции конечно же, т. к. внутреннее производство и тогда и сейчас в этом островном государстве остаётся закрытым и самодостаточным. Но впитывание зарубежной кинокультуры, знаний и технологий шло интенсивно. Это отразилось даже в самое первой индивидуальной премии журнала.

Вручение премии «Десять лучших фильмов Кинема Дзюнпо» (the Kinema Junpo Best Ten Awards) стартовало спустя 3 года после вручения Медали почёта от журнала «Фотоплэй» и на 5 лет раньше первого «Оскара» – в 1924-м году. Вернее, поначалу это были списки с перечнем десятки только зарубежных фильмов, наиболее выдающихся по мнению редакции и рекомендуемых к просмотру. Но эти списки быстро попали в разряд престижных.

Регулярная назначаемая конкретная кинопремия была учреждена тремя годами позже, в 1927-м году, как категория наград для японских фильмов:

? «Премия Kinema Junpo за лучший фильм года»

(The Kinema Junpo Award for Best Film of the Year)

первоначальное название:

«Премия Kinema Junpo Best Ten за лучший японский фильм»

(The Kinema Junpo Best Ten Award for Best Japanese Film)

Фактически, японцы первыми ввели два правила, впоследствии применённых и оскаровскими академиками:

1) принцип выделения и награждения «за прошлый год»; он был применён с самого первого года, поэтому впервые объявленная награда, вручённая в 1927-м году, относилась к фильму, выпущенному на экран в предыдущем, 1926-м году;

2) публичное оглашение номинаций и селекция лучшего среди них; каждый фильм, включённый в список «Десять лучших японских фильмов», получал награду, но только фильм с самым высоким рейтингом становился лучшим японским фильмом прошлого года.

Самый первый победитель в категории премии со 105-ти летней историей:

? японский полнометражный чёрно-белый немой комедийный детектив «Женщина, коснувшаяся ног» («Ashi ni sawatta onna»), режиссёр – Ютака Абэ (Yutaka Abe), продакшн-компания – Nikkatsu Dai-shogun.

Крайне символично, что премия за лучший японский фильм 1926-го года досталась фильму, поставленному на одной из старейших в мире действующих кинокомпаний (см. том 1, подглавка ПЕРВЫЕ КИНОКОМПАНИИ) начинающим режиссёром с богатым актёрским опытом, привезённым им из США. Оставшийся известным в Голливуде под псевдонимом Джек Аббе (Jack Abbe), он за период учёбы и жизни в Северной Америке (1912—1925 годы) успел в 1914—1921 годах съёмочной работы в Голливуде сняться в 11 игровых фильмах. В том числе ему удалось поработать и с теми, кто затем отметится в истории первыми победами и номинациями в самом первом «Оскаре»: на съёмочной площадке с Фрэнком Борзейджем (Frank Borzage), потом у него и у Сесила Демилля (Cecil B. DeMille) как режиссёров, и у таких продюсеров как Сэмюэл Голдвин (https://dmsd.online/post/SamuelGoldwyn-KinoBlog-RuKinoStarz), Джесси Л. Ласки (Jesse L. Lasky) и др. Свой богатый американский опыт и личный талант Джек Ютака Абе превратит в Японии в 75 поставленных фильмов.

Только перерыв в «Премии Kinema Junpo за лучший фильм года» (1944—1946 годы) не позволил ей поставить количественный рекорд. В 2023-м году из-за трёхлетнего перерыва была вручена не 97-я, а 94-я по счёту премия.

? Из любопытного. Читая название японского журнала по-русски, вспоминается известная песня лёгкого мотива в исполнении Андрея Миронова из культовой советской кинокомедии-вестерна «Человек с Бульвара Капуцинов» (1987), в упрощённом виде подавшем зрителю историю зарождения американского кинопроката: «Синема! Синема! От тебя мы без ума!»

Кинопремия «Кинема Дзюнпо» в своей борьбе за звания пионера и рекордсмена – это да, история мирового «синема», повлиявшая в том числе и на то, как будет выглядеть кинопремия «Оскар».

Как это началось у AMPAS

Ответственная за вручение «Оскаров» Академия кинематографических искусств и наук (the Academy of Motion Picture Arts and Sciences или AMPAS) официально учреждена 11 мая 1927 года. Сегодня AMPAS также известна как Академия (the Academy) или Киноакадемия (the Motion Picture Academy).

«Академия кинематографических искусств и наук» как понятие началось с Луиса Мейера, в то время главы голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). По легенде он однажды он завил, что хочет создать некую организацию – для урегулирования трудовых споров без участия профсоюзов и в целом для улучшения имиджа киноиндустрии. На встрече с тремя влиятельными коллегами (фамилии для краткости опустим) обсуждалась идея ежегодного банкета в своего рода элитном клубе, но о наградах тогда даже и речи не шло. Четвёрка инициаторов AMPAS постановила – членство в организации будет открыто только для профи[14 - Слэнговое сокращение слова «профессионал».] из пяти отраслей индустрии: продюсеров, актёров, режиссёрров, сценаристов и техников[15 - В наши дни – сравните – Академия кинематографических искусств и наук имеет 17 отделений и членство расширилось далеко за творческие профессии: если ты руководитель, специалист по маркетингу и связям с общественностью, у тебя есть шанс стать академиком, конечно при условии, что своей работой/по своей должности ты в той или иной степени участвуешь в кинобизнесе.].

После первой встречи Луис Мейер собрал группу уже из тридцати шести человек, связанных с киноиндустрией, пригласив их в отель «Амбассадор» (the Ambassador Hotel)[16 - Отель «Амбассадор» – будущее место проведения 6 церемоний вручения премий «Оскар» – открылся в Лос-Анджелесе 01.01.1921 г., в 2006-м году снесён, причина сноса (мнение): чтобы лишний раз не напоминать своим существованием о месте/дате убийства сенатора Р. Ф. Кеннеди.] на официальный банкет 11 января 1927 года. В тот вечер он представил своим гостям проект «Международной академии кинематографических искусств и наук» и предложил всем прибывшим гостям стали её основателями. Они согласились. В промежутке до даты подачи официального Устава организации на регистрацию (04.05.1927 г.) слово «международная» исчезло из названия, и неделю спустя родилась «Академия кинематографических искусств и наук».

Первое организационное собрание новоиспечённой Академии состоялось 11 мая 1927 года в отеле «Билтмор» (the Los Angeles Biltmore)[17 - Отель «Билтмор» открылся в Лос-Анджелесе в 1923-м, существует до сих пор – в наши дни под именем «Миллениум Билтмор» (the Millennium Biltmore Hotel).]. На этом собрании выбрали первое руководство Академии, напечатали первый список её членов из 230 человек, а в завершение назвали Томаса Эдисона (Thomas Edison, см. том 1) почётным членом, открыв счёт таковым.

Как и задумывалось, состав академиков был разбит на пять основных секций: продюсеры, актёры, режиссёры, сценаристы и техники.

В первый год организация сосредоточилась на участии в арбитражных разбирательствах, переговорах по трудовым спорам между профсоюзами и руководством студий, а также на проблемах и задачах внедрения новых технологий и систем профессиональной классификации.

Только через год и две недели после своего создания Академия начала серьёзно обсуждать структуру наград и церемонию вручения через обновлённый состав специально созданного комитета (the Steering Committee):

? «Награды за заслуги» или «Почётные награды»

(Awards of Merit[18 - Award of Merit есть лингвистическая вариация названия конкурентной премии от «Фотоплэй», которая называлась Medal of Honor.]).

Так и было объявлено интересующейся общественности – «Возобновление проекта по вручению Почётных наград за выдающиеся достижения» («Revival of project to bestow Awards of Merit for distinctive achievements»). По сути реанимировалась идея предыдущего совета директоров, который за несколько месяцев до этого впервые поднял вопрос о награждении Почётными грамотами, назначил первый состав уже упомянутой организационной группы и с её помощью даже разработал частичный план, но без какой-либо конкретики дальше.

? Историческая справка. Первое официальное сообщение о возрождении плана «Оскар» было опубликовано Академией в №11 «Бюллетеня» (Bulletin Academy of Motion Picture Arts & Sciences) от 04.06.1928 г. В нём зафиксировано, что возрождение интереса к проекту, который периодически рассматривался советом директоров (the Board of Directors) и ранее, произошло 28.05.1928 г.

Все первые реализованные решения по будущему «Оскару» принимались в головном офисе Академии, расположившемся в секции помещений для офисов и приёмов отеля «Рузвельт», и отсюда же распространялись как официальные новости. Кстати, на первом этаже отеля, фактически рядом с офисом заседаний академиков и их гостей была проведена и первая наградная церемония, но об этом чуть далее.

? Справка. Отель «Рузвельт» (the Hollywood Roosevelt Hotel) существует до сих пор по своему первоначальному местоположению – г. Голливуд, округ Лос-Анджелес, Голливудский бульвар, 7000[19 - Первоначальный номер дома – 7010.]. Назван в честь 26-го президента США Теодора Рузвельта (Theodore Roosevelt Jr.), построен на частные пожертвования известных личностей Голливуда, включая и Луиса Мейера. Впервые распахнул свои двери для постояльцев 15.05.1927 г. В 1991-м объявлен культурно-историческим монументом Лос-Анджелеса.

На этот раз у совета директоров Академии и оргкомитета премии получилось довести дело до конца, точнее – до начала старта многолетнего проекта. Скорее всего – из-за правильно сформулированной миссии будущей своей кинопремии:

? Из первых уст. Тему присуждения почётных наград Академии за выдающиеся достижения в области производства, актёрского мастерства, режиссуры, писательской, художественной и технической работы Академии признала в составе своей деятельности «одной из важнейших». И публично постановила, что «будет стремиться к обеспечению беспристрастности наград любой формы, вручаемых от имени Академии, ибо они (медали, призы и т. д.) должны стать знаками большой ценности и отличия».[20 - «With interest now revived in this subject it will be possible, in the opinion of the Board, to make this feature of Academy activity one of major importance. With proper care to insure the impartial bestowal of awards, the Academy medals, prizes or whatever form of award may be decided upon, should become marks of great value and distinction.»]

К июлю 1928-го года совет директоров Академии утвердил список из двенадцати наград, которые будут вручены, и систему голосования для награждения.

Это и есть то, что всему миру сейчас известно как кинопремия «Оскар»:

? «Награда за выдающиеся достижения»

(Award of Merit for Distinctive Achievement).

Базовое понятие среди награждаемых Академией – номинанты – появилось уже на стадии первого голосования. Среди её членов были распространены пустые 5-страничные бюллетени под названием «Официальный номинационный документ» (Official Nomination Paper) для письменного голосования, с предупреждением «только члены Академии могут выдвигать кандидатуры»[21 - В наши дни – это одностраничная форма и называется она тоже бюллетень, но короче (Oscars Ballot).].

Нескольким десяткам академиков, получившим этот бюллетень, предписывалось заполнить страницы внутри, подписаться своим именем и сдать секретарю Академии не позднее 15 августа 1928 года[22 - Сравните с днями сегодняшними. Ныне голосование организуется Академией среди почти 10 000 её членов.].

Все выбранные номинанты первой премии были уведомлены телеграммами. Затем Луис Мейер связался с коллегией судей Академии (a Board of Judges), чтобы определить победителей.

? Версия. По альтернативной версии, голосование за звания первых лауреатов премии «Оскар» было сосредоточено в руках главных основателей AMPAS: вместе с Луисом Мейером из русских киноэмигрантов в неё входил и Джозеф Шенк (https://dmsd.online/post/JosephSchenck-KinoBlog-RuKinoStarz).

С датой проведения церемонии награждения случилась чехарда, подробности которой опустим. В сухом остатке: несмотря на то, что согласно тому же «Официальному номинационному документу» вручение наград предлагалось провести на ежегодном собрании Академии в форме открытого заседания или в форме ужина в конце октября 1928 года, оно (вручение) состоялось более чем на полгода позже (см. далее).

Получается, предоставленного судьям времени оказалось недостаточно для принятия решений по награждениям самыми первыми «Оскарами».

Лауреаты премии и обладатели почётных званий впервые публично были объявлены 17 февраля 1929 года.