Ничто не в силах убедить меня, что «по образу Божию» сказано лишь о человеке. Мне даже кажется, что горные вершины реки, озера, деревья, цветы и животные куда лучше свидетельствуют о сущности Бога, чем люди с их нелепыми деяниями, с их низостью, тщеславием, лживостью и ужасающим эгоизмом.
К.Юнг.
Человек есть существо бессознательно хитрое и недостаточно прямое, существо, запутанное и нелегко подающееся пониманию.
Н.А. Бердяев.
Моя личность не есть готовая реальность, я создаю свою личность, создаю ее и тогда, когда познаю себя, я есть прежде всего акт.
Фихте.
Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою собственную душу. Тот, кто смотрит на мир, мечтает и грезит; тот кто смотрит внутрь себя, пробуждается.
К.Юнг.
Человек – это болезнь. Болезни приходят к человеку, но сам он также является болезнью. В этом его проблема, но в этом и его уникальность.
Раджниш.
В определенном смысле мы есть ни что иное, как сложный сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями…. Наше тело, мысли и желания – это лишь тонкий пласт нашего тотального существования.
Ш.Ауробиндо.
Человек – непрестанно развивающееся сложное существо, часть природы которого уже проявлена, другая же часть остается пока еще в состоянии скрытом.
Из теософских учений.
Все семь начал человека представляют полную аналогию с различными сферами Космоса, которым, в свою очередь, соответствуют различные состояния сознания.
Из древнеиндуских учений.
Человек не просто природен – он сама природа, сам мир, в бесконечности потенций и направлений, глубин и вершин существования.
С.Д. Максименко.
Строение человека повторяет основные направления развития всего Космоса, имея в себе три начала, три составные пронизанные изначальным Духом – Разумом.
В.Г. Каранфил.
Тело человека является генератором и приемником торсионных полей разной природы, отражающих информацию о реальности всех уровней Вселенной.
В.В.Ярцев.
Писания всего мира утверждают, что человек является не тленным телом, но живой душой…
… Тело это царство, которым управляет Императрица Душа.
П.Йогананда.
Мы не отдельные элементы, а часть одного гигантского целого.
Мы живем одновременно в двух мирах, двух реальностях: внутренней реальности наших мыслей, чувств и взглядов и внешней реальности, где существуют люди, места, вещи и события. Реальность течет, ничто не постоянно, все является частью модели, находящейся в непрерывном движении.
Д.Кехо.
Мы неизменная материя, но узоры, увековечивающие себя водовороты, в вечно текущей реке.
Н.Вайнер.
Человек живет в нескольких плоскостях, в нескольких измерениях в каждый миг своего бытия. Человек в своем обычном состоянии является лишь частичкой, элементом более сложной системы. Нам надо научиться видеть, ощущать, переживать себя самого.
Познай самого себя – самая главная заповедь и единственный путь, достойный человека.
Б.Сервест.
Человек чаще машина, или, иначе говоря, робот, в самом полном смысле слова. Он комплекс механизмов подчиняющихся некоторым внешним или внутренним силам, которые превышают его, по мере того как силы океана, на пример, превосходят креветок и медуз.
Гурджиев.
Человек – это Душа, работающая с Телом и через Тело…
Дом Душ – мир Света, бесконечное пространство, залитое золотисто-красным светом…
Мой дом – мир Душ, мир Покоя, мир трансцендентного Света.
Я наслаждаюсь глубоким спокойствием, сладким безмолвием… и, когда приходит время вернуться к ощущению своего тела, я делаю это с чувством отстраненности…
Я возвращаюсь в физический мир… на сцену Мировой Драмы.
Раджа-йога.
Я Душа (Жизнь) и у меня есть тело. Я есть Дух, постижение которого, дано только человеку.
А.Хакимов.
Что же такое вы и я на самом деле? Мы с вами – выражение всей Вселенной. Вселенная дала жизнь вам и мне как отдельным людям, но она не выпустила нас из объятий вечности. В это самое мгновение мы столь же несомненно находимся вне времени, как и в нем.
Точно также как вы нуждаетесь в мире, чтобы жить, мир нуждается в вас, чтобы существовать.
Душа или подлинное «Я» не внутри вас и не снаружи. Подобно гравитации, истине или времени, душа находится повсюду.
Одна сторона вашего существа играет активную роль, создавая драмы света и тьмы. Но другая сторона вашего существа – это чистое осознание, чистое творчество, чистые возможности. Вы – источник.
Д.Чопра.
Существо человека состоит не только из материи, в его существе такие есть дух, который есть свет, божественный свет. Человек должен иметь некую открытость сердца, которая позволит свету войти в него, свету Бога.
Х.И.Хан.
Человек – с точки зрения энергетики (без личностного взгляда на жизнь) – тройная батарейка, разумный аккумулятор. Если условно принять человека за лампочку, то его поле можно представить, как излучение посылающее сигнал «Я существую». Прожектор находящийся в мозгу, посылает сигнал «Я мыслю», а прожектор сердца: «Я чувствую».
В.Лободин.
Человек является сложнейшей информационно-энергетической системой. Вся информация о человеке в целом и о состоянии его физического тела в частности закодирована в его полевых структурах, при этом существует тесная диалектическая связь полевых и физических структур о взаимном влиянии их друг на друга.
Человеческая жизнь протекает одновременно в трех мирах. В видимом физическом и не видимых – астральном и ментальном.
Человек, являясь космо-планетарной сущностью, представляет собой сложнейшую биологическую структуру в виде материального, белково-нуклеинового субстрата и биополевой субстанции. Основным видом потребляемой энергии, обеспечивающей работу органов и систем, является тонкая специфическаяэнергия, относящаяся к психической энергии, генерируемой организмом путем трансформации различных видов полей, пронизывающих наше тело извне.
Человек с биофизической точки зрения может быть предоставлен как открытый биологический контур жидкокристаллической природы со всеми присущими для этих понятий свойствами.
В.Н.Сарчук.
Человек подобен Космосу: что есть в Космосе, существует и в нем.
Основная идея теории соответствия макро- и микрокосмоса заключается не в том, что человек вмещает всю Вселенную, так как это невозможно, а в том, что каждому миру, плану, области или отдельной части Космоса соответствует вполне определенная часть человека, т.е. комплекса души и тела. Свами Шивананда.
!!! Человек по своей изначальной природе есть бесформенный вездесущий дух. Его принудительное кармическое заключение в теле – результат авидьи, или невежества. Индийские писания учат, что рождение и смерть – проявления майи, космической иллюзии. Рождение и смерть приобретают какое-то значение лишь в мире, где господствует относительность.
П.Йогананда.
Человек есть олицетворенная зашкаливающая, запредельная любовь Отца к сыновьям и дочерям, матери – к своим детям.
Блаженный Иоанн.
Нет ничего ни в нашей природе, ни в сознании, что было бы жестко определено раз и навсегда – все есть игра сил или вибраций, которая своей повторяемостью создает иллюзию «естественной» необходимости.
Сатпрем.
«Мы не неизменная материя, но узоры, увековечивающие себя, водовороты в вечно текущей реке».
Норберт Вайнер.
Глава II.
Человек – концепции1. Концепции Раджниша.
«Человек это болезнь. Медицинская наука станет полной в тот день, когда мы поймем внутреннюю сторону человека и будем работать с нею, потому что, согласно моему пониманию, больная личность, находящаяся внутри нас, создает тысячу и одну болезнь на наружном, телесном уровне».
Раджниш.
Человек – это болезнь. Болезни приходят к человеку, но и сам он также является болезнью. В этом его проблема, но в этом и его уникальность. В этом его счастье, но и несчастье тоже. Ни одно другое животное на Земле не является таким комплексом проблем, тревог, напряжений, недомоганий и болезней, как человек. И все же именно это состояние сделало возможным для человека весь его рост, всю его эволюцию, ведь «болезнь» означает, что человек не может довольствоваться своим положением, не может принять себя таким, каков он есть. Все это придало человеку динамичность и сделало его беспокойным, но в то же время это же и его несчастье, потому что он перевозбужден, несчастен и страдает.
Понять и излечить болезнь, называемую человеком, пытались при помощи двух методов. Одним из них была медицина, а вторым – медитация. И оба они применяются для лечения одной и той же болезни. Неплохо было бы понять, что медицина рассматривает каждую болезнь человека в отдельности – такой подход основан на анализе частного. Медитация рассматривает самого человека как болезнь, медитация рассматривает саму личность человека как болезнь. Медицина считает, что болезни приходят к человеку и покидают его, что они являются чем-то чуждым человеку. Но постепенно эти расхождения сгладились, и медицинская наука тоже стала говорить: «Лечите не болезнь лечите пациента».
Важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек.
Гиппократ.
Человек рождается в неполном состоянии; все остальные животные рождаются законченными. Но с человеком дело обстоит иначе. И есть некоторые вещи, которые он должен сделать, чтобы стать законченным. Это состояние, незаконченности является его болезнью, (вот почему двадцать четыре часа в сутки он встревожен. Не из-за своей бедности беспокоится бедный – как мы обычно думаем. Мы не осознаем, что при достижении богатства изменяется только уровень беспокойства, а само беспокойство остается прежним. Здоровье можно понять изнутри человека, из глубины его глубочайшего внутреннего ядра и души.
В этом отношении действительно замечательное индийское слово свастхья. Смысл свастхьи другой; свасхтья – это тот, кто достиг внутреннего спокойствия, тот, кто достиг самого себя.
2. Теософская концепция.
Теософские учения о человеке определяют его как непрестанно развивающееся сложное существо, часть природы которого уже проявлена, другая же часть остается пока еще в состоянии скрытом.
Сознание человека может действовать определенно на том или другом плане Вселенной в зависимости от того, насколько вибрации этого плана достигают до него.
На настоящей ступени развития человек вполне сознателен только на физическом плане, потому что только одно его физическое тело, проводник всех физических ощущений, развито вполне. Но хотя на настоящей ступени развития человек и не осознает астрального и ментального планов жизни, он все же живет на этих планах каждый раз, когда чувствует, мыслит или испытывает вдохновение. И чем сильнее он чувствует и мыслит, тем полнее переносится его сознание из физической сферы в астральную, в мир чувств, или в ментальную, в сферу мысли.
К примеру, солдат в пылу битвы, когда все его сознание сосредоточено в его страстях и отвлеченно от физической сферы, не чувствует своих ран; и только когда его возбуждение пройдет и сознание вернется в физическую среду, он начинает чувствовать боль в пораненном месте.
Таким образом, человек живет одновременно в трех мирах: физическом, астральном и ментальном, причем то одна, то другая часть его сложной природы призывается поочередно к деятельности.
Теософия различает в человеке семь начал и эти семь начал разделяет на две группы: одна объединяет три высших начала, а другая - четыре низших.
Первая, называемая высшей Триадой, есть неумирающая часть человеческой природы, бессмертная индивидуальность, сохраняющаяся через все воплощения человека, его «дух», по христианской терминологии; четыре низших начала составляют его смертную, преходящую, природу
Разделение на «тело», «душу» и «дух» принято христианской философией.
3. Древне индусская эзотерическая концепция.
Сложный состав человека разделяется на:
физическое тело, которое служит проводником всех физических отправлений человека.
эфирное тело, которое является носителем и проводником жизненной силы.
астральное тело, проводник страстей и желаний.
ментальное тело, тело мысли, проводник всех мыслительных процессов, совершающихся с помощью мозга.
Это – низшие, преходящие, начала человека.
Высшая, бессмертная. Триада человека состоит из:
чистого разума, или интуиции.
духовного начала.
божественного начала, бессмертного Я.
Все эти начала человека представляют полную аналогию с различными сферами Космоса, которым, в свою очередь, соответствуют различные состояния сознания. Для сознательного соприкосновения человека с этими различными сферами Космоса человек должен довести до полного развития те проводники, которые имеются в зачаточном состоянии у каждого человека, но которые у большинства современных людей находятся еще на пути к развитию. Так, способность ясновидения в астральной сфере может развить в себе только тот, кто, очистив свои эфирные и астральные проводники строго соблюдаемой диетой, определенным ритмом жизни и воздержанием во всем, добьется того, что проводники эти начнут отчетливо отвечать на вибрации астрального мира. Ясновидение в ментальной сфере требует высокой степени сосредоточения мысли; проникнуть же в сферу Буддхи, или чистой духовности, может лишь тот, у кого сильно развита способностьлюбить. Для людей равнодушных, не способных сильно любить и сострадать, эта сфера недоступна.
4. Концепция С.Д. Максименко, С.Л. Рубинштейна.
… Природа целесообразна – это неопровержимо. И таковой ее делает человек. Он не "придумывает", не "изобретает" целесообразность, не "наделяет" ею природу – он ее (целесообразность) реально создает. Во-первых, человек, оставаясь частью природы, производит целеполагающую, сознательную деятельность и в огромной совокупности представителей рода, в неисчислимом времени существования поколений, выступает действительным целесообразным моментом, в котором преобразуются природные явления и природная сущность. Человек изменяет природу, но не только в деятельности.
Он изменяет ее самой своей сущностью и существованием. Отсюда, во-вторых: сама сущность человека – природна. Человек – это форма существования природы, природного, в которой оно тесно переплетено с социо-культурным и представляет собою совершенно особый, неповторимый сгусток биосоциального само рефлексирующего единства. Человеческая жизнь, существование личности каким-то совершенно неимоверным, чудесным образом вмещает в себя все – не только природу как естество – весь мир.
Он не просто природен – он сама природа, сам мир в бесконечности потенций и направлений, глубин и вершин существования. Так создается особая ткань целесообразности мира, в которую вплетена жизнь человека. Так возникает онтология его существования – драма.
Чтобы попытаться понять ее, надо преодолеть редукционизм, осознать, что набор любого, в принципе – даже неисчислимого, количества отдельных эмпирических фактов ничего не даст нам в понимании этой драмы. Нужно изучать существование целостного человека, отдельную жизнь, судьбу…
Один из действительных глубочайших и настоящих знатоков проблемы, C.JI. Рубинштейн, писал, что "существование – это участие в процессе жизни. Жить – значит изменяться и пребывать, действовать и страдать, охраняться и изменяться. Существующее – живущее и движущееся, становящееся и преходящее, изменение и пребывание в процессе изменения". Человек захвачен потоком этого всеобщего существования мира и, в этом смысле, он существует как любая другая составляющая мира.
Любой существующий объект имеет сущность, которая, сошлемся снова на слова Рубинштейна, не является некоей абстракцией, придуманной аналитиками и наделившей ее некоторой способностью "порождать" существующее.
Нет, сущность – столь же явна и осязаема, как весь ее "носитель", она как бы "растворена", представлена в каждом его элементе, в каждом динамизме.
Возникает напряженное противоречивое (сопряженное) единство сущности и существования… Рубинштейн, кажется, не успевает заканчивать мысль, довести ее до логического конца.
Как разрешается это противоречие, в чем? Нам кажется, сопряженное конфликтное противоречивое единство сущности и существования разрешается в совершенно особом акте осуществления. Если вдуматься, все содержание нашей концепции пронизано этой идеей: развитие, динамика, становление личности (существование) является, собственно, способом существования своей всеобщей сущности – нужды как противоречивого энергетически-активного информационного образования. И это напряжение разряжается осуществлением: воплощением действительной природы человека в произведение, продукты, наконец, в наибольшее чудо – нового человека, ребенка.
5. Концепция В.Г. Каранфила.
Строение человека повторяет и основные направления развития всего Космоса (В.Г. Каранфил), имея в себе три начала, три составные пронизанные изначальным Духом-Разумом.
То знание, что предшествовало рождению человека в данном образе, информационная энергетическая матрица, запечатлевшая его предшественников – СОЗНАНИЕ ПРОШЛЫХ ВОПЛОЩЕНИЙ.
Биологическая структура и все, что содержит в себе органический объем, вся та сложная и совершенная структура, заключающая в себе энергопотенциал человека – ТЕЛО.
Энергоноситель мысли, обогащенный способностью творчески мыслить и познавать мир – СОЗНАНИЕ.
Часть ВЕЛИКОГО РАЗУМА, освещающая путь жизни и становления ЧЕЛОВЕКА, его неразрывная связь с домом своим, КОСМОСОМ ВЕЛИКИМ – ДУША.
6. Концепция В.В. Ярцева.
Энергоинформационное строение человека можно отобразить, условной блок-схемой, предложенной российским учёным В.В. Ярцевым (см. рис. 2).
В ней Дух (лат. spiritus, греч. Pneuma – дыхание, ум, как носитель жизни и изначальная движущая сила, присущая всему живому). Душа (греч. лат. anima) – нематериальная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать) и физическое Тело представлены окружностями в едином целом, которые проникают друг в друга, образовывая три области, являющиеся звеньями, которые передают свойства от одной составляющей к другой.
Источником всех преобразований является Дух, который воздействуя на Душу, одухотворяет её. В свою очередь, Душа через раскрытое сознание индивидуума, воспринимает это воздействие. При помощи физического вакуума (эфирного тела) Душа передаёт физическому Телу мысли и чувства.
Тело человека является генератором и приемником торсионных полей разной природы, отражающих информацию о реальности всех уровней Вселенной.
Учёные уже доказали факт одновременного проникновения Духа в Душу, и в физическое Тело человека. Исследования в области изучения ДНК показали, что в ней имеется информационная голограмма, которая определяет, направляет и координирует развитие клеток.
Таким образом, Дух человека, его истинное «Я», его суть и сущность находят своё отражение в ДНК клеток, пронося информацию Духа, т.е. формат того, каким индивид должен быть.
В точке «X». встречается то, что заложено в человеке Вселенной, т. е. Духом, и того, каким образом в человеке, через его собственное сознание, т.е. Душу, происходит понимание и отражение восприятия своей сущности в окружающем мире (Пространстве, Вселенной).
Дух ориентирован на Высшее, а Душа определяет внутреннюю жизнь человека. Средоточием душевной жизни человека является самосознание – сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.
7. Концепция Д.Кехо.
Д.Кехо выдвигает гипотезу: Вселенная – это гигантская голограмма.
Теории, положившие начало открытию голографического эффекта, были впервые разработаны в 1947 году Денисом Гарбором, позднее удостоенным Нобелевской премии за свое открытие. Голограмма представляет собой явление, в котором «целое» содержится в каждой из его составляющих. Например, морская звезда обладает определенным голографическим эффектом. Если у нее отрезать какую-то часть, она отрастет вновь. Более того, из отрезанной части может вырасти новая морская звезда: ее генетический код заложен в каждой из частей.
Сейчас приходят к выводу, что реальность по своей сути тоже голограмма и работа мозга также основана на голографическом эффекте. Наши мыслительные процессы имеют много общего с низшим уровнем развития Вселенной и состоят из того же «вещества». Мозг – это голограмма, отражающая голографическую Вселенную.
Авторами этой необычной идеи являются двое выдающихся мировых мыслителей – физик Лондонского университета Дэвид Бом, ученик Эйнштейна и один из светил мировой квантовой физики, и нейрофизиолог Стэндфордского университета Карл Прайбрам. По воле случая они совершили свои открытия совершенно независимо друг от друга, работая в разных областях науки. Бом пришел к выводу о голографической природе Вселенной после нескольких лет неудачных попыток объяснить все процессы и явления квантовой физики с помощью традиционных теорий. Прайбрам, занимаясь изучением человеческого мозга, также убедился в неспособности традиционных теорий разгадать его многочисленные загадки. Для обоих ученых голографическая модель внезапно наполнилась смыслом и послужила ответом на многие прежде неразрешимые вопросы.
Они опубликовали свои открытия в начале 70-х годов. Их работы нашли живой отклик в научной среде, но, к сожалению, так и не получили широкой известности за ее пределами. Некоторые отнеслись к ним скептически (а какая научная теория избежала такой участи?), однако многие ведущие ученые мира примкнули к рядам их сторонников. Ученый из Кембриджа, лауреат Нобелевской премии по физике 1973 года Брайан Джозефсон назвал теорию Бома и Прайбрама «прорывом в понимании сущности реальности».
С этой точкой зрения согласен и доктор Дэвид Пит, ученый-физик Канадского королевского университета и автор книги «Мост между материей и мозгом», утверждающий, что «наши мыслительные процессы намного более тесно связаны с физическим миром, чем многие предполагают».
В 1979 году Роберт Дж, Джан, декан Школы технических и прикладных наук Принстонского университета, разработал программу по изучению «роли сознания в выявлении материальной действительности». Проведя тысячи экспериментов, Джан и его помощники опубликовали свои открытия, обнаружив, что имеются все основания утверждать: мозг может непосредственно влиять и влияет на материальную действительность. В 1994 году ведущие ученые и педагоги мира собрались в Принстонском университете, чтобы обсудить, как можно развить эту поразительную теорию и применить ее на практике в конкретных областях науки.
Это открытие действительно необычно, поэтому попытки применить его результаты на практике неизбежно связаны с многочисленными сомнениями и колебаниями. Взаимодействие сознания и материального мира уже не представляется сегодня чем-то фантастическим: сознание – энергия в ее тончайшей и наиболее динамичной форме. Это помогает понять, почему наши фантазии, мысленные образы, желания и страхи оказывают влияние на реальные события, и объясняет, как материализуется созданный мозгом образ.
Современная физика рассматривает Вселенную как безграничную неделимую сеть динамической активности. Она не только живет и постоянно изменяется – все ее составляющие влияют друг на друга. На первичном уровне Вселенная представляется цельной, неделимой, этаким бездонным морем энергии, пронизывающей каждый предмет и каждое действие, – она вся едина. Одним словом, сегодня ученые подтверждают то, о чем уже тысячелетия говорят мистики, ясновидцы и оккультисты, – мы не отдельные элементы, а часть одного гигантского единого целого.