Вселенная жива и динамична, и мы сами, находясь в ней и будучи ее частью, живы и динамичны.
Реальность течет, ничто не постоянно, все является частью модели, находящейся в непрерывном движении.
Мы живем одновременно в двух мирах, двух реальностях: внутренней реальности наших мыслей, чувств и взглядов, и внешней реальности, где существуют люди, места, вещи и события. Не в силах разделить эти Внутренний и Внешний миры, мы позволяем видимому Внешнему миру господствовать в нашей жизни, отводя
Внутреннему лишь роль «зеркала», отражающего все происходящее с нами.
Наш внутренний мир очень чувствителен, и, лишь реагируя на воздействия извне, мы не имеем возможности осознать, какой силой обладаем.
По жестокой иронии человек начинает изменять реальность, в которой существует, именно в тот день, час и минуту, когда он перестает непрерывно на нее реагировать.
Подобные открытия, касающиеся сущности реальности, могут стать движущей силой для нашего дальнейшего совершенствования и роста.
Осознав, что человек является частью открытой и динамичной Вселенной и что его мозг играет решающую роль в создании реальности, человек сможет развить более активный и творческий подход к жизни.
Теперь ему не нужно стоять на обочине, наблюдая за происходящим со стороны, – новые открытия позволяют понять, что обочины нет, и никогда не было. Все основано на взаимном влиянии.
Куда бы мы ни шли и что бы мы ни делали, наши мысли творят окружающую действительность.
Эйнштейн как-то сказал: «Открытие новой теории подобно восхождению на гору, когда взору открываются новая и более широкая панорама».
8. Концепция Б.Сервеста.
Все эзотерические учения, все тайные значения имеют в своей основе единый принцип – принцип многоплановости человеческого существования. Считается, что человек живет в нескольких плоскостях, в нескольких измерениях в каждый миг своего бытия. Но он не знает об этом. Действительное существование человека неописуемо: он живет на Земле, он живет в мире планет, он живет среди звезд, он живет в Абсолюте.
Человек – венец творения! Эта фраза пришла к нам из сокровенного знания, и она означает действительное превосходство человека над всем существующим. Но мы не знаем об этом, мы привязаны к своему маленькому «я», наш мир – крохотная квартирка, несколько друзей, несколько врагов и заботы, заботы, заботы… Все возможности рода человеческого в нас существуют лишь потенциально. Мы смертны потому, что не знаем.
Для незнающего невозможно физического бессмертия, невозможно потустороннее существование, невозможно перерождение.
«Немудрый и неверующий, полный сомнения, гибнет; нет ни этого, ни того мира, ни счастья для сомневающегося».
Бхагавадгита.
«…По моему разумению, вера подобна чуду, все может творить и созидать…».
Преподобный Иоанн Лествичек.
Чтобы существовать, надо знать свое действительное бытие. Это знание особого рода, оно субъективно, и оно должно быть получено самим человеком. Нам надо научиться видеть, ощущать, переживать себя самого. Знание, полученное от другого, дает нам очень мало, почти ничего. Нельзя научиться плавать, рассуждая о том, как это делается, надо по меньшей мере войти в воду. Есть тайна, которую мы должны открыть и пережить в нашем длинном эволюционном путешествии.
Познай самого себя – самая главная заповедь и единственный путь, достойный человека.
Согласно древней психофизиологии, лежащей в основе всех нетрадиционных систем, человек на Земле состоит из четырех тел, имеющих особые энергетические субстанции, взаимопроникающие друг в друга и образующие четыре относительно независимых организма. В различных учениях эти тела называются по-разному: первое тело – второе тело – третье тело – четвертое тело; «повозка» (тело) – «конь» (чувства) – «возница» (ум) – «господин» – (воля); физическое тело – астральное тело – ментальное тело – причинное тело. Каждое из этих тел, или каждый из этих энергетических уровней, обладает определенной степенью устойчивости. Мы приписываем себе те качества, которыми мы обладаем лишь в потенции: свободу воли, независимость, возможность самостоятельного существования. В действительности же человек механистичен: он не думает, но ему думается, он не хочет, но ему хочется, по своему желанию он не может совершить даже простейших физиологических отправлений. Все это объясняется одним: человек в своем обычном состоянии является лишь частичкой, элементом более сложной системы.
9. Концепция Гурджиева.
Эта концепция созвучна концепции Б.Сервеста. Гурджиев считает, что Человек чаще машина.
Машина, или иначе говоря, робот, в самом полном смысле слова. Он комплекс механизмов фальшиво сознательных, которые даже если находятся в иллюзорном противоречивом состоянии, раболепно подчиняются, подобно совершенным рабам, некоторым внешним или внутренним силам, которые превышают его, по мере того как силы океана, например, превосходят креветок и медуз.
Хотя чаще всего мы думаем, что действуем, а в реальности мы вообще не действуем, а бессознательно подчиняемся, имея лишь иллюзию действия. Иными словами, мы воздействованы. Различные состояния или явления создаются и исчезают в нас, происходят или усиливаются, не зная, для чего или как они появились, таким образом, что чаще мы воздействованы, когда думаем, что двигаемся, часто обдуманы и телепатически телегидированы даже когда нам иллюзорно кажется, что сами думаем.
В целом, большинство людей думают, что думают посредством самих себя и живут посредством самих себя… Они считают себя полностью независимыми, свободными и автономными …ИЛИ В РЕАЛЬНОСТИ они подвергнуты несознательно некому гипнозу, чужой воле и действуют в большинстве случаев, точно, как машины (роботы) совершенно бессознательные, служа определённым целям, которые целиком пренебрегаются ими и которые, несомненно, не принадлежат (цели) им».
Равномерность течения времени в сознании всех людей доказывает, что все мы погружены в один и тот же сон; более того – что все видящие этот сон являются единым существом.
А. Шопенгаур.
10. Концепция Раджа-Йоги.
Кто Я?
Самый первый и самый главный шаг на пути Раджа-йоги – осознать: "Кто я есть?"
Я смотрю через глаза… Я слышу через уши… Я направляю мое тело – и оно двигается… Я наблюдаю за результатом моих действий… Я имею сознание, а мое тело его не имеет. Я- НЕ ТЕЛО!
Просто ТЕЛО ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ… В зеркале отражается лицо, но Я – не это лицо, и не другие части тела, и даже не имя этого тела Это тело – не "Я".
В отличие от него – Я состою не из плоти и крови. Я могу думать и понимать…
Я – душа в этом теле.
Я-Душа.
Мои глаза остаются открытыми… Мое тело стабилизировалось в свободной позе.
Я начинаю ощущать себя отдельно от этого тела… Тишина и покой наполняют меня… Я переключаю свое внимание с органов чувств на самоосознание…
Я фокусирую энергию ума на себе, на своем "Я"… Бремя телесных мыслей спадает, и я чувствую легкость… Я думаю, вспоминаю и наблюдаю за собой. Я не тело, которое имеет душу; я – душа, которая имеет тело…
Я – вечная точка невидимой жизненной энергии… той энергии, которая заряжает тело… Я – сознательная энергия…
Я – духовный свет… вечная душа… Я думаю, решаю, действую, наблюдаю, вспоминаю… Я, душа, совершаю действия через тело… Я, душа, наблюдаю результат своих действий…
Я – наездник, мое тело – колесница… Я – водитель, мое тело – автомобиль… Я – оператор, а мое тело – компьютер. Я сосредотачиваю мои мысли на том, что Я – сконцентрированная искра жизненной энергии, излучающая свет…
По мере того, как мои мысли концентрируются, я наполняюсь силой…
Я становлюсь легким… Я парю… и испытываю глубокий внутренний покой.
Трон души.
Сознательная сила вечной энергии дает жизнь телу и выражает себя через тело, совершая действия. Человек – это душа, работающая с телом и через тело. Без души тело безжизненно, труп, а душа без тела не может проявить себя.
Душа расположена в центре лба, между бровями. В эту точку через головной мозг я получаю импульсы от органов чувств… Из этой же точки я заставляю свое тело двигаться.
Здесь – мое место, мой пульт управления, мой трон в этом теле. Я восседаю на моем троне и обретаю власть над моими действиями и органами чувств… Я получаю силу через йогу и укрепляюсь на своем троне…
"Третий глаз " – глаз знания, экран ума, открывается…
Теперь я могу ощутить свет души и видеть этот свет в других…
Я – душа…
Я управляю своим телом сидя на троне в центре лба…
Я – король, мои министры – ум, интеллект и санскары – послушны мне.
Я – свет…
Я – невесома… вечна…
Мой Дом.
Дом душ – мир света, бесконечное пространство, залитое неземным золотисто-красным светом… Он за пределами всего видимого, выше Луны, Солнца и звезд. В этой медитации я концентрирую мои мысли на области, которую называют: "Миром Душ", "Миром Света", "Нирваной", "Шестым Элементом – Брахм", "Небесной обителью"…
Этот мир самосветящегося брахм-элемента на протяжении веков являлся в видениях многим людям. Здесь душа существует без тела, в спящем состоянии. Именно отсюда я спускаюсь в материальный мир, на поле действий, когда первый раз принимаю тело.
Я – душа… легкая, ничем не обременённая…
Концентрируясь, я становлюсь все более и более сильной, становлюсь светом и излучаю свет… На экране моего ума я вижу мягкое, золотисто-красное сияние… Парамдхам – мой вечный истинный Дом…
Мой Дом – мир душ, мир покоя, Брахмлок – мир трансцендентного света.
Мой Дом!… страна покоя и тишины…
Я глубоко погружаюсь в сладкое безмолвие… и снова наполняюсь покоем и тишиной…
Я, душа, в своем Доме пребываю в чистоте блаженстве, которое выше любого счастья на Земле.
Мой Дом не имеет границ… Я парю в пространстве света, свободная от напряжения… Я наслаждаюсь глубоким спокойствием, сладким безмолвием… и, когда приходит время вериться к ощущению своего тела, я делаю это с чувством отстраненности…
Я возвращаюсь в физический мир… на сцену Мировой Драмы…
11. Ведическая концепция, изложенная А.Хакимовым.
В книге «Уровни сознания» автор приводит схему развития человеческой личности, начиная с низшего уровня и заканчивая высшим – уровнем познания абсолютной Истины.
Эта схема является наглядным пособием, вмещающим в себя обширное философское знание. Она не позволит человеку заблудиться в таких сложных понятиях, как «Ум», «Разум», «Душа», «Сверхдуша, или Сверх – Я».
Атма – душа
Ее истинная природа – вечность, знание и блаженство. А ее ложная природа – это временность, невежество и страдания – называется ложным эго, или аханкарой.
Ложное Эго. Энергия самообмана.
Ложное эго – это ложное отождествление себя с чем или кем-то другим, в результате которого человек забывает свое истинное эго или забывает, кто он на самом деле.
Буддхи – разум.Управляет умом, заставляя его принимать полезные вещи, даже если они неприятны. Его главная функция отвергать всё, что вредоносно для цели его существования.
Манас – ум.
Главная функция ума – выбирать приятное для чувств, а неприятное отвергать.
Индрияни – чувства.
Чувства притягиваются к объектам чувств подобно тому, как железо притягивается к магниту.
Сверх душа является первоисточником всех чувств, хотя Сама не обладает ими.
Обеспечивая каждое живое существо всем необходимым для жизни, Господь тем не менее ни к чему не привязан. Трансцендентный к материальным гунам, Он вместе с тем является их повелителем.
Бхагавад-гита, 13.15.
Параматма, Сверхдуша, всепроникающее проявление Верховного Господа, присутствует в каждом атоме и сердце каждого живого существа.
Шри Ишопанишад, комм.
В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств. По сути дела, чистая душа остается в этом мире только потому, что ее ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится господствовать над материальной природой. Поэтому ум необходимо научить противостоять соблазнам материальной природы, тогда обусловленная душа будет спасена.
Бхагавад-гита, 6.5, комм.
Разум – ближайший сосед души. Наполняясь вожделением, он заставляет душу принять ложное эго и отождествлять себя с материей, а значит, с умом и чувствами. Так вечная душа развивает привязанность к материальным удовольствиям, ошибочно принимая их за истинное счастье.
Бхагавад-гита, 3.40, комм.
В ведической литературе говорится, что самая важная функция разума – различать дух и материю.
Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, укротить его труднее, чем остановить ветер.
Бхагавад-гита, 6.34.
С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и ее врагом.
Бхагавад-гита, 6.5.
…тело порождено желанием испытывать чувственные наслаждения, а органы чувств – это инструменты для удовлетворения желаний живого существа.
Бхагавад-гита, 13.21, комм.
Чувства так могущественны и напористы, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их.
Усвоив этот материал, каждый человек сможет расширить свой кругозор, определить, на каком уровне сознания находится он, его деятельность, его вкусы и взаимоотношения с другими людьми. Это знание поможет посмотреть на окружающий его мир, на самого себя и свою жизнь иначе, самостоятельно сделать правильные выводы и выйти из сложных обстоятельств, не быть обманутым и не обмануть других, и в конечном итоге – понять смысл и цель жизни.
Ключ мы находим в самих Ведах и у духовных учителей.
Этот ключ и есть наука о самом себе, атма-гьяна: познай себя – и познаешь весь мир и любую науку. По одним и тем же законам живут и Вселенная, и все люди. Человеческое существо вмещает в себя сочетание двух энергий одновременно: пара-пракрити и апара-пракрити – сознающую энергию и не сознающую.
То есть существует набор химических веществ, – которые составляют структуру грубого физического тела. Это следует отнести к научной области для изучения анатомии и физиологии человека. Также существует и тонкое материальное тело ума, разума и ложного эго. Это уже будет областью для изучения психологии. И, конечно же, есть и сама сознающая сила – сознание. Сочетание этих двух пракрити создает в целом три платформы для сознания: физическую платформу Я, психическую платформу Я и духовную платформу Я.
Это Я, или сознание, на самом деле не имеет никакой материальной основы и не поддается расщеплению на материальные составляющие. В принципе, любую материальную вещь можно разобрать на части. Если мы какую-то машину разобрали на части, а потом снова собрали, то считается, что механизм нам понятен. Таков научный подход. Но попытка ученых разобрать на части, дифференцировать сознание человека не привела к успеху. Сознание не расчленяется на части, оно нечто единое, неразделимое.
Это подтверждается и в Ведах: атма, Я, не делится на части, но обладает способностью эманировать, распространять себя по принципу отражения. Например, мы знаем, что у нас внутри может находиться много таких Я, которые противоречат друг другу. Но на самом деле Я – одно целое. Здесь мы попытаемся понять, почему происходит такое «раздвоение» или даже безграничное увеличение этих личностей внутри меня, и исследуем природу этих противоречий.
Насколько глубоко человек сможет осознать свое Я, настолько же глубоко он поймет и все остальное. А когда он осознает себя до конца, то ему откроется все сущее. Самосознание есть ключ к любой ведической науке. С его помощью мы сможем открыть любую область знания, не опираясь даже на какие-либо традиционные методы науки. То есть фактически каждый из нас – это потенциальный ученый, причем высокого уровня, поскольку самый лучший инструмент для познания мира и самого себя – это не мертвое техническое устройство, а живое человеческое сердце. Чистое сердце – это особый инструмент, который источает тончайшие энергии познания, пропуская через себя эмоции, переживания, глубокое интуитивное мышление и многие сверх энергии, объяснить природу которых подчас практически невозможно.
Итак, познание себя в конце концов заканчивается тем, что человек обретает способность вступать во взаимоотношения с окружающими его людьми, другими живыми существами, которые выше и ниже его, с материальной энергией, с самим собой и, наконец, с Богом как Личностью.
Подобно тому, как мы наблюдаем окружающий мир, или пракрити, мы можем наблюдать и пара-пракрита, или природу собственного Я, свою духовную природу. Для тех, кто утратил внутреннее видение, вначале это сложно, потому что наблюдающий сам целиком поглощен наблюдением внешнего мира и потому не видит себя самого. Его внимание увлечено, или, правильнее сказать, отвлечено от внутренней реальности бесконечно вращающимися событиями и сопутствующими им желаниями. Чтобы на самом деле увидеть себя, необходим особый метод – метод чистого отражения в состоянии глубокого покоя. Невозможно увидеть самого себя в бушующих волнах желаний, сначала нужно добиться успокоения ума. Только тогда на его зеркальной глади можно видеть все ясно и беспристрастно, как бы со стороны. Искусство наблюдать самого себя называется атма-гьяной, или знанием о самом себе. Атма означает «Я», а гьяна – «знание». Я – знаю, или знаю – Себя. Веды – это и есть то зеркало знания, в котором ' можно увидеть самого себя.
Приведем такой пример. Человек видит золото, и, когда энергия его Я переносится на этот объект, он начинает переживать увиденное. «Переживать» означает «оценивать», а потом «желать или не желать». Когда человек видит золото и желает его, в нем пробуждается чувство собственности, жадность и страсть обладания им. Так личность, или Я, попадает во власть золота и идентифицируется с ним – Я и золото суть одно: «Я хочу это золото, и оно должно стать моим!» Появляются две твердые концепции – Я и Мое, которые становятся основой для борьбы за существование в материальном мире. Но если человек слушает Веды, где подробно говорится о том, что Я – это вечная душа и что все принадлежит Богу, то он начинает видеть себя с позиции вечных ценностей, без отождествления с временной материей, и так освобождается от жадности. Для него что золото, что камень суть лишь различные комбинации энергий Бога, поэтому он сохраняет состояние глубокого покоя. Его ум становится подобен зеркальной глади озера. В итоге человек ясно осознает свое изначальное духовное состояние. Таким образом, Веды – это зеркало для души.
На самом деле, за любым природным явлением, научным фактом или жизнью любого человека скрываются желания разной глубины. И не всегда это человеческие желания.
Существуют желания более глубокие, чем человеческие. Именно поэтому в этом мире что-то всегда остается не понятым до конца: Нам понятно, для чего конструируют машины и сотовые телефоны, для чего нужны унитаз и телевизор. Но непонятно, зачем человека кусают комары и приходят болезни. Нам понятно все, что сотворено человеком, и непонятно то, что сотворено природой. Зачем, спрашивается, ученый стремится понять научно то, что уже и так есть научный факт? Да лишь для того, чтобы овладеть законами природы и управлять ими по собственному хотению. Так что его наука – это реализация желаний властвовать над природой.
Но разве достаточно для этого просто изучить механизмы явлений? Конечно же, нет. Чтобы обрести власть и могущество, нужно понять также и сложнейший мир желаний, человеческих и сверхчеловеческих (вселенских). Не согласовав свои желания с высшей волей Бога человек не обретет истинное могущество. Потому что полноценная жизнь – это гармоничное взаимодействие желаний. На самом деле, чтобы управлять природой, нужно изучить две вещи: мир желаний живых существ и волю Бога. Согласовав эти желания, можно управлять и всем остальным. Иначе вследствие диссонанса между «боговым» и «человековым» человек для управления природой будет создавать бездушных роботов. Или вообще появятся «управляемые люди», киборги.
Сознание проникает в материю при помощи внимания, затем пристального изучения, затем ощущений, затем привязанности, отождествления и, наконец, вожделения. Все начинается с внимания или общения. Например, известно, что внимание можно переключать с одного объекта на другой.
Рассматривая один предмет, человек плохо видит другие. Сосредоточившись во время обеда на разговоре, человек может не заметить того, из чего сегодня состоял обед.
Общаясь с людьми дурного нрава, можно забыть обо всем хорошем. И наоборот, хорошее общение заставит забыть все плохое. В Ведах дается пример странствующей души, меняющей свои облики, – на чем она сосредоточит свое внимание, такую окраску и примет, такой и станет. Как гуляющий ветер. Если он пролетает над мусорной свалкой, то несет с собой запах мусора и отходов. Если же пролетает над розовым садом, то несет аромат роз. Это означает, что если душа сосредоточена на ложном отождествлении, то она не может творить добро, потому что повсюду разносит ложь. Если же она сосредоточена на Боге, то повсюду распространяет благоуханный аромат духовного мира. Спросите любую живую душу вокруг себя: «Кто ты?» И сразу увидите, на чем она сосредоточена.
«Вы, может быть, имеете в виду мою деятельность?
Я – профессор».
«Да, это ваша профессия.
А Вы кто?»
«Я – русский!».
«Да, это Ваша национальность, а Вы-то сами кто?»
«Я – мужчина».
«Это Ваш пол».
«Я – человек».
«Это Ваша форма. Так кто же Вы?»
«Я – доктор философских наук!»…
На самом-то деле человек не знает, кто он, потому что постоянно отождествляет себя с чем-то другим, и его внимание поглощено внешней энергией. Он чувствует себя телом, но не знает изначально, кто он, этот чувствующий? Ответить на этот вопрос человек должен сам. Как? Просто переключив внимание на самого себя.
Поэтому для начала нужно научиться управлять своим вниманием. Внимание – это и есть способ приобретения знаний и способностей. Если кто-то хочет развиваться как художник, то он должен все свое внимание направить на форму и цвет. Если человек хочет быть музыкантом, то должен все свое внимание погрузить в ритмы и тональности звуков. Философ должен оторвать свое внимание от чувственной деятельности и расположить его на мыслительной платформе. Переключать внимание с одного чувственного объекта на другой не составляет никакого труда. Это легко и естественно для всех. Как ходить по магазину от прилавка к прилавку или как переключать каналы ТВ. Но переключить внимание с уровня чувств на уровень философского размышления гораздо трудней. На это потребуются годы усиленной практики. Еще труднее направить внимание на свое поведение. Обычный человек совершенно не отдает себе отчета в том, как себя ведет и как разговаривает с другими. Пройдут годы, прежде чем человек повзрослеет и начнет понимать то, как скверно вел себя и какую чепуху нес в детстве. Но затем, прожив жизнь, он как зрелый мудрец сможет осознать, что, став взрослым, вел себя гораздо хуже невинного ребенка.
Итак, переключать внимание по горизонтали не так трудно. Но поднимать его по вертикали – это тяжелейший труд. Например, трудно подниматься ранним утром. Кажется, зачем вставать, когда такое приятное расслабление и прекрасно работают каналы сновидений? Некоторые люди готовы даже жить в своих снах, предпочитая их бодрствованию. Но все же просыпаться необходимо. Человека побуждают проснуться ежедневные обязанности и солнечный свет. Другими словами, всегда существует зависимость от обстоятельств, в которых человека ждут зависимые от него люди.
Осознание зависимости помогает людям подниматься рано утром и работать не покладая рук. Подобным же образом можно переключить внимание на порядок выше, если получить свет знания и осознать свои более высокие обязанности. Изучение снизу вверх, посредством несовершенных органов чувств, в конечном счете, заканчивается следующим ошибочным выводом: «Я есть тело, и у меня есть душа (жизнь)». Но познание себя сверху вниз безошибочно и характерно другим выводом: «Я – душа (жизнь), и у меня есть тело». Чтобы пойти верным путем познания, нужно с самого начала знать хотябы теоретически, что Я не есть тело, что Я есть Дух, постижение которого, дано только человеку.