Книга Антитраст против конкуренции - читать онлайн бесплатно, автор Доминик Т. Арментано. Cтраница 4
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Антитраст против конкуренции
Антитраст против конкуренции
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Антитраст против конкуренции

Следовательно, мы должны заключить, что концепция совершенно эластичной функции спроса безосновательна и должна быть отвергнута сама по себе, безотносительно критики реалистичности или оптимальности атомистической конкурентной модели.

Данная критика имеет большое значение для государственной политики и анализа общественного благосостояния. Если реальные кривые спроса даже теоретически не могут быть горизонтальными, то традиционная теория неэффективного распределения ресурсов в условиях несовершенной конкуренции рушится. Неоспоримо одно: если все кривые спроса имеют отрицательный наклон, то цена отличается от предельного дохода при любых состояниях рынка. Всем продавцам в подобных обстоятельствах придется сократить объем выпуска до точки, в которой предельные издержки равны предельному доходу, а не цене. При этом очевидно, что подобное поведение не может объясняться только наличием монопольной власти, но, напротив, является естественным для всех бизнес-организаций.

Традиционная теория способна дать заключение о неэффективности распределения ресурсов в этих условиях лишь на основании их сравнения с совершенно конкурентным равновесием. Поскольку цена превышает предельные издержки, а выпуск ограничен, то результат считается общественно неэффективным. Но если подобное состояние равновесия с горизонтальной функцией спроса логически невозможно, то данная интерпретация неэффективности распределения ресурсов неверна. С каким стандартом сравнивается «неэффективное распределение ресурсов»? По сравнению с каким стандартом выпуск продукции является «ограниченным»? На основании какого реального стандарта эффективности определяется «общественная неэффективность»? Без использования совершенной конкуренции в качестве точки отсчета монопольная власть и монополистическая конкуренция неотличимы от любых других рыночных ситуаций, где фирмы сталкиваются с наклонной кривой спроса и максимизируют свою прибыль, приравнивая предельный доход к предельным издержкам.

И действительно, зачем продолжать называть такие ситуации «монополистическими»? Все фирмы на свободном рынке стремятся произвести такой объем продукции, при котором предельный доход и предельные издержки равны. Подобное распределение ресурсов является естественным в условиях конкуренции на свободном рынке при отсутствии законодательных барьеров для входа на него; монопольная власть не имеет к этому никакого отношения. Такие конкурентные рынки стремятся к состоянию равновесия, в котором предельный доход равен предельным издержкам, а компании получают прибыль, сопоставимую с прибылью в других секторах рынка (см. рис. 6).

Эту общую теорию входа на рынок, определения цен и объема производства можно легко распространить на процесс конкуренции между несколькими крупными компаниями, реализующими большую часть продукции на рынке. Главная характеристика поведения компаний в условиях олигополии, да и конкуренции в целом, состоит в существовании высокой степени взаимозависимости (соперничества) между продавцами на рынке. Компании понимают, что остальные участники рынка будут реагировать на их действия, поэтому функция спроса, с которой сталкивается каждый продавец, должна учитывать наиболее вероятные ответы конкурентов на изменения цен и прочих факторов. Состояние равновесия, к которому теоретически стремятся подобные рынки, будет таким, как показано на рис. 6.


Рисунок 6. Равновесие для компании на конкурентном рынке

Конкуренция как процесс динамического поиска

В концепции совершенной конкуренции есть и другие несоответствия. Безусловно, одно из наиболее важных состоит в том, что теория конкуренции никак не связана с процессом конкуренции. Теория совершенной конкуренции в своей основе статична и не является теорией рыночных процессов{50}. Стандартная теория предполагает наличие таких условий, которые автоматически приводят к равновесию. Однако эти предположения не объясняют сложных вопросов, связанных с природой процесса конкуренции, и могут с легкостью привести к неверным выводам относительно государственной политики.

Неоклассическая теория конкуренции начинается с заданных условий – с информации, которая уже известна и корректно донесена до всех участников рынка. Экономическая деятельность, осуществляемая в таких условиях, представляет собой механическую максимизацию прибыли, которая не оставляет места для проб и ошибок. В правильном понимании модель совершенной конкуренции не движется к состоянию равновесия, а сама является условием равновесия.

Поскольку теория совершенной конкуренции начинается с предположений о равновесии, она исключает из рассмотрения существенные аспекты реального процесса конкуренции. Например, вопрос о том, как предприниматель узнает потребительский спрос, в стандартной теории превращается в предположение о том, что данная информация уже известна всем предпринимателям полностью и без искажений. Вопрос о том, как предприниматель находит наиболее эффективное сочетание факторов производства, в традиционной модели становится допущением, что такие сочетания уже известны и применяются всеми поставщиками. Вместо вопроса о том, как предприниматель определяет виды и степень дифференциации производимой продукции, возникает предположение об однородности всей продукции. Короче говоря, модель исходит из наличия информации, выявление которой составляет цель процесса конкуренции.

Более того, оптимальность конкурентного равновесия тривиальна. Совершенная конкуренция оптимальна, если вся необходимая информация известна, и только в том случае, если она неизменна. Оптимальность совершенно конкурентного решения зависит от статичности мира с неизменными параметрами и предпочтениями. При этом очевидно, что с течением времени на любом реальном рынке обстоятельства и предпочтения меняются, и это серьезно ослабляет применимость неоклассической модели. Совершенно конкурентное равновесие в меняющемся мире не может быть эффективным, поскольку перемены означают возникновение новых продуктов, новых комбинаций факторов, нового понимания предпочтений потребителей и их реакции на цены. Меняющийся мир допускает возможность соперничества, проб и ошибок, непрерывной предпринимательской деятельности. Но такой процесс постоянного неравновесия несовместим с допущениями модели совершенной конкуренции и ее статическим подходом.


Предпринимательская конкуренция. Конкуренция – это не заданное состояние, а всегда динамический процесс, где продавцы непрерывно стремятся предложить участникам рынка более привлекательные альтернативы. В отличие от модели совершенной конкуренции, это процесс поиска возможностей для получения прибыли, а затем оперирование условиями рынка таким образом, чтобы эти возможности можно было использовать. Если и существует движение в сторону равновесия, то оно состоит именно в процессе поиска и приспособления к рыночным условиям. Конкуренция – это не состояние, а процесс установления равновесия, при котором предприниматели стремятся координировать свои производственные планы с предполагаемыми планами других участников рынка при отсутствии однородной продукции и несовершенстве информации.

В качестве иллюстрации данного процесса представим, что занимаемся покупкой и продажей шариковых ручек. Сделав допущение об обладании полной информацией о рынке, мы тем самым совершенно исключим из рассмотрения весь процесс конкуренции. Если же, наоборот, исходить из того, что знания, связанные с предпочтениями покупателей, технологиями, ценами на факторы производства, рекламой, территориальными факторами и десятками других переменных, носят приблизительный характер, то процесс конкуренции становится социальным локомотивом, помогающим обеспечить более тесную экономическую координацию. При этом некоторые фирмы дифференцируют свою продукцию, а некоторые нет. Одни фирмы могут делать акцент на долговечности своей продукции и продавать свои ручки в розничных магазинах, другие – только на цене и распространять продукцию по почте. Некоторые ручки могут быть изготовлены крупными производителями, которые ранее предлагали своим покупателям только перьевые ручки. Другие могут быть произведены новыми предприятиями, применяющими принципиально иные технологии. Поскольку знание рынка неидеально, отдельные фирмы могут осуществлять значительные вложения в рекламу, оповещение и привлечение потенциальных покупателей, другие – ограничиваются минимальными рекламными расходами или вообще не рекламируют свою продукцию. Необходимо подчеркнуть, что вся эта предпринимательская деятельность является конкурентной и только в процессе поиска компании могут понять, как распределить ресурсы эффективно. Такая деятельность не только не вредит конкуренции или эффективности, как это предполагает стандартная модель, но является сущностью конкуренции.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Принцип государственного невмешательства в экономику, экономика свободной конкуренции (фр.).

2

Соответствующие выдержки из антимонопольного законодательства см. в Приложении.

Комментарии

1

James Langefeld, David Scheffman, “Evolution or Revolution: What is the Future of Antitrust?” Antitrust Bulletin, Vol. 31 (Summer 1986), pp. 287–299.

2

Robert H. Bork, The Antitrust Paradox: A Policy at War with Itself (New York, Basic Books, 1978), Chapter 16. См. также: Harold Demsetz, “Barriers to Entry,” American Economic Review, Vol. 72 (March 1982), pp. 47–57.

3

Harold Demsetz, The Market Concentration Doctrine (Washington, D.C.: American Enterprise Institute for Public Policy Research, 1973).

4

Yale Brozen, “Concentration and Profits: Does Concentration Matter?” Antitrust Bulletin, Vol. 19 (1974), pp. 381–399.

5

Franklin M.Fisher and John L. McGowan, “On the Misuse of Accounting Rates of Return to Infer Monopoly Profits”, American Economic Review, Vol. 73 (March 1983), pp. 82–97.

6

S.C. Littlechild, “Misleading Calculations of the Social Costs of Monopoly Power”, Economic Journal, Vol. 91 (June 1981), pp. 348–363.

7

Harold Demsetz, “Industry Structure, Market Rivalry, and Public Policy”, Journal of Law and Economics, Vol. 16, (April 1973), pp. 1–10. См. также: John R. Carter, “Collusion, Efficiency, and Antitrust”, Journal of Law and Economics, Vol. 21 (October 1978), pp. 434– 444.

8

Dominick T. Armentano, Antitrust and Monopoly: Anatomy of a Po licy Failure (New York: John Wiley and Sons, 1982).

9

William Baumol and Janusz Ordover, “Use of Antitrust to Subvert Competition”, Journal of Law and Economics, Vol. 28 (May 1985), pp. 247–265.

10

Обсуждение рейгановских предложений по антимонопольному законодательству см. в Washington Post, January 19, 1986, pp. H1, 4, и January 20, 1986, p. E1. Также см. The Economist, August 23, 1986, p. 25.

11

Согласно одному исследованию позиций по общественно-политическим вопросам, 85 % экономистов, попавших в выборку, выразили свое согласие с высказыванием: «Антимонопольные законы должны применяться решительно, чтобы снизить монопольную власть по сравнению с ее нынешним уровнем». См.: J. R. Kearl, Clayne L. Pope, Gordon C. Whiting, and Larry T. Wimmer, “A Confusion of Economists?” American Economic Review, Paper and Proceedings, Vol. 69, No. 2 (May 1979), p. 30.

12

Jonathan Hughes, The Governmental Habit: Economic Controls from Colonial Times to the Present (New York: Basic Books, Inp., Publishers, 1977).

13

Jerrold G. Van Cise, “Religion and Antitrust,” The Antitrust Bulletin, Vol. 23, № 3 (Autumn 1978), p. 462. Американская экономическая ассоциация, основанная в 1885 году, в качестве своей платформы выдвинула заявление о том, что «доктрина laissez-faire опасна для политики и вредна для морали». Среди тех, кто подписался под этим мнением, были такие приобретавшие в тот момент вес молодые экономисты, как Джон Р. Коммонс, Ричард Т. Эли и Саймон Н. Паттен, обладавшие значительным авторитетом в следующем веке. См. “Report of the Organizations of the American Economic Association,” Merle Curti et al., eds., American Issues: The Social Record, 4th ed. rev., Vol. 2 (Philadelphia: J. B. Lippincott Company, 1971), p. 158–162. См. также Joseph Dorfman, The Economic Mind in American Civilization: 1865–1918 (New York: Viking Press, 1949), p. 206–208.

14

Robert H. Bork, “The Legislative Intent and the Policy of the Sherman Act,” Journal of Law and Economics, Vol. 9 (October 1966), p. 7–48. См. также Hans Thorelli, The Federal Antitrust Policy (Baltimore: Johns Hopkins Press, 1955), особенно главу 4, и William Letwin, Law and Economic Policy in America (New York: Random House, 1965), особенно p. 88–99.

15

Gabriel Kolko, The Triumph of Conservatism: A Reinterpretation of American History 1900–1916 (New York: Free Press of Glencoe, 1963).

16

Alan Stone, Economic Regulation and the Public Interest: The Federal Trade Commission in Theory and Practice (Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1977), p. 24.

17

Thorelli, op. cit., p. 169. Соображения, по которым Шерман поддерживал принятие такого законодательства, неоднозначны. См. Thorelli, op. cit., p. 168.

18

Munn v. Illinois, 94 U.S. 113 (1877).

19

Nebbia v. New York, 291 U.S. 502 (1934).

20

Morton J. Horwitz, The Transformation of American Law: 1780–1860 (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1977).

21

Roger Pilon, “Corporations and Rights: On Treating Corporate People Justly,” Georgia Law Review, Vol. 13, № 4. (Summer 1979), p. 1245– 1370. См. также Robert Hessen, In Defense of the Corporation (Stanford, Cal.: Hoover Institution Press, 1979).

22

Gordon P. Bjork, Private Enterprise and Public Interest: The Development of American Capitalism (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1969), особенно главы 1, 3 и 5 с обсуждением данной точки зрения.

23

Adam Smith, The Wealth of Nations (New York: Modern Library, 1937).

24

Ibid., pp. 682–690 и 737. Также см. Mark Blaug, Economic Theory in Retrospect, исправленное издание (Homewood, Ill.: Richard D. Irwin, 1968), p. 63.

25

В то же время Смит не поддерживал принятие законов, запрещающих тайные деловые соглашения, поскольку такие законы не могут исполняться «в соответствии с принципами свободы и справедливости». Смит, op. cit., с. 128.

26

Elie Halevy, The Growth of Philosophic Radicalism (Boston: The Beacon Press, 1955). См. главы 3 (часть 1) и 4 (часть 3).

27

John Maynard Keynes, Essays in Persuasion (New York: W. W. Norton and Company, Inc., 1963), особенно pp. 312–322.

28

William D. Gramp, Economic Liberalism: The Classical View, Vol. 11 (New York: Random House, 1965), p. 75. Также см. Edmund Whittaker, Schools and Streams of Economic Thought (Chicago: Rand McNally Co., 1960), pp. 168–175.

29

H. H. Liebhafsky, American Government and Business (New York: John Wiley & Sons, 1971), pp. 23–26.

30

Murray N. Rothbard, Toward a Reconstruction of Utility and Welfare Economics (New York: The Center For Libertarian Studies, 1978). См. также S. P. Littlechild, “The Problem of Social Cost,” in Louis M. Spadaro, ed., New Directions in Austrian Economics (Kansas City: Sheed Andrews and McMeel, Inc., 1978), pp. 77–93.

31

Joseph W. McGuire, Business and Society (New York: McGraw-Hill Book Co.,1963), pp. 39–40.

32

Joseph W. McGuire, Business and Society (New York: McGraw-Hill Book Co.,1963), pp. 38–39.

33

Из словаря Webster’s New Collegiate Dictionary © 1981 под ред. G. & C. Merriam Co., Publishers Merriam-Webster Dictionaries. Печатается с разрешения.

34

Относительно разработки данной модели конкуренции между 1880 и 1933 годами см. Donald Dewey, The Theory of Imperfect Competition: A Radical Reconstruction (New York: Columbia University Press, 1969), pp. 5–10.

35

Обзор исходных предположений и функционирования модели совершенной конкуренции см. в любом современном пособии по микроэкономике, или Richard H. Leftwich, The Price System and Resource Allocation, 7th ed. (Hinsdale, Ill.: Dryden Press, 1979).

36

F. M. Scherer, Industrial Market Structure and Economic Performance, 2nd ed. (Chicago: Rand McNally College Publishing Company, 1980), p. 18. Противоположный взгляд см. у Harold Demsetz, “The Nature of Equilibrium in Monopolistic Competition,” Journal of Political Economy, Vol. 67 (февраль 1959), pp. 21–30, и “The Welfare and Empirical Implications of Monopolistic Competition,” Economic Journal, Vol. 74 (September 1967), p. 623.

37

Это широко распространенный взгляд среди экономистов-теоретиков. См. Robert L. Bishop, “Monopolistic Competition and Welfare Economics,” см. в Robert E. Keunne, Monopolistic Competition Theory: Studies in Impact (New York: John Wiley & Sons, 1967), pp. 251–263; Edwin Mansfield, Microeconomics (New York: W. W. Norton and Company, 1975), pp. 282, 315; Willard Mueller, A Primer on Monopoly and Competition (New York: Random House, 1970), p. 8; Richard E. Low, “Introduction,” см. в R. E. Low, ed., The Economics of Antitrust: Competition and Monopoly (Englewood Cliffs, N.J..: Prentice-Hall, Inc., 1968), pp. 1–42. См. также Lee Preston и Benjamin King, “Proving Competition,” The Antitrust Bulletin, Vol. 24, № 4 (Winter 1979), p. 787.

38

См. обсуждение Roger Sherman в Antitrust Bulletin (January 1976), p. 947. См. также Milton H. Spencer, Contemporary Microeconomics (New York: Worth Publishers, Inc., 1975), pp. 240–243, и Peter Asch, “Industrial Concentration, Efficiency and Antitrust Reform, ”The Antitrust Bulletin, Vol. 22, № 1 (Spring 1977), pp. 129–143, esp. p. 130.

39

Douglas F. Greer, Industrial Organization and Public Policy (New York: Macmillan Publishing Co., 1980), p. 44.

40

Leftwich, p. 32 [Copyright 1979, Dryden Press, Inc., напечатано с разрешения Dryden Press, Inc.].

41

Антуан Курно (Antoine Cournot) сформулировал это в 1838 году. См. Joseph A. Schumpeter, History of Economic Analysis (New York: Oxford University Press, 1954), pp. 972–977. И несмотря на некоторые ограничения, эта формулировка применяется до сих пор. См. Roger A. McCain, Markets, Decisions, and Organizations (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, Inc., 1981), pp. 257–259.

42

“Monopoly and Resource Allocation”, American Economic Review, Papersand Proceedings, Vol. 44 (May 1954), p. 77.

43

William Long, Richard Schramm и Robert Tollison, “The Economic Determinants of Antitrust Activity,” Journal of Law and Economics, Vol. 16, № 2 (October 1973), pp. 351–364. См. также Philip Areeda, Antitrust Analysis: Problems, Text, Cases, 2nd ed. (Little, Brown & Company, 1974), pp. 12–23, особенно p. 195.

44

Oliver Williamson, “Economics as an Antitrust Defense: The Welfare Tradeoffs,” American Economic Review, Vol. 68, № 18 (March 1968), и исправление в American Economic Review, Vol. 69 (December 1969), pp. 954–959. Превосходное обсуждение модели издержек и выгод см. в Wesley J. Liebeler, “Market Power and Competitive Superiority in Concentrated Industries,” UCLA Law Review, Vol. 25 (1979), pp. 1232–1297.

45

Данная позиция наиболее ярко выражена Робертом Борком (Robert Bork) в The Antitrust Paradox (New York: Basic Books, 1978).

46

Richard A. Posner, Antitrust Law: An Economic Perspective (Chicago: University of Chicago Press, 1976), pp. 10–15.

47

William Baumol, Economic Theory and Operations Analysis (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1961), p. 257.

48

R. G. Lipsey и K. Lancaster, “The General Theory of Second Best,” Review of Economic Studies, Vol. 24 (1956–57), p. 11.

49

Это признается в некоторых более ранних и более аккуратных работах по микроэкономике. См. Albert Levenson и Babette Solon, Outline of Price Theory (New York: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1964), p. 111.

50

Дальнейшее обсуждение в большой степени опирается на следующие работы: Murray N. Rothbard, Man, Economy and State, Vol. 2 (Princeton: D. VanNostrand & Co., 1962); Israel M. Kirzner, Competition and Entrepreneurship (Chicago: University of Chicago Press, 1973); Friedrich Hayek, “The Meaning of Competition,”

Individualism and Economic Order (Chicago: Henry Regnery Company, 1972), pp. 92–106; Paul McNulty, “Economic Theory and the Meaning of Competition,” Quarterly Journal of Economics, Vol. 82 (1968), перепечатано в Yale Brozen, The Competitive Economy: Selected Readings (General Learning, 1975), pp. 64–75. Также см. недавнее исследование Arthur A. Thompson, Jr., “Competition as a Strategic Process,” The Antitrust Bulletin, Vol. 25, № 4 (Winter 1980), pp. 777–803.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги