banner banner banner
Религия в Казахстане. История и современность
Религия в Казахстане. История и современность
Оценить:
 Рейтинг: 0

Религия в Казахстане. История и современность


Кочевников привлекал также буддийстский символ пути: «Понятие пути, вводимое буддизмом, органично кочевникам, видившим в нем… не только дорогу в пространстве, но и жизненный путь человека… гряду символов его жизни, имеющую для него глобальный смысл».[17 - Орынбеков М. С. Генезис религиозного сознания в Казахстане. – 2-е изд. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – С. 118.]

Буддизм на несколько веков, вплоть до прихода ислама, был одной из важнейших религий на территории Казахстана, взаимодействуя с другими верованиями, с тенгрианством и зороастризмом, формируя присущий степному народу тип религиозного синкретизма. Большое число буддийстских памятников обнаружено в Семиречье, поскольку именно по этой территории проходили караванные дороги из Индии в Китай, и по ним продвигался и буддизм.

При археологических раскопках в Ак-Бешиме обнаружены два буддийстских храма, датированные VII – началом VIII вв., а вблизи средневекового города Испиджаб (Сайрам) раскопан подземный буддийстский монастырь с кельями и молельными комнатами. Археологи продолжают находить все новые и новые следы пребывания буддизма на территории Казахстана.

Контрольные вопросы

– Расскажите о буддийстских памятниках на территории современного Казахстана.

– Опишите жизнь и деяния Будды.

– Каковы основные принципы учения Будды?

– Какое воздействие оказал буддизм на религиозное сознание исторических предков казахов?

– Расскажите об археологических находках, свидетельствующих о приверженности некоторых тюркских племен буддизму.

Манихейство: противоречивое влияние на религиозную

ситуацию Великой степи

Во взаимодействии многообразных религиозных течений на территории Казахстана определенную позицию заняло неоднозначное, противоречивое по своим установкам и влиянию на жизнь Степи течение – манихейство. Основателем его был человек с двусмысленным именем Мани («маньяк», сумасшедший и одновременно «драгоценный камень», «живой»). Вся его жизнь, учение и смерть оказались чередой полуфантастических деяний, овеянных легендами и мифологическими сюжетами.

Мани родился в Месопотамии (III в. н. э.), в семье, принадлежащей к иудейско-христианской секте (отец его был вавилонцем, а мать – иранкой). Уже в подростковом возрасте он обнаружил способность самостоятельно, критически оценивать все, что принималось другими как безусловно достоверное. В нем рождалась убежденность в своем великом предназначении, в особой миссии, возложенной на него божеством. Мани путешествует, изучает философию, науки и находит прибежище на родине матери, в Иране. Там, в свои 24 года, он произносит первую проповедь в честь коронации иранского шаха Шапура I. Так начинается его восхождение и, одновременно, готовится радикальное поражение.

Он решает создать религиозную систему, объединяющую элементы предшествующих учений – тенгрианства, зороастризма, христианства, чтобы осуществить все те задачи по спасению мира и человека, которые были поставлены предшественниками, но оказались ими не решенными. Он использует таланты оратора, поэта, музыканта и привлекает мифологические системы, чтобы придать своему учению необыкновенную выразительность и силу.

В этом замысле можно отметить два важных момента. Во-первых, в манихействе сделана попытка «собрать» под крышей одного учения почти все религии, которые имели влияние на мирочувствование и образ жизни кочевников-степняков, что позволило говорить позже о синкретизме их мировоззрения. Во-вторых, в своей личности Мани воплотил близкую, родственную открытой, одухотворенной душе степняков идею о единстве религиозных воззрений с музыкой и мифопоэтическим творчеством.

Все эти свойства способствовали необычайной популярности манихейства на огромной территории, от Италии до Китая, в течение нескольких веков, а также проникновению манихейства из Самарканда, где был его религиозный центр, на территорию Казахстана.

Но замысел создать новую религию, на мифологической основе, сочетая элементы уже заявивших о себе учений, оказался заведомо обреченным на неудачу. Целостность религиозных принципов, система догматики предполагает философское, научное осмысление, где миф должен уступить место логосу, разуму. А в учении Мани миф является не только сопровождающим элементом, но составляет основное содержание.

При воспроизведении этого содержания постоянно возникают аналогии с зороастризмом, тенгрианством, буддизмом, христианством, в их подчеркнуто мифологизированной самим Мани форме. В основе его вселенской концепции – противостояние двух извечных космических начал: света и тьмы, добра и зла. Как и Заратустра, Мани делит человеческую историю на три больших периода. Первый характеризуется равновесием света и тьмы: свет располагается сверху, тьма – снизу. Но, по описанию Л. Гумилева, «тьма была сплошная, но не одинаковая – там были облака сгущенного мрака и разреженного мрака, и они двигались в беспорядке, в броуновом движении, так что случайно они подошли к границе света и попытались туда вторгнуться».[18 - Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. – С. 128.]

И они действительно вторглись, и тогда все смешалось, боги и демоны, свет и тьма. Наступил второй этап, когда возобладали тьма, мрак и зло. Но бог света со своими ангелами, светлыми духами противостоит злому началу с его духами и демонами. Бог света воплощает могущество, мудрость и обладает доблестями знания, долготерпения, справедливости, осмотрительности.

Противостояние двух непримиримых начал приведет, согласно Мани, к окончательной победе света над тьмой, добра над злом. Тогда и наступит третий, долгожданный период истории. Миссия Мани заключается в том, чтобы проповедовать людям идею победы света над тьмой и склонять их к тому, чтобы они высвобождали внутренний свет души из оков темной плоти, воплощения зла.

Что можно сказать об этой концепции? Во-первых, замысел ее далеко не нов: противопоставление света и тьмы, добра и зла, души и тела составляет средоточие многих философско-религиозных учений и Востока, и Запада. По сути дела, здесь высказана многовековая мечта человечества о «царстве божьем» на земле, о преодолении несправедливости, страданий, болезней, смерти, обретении духовных основ и жизненного благоденствия.

Во-вторых, описание модели мира с помощью бинарных противопоставлений: света – тьма, небо – земля, истина – ложь, добро – зло приводит к заключению, что перед нами – четко выраженная система мировоззренческого дуализма. Чтобы придать убедительность и весомость своему учению, преодолеть его абстрактный характер, Мани насыщает его мифологическими элементами, вводит множество персонажей, и со стороны бога света, и со стороны его противника. Мать Жизни, Первочеловек – Ормизд, Великий зодчий рая, Жизненный Дух, Третий посланник воинство бога света. А у его противника тоже есть свои помощники – демоны Ашаклун и Намраэль, супруга царя тьмы и т. д.

Манихейский канон состоит из семи книг (семь – число сакральное, выражающее полноту и совершенство мироздания). В источниках называются различные тексты. В одном из вариантов говорится о сочинениях «Шапуракан» (в честь Шапура I), «Живое евангелие», «Сокровище жизни», «Книга мистерий», «Прагматейя», «Книга исполинов» и «Письма». Тексты эти не сохранились, но нам известны слова и изречения Мани по другим источникам, в основном, тюркского происхождения.

Так, в знаменитой «Книге гаданий», которая считается письменным источником манихейства, содержатся прямые аналогии с тюркскими легендами и шаманскими культами. Более того, бог света предстает в образе Тенгри, спустившегося на землю на пегом коне: «Ала атлы жол т??iрi». В тексте воплощается смысловой концепт тенгрианства – идея пути, связующего воедино пространство и время в беге стремительного скакуна. «Я – бог судеб на пегом коне, утром и вечером я скачу. Перед собой… человеческого сына встретил. Человек испугался. „Не бойся“, – сказал. „Я дам тебе счастье“, – сказал».[19 - Стеблева И. В. Синкретизм религиозно-мифологических представлений домусульманских тюрков // Народы Азии и Африки. – 1989. – №4. – С. 53.] Исследователи проводят также прямые параллели «Книги гаданий» с надписями на древнетюрских памятниках в честь Кюль-Тегина, Тоньюкуна и Бильге-Кагана.

Ценным источником для понимания манихейского учения является Хуасуанифт. Это – покаянная молитва, написанная специально для тюркского населения, приверженного манихейству (предположительно V в.). В образной форме, очень эмоционально и выразительно, излагаются молитвы, обращенные к богу света, чтобы простил он многочисленные, тяжкие грехи. Прежде всего, люди просят за полностью впавший в греховность материальный мир, где духовные, светлые силы уступили темной материи. В результате пострадали и земля, и растения, и животные, и человек, живущие в постоянной борьбе, несчастьях и бедах. Люди молятся также о прощении своих грехов – обмана, зависти, подлости, поклонения демонам и вампирам. Они сожалеют, что знали о греховности этих деяний, но все же их совершали. «…Четырьмя печатями света мы были припечатаны в нашем сердце: первая печать бога Зервана – любовь, вторая печать бога солнца и луны – вера; третья печать вестников – мудрое знание. Мой боже, наши знания и наши сердца от этого мы удаляли».[20 - Дмитриева Л. В. Хуасуанифт / Тюркологические исследования. – М.; – Л., 1963. – С. 230—231.]

И еще один источник, сообщающий сведения о манихействе, обнаруженный в Турфане, в восточном Туркестане – «Большой гимн к Мани». В нем манихейство сближается уже с буддизмом: «Надежда всех пяти миров / учитель чистейших основ / с сердцем, полным почтения, я склоняюсь перед тобой, мой почитаемый, именитый отец Мани, мой Будда!».[21 - Стеблева И. В. Синкретизм религиозно-мифологических представлений домусульманских тюрков // Народы Азии и Африки. – 1989. №4. – С. 54.] Таким образом, почти все сохранившиеся источники связаны с функционированием манихейства на территории Казахстана.

Центром, в котором обосновалось манихейство, проникшее из Самарканда, а также другие религиозные учения – зороастризм, буддизм, христианство, был Тараз. Уже в те далекие времена город прославился тем, что множество религий соседствовали и благополучно сосуществовали в нем, не вступая в конфликты а, напротив, обнаруживая доброжелательность и взаимное уважение. Это как раз то качество, к которому стремится наш современный многоконфессиональный мир. История многому может научить нас в этом отношении. Были, конечно, и религиозные войны, и столкновения, и вытеснение одной религией другой. Но нам важнее выделить позитивный опыт взаимосогласия, продемонстрированный нашими предками.

Тараз по праву носил имя Аулие-Ата (Святой город). Там звучали проповеди религиозных деятелей различных направлений. Там соседствовали буддистские храмы, христианские церкви, и чуть позже – мечети. Там на базарах, где всегда было шумно и празднично, среди пестрых восточных товаров, всяческой снеди, фруктов всегда продавались книги, привезенные из дальних стран миссионерами и звучали разговоры на темы самые занимательные и всех волнующие.

Там же, в Таразе, были манихейские обители, которые можно назвать конфессиональными общинами. И степняки, и городской люд стекались, чтобы послушать красноречивых ораторов, повествующих о неизбежной победе бога света над коварным и нечестивым царем тьмы. Эта мысль в наибольшей степени была понятна всем слушателям, тем более, что она воспроизводила мотивы зороастризма и, что еще более важно, – тенгрианства, веру в милосердие и благорасположение великого бога Тенгри. Особенно привлекательным для местного населения было предсказание о переселении душ, которому манихейство придало социальный смысл: «Кто богат в этом мире, когда покинет это тело, необходимо, чтобы он переселился в тело бедняка, чтобы он ходил и просил и после этого перешел бы в вечные муки».[22 - Кац А. Л. Манихейство в Римской империи / Вестник древней истории. – 1955. Т. 3. – С. 176.]

Однако, не все поучения манихицев воспринимались на территории Казахстана с полным согласием. Как уже было сказано, манихейство отличалось противоречивостью, намеренной загадочностью, недоговоренностью. В нем проявлялись и явные негативные элементы, глубоко чуждые оптимистичному светлому менталитету предков казахов, в результате чего прекрасно владевшие словом и музыкальным искусством манихейцы потеряли своих слушателей и были вынуждены покинуть территорию Казахстана.

В чем же заключалась главная причина поражения манихейства? Хотя оно проповедовало о предстоящей победе сил света, по своей направленности оно, в отличие от зороастризма, было пессимистическим. Если зороастризм воспевал радости жизни, честного труда, доброго здравия и земного счастья, то манихейцы, напротив, буквально ополчились против материального мира и всего, что было связано с радостями земного бытия. Логика их была такова: поскольку мир допустил преобладание в нем материи над духом, поскольку он полностью греховен, следует подвергнуть его отрицанию – и собственное бытие, и физическое здоровье, и труд, и, тем самым, смысл жизни.

Предлагалась строжайшая аскеза, истязание тела, отказ от семьи, разрешалось употребление только лягушек и змей, у которых холодная кровь, и еще – растительной пищи. Все это отрицание земной жизни, подчеркивание ее явной бессмысленности шло вразрез с основными смыслообразующими комплексами степного мировоззрения, сформированными жизнерадостной доктриной тенгрианства. Как мог человек, которому улыбалось Солнце и глаз которого радовали все краски мира, предаваться аскезе и умерщвлять свою плоть? Как мог он отказаться от семьи, основы рода, от культа и почитания предков?

И манихейство, обнаружив свой пессимизм, было вынуждено покинуть территорию Казахстана. Но и в Иране его судьба была предрешена. Мани был заключен в тюрьму и казнен по приказу шаха Бахрама 1. А его приверженцы подверглись гонениям и постепенно рассеялись по многим странам, так что само имя Мани было предано забвению, хотя и всплывало позже в средневековых ересях. Так человек, провозгласивший себя спасителем мира, желавший превзойти всех прежних учителей и пророков, оказавший заметное влияния на религиозную жизнь многих народов, был изобличен самой историей, изгнан с территории Казахстана. Степняки приняли только его позитивные идеи и проявили явное несогласие с пессимизмом и отрицанием ценностей жизни.

Свою подлинную суть манихейство выявило, когда стало государственной религией в Уйгурском каганате. Хан Моянгур, в благодарность за поддержку в его борьбе за власть, выдвинул манихеев на первые роли в структуре правления. В результате они оттеснили хана, начали гонения на несториан, буддистов, мусульман, что привело к общему недовольству. Манихеи были изгнаны, и большинство населения приняло несторианство. Религиозные учения обнаруживают свою истинность, когда привносят в жизнь людей не раздоры и вражду, а мир и согласие.

Контрольные вопросы

– Что вы узнали о жизни основателя манихейства?

– Назовите основные концепты манихейской доктрины.

– Чем эта религия привлекла наших предков?

– Какие черты манихейства вызвали несогласие древних тюрков и изгнание манихейства с территории Казахстана?

Несторианство: христианские общины тюркских племен

На территории Казахстана в раннем средневековье шел активный процесс взаимообмена культурными и духовными ценностями, отмеченный взаимовлиянием различных религиозных традиций. Это был особый регион, где Восток встречался с Западом, где проходил Великий шелковый путь, прокладывающий маршруты не только для товаров, но и для культурных и религиозных ценностей. По Великому шелковому пути на территорию Казахстана проникли буддизм, зороастризм, о чем было сказано в предыдущих главах, а также христианство. Эта мировая религия вошла в тесное взаимодействие с уже существовавшими в регионе религиозными учениями, оказала заметное влияние на мировоззрение местного населения и сама восприняла некоторые черты и традиции тюркского менталитета.

Первое упоминание о присутствии христианской веры в регионе находим у арабского историка аль-Беруни. Он сообщает, что уже в III в. в городе Мерве (нынешний Туркменистан) была основана христианская община. Есть также сведения о тюрках-мелькитах, представителях древнего сирийского православия. Но наиболее активно христианство распространяется начиная с V в., когда на территорию Южного Казахстана и Семиречья по Великому шелковому пути двинулись целые общины христиан-несторианцев, а позже – христиан-яковитов, что привело к сооружению христианских церквей, распространению христианства среди найманов, кереитов и многих других тюркских племен.

Чем же было вызвано такое интенсивное перемещение на территорию Казахстана христианских общин? Это были представители тех направлений в христианстве, которые не разделяли ортодоксальное учение и потому были вынуждены покинуть свои страны.

Христианство – монотеистическая религия откровения, в основе которой лежит догмат о боговоплощении. Бог-отец посылает сына своего единородного, воплощенного через Духа святого и деву Марию, чтобы искупить грехи человеческие и возвестить о возможности спасения и жизни вечной. С самого своего возникновения христианство было отмечено размышлениями о смысле догмата боговоплощения. На первом Вселенском соборе христианских церквей в Никее (325 г.) была одобрена позиция, согласно которой, Бог определяется как единство трех ипостасей, Троица единосущная и нераздельная.

Но в последующем были высказаны другие точки зрения, из которых выделились две противоположные. Первую сформулировал архиепископ Несторий Константинопольский. Он считал, что логически трудно совместить в одном существе, Иисусе Христе, божественную и человеческую природу. Гораздо понятнее станет догмат, если предположить, что Мария родила не Бога, а человека Иисуса, а во время крещения Бог усыновил его и излил на него Дары святого духа.

Это объяснение было принято многими христианами, ставшими несторианцами. Но оно не согласовывалось с духом и сутью христианского учения и потому было осуждено как ересь на Эфесском Вселенском соборе (431 г.). После этого несторианцы подверглись гонениям, оказались в Сирии, а затем – на огромных культурных территориях, от Китая и Монголии до Северного Урала.

Если несториане подчеркивали человеческую природу Иисуса, сына Давидова, распятого на кресте, то представители другого направления в христианском богословии, монофизиты, напротив, считали, что Иисус Христос обладает только божественным естеством. Монофизитов называют также яковитами, по имени епископа Сирии и Центральной Азии Якова Барая, который 40 лет провел в скитаниях по землям Малой Азии, Египта и Сирии, надеясь поддержать и объединить монофизитов. Однако и это направление было осуждено на четвертом Халкидонском соборе (451 г.) Монофизиты, как и несториане, не отказались от своих взглядов и были вынуждены избрать другие культурные регионы.

На территорию Казахстана христианство проникает из Сирии и Персии сначала в форме несторианства (V в.), а чуть позже – и в форме монофизитства (VII в.). Конечно, местное население ничего не знало о богословских спорах, об утверждении догмата богочеловечности Иисуса Христа. Скорее всего, для оседлого и полукочевого населения понятными и приемлемыми были взгляды несторианцев и яковитов, поскольку они наиболее соответствовали уже воспринятым в степи культам Тенгри, Митры, Ахура-Мазды.

Наиболее интенсивно несторианское учение распространялось в Южном Казахстане и в Семиречье. В VII—VIII вв. в этом регионе действовало множество христианских церквей. Тюркский Каган Арслан Иль Тюрчюк обратился даже к несторианскому митрополиту Тимофею с просьбой основать в Семиречье самостоятельную митрополию (объединение христианских церквей). Христианское население проживало также в Таразе, Мерке, Навакете, где были построены величественные соборные церкви. По свидетельству В. В. Бартольда, христианами было тюркское племя джикили, жившее неподалеку от Тараза, а также огузы, проживающие в низовьях Сырдарьи, уйгуры в Восточном Туркестане, канглы на территории между Таласом и озером Иссык-Куль, найманы в западной части современной Монголии. При патриархе Тимофее «…христианство было принято царем тюрок, видимо карлукским джагбу. На рубеже IX—X вв. была образована особая карлукская митрополия… христиане проживали и в городах по Сырдарье. В XII веке была учреждена митрополия Кашгара и Навакета».[23 - Бартольд В. В. О христианстве в Казахстане в домонгольский период.]

В XII в. в столице гурханов была также учреждена несторианская митрополия. Известен факт о существовании на берегу Иссык-Куля христианского монастыря им. святого Матвея.[24 - Байпаков К. М. Христианство Казахстана в средние века / Из истории древних культов. Христианство. – Ташкент, 1994. – С. 98.] О включенности христианства в этнокультурную среду средневекового Казахстана свидетельствуют ценные находки предметов с изображением сюжетов христианской иконографии. Обнаружено также множество христианских захоронений в Семиречье, с изображением креста, а в Таразе найден глиняный сосуд с надписью на сирийской языке «Петр и Гавриил».