banner banner banner
Религия в Казахстане. История и современность
Религия в Казахстане. История и современность
Оценить:
 Рейтинг: 0

Религия в Казахстане. История и современность


В дальнейшем образ Митры приобретает черты воинственности. Поскольку он стоит на страже правды и справедливости, он становится богом воинов, побуждающим их к отваге, мужеству, геройским поступкам. Происходит разделение митраизма на западный и восточный. В западном начинает преобладать воинственный дух Митры – это бог римских легионеров, императоров Марка Аврелия, Диоклетиана, Юлиана. В таком качестве митраизм распространяется на огромных территориях – до Галии (Франции) и Пиренеев (Португалии).

В восточном митраизме преобладает дух героической защиты правды, верности слову и договоренностям. В таком облике Митра приветствуется в Центральной Азии, Тибете, Иране, Восточной Сибири, Монголии и на территории Казахстана. В этих регионах он выступает также в качестве покровителя пастбищ и скота, проявляя черты пастушеского бога. Его задача – внести согласованность в жизнь людей и стать охранителем их пастбищ и скота.

«Широкие долины

Дает он для пастьбы,

Где бродят скот и люди

Привольно по земле».[9 - Авеста. Избранные гимны из Видевдата. – М., 1993. КРАМДС Яхмед Ясави. – С. 105.]

В этой роли Митра выступает защитником и покровителем всей природы, добивается ее расположения, помогает скотоводам-кочевникам, настигаемым в пути свирепым ураганом, успокаивает буйные ветры, вносит в мир согласие и гармонию. Его называют «дающий изобилие, даритель стад, сынов». В этих функциях Митра уподобляется Солнцу, ибо он – «сияющий», «блестящий», «исполненный собственного света», гарантирующий и благорасположение природы для тех, кто соблюдает свой договор с ней, и одновременно – устойчивость и согласие между людьми.

Культ Митры вошел составной частью во многие культурно-исторические традиции и религиозно-мифологические системы. В сознании кочевников-скотоводов этот культ тесно связан с почитанием бога Тенгри, а также с жизнелюбивым настроем Заратустры. Такое мировосприятие получило название религиозного синкретизма.

К Митре взывали и вожди племени – ведь он повелевал спокойствием не только страны, но и совокупности стран. К Митре обращались и отцы семейства, стремясь к согласию в доме. Митре молились и бедняки, лишенные пропитания, ведь он – страж и охранитель всего благого мира. Перед ним трепещут все силы зла – дэвы, Анхра-Манью, лжецы и предатели. Он – спаситель не только в этом мире.

«В мирах обоих этих

Ты сохрани нас, Митра

Чьи пастбища просторны,

И в этом мире плотском

И в том духовном мире».[10 - Авеста. Гимн Митре. – С. 100.]

В честь жизнелюбивого, справедливого милосердного Бога Митры в Великой степи устраивались празднества: ночью жгли костры, веселись, благодарили за оказанные милости, приносили в жертву белых животных. Были и особенные ритуалы, называемые мистериями, в которых поклонялись таинственной и грозной силе Митры.

Этот бог отличался от всех своих собратьев тем, что был устроителем не только космического целого, но и социального мира. Он воплотил в себе, во-первых, идею договора, согласия, посредничества, отвечая смыслу своего имени – друг. И, во-вторых, он осуществлял – и кочевники в это верили – идею справедливости, поддерживая честных и правдивых и неся возмездие тем, кто не держит слова, предателям и клятвопреступникам. Молитвы и жертвоприношения он принимал только от первых, вторых же карал яростно и без всякой жалости.

Культ Митры среди кочевников-скотоводов подготовил их религиозное сознание к восприятию еще одной жизнелюбивой, оптимистичной религии – зороастризма.

Контрольные вопросы

– Что означает имя «Митра?».

– Какие идеи митраизма оказались близкими религиозному сознанию кочевого народа?

– Какие функции исполнял бог Митра в евразийской степи?

– Чем этот бог отличался от всех других богов, принятых в религиозное сознание кочевого народа?

Зороастризм в Великой степи: религия жизнелюбия

Духовно-нравственным стержнем, сформировавшим особенное, неповторимое лицо тюркской культуры, является тенгрианство. Но территория Казахстана была местом проживания и активного общения и культурно-цивилизационного диалога множества этносов, религиозных верований и этнических взаимодействий. В этом полифоническом общении важную роль играла древняя религия иранцев – зороастризм. По свидетельствам историков, зороастрийцами были и саки, и массагеты, и усуни. Вторая волна этой религии пришла позже, в VI—VII вв., в связи с деятельностью проникших в Казахстан миссионеров. Зороастрийские памятники археологи обнаруживают, в особенности, на Сырдарье и в Семиречье, где жили некогда кочевники, которые поклонялись Тенгри, Жер-Су и Умай, прибегая к искусству шаманов.

Зороастризм некоторые ученые признают одной из первых религий откровения. Это значит, что бог открылся человеку, обратился к нему через своего пророка, имя которого звучало на авестийском языке как Заратуштра, а на древнегреческом – как Зороастр. Он и считается основателем и священнослужителем этой религии.

Поскольку события происходили во времена весьма отдаленные – конец II – начало I тысячелетия до н. э. – имя и деяния Заратустры окутались мифами и легендами. Но есть и неоспоримые исторические свидетельства. И первое из них: такой человек действительно жил в Восточном Иране или Средней Азии. Его отец одним из первых научился выжимать сок растения хаомы и готовить из него ритуальный напиток. Имя Заратустра, по мнению большинства иранистов, означает «старо-верблюдный». Это значение раскрывает два важных обстоятельства: во-первых, Заратурстра был представителем кочевых, скотоводческих племен, которые перешли позже к земледелию. Во-вторых, его имя было своеобразным «оберегом». Подобные имена, содержащие, казалось бы, отрицательные характеристики – «тоще-лошадный», «тоще-быкий» давались детям, по народным обычаям, чтобы отвлечь от них влияние злых духов.

Согласно легенде, Заратустра признан единственным ребенком в мире, который при своем рождении рассмеялся. Этот младенческий смех предсказывал, что его жизнь и учение будут оптимистичными, светлыми, солнечными. Свое первое откровение, согласно преданиям, он получил в тридцать лет. Но на родине его не поняли и не признали. После долгих скитаний он оказался при дворе восточно-иранского царя Кави-Виштапсы, где и нашел приют и понимание. Первыми зороастрийцами стали царица Хутсоса и ее придворные. Жизнь Заратустры закончилась трагически. Его учение, проникнутое жизнеутверждающим духом, и на новой его родине вызывало несогласие и прямую вражду. Во время молитвы в спину ему был нанесен удар кинжалом. Он не успел рассмеяться…

Проповеди Заратустры никто не записывал. Иранцы считали, что письмо не способно передать смысл священного учения и только принесет ему вред. Однако религия была не только признана. Она быстро распространилась и стала официальной на громадных государственных образованиях – парфянских царей Аршакидов и могущественной империи Сасанидов.

Проповеди Зоратустры удерживались в памяти людей и передавались из поколения в поколение, не теряясь во мгле времен. И только через тысячелетия они были записаны на авестийском языке, близком к персидскому и древнеиндийскому (санскриту) и образовали священную зороастрийскую книгу «Авеста» («Моления»). До нас она дошла в неполном объеме. Первую ее часть составляют проповеди и диалоги с богом самого Заратустры, так называемые Гаты. Они входят в содержание зороастрийской литургии (религиозной службы), которая называется Ясна. Последующие части Авесты – это гимны богам, называемые Яшты. Все это выражено в образной, поэтической форме, отличается высокими художественными достоинствами и, в то же время, связностью и логичностью.

Зороастризм сформировал и высказал важнейшие религиозные идеи о сотворении мира и человека, грехопадении, аде и рае, воздаянии, высшем суде, о воскресении и о вечной жизни души, воссоединившейся с телом. Этот комплекс идей оказал громадное влияние на последующие религиозные искания человечества, на формирование догматики иудаизма, христианства, ислама.

В основе зороастрийской доктрины – нравственные понятия, возведеные в ранг космических универсалий – добро и зло. Утверждая принципы жизни, радости, благополучия, Заратустра видел вокруг сражения, смерть и страдания. Они не могли исходить от доброго и милосердного бога, названного им Ахура-Маздой. Зло порождалось другим началом – Анхра-Манью. «Есть два духа первичных, два близнеца, враждою славных. Мыслью, словом и делом – добрый и злой. Из двух благодатный правильно выбирает, но не злодей. Когда эти два духа впервые сошлись, то создали бытие и небытие, и в самом конце худшее бытие для лживых, а праведному – лучшая обитель».[11 - Авеста. Ясна.30. – С.5.] На зороастрийских амулетах-печатях изображено поэтому божество с двумя орлиными головами.

Основываясь на таких утверждениях, некоторые историки называют зороастризм дуалистической религией, т. е. основанной на двух равноценных, равноправных принципах добра и зла, которые постоянно ведут друг с другом борьбу. Но более внимательное изучение убеждает, что в зороастризме добро и зло представлены не на равных. Первое имеет преобладающую духовно-нравственную силу и в итоге побеждает и в жизни человека, и в его истории.

«Благая мысль одержит

Победу над злой мыслью,

Речь лживая правдивой

Будет побеждена…

А злобный Анхра-Манью,

Своей лишившись власти,

Бессильно убежит».[12 - Авеста. Избранные гимны. – Яшт 19. – С. 173.]

Исходя из этого, можно сказать, что в зороастризме в итоге признается лишь один верховный владыка, т. е. обнаруживается тенденция к монотеизму.

Ахура-Мазда действует не один. Он создает себе помощников, характеризируемых также нравственно-религиозными понятиями: Благая мысль, Лучшая истина, Святое Благочестие, Власть избранная, Целостность и Бессмертие. Вместе с Ахурой-Маздой они образуют «семерку единосущных» и покровительствуют человеку, скоту, огню, земле, небу, воде и растениям. Эти святые, согласно легенде, живут в раю, где обитал и первый человек – йима. Но, нарушив запрет и употребив в пищу мясо священного быка, он был лишен бессмертия и изгнан из рая. Так в зороастризме высказана, возможно, впервые, идея грехопадения, которая будет одной из основополагающих в догматике мировых религий.

Но человек, утверждает Заратустра, не лишается полностью благоволения Ахура-Мазды. И пророк высказывает идею о том, что своими благими мыслями, благими словами и благими делами (основная триада зороастрийской этики) он может способствовать победе над злым духом Анхра-Манья и сопровождающими его злыми духами, дэвами.

Важно подчеркнуть, что благие дела – это не только накопление добра в личной судьбе, дабы оказаться в будущем в райской обители (Доме хвалы) и соединиться с благими божествами. Заратустра придает нравственному подвигу отдельного человека достоинство вселенского характера: он вносит свою лепту в копилку всеобщего добра. Ну, а тот, кто не пожелал свободно избрать благой путь, окажется в итоге в аду вместе с Анхра-Манью и его злыми демонами.

Зороастризм – одна из первых религий, в которой прозвучал мотив историчности человеческого бытия в духе эсхатологии, пришествия Спасителя в лице сыновей Заратустры, Последнего суда и Воскресения. В учении дается периодизация истории. Первый этап – торжество добра и света, длился примерно три тысячи лет. Это был «золотой век». На земле не было ни болезней, ни страданий, ни старости; не было и смерти. Люди жили под покровительством Ахура-Мазды, пользуясь обильными дарами плодоносящей земли и следуя нравственным заповедям зороастрийской триады: мысль, слово и дело, осененные благом и справедливостью. Второй – период смешения, борьбы добра и зла, время, в которое живем мы. Идиллию «золотого века» нарушил антипод Ахура-Мазды – Анхра-Майнью. Он привнес в мир зло – страдания, болезни, голод, смерть. Он склонил слабых к несоблюдению зороастрийских нравственных заповедей. И земля потеряла свое плодородие, человеку пришлось трудиться, не покладая рук, чтобы добыть себе пропитание. Краски мира поблекли, «золотой век» остался позади.

Но Ахура-Мазда не оставит человека. Начнется совместная борьба – благого мудрого бога и благочестивого человека, свободно избравшего путь добра. В это время и появится спаситель из рода Заратустры, который призовет всех людей на Последний суд и воскресит мертвых. Третий этап знаменуется полным уничтожением зла и, как уже было сказано, торжествующей победой добра.

Для зороастризма было характерно обожествление природы, признание святости основных ее стихий – огня, воды, воздуха, ветра. Особенно почитался огонь. Зороастрийцы считали, что Ахура-Мазда является им, людям, в пламени священного, вечного огня, который они оберегали в своих святилищах, не давая ему погаснуть. Огонь, интенсивность света, его напряженность и неугасимость соотносились с милосердным богом, носителем света и нравственных начал.

Поэтому основной культ зороастрийцев был связан с почитанием огня. Когда не было еще храмов, поклонение происходило на вершине горы, где разжигался жертвенный огонь. В него вливалось расплавленное масло, а также священный ритуальный напиток хаома, выжатый из сока растения под тем же названием. Напиток имел особое воздействие – его преподносили Ахура-Мазде, являвшемуся в образе огня, и пили сами. При этом исполнялись гимны во славу милостивого бога.

Позже, когда начали возводить храмы, огонь в святилищах постоянно поддерживался. Литургия (служба) проводилась жрецами, которые провозглашали Гаты, проповеди Заратустры из самой важной части Авесты – Ясны. При этом продолжали использовать возлияния хаомы, а также распевать гимны во славу Ахура-Мазды и его помощников.

Так, гимн Ахура-Мазде по своей форме представляет диалог Заратустры и бога. Пророк произносит заветную фразу: «Приношу вам, Бессмертные святые, молитву и хвалу мыслью и словом, делом и силой». И затем вопрошает, как ему сокрушить вражду людей и дэвов, что может стать самым победоносным и целебным? Бог отвечает: «Мое то будет имя… Святых бессмертных имя, – из слов святой молитвы Оно всего мощнее».

И бог называет множество своих имен. Первоначально их было двадцать, затем число выросло до семидесяти двух. Среди имен – Мощный, Разумный, Всетворящий, Благотворный, Добровластный. А лучшее благо и имя Бога – Истина. Если молиться, называя эти благословенные имена, то сам Ахура-Мазда, и воды, и растенья, верили зороастрийцы, придут на помощь человеку, и святое благочестье повергнет всех дэвов и грешников-лжецов.