banner banner banner
Религия в Казахстане. История и современность
Религия в Казахстане. История и современность
Оценить:
 Рейтинг: 0

Религия в Казахстане. История и современность


Важно подчеркнуть, что несторианство, входя в культурно-религиозное пространство Казахстана, воспринимало местные традиции и обычаи. Об этом можно судить по знаменитой находке, серебряному блюду, изготовленному среднеазиатскими несторианами (ныне хранится в Эрмитаже). На блюде изображены известные евангельские сюжеты, но в облике персонажей просматриваются типично тюркские черты, напоминающие изображения на семиреченских каменных изваяниях. «Ученые обоснованно пишут о смешении стилей в памятниках несторианства… здесь наблюдается своеобразная адаптация традиционных культов к новым веяниям, в результате которой возникла восприимчивость к образам и смыслам внедряющейся религии, в этом важную роль сыграл фактор преемственности между имевшимися и пришедшими культами».[25 - Орынбеков М. С. Генезис религиозного сознания в Казахстане. – 2-е изд. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – С. 154.] Исследователи вводят даже специальный термин – «христианская сиро-тюркская культура», описывая множество оригинальных памятников по течению реки Талас, сочетающих элементы различных этнорелигиозных комплексов.

Чем же привлекло христианство население, проживающее на территории Казахстана? Прежде всего, по своей духовной направленности оно оказалось близким менталитету степняков, поскольку во многом воспроизводило уже освоенные мотивы принятых в степи учений, тенгрианства, митраизма, зороастризма. Это – вера в единого всемогущего Бога-творца, последний суд, воскресение, победу добра над злом в человеческой истории. Это также сформированная в основных чертах система общечеловеческих ценностей, в которых выражаются требования высшего Существа по отношению к человеку: императивы добра, любви, ненасилия, милосердия, сострадания, любви.

Но в христианстве местное население обнаруживало также принципиально новое содержание, созвучное жизненному настрою свободолюбивых степняков. Человек, сотворенный по образу Бога, наделен божественным даром свободы. Он сам избирает свой путь. И только добро, свершенное согласно свободному выбору, можно назвать подлинным добром.

Тюркские племена одобряли также идею о неравнозначности принципов добра и зла, направленную в христианстве против дуализма манихеев. Добро изначально, оно имеет статус бытия, поскольку всемилостивый Бог-творец есть воплощение всех возможных совершенств, а зло – это только отпадение от добра, нарушение его ритма, полное отсутствие бытийственности. Можно сравнить зло с тенью. Она, казалось бы, всегда сопровождает определенный объект. Но вот наступает полдень, и тень исчезает, обнаруживая свою иллюзорность.

Христианство многое говорило сердцу степняков и потому, что в нем присутствовал образ девы Марии, который они связывали с богиней Умай, в тенгрианстве – покровительницей домашнего очага, семьи, детей, защитницы отчего края. Они почитали деву Марию, потому что, по их представлениям, она родила Иисуса таким чудесным ребенком, что Бог выделил его из всех остальных, усыновил и наделил духовными способностями, чтобы изгнать все зло мира и спасти людей. Материнская любовь, духовный свет, который освещал образ девы Марии, напоминал людям о песнях, напеваемых богиней Умай у колыбели ребенка. Так гласили легенды.

И то, чему учил людей Иисус Христос, было близким и понятным людям, населявшим в те времена территорию Казахстана. Потому что уже в тюркской религии тенгрианства, в учении зороастризма были высказаны нравственные принципы добра, милосердия, сострадания, доброжелательности. Эти принципы были подсказаны также всеми условиями жизни и быта и кочевников, и городских жителей: необходимость взаимопомощи, поддержки, гостеприимства, доброжелательности как главных незыблемых основ жизни, этических императивов тюркской культуры.

Христианство быстро продвигалось по территории Казахстана и потому, что по своему характеру оно является мировой религией, предназначенной не для одного народа, одной эпохи или культуры, а для всех народов на все времена. «И проповедано будет сие Евангелие во всей вселенной во свидетельство всем народам» (Евангелие от Матфея, 24:14).

Христос заповедовал своим ученикам, апостолам идти по всему миру и проповедовать его учение всем сынам Божьим, независимо от их пола, этноса, социальной принадлежности. И христианские миссионеры, следуя этому наказу, проявляли неослабевающую активность. На территории Казахстана они следовали за караванами по Великому шелковому пути. Города и селения, которые были экономическими, торговыми и культурными форпостами по этой великой дороге, соединяющей Восток и Запад, попадали под влияние христианских миссионеров. В Семиречье культурные и торговые потоки встречались, образуя особую среду интенсивного взаимодействия, благоприятную для диалога различных религиозных верований, взаимопроникновения и обогащения тенгрианства, зороастризма, буддизма и христианства.

«VIII век, – пишет М. С. Орынбеков, – отмечен поражающим воображение синхронным сосуществованием на территории Казахстана различных конфессий. Малый религиозный космос, сосредоточившийся в Южном Казахстане и Семиречье, представлял по существу развернутую картину основных конфессий мироздания, что благотворно отразилось на духовной жизни степного общества, исторически подверженного благодатному влиянию нравственных и моральных установок».[26 - Орынбеков М. С. Генезис религиозного сознания в Казахстане. – 2-е изд. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2013. – С. 139.]

А впереди были другие времена: вторжение арабов и проникновение на территорию Казахстана новой мировой религии, ислама. Это стало поворотным пунктом в духовной истории тюркской цивилизации. Прежние религии – зороастризм, буддизм, христианство – еще продолжали функционировать, но уже четко был выделен лейтмотив: тенгрианство и ислам, взаимодействие новой религии с народными традициями и в итоге – ее определяющая роль в формировании духовного облика нации.

Контрольные вопросы

– Когда впервые появляется христианство на территории Казахстана?

– Кто такие несторианцы и яковиты?

– Чем было вызвано перемещение в Казахстан христианских общин?

– Расскажите об основных археологических находках, свидетельствующих о распространении христианства в тюркской среде.

Глава 3. ИСЛАМ КАК ОСНОВА ТЮРКСКО-ИСЛАМСКОЙ

ДУХОВНОСТИ

Личность Пророка Мухаммеда

Новая эра в духовной жизни степного народа началась с проникновением на территорию Казахстана мировой религии – ислама. Исторические факты свидетельствуют, что это проникновение было связано с завоеваниями арабов (VII—VIII вв. н. э.). Вместе с воинами и по их следам двигались проповедники нового религиозного учения. Но это – только внешние события. На самом деле предки казахского народа уже были внутренне готовы к восприятию религии, открывшей для них горизонты духовно-нравственного роста. На территории Евразии, как было показано, несколько столетий существовали, взаимодействуя друг с другом, различные религии: тенгрианство, митраизм, зороастризм, несторианство. Их доктрины отвечали религиозным запросам степного народа, переплетаясь и образуя своеобразный мировоззренческий синкретизм.

Но время ставило другую проблему. Остро обозначилась потребность заново осмыслить, что есть Бог, человек и мир, что есть жизнь и смерть, каково предназначение человека и его судьба не только в этом, но и в потустороннем мире. Чувствовалась необыкновенная духовная жажда, нужен был ответ на самые сокровенные, волнующие всех вопросы: как не только выживать в суровых климатических условиях, но жить достойно и благочестиво, храня в сердце надежду на благость единого Бога. Множество богов, политеизм уже не удовлетворял степняков. В различных религиозных верованиях они предугадывали, что под именами многих богов скрывается один Бог, единый и могущественный. И только он способен дать надежду и стать духовной опорой. Этот запрос, уже созревшая в обществе готовность обеспечили успех ислама, который, как оказалось, не был навязан извне, но отвечал внутренним потребностям кочевого народа.

Ислам (араб. – послушание, повиновение), согласно некоторым источникам, – самая молодая мировая религия (сравнительно с буддизмом и христианством). Он возник на Аравийском полуострове, на территории современной Саудовской Аравии в начале VII в. и затем стал официальной религией великого Арабского халифата, объединившего Палестину, Сирию, Египет, Иран, Северную Африку, юг Испании, Закавказье, Среднюю Азию – с центром в городе Багдаде. Но, с позиций исламского учения, тезис о сравнительной молодости ислама не выдерживает критики. Те, кто его выдвигают, связывают рождение новой религии с деятельностью великого пророка Мухаммеда, которая, действительно, пришлась на VII век. Но сам Мухаммед считал, что пришел в мир, чтобы возродить утраченную арабами веру отцов: мусульманами были уже Адам и Ева, исповедуя единственно истинную религию – ислам. Со временем, однако, люди предали забвению высшую истину, стали идолопоклонниками, язычниками. И тогда Аллах призвал Мухаммеда, чтобы он совершил свою пророческую миссию и вернул людей на праведный путь.

Личность Мухаммеда в исламе занимает огромное место. Его почитали и поныне почитают миллионы людей во всем мире, признавая образцом совершенного человека, в котором соединились все лучшие качества – быстрый ум, личное мужество, благородство, честность, справедливость, милосердие, великодушие. Будучи, казалось бы, обыкновенным и земным, он стал одной из главных фигур в истории человечества. Именно его, верят мусульмане, Аллах избрал своим Посланником (расул) и Пророком (набих). Именно ему были ниспосланы божественные откровения, составившие священную книгу мусульман – Коран. С именем Мухаммеда связано формирование величественной исламской цивилизации, подарившей миру замечательные памятники архитектуры, научные открытия, философские теории, новые модели образования.

Мухаммед родился и вырос в Мекке и принадлежал к роду хашим из влиятельного мекканского племени курайш. Он рано осиротел. Отец умер еще до рождения сына, а мать – когда ему было шесть лет. И хотя его опекали сначала – дедушка, а потом дядя – Абу Талиб, он тосковал по материнской ласке и когда позже его спрашивали о детстве, он отвечал кратко, но выразительно: «Я был сиротой». С ранних лет приходилось трудиться – пасти овец, выполнять торговые поручения. Мекка была городом бойкой торговли и одновременно центром религиозной жизни арабов. Здесь находился храм Кааба, где совершали поклонения своим идолам племена аравийского полуострова.

Но с самого детства с Мухаммедом происходили события, которые предвещали, что ему уготована Богом особая миссия. По обычаю мекканцев, он несколько лет воспитывался в семье кочевого племени Бану Саад. Именно тогда случилось первое знамение. Согласно преданиям, когда Мухаммед пас ягнят за шатром, к нему подошли два человека в белых одеждах, с золотым тазом, полным чистого снега. Они рассекли тело мальчика, вынули сердце, омыли его снегом и снова вложили его на место. Мусульмане верят, что это были ангелы, которые очистили ребенка, зная о его великом предназначении.

Второе чудесное событие произошло позже, когда двенадцатилетний Мухаммед сопровождал торговый караван своего дяди Абу Талиба в Сирию. Неподалеку от города Басры им повстречался христианский монах Багира. Он сразу заметил, что путники устали от палящего солнца, и только над подростком, следуя за ним, проплывает облако, закрывая его от солнечных лучей. А когда караван остановился под деревьями, их ветви сплелись и склонились над Мухаммедом. И монах, видя чудесные знаки и помня предсказания в священных книгах, посоветовал Абу Талибу особенно бережно относиться к мальчику, поскольку его ждет великая судьба.

Мухаммед повзрослел, у него появилась дружная, хорошая семья – любимая жена и преданная подруга Хадиджа, дочери и сыновья. Он был известен в Мекке как честный и умелый проводник караванов. И одновременно шла интенсивная внутренняя работа, духовный поиск, нравственное совершенствование. Он чувствовал, он знал, что предназначен к великой миссии.

И вот свершилось. Мухаммеду – сорок, и он проводит много времени в молитвах, возносимых Богу. В одну из ночей месяца рамадан 610 года на горе Хира, расположенной недалеко от Мекки, ему явился Архангел Джибрил (Гавриил) со свитком в руке и провозгласил: «Читай!». Когда же Мухаммед ответил, что читать не умеет, Архангел произнес несколько строк, которые позже составили первые пять стихов девяносто шестой суры Корана. Строки эти запечатлелись в сердце Мухаммеда: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – / сотворил человека из сгустка. / Читай! И Господь твой щедрейший, / который научил каламом, / научил человека тому, чего не знал». Ночь, в которую был ниспослан Коран, считается в исламе Ночью определений, Ночью могущества (Ляйлят-аль-Кадр) и отмечается как особый праздник.

Откровения, которые снизошли на Мухаммеда, открыли ему свет духовности, высший смысл бытия, жизни и смерти, природу и сущность Аллаха и его предначертаний. Первыми обратились в ислам его жена Хадиджа, ближайшие родственники и ученики. Но курайшиты встретили новое учение враждебно. Они понимали, что единобожие, которому учил Мухаммед, подорвет привычный для них политеизм, и они лишатся экономических выгод из-за уменьшения числа посещавших Мекку паломников.

В результате долгого и упорного противостояния, Мухаммед со своими сторонниками переселяется из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан Наби, город Пророка. От года переселения (хиджра) мусульмане ведут летоисчисление. Тогда произошел переход от времени неведения и язычества (айям-аль-джахилия) к времени Аллаха (айям-Аллах). Это было не просто сменой территории и появлением нового календаря. Медина и время Аллаха – духовные категории, знаменующие рождение исламской цивилизации и соответствующего ей человека с особым духовным складом и мировоззрением. Мусульмане и до сих пор продолжают жить в духовном измерении Медины и времени Аллаха.

Накануне отъезда из Мекки произошло, согласно исламской традиции, знаменательное событие, которое именуется в исламе Ночью вознесения (Ляйлят аль-Мирадж). К Мухаммеду явился Джибрил и на крылатом коне Бураке перенес его в Иерусалим, где Пророк возглавил совместную молитву пророков в храме (исра). После этого он был вознесен на седьмое небо, к Аллаху (мирадж) и услышал, что все, кто уверует в Единого, войдут в Рай. Мухаммед смог побывать в Раю, увидел, как наслаждаются там те, кого избрал Аллах. Побывал он и в Аду, где мучаются грешники, после чего был снова перенесен в Мекку. Все это произошло за одну ночь, так быстро, что вода из кувшина, опрокинутого перед отъездом, не успела вылиться. Согласно исламу, исра и мирадж – события вполне реальные, а не аллегорическое воссоединение души Мухаммеда с Аллахом. Эти события – свидетельство высшей милости, проявленной Творцом к своему Пророку.

В Медине, где Мухаммед вместе со своими последователями оказался уже после Ночи вознесения, была построена первая мечеть, разработаны основы ритуальной практики, принципы религиозного учения и организации общины (уммы). Мухаммед проявляет себя не только как религиозный лидер, но и как политический деятель, дипломат, воин, организатор первого исламского государства. Со временем ему удается приобщить к исламу большую часть племен Аравии и, что самое важное, – жителей Мекки. Они признали новую веру, а Мухаммед вошел в Каабу и разрушил всех их идолов. Начиналась новая эра в духовной жизни людей. Им открылся единый для всех Бог.

Контрольные вопросы

– Чем объясняется потребность предков казахского народа в монотеизме?

– Какую роль играет в исламе личность Пророка Мухаммеда?

– Воспроизведите основные этапы религиозной деятельности Пророка Мухаммеда.

Духовный смысл исламского вероучения

Главная священная книга мусульман – Коран (араб. чтение). Согласно исламу, его текст хранится на небесах, у самого Аллаха. А людям священные строки передаются через Пророка Мухаммеда. Неотразимая сила воздействия на умы и сердца вызывается тем, что Бог сам обращается к людям, раскрывая смысл жизни и смерти, духовные принципы, которыми следует руководствоваться, чтобы стать благочестивыми и покорными воле Всевышнего.

Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых включает аяты (знамения). Принято делить священный текст на две основные части. Первая – мекканский период, когда Мухаммед проповедует о милосердии божьем, о страшном Суде, Воскресении из мертвых, рае и аде, высказывает идею пророчества (90 сур). Второй период – мединский. К нему относятся суры, раскрывающие смысл исламской этики и права, предписания, предостережения, увещевания (24 суры). Коран воспроизводит историко-культурные реалии своего времени, но его высшее предназначение – позволить людям услышать глас Всевышнего через посредничество его Пророка Мухаммеда. Подлинно священным признается в исламе только текст Корана на арабском языке, все переводы считаются лишь толкованиями.

Вторым после Корана источником исламского вероучения является Сунна (обычай, пример). В нее включены сборники хадисов, повествований о жизни и деяниях Мухаммада, сопровождаемых его изречениями и советами.

Сунна считается боговдохновенной, подсказывающей людям, как они должны вести себя в различных жизненных ситуациях, чтобы оказаться угодными Богу. В Сунне содержится также обширный материал, раскрывающий культово-обрядовую практику ислама, морально-этические и правовые нормы жизни мусульманской общины. Наиболее авторитетными считаются сборники хадисов: Мухаммада аль Бухари («Ас-сахих»); Муслима («аль-Джами Ас-сахих»); ибн Маджи («Китаб ас-сунан»); Мухаммада ат-Тирмизи («аль-Джами аль-Кабир»); ан-Нисаи («Китаб а-сунан»). В исламской традиции сформировалась также особая наука о толковании Корана, илм-ат-тафсир, исламское правоведение (фикх) и теология (калам).

В этих основных источниках раскрываются смысл всего вероучения, понимание Бога, мира и человека, возможности богообщения, культовая практика и обряды.[27 - Али-Заде А. Исламский энциклопедический словарь. Серия «Золотой фонд исламской мысли». – М.: Ансар, 2007.] Иман (вера) включает следующие акиды (постулаты), составляющие исламскую догматику:

– Вера в Аллаха, Творца всего сущего (таухид);

– Вера в Ангелов, исполнителей воли Божьей, сотворенных Аллахом из света (Малаика);

– Вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом пророкам до миссии Мухаммеда;

– Вера в то, что Мухаммед, в отличие от всех других пророков, послан ко всем народам и является «печатью пророков»;

– Вера в судный день, грядущее воскрешение, рай и ад (Ахира);

– Вера в предопределение, справедливость и милость Аллаха.

Рассмотрим эти основные акиды более подробно.

В первой акиде (таухид) провозглашается ключевая идея исламского вероучения – единобожие. Мухаммед пришел в мир, чтобы возродить изначальную веру Авраама, истинную для всех людей, независимо от их этнической и культурной принадлежности – веру в единого, всемогущего Бога. Единобожие позволяет воспринять божественный свет во всем сотворенном, в природе, в самом человеке, в формах его социальной организации, что создает целостность мировоззрения.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)