Происхождение татар-мишарей Пензенского края
На русской земле проложили мы след,
Мы – чистое зеркало прожитых лет…
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить…
Г. ТукайТатары-мишари, составляющие основу татар Пензенского края, сформировались как самостоятельная этническая общность лишь в XIV–XV вв. н. э. в бассейне рек Мокша и Окана территории нынешней Мордовии, а также в районах Кадома и Ермиши Рязанской области, юга Нижегородской и севера Пензенской и Ульяновской областей. Но их предки появились в пензенских землях уже в VIII–IX вв. Обнаруженные находки типичных гуннских котлов и ювелирных изделий полихромного стиля на правом берегу Волги в пределах Пензенской и Ульяновской областей указывают на появление здесь издревле гуннских племен. Начиная с XVI в., эти племена активно расселились по всему Поволжью, но наиболее компактно обосновались в западном Поволжье. Дальнейшая миграция мишарей из Мещеры в XVIII–XIX вв. охватило не только нижегородские, симбирские, тамбовские и пензенские земли, но распространилось дальше – в Казанскую, Уфимскую и Оренбургскую губернии.
Татары-мишари являются одним из древнейших народов на территории Пензенского края и образуют вторую по величине группу татар Волго-Уральского региона. Они составляют примерно одну треть численности волго-уральских татар и являются одной из самых больших этнических групп, принимавших участие в формировании татар Среднего Поволжья. В конце XIX столетия их насчитывалось до 622,6 тыс. человек. В настоящее время мишари проживают во многих регионах России и бывших союзных республиках: на территории 9-ти областей РФ, в 4-х автономных республиках, в 11-ти крупных городах, в республиках Средней Азии и на Кавказе. Поволжские татары, состоящие преимущественно из двух этнических групп – казанских татар и татар-мишарей, являются одним из многочисленных народов бывшего Советского Союза.
У татарского народа предками были кипчаки (в русских источниках «половцы»), сформировавшиеся в древние времена из различных кочевых народов и племен, среди которых были и скифы. Наземлях Рязанщины, Нижегородского Поволжья, Мордовии обитали мурома, меря, кривичи, мордва, бесермены, маджары, булгары, буртасы, ногайцы, татары, русские, башкиры и мн. др. Эти народы на протяжении всей истории вступали в контакты с другими племенами, в результате перемешивались, в том числе с нетюркскими племенами финно-угров и славян. Вместе с тем наблюдается регулярное сотрудничество русских князей с половецкими ханами. Князья дружились с ханами, вступали с ними в родство, искали у них убежища и помощь в военной силе в случае своих неудач. С другой стороны, рязанские князья всячески привлекали к себе многих детей и братьев от половецких ханов и обращали их в христианство. Из потомков половецких ханов и вельмож вышли такие дворянские роды, как Кобяковы, Сунбуловы-Коробьины, Селивановы, Апраксины. В этом же сплаве или в «мишарской среде» впоследствии сформировались известные фамилии: Карамзины, Тургеневы, Колончаковы-Куприны, Юсуповы, Тимирязевы, Ушаковы, Вельяминовы, Радищевы, Беклемишевы, Бахметьевы, Чаадаевы и многих другие.
Татары. Пензенская губерния (фото барона Жозефа де Бая, конец XIX в.)
Автор пятитомной «Истории России» Д. И. Иловайский пишет в своих трудах о частых столкновениях в Мещере в XI в. русских с половцами и булгарами. В то же время русские летописи (1236 г.) события того времени описывают следующим образом: «Придоша от восточной страны в Болгарьскую землю безбожнии Татаре, и взяша славный Великий город Болгарьский, и избиша оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца, и взяша товара множество, а город их пожгоша огнем, и всю землю их плениша»[146],[147].
Особое географическое положение Мещеры всегда вызывало повышенное внимание со стороны Москвы, поскольку этот район обеспечивал прямой выход к мордовским и татарским землям. Кроме того, длительное время Мещера была единственной инородческой землей, находившейся у самих границ русских земель. Касимовское ханство («Мещерский юрт») возникло на месте более раннего Мещерского княжества, которое, по всей видимости, было наследником Наровчатского улуса Золотой Орды, возглавляемого князьями клана Ширинов, и включало всю территорию Мещеры, а также мордовские земли с городами Кадом, Темников, Шацк. Мещерские цари и царевичи, соответственно, получали власть над всем населением – татарским, мордовским, а также русским. Однако несомненно, что как этническая общность татары-мишари сформировались в рамках Темниковской Мещеры в конце XIV в. – нач. XVI в. Имеется также весьма достаточные основания, что основой послужили буртасско-можарский (более ранний) и золотоордынско-тюркский (более поздний) компоненты.
Национальный состав Пензенской области (1939 г.); (татар – 58.514 чел.)
В 1950-х гг. М. Р. Полесских осуществил важные исследования на территории Пензенской области, в результате которых были открыты городища и селища XI – нач. XIII в. с гончарной красно-коричневой керамикой, по ряду параметров сходной с посудой Волжской Болгарии. Им было выдвинуто предположение, что на территории Пензенской области племена буртас, предполагаемые предки татар-мишарей, появились после разгрома Святославом Хазарского каганата в конце X – нач. XI в.
Ученые историки А. Т. Тагирджанов и М. З. Закиев находят близкие к гуннам племена еще на более обширных территориях России. По их словам, мишари – это одно из древнейших тюркских племен, известных по письменным древнегреческим источникам с III в. н.э. под именем «акациры-агачиры», которые обитали в Прикаспийской низменности и на Северном Кавказе. Мишари, кроме гуннов, генетически связаны со скифами, с кыпчаками-половцами и т. д. В свою очередь, М. З. Закиев не отвергает и мещерское происхождение мишарей, но при этом утверждает, что термин «мишар» лишь впоследствии превратился в термин «мещеряк», а не наоборот. Известные со II в. н. э. «мещеряк-мещера-мишар» в Мещерском крае, по его мнению, тоже относятся к ним. «Акацир-агачир», «мещера-межер-мажар» – это два диалектальных названия одного и того же тюркского племени – мишар»[148].
Мещера, заселенная еще издревле в среде русского населения в бассейне р. Выши, выделялась, прежде всего, особой женской одеждой и цокающим диалектом в языке. Они упоминаются в русских летописях в 859 г. как данники Рюриковичей, под названием, близким к современному – «мишеры». По свидетельству летописца Нестора (конец XI – нач. XII вв.) мы узнаем, что мещера жили к югу от мери, и отличались от мордвы, черемис и муромы особым языком.
Однако некоторые историки считают, что древняя мещера во 2-й пол. XIX в. известна как курганное племя. Они здесь поселились раньше финно-угорских народов, и только затем сюда пришли славяне. Результаты исследования археологов при раскопках курганов в окрестностях Москвы и близлежащих областей показали, что мещера были первыми поселенцами в этих местах. Мещера на Русской равнине, как и на Алтае, оставила после себя большое количество курганных захоронений. Исследованные раскопки, которые были произведены этнографами и антропологами в Замосковном крае, показывают однотипность захоронений с захоронениями на Алтае, оставленными первыми поселенцами-тюркскими племенами.
Так, известный своими археологическими открытиями профессор А. Х. Халиков в своей книге «Предки татар Среднего Поволжья и Приуралья в истории России» описывает события, предшествующие колонизации Мещеры, следующим образом: «В 1257–1278 гг. при первых золотоордынских ханах Берке (1255–1266) и особенно Менгу-Тимуре (1266–1280), когда окончательно завершилось завоевание монголами и ордынцами Булгарии, происходит ещё несколько булгаро-тюркских исходов на Русь. Так, при Берке-хане из Булгарии, может быть, из древней Казани, уходит на Русь легендарный Чура-батыр, от которых пошёл род князей Чюриковых. В 1277–1278 гг. монголы при активном содействии ростовского князя Федора Чёрного (Черемного) подавляют последнее восстание булгар, в результате чего около 30 булгарских городов, в том числе и Казань, были отданы на откуп этому князю. К этому времени относится приход на Русь и Литву булгаро-казанских феодалов, продолживших затем знаменитые русские княжеско-боярские роды Шаховских, Теглевых, Державиных, Толбузиных и др. В эти же годы (1278) ордынский князь Бахмет (Махмуд-Мухаммед) Усейнов сын Ширинский завоевал мещерские (мишарские) земли обулгаризированных буртас. В результате этого, очевидно, на Руси оказались феодалы, заложившие основу родов князей Мещерских, Бахметьевых и др.»[149],[150].
Современная историческая наука продолжает утверждать, что в результате так называемого «татаро-монгольского» нашествия в XIII в. вся территория Пензенского края существенно опустела. В конце лета 1237 г. армия этих самых «татаро-монголов» со всеми обозами и пленниками переправилась через Волгу (Итиль) и двинулась на Русь, но, дойдя до р. Узы, остановилась на зимовку. Археологи продолжают находить остатки сгоревших строений вперемешку с наконечниками стрел кочевников и следами погромов. Особенно наглядно картина сражений сохранилась на Золотарёвском городище, где оборонительные валы и рвы, а также вся округа усеяны многочисленными останками людей и коней, предметами вооружения и конского снаряжения. Вероятнее всего, спасаясь от татарского погрома и разорения, часть булгар, а с ними и предки мишар бежали на Русь, на северо-восточные русские княжества.
МЕЩЕРА, древнее племя, жившее в 1-м тыс. н. э. по среднему течению Оки. Говорила на языке финно-угорской группы, и часто она отождествляется с мордвой. Большая часть населения Мещеры к XVI в. обрусела, а другая в XV–XVI вв. слилась с татарами Казанского ханства. Есть в научной среде гипотеза о том, что из мещеры произошли татары-мишарив результате смешения с татарами. Этой теории, в частности, придерживается пензенский краевед С. А. Шишлов, утверждающий, что предками мишарей были тюркизированное угорское племя моджары (можары), пришедшие на эти мордовские земли из Заволжья еще в IX в. Всеобщая перепись населения в 1897 г. насчитывала мещеры 17090 чел., главным образом в Ижморской и Ушинской волостях Керенского уезда. В «Списках населенных мест Пензенской губернии» мещера отмечена в Керенском, Чембарском, Наровчатском и Н-Ломовском уездах. Этногенез мещеры до конца не выяснен. По «Алфавитному списку народов обитающих в Российской Империи» (по сведениям за 1866 г.), Мещеряки – народ финского племени, в Оренбургской губернии, уезды Керенский и Чембарский Пензенской губернии, Сердобский и Балашовский Саратовской, Уфимский, Белебеевский, Бирский и Стерлитамакский Уфимской губернии, Шадринский, Пермский и Екатеринбургский Пермской губернии. Отчасти обрусевший, отчасти отатарившийся. «Пензенские и саратовские мещеряки вполне обрусели, говорят по-русски, и от местного населения отличаются только лёгким оттенком в произношении. Православных – 35000 чел., магометан – 125000». Историк Иордан считает, что слово произошло от мордовского m,eskar – «пчеловод». По его мнению, этот район подчинили себе половцы, чем объясняется тюркский характер позднейших мещеряков. Вероятное тождество названий мещера, мишари, мачяр и мажар имеется в этнониме венгров – megyer, magyar («мочар» – болото).
Из различных сохранившихся источников видно, что золотоордынский князь Саид-Ахмет в 1298 г. по ярлыку хана Тахты основал поселение в среднем течение р. Мокша и занимался сбором ясака с населения мордвы. В дальнейшем его потомки были наследственными правителями Темниковского княжества. От него пошли такие фамилии, как Дашкины, Акчурины, Еникеевы, Кугушевы, Кудашевы, Бекбулатовы и мн. др. В 1612 г. упоминаются сыновья Саид-Ахмета: Сюнчалей, Ишмакай и Алмакай Дашкины. Всем им за службу были жалованы поместные земельные угодья с крестьянами. Древний татарский род Едихановых также имеет происхождение от хана Золотой Орды. Еще в 1374 г. из Орды выехали в Рязанское княжество два брата – Салхомир и Едухан. Еду-хан – родоначальник дворянского рода «Хитрово» (перевод. «Хитрый хан», «Сильно-Хитр»). В дальнейшем он принял крещение под именем Андрей. Потомки Андрея сначала назывались «Хитров», потом «Хитрово», владели поместьями на территории Пензенского края. Сын и четверо внуков его брата Салхомира были боярами в княжестве Рязанском, так как сам Салхомир женился на дочери Олега Рязанского. Из этого рода пошла фамилия Апраксиных, конкретно – от Андрея Ивановича Кончеева-Опраксы, а также Едихановы являются родоначальниками рода Вердеревских, Крюковых, Ханыковых и др. Жили они, вероятно, в Рязанском княжестве, а затем перешли на службу к Великому Князю Московскому.
Мещера
Другой известный татарский княжеский род – Дивеевы, в числе первых татар-мишарей, перешел на сторону царя, наряду с Еникеевыми, Кудашевыми, Дашкиными, Бибарсовыми и др. Им всем были даны в Пензенском крае земельные угодья и различные чины. В список татарских князей и мурз, перешедших на русскую службу, можно включить еще целый ряд известных татарских фамилий. Так, например, Маматовы происходят от Елизария-Мурзы Акмаметьевича Маматова (1633 г.). Известен из документов также Хозя сын Маматов, постельничий хана Тохтамыша, крещёный в 1393 г. с именем Мисаил (ПСРЛ, 25, с. 180, 221)[151],[152].
Тезис о тюркоязычности буртасов издавна был поддержан большим количеством ученых-исследователей Мещеры, среди которых были Дамаскин, Макарий, Куфтин и др. Они утверждали, что татары-мишари с древних времен и до настоящего времени носят свое племенное название «мещера». В этнографической литературе потомки мещеры обозначаются как татары-мишари, отнесенные к северной подгруппе мишарей. Со временем мещера сосредоточилась в бассейне среднего течения Оки, в междуречье правых притоков Оки—Цны и Мокши, хотя часть мещеры даже в XVII в. оставалась и в русской мещере под названием мещерян, мещеряков[153].
Следует отметить, что почти в каждом селении мишари хорошо помнили и сохранили предания о том, откуда переселились их предки. Так, историк Г. Н. Ахмаров писал об этом в нач. XX столетия: «При мишарских селениях нет ни старинных кладбищ, ни древних надгробных памятников, какие встречаются при селениях казанских татар. Предки у мишарей были мурзами (от персид. слова мирза – сын эмира, князь). Некоторые из этих мурз ныне пользуются дворянским званием, даже княжеским титулом, и владеют пожалованною землею. А большинство остаются в податном сословии, как не доказавшие своей привилегии, хотя сами часто владеют пожалованною землею и сами себя называют «морза». И что мулла д. Малой Цыльни Буинского уезда рассказывал, как деды их – мурзы во время Золотой Орды судили русских, сидя верхом на лошади в их церквях. Большинство мишарей совсем не слыхали названия мишарь, сами себя они называют татарами. Над казанскими татарами смеются, уподобляя их во всем чувашам. Места, занятые мишарями, до них были пусты, никем не заселены»[154].
У казанских татар, как говорит Е. А. Малов, сохранилось предание о том, что мишари происходят от турецкого племени, и они первыми сделались подданными русского царя и, женившись на русских женщинах, смешались с русскими. Сами мишари объясняют, что они вышли из Турции, и названы мишарями по местности и реке, носящими то же название. Предание кузнецко-неверкинского региона гласит, что главой татарских родов является Мишар-хан, который прибыл сюда в конце XVII – нач. XVIII вв. по указу царского правительства. Он должен был охранять и строить новые поселения в этом регионе. Согласно этому рассказу, от него пензенские татары получили название «мишари».
Газета «Пензенские губернские ведомости» (№ 27–28, 1847 г.) в своих очерках население Мещеры описывала следующим образом: «Мещеряки относятся к числу древних обитателей нашего края. Они довольно в большом количестве населяют Пензенскую губернию. Историю их поселения не знает никто… Первоначально же поселения были по берегам реки Волги. Будучи малочисленны и теснимы татарами, они уходили в другие лесные места, побросав участки. В связи с неспособностью к хлебопашеству, они били челом Царю и просили выделить им участки. После того татары, уже теснимые ими, бросали (или продавали) свои участки и уходили в другие места. У мещеряков до сего времени сохранились крепи на земли, сделанные предками их с татарами».
В XV в. к западу от этой зоны на землях татар-мишарей образовалось несколько независимых княжеств: Наровчатское и Темниковское княжества, города Кадом, Сарыклыч и др., которые не вошли в состав Казанского ханства. Так, жители Старого Кадома покинули город вследствие разрушительных разливов р. Мокши. Новый городок был основан в шести километрах ниже по течению Мокши, где была построена Кадомская крепость. На этой территории, на переднем крае восточных рубежей славянской колонизации, шел такой же процесс слияния и смешивания различных этнических групп. Здесь же на холме, согласно преданию, стояла крепость хана Кадыма. В сер. XV в. Кадом и близлежащие территории были отданы в удел казанскому царевичу Касиму, основателю Касимовского ханства, или «юрту» (двору, уделу) чингизидов в Мещере.
После распада Золотой Орды в сер. XV в. огромная степная территория, расположенная между реками Волгой и Яиком, снова сильно обезлюдела. Здесь некогда стояли многолюдные золотоордынские города, но отныне жители спешно покинули места своего пребывания, и вся эта степь пришла в полный упадок. Но город Мохши (Наровчат) еще в XIV в. становится важным административным центром среди мордовско-золотоордынского населения мокши[155].
Территория Наручадской Орды простиралась по Мокше, Выши, Ваду до верховий Суры. По мнению некоторых исследователей, она занимала даже часть будущих земель Симбирской и Нижегородской губерний. Село Наровчат является самим древним населенным пунктом Пензенской области, а Наровчатское городище, расположенное у слияния рр. Шелдаис и Лапыжовка, стало с 1627 г. первым городом-крепостью в пензенском крае.
Археологические раскопки, произведенные с нач. XX в., позволили установить, что Наровчат возник на том месте, где в XIII в. существовал Нуриджан (Наручать). В 1237 г. город был завоеван войсками Батыя, а с 1313 г. под новым татарским именем Мохши стал центром Наровчатовского улуса и временной резиденцией хана Узбека (1313–1341). В настоящее время поверхность этого памятника археологии занята огородами, пашней, различными постройками, в результате – сильно разрушена. Нередко жители Наровчата при производстве земляных работ на своих участках натыкаются на человеческие останки и находят характерные застежки, шумящие подвески, перстни и т. д.
Наровчатское городище было отгорожено от напольной стороны тремя рядами валов со рвами в виде дуги. От валов осталось несколько холмов («бугры»). Раскопки здесь проводили А. А. Кротков, А. Е. Алихова, Ю. А. Зеленеев, обследовано также В. И. Лебедевым, М. Р. Полесских, Г. Н. Белорыбкиным. В результате было установлено, что культурный слой толщиной 1,2 м. делится на два культурно-хронологических яруса. Нижний, толщиной 20 см, содержит лепную мордовскую посуду и круговую керамику коричнево-красных тонов, характерную для поселений буртас XII–XIII вв. Сверху расположен золотоордынский слой города Мохши, перекрывающий валы со рвами и занимающий втрое большую площадь. Сюда же входят и два могильника: мусульманский (Наровчатский) и мордовский (Старосотенский).
с. Наровчат
В золотоордынском слое встречена красно глиняная керамика, железные, чугунные и медные орудия и изделия, ювелирные украшения, серебряные и медные деньги, большинство из которых имеют чекан «Мхш». Раскопаны были каменные и кирпичные сооружения (бани, дома, мавзолеи и т. д.), гончарная печь, хозяйственные постройки, водопровод.
НАРОВЧАТСКИЙ МОГИЛЬНИК, памятник археологии XII–XIV вв., расположенный в центре с. Наровчата, с западной и восточной стороны Покровского собора. Погребения в нем совершены по обряду трупосожжения в глубоких грунтовых ямах без инвентаря с соблюдением киблы (ориентировка головой на запад, лицом к Мекке), что характерно для мусульман. Вероятно, этот могильник связан с располагавшейся здесь мечетью.
Вместе с двором хана Узбека в г. Мохши переселилась значительная часть золотоордынской элиты, включая литераторов, что привело к резкому повышению культуры местного населения. Археологические исследования, а также сохранившиеся литературные произведения и архивные материалы показывают, что даже через несколько веков после окончания эпохи расцвета Золотой Орды, достаточно высокая татарская культура в этих землях не исчезла. Причем, надо сказать, эта культура, а также и язык местных татар-мишарей довольно существенно отличались как от культуры и языка Казанского, так и Касимовского ханств.
После смерти хана Узбека началась кровавая череда переворотов, в результате чего проигравшие ханы были вынуждены бежать. В 1361 г. или 1362 г. в Мохши появился бек Тагай и образовал сильную Наручадскую Орду: «В лето 6869 г…. в иный князь ордынский, Тегай имя ему, иже от Бездежа, а той Нуручадту страну, отняв себе, ту пребывающе»[156].
Практически одновременно с приходом Тагая в Наровчат князь Секиз-бей появился на Пьяне, князь Бехан – в городке Сараклыч, князь Седехмет – на средней Мокше между Темниковым и Краснослободском. Следующая волна миграции татарской знати прибывала на мордовские земли по приглашению московского правительства в течение XV в. В 1395 г. Мохши был разрушен Тамерланом, хотя, надо заметить, этот тезис о гибели города от рук амира Тамерлана слишком слабо аргументирован. Таким образом, Наровчат пережил три периода своего существования: мордовский, татарский и русский. В период татарского владычества в Наровчате проживало смешанное население – татары и мокша. Третий период начался с 1627 г., когда он возродился под названием Наровчатское городище.
Как мы уже сказали, в период распада Золотой Орды в сер. XV в. северо-западная часть этой населенной мордвой и мишарями территории отошла к вновь образованному Касимовскому ханству (1445–1681 гг.), где преобладающим этническим элементом стали касимовские татары, сложившиеся из различных пришлых групп золотоордынских тюрков. Татарских помещиков на территории Касимовского ханства было очень большое количество. В Темниковском уезде, например, в 1612 г. было всего 451 помещичье владение, большинство из которых были татарскими. Даже в конце XVII в. в том же уезде из 647 помещиков более 500 были татарскими мурзами и князьями. Среди представителей в 1678 г. отмечено 57 чел. из мурз и князей Еникеевых, 50 – князей Акчуриных, 32 – Девлеткильдеевых, 31 – Кудашевых, 19 – Тенишевых, 18 – Бибарсовых, по 17 – Тугушевых и Токшейковых, 15 – Дашкиных, 7 – Кугушевых, по 5 – Мансыревых и Макуловых, по 4 – Дивеевых, Ишеевых, Кулунчаковых, Шихмаметевых. Здесь же показаны также Долоткозины, Утяшевы, Ефаевы, Седахметевы, Чанышевы и др.
Вся территория Мещеры была разделена на беляки или «ясачные округа» – по сбору особого налога, взимающегося с мордвы ясаком. Беляки наделялись отдельным семействам татарских князей и мурз в пределах Московского государства, а пожалование того или иного мурзу титулом князя (княжение) обозначало передачу в его владение конкретного мордовского беляка. Считается, что было несколько таких «беляков». В состав владений беляков входили земли подданной мордвы, татарские поселения и поместья, состоящие из крестьянских дворов с русскими переселенцами, которые позднее передавались служилым татарам и мурзам за царскую службу. Это были:
территория княжения Акчуры. Князь Акчура был пожалован княжением над конялской мордвой в пределах современного Шацкого района Рязанской области;
территория княжения Янглыча Бедишева. Владели над кадомской мордвой(место впадения р. Вад в р. Мокшу, около г. Кадом);
территория княжения Енайдара Мансырева: Над чепчерянской (чепчерской) мордвой. Местоположение в Нижегородской области, недалеко от г. Саров.
территория княжения Исенея и Дивея Бутаковых. Этим князьям достался Кирдяновский беляк – земли восточнеер. Мокши до р. Суры. Выпадает на Темниковский район;
территория княжения Тениша Кугушева. Центром «княжества» был г. Темников. На юго-востоке граничила с Казанским ханством по р. Мокше[157].
Так, родословное древо княжеского татарского рода Мансыревых восходит к Енайдару Мансыреву, которому грамотой царя Иоанна Грозного в ноябре 1525 г. было дано княжение над чепчерянской мордвой: «Василей, божиею-милостию государь всея Руссии и велики князь… пожаловал есми Енандар князь Мансырева сына княжением над чепчерянскою мордвою, что было за братом ево за Бахтеяром за Мансыревым сыном. И вы, все люди тое, чтите и слушайте, а он вас ведает и судит… прежде сего. Писана на Москве, лета 7304 г., ноября 9-го дня». Род Енгалычевых (Янгалычевы), происходят от князя Бехана, а родоначальником Енгалычевых является князь Янглыч Бедишев. Они все – потомки выходца из Золотой Орды князя Мамы[158].