75
В 1914 г. в Краснослободском уезде проживало 19554 татар – второй по численности проживания татар уезд в Пензенской губернии. А в 1864 г. в Краснослободском уезде, в 1 стане было 18 селений, при 976 дворах, 7192 жителей. Это деревни: Старая Резеповка (37 (дворов) – 301(жителей), Старая Потьма (32–272), Аллагулово (216–1417), Енаево (19–131), Алмаметовка (4–22), Усть-Рахманка (168–1183), Нурмаевка (15–108), Крутояр (32–234), Мансуровка (11–70), Тенишево (18–125), Большой Шуструй (168–1151), Малый Шуструй (18–109), Верхняя Богдановка (18–128), Нагорный Шуструй (4–19), Подгорный Шуструй (6–47), Богдановка Нагорная (22–156), Богдановка Подгорная (9–41), Татарские Юнки (191–1750).
Во 2 стане – 27 селений, 1081 дворов, 7320 жит. Деревни: Тарханы (63–434), Байкеево (61–413), Черная (19–146), Кональское (12–94), Булаево (68–448), Урей (197–1373), Чекаево (78–544), Буртасы (27–175), Ковыляй (47–346), Адаево (80–485), Дашкина (18–128), Аюповка (2–19), Кухановка (4–17), Анкеева (1–5), Шурбино (16–101), Кривошеева (27–176), Матвеевка (68–376), Акашева (81–565), Лопуховка (31–214), Акчеево (50–368), Чурино (30–192), Ликенье (11–116), Лобановка (9–45), Вачеева (21–152), Н. Кадышево (45–329), Кондралеевка (4–33), Ст. Кадышево (6–35). По данным переписи 1897 г. в уезде проживало 174 396 человек. В том числе русские – 66,9 %, мордва – 24,7 %, татары – 8,2 %. Известна еще казенная д. Ликинье, построенная на одноименной реке и состоящая из 11 дворов.
76
В Саратовском архиве (ГАСО, ф. 19, оп. 1, д. 190) хранится дело, напрвленное в Дворянское депутатское собрание (октябрь 1806 г.) с прошением Абдраюпа Рахманкулова Чекаева о присвоении своему роду дворянского статуса, который проживал в д. Бегеево Кузнецкой округи. Из документов следует, что они происходили из Темникского уезда, д. Акчеево, где имели поместья в 1716 г.
77
В 1864 г. в селе проживало 152 жителей, дворов было 21, имелась одна мечеть.
78
В «Сборнике статистических сведений по Тамбовской губернии» (1883) Ишейки – село татарское, 88 домохозяйств (571 чел.). Родина партийного руководителя А. З. Еникеева. К концу XX в. здесь проживало 530 мусульман. В селе существовала соборная мечеть и мактаб с 1850 г.
79
Княжеский род Енгалычевых (Янгалычевы) происходит от князя Бехана, родоначальник – князь Янглыч Бедишев. Являются потомками выходца из Золотой Орды князя Мамы. В 1621 г. Ишмамет Енгалычев был признан в княжеском достоинстве. В 1629 г. он владел поместьями в Шацком уезде.
80
Е. И. Саляев. Освоение «Дикого поля». Пенза, 2009.
81
Другую д. Леплейка в Узинском стане (ныне в Ульяновской области) основали в 1721–1745 гг. служилые татары из с. Средняя Елюзань.
82
В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) Шувалово упомиается как деревня владельческая в составе татарской д. Кривозерье Саранского уезда. Сюда же входят татарские населенные пункты Суркино и Хаджи.
83
Существовала в том же Инсарского уезда д. Нижний Урледим, с одной мечетью и населением при 64 дворах, 208 – муж. и 217 – жен.
84
В «Списке населенных мест Пензенской губернии» (1869) указано: Яндовище – казенное село Инсарского уезда, из 101 двора. В нач. XX в. в Пензенской губернии было 137 мечетей и более 100 медресе, и первоначальный центр мусульманского управления располагался в д. Яндовищи.
85
В актовом документе 1675 г. упоминается фамилия Багдановых. В Пензенском архиве (ГАПО) есть записи о присуждении Богдановым дворянского звания; упоминается фамилия и в историческом очерке Г. П. Петерсона о Керенском уезде. До 1928 г. относилась к Пензенской губернии, и состояло в 1869 г. из 9 дворов.
86
В «Списке населённых мест Пензенской губернии» (1869) Каменный Брод – село казённое и владельческое из 30 дворов Краснослободского уезда. В 1914 г. в селе были 3 общины, 134 двора; в 1931 г. – 30 хоз-в (146 чел.).
87
Возможно, что переселенцы из этих мест основали в дальнейшем деревню Аимбура (ныне с. Верхняя Елюзань Городищенского района). К 1721 г. за отказ от крещения деревня была отписана на царя, затем подарена помещикам. Названа по имени одного из татар Садыка, прежних землевладельцев. В 1785 г. показана за помещиками татарского происхождения Нилом Егоровичем Кудашевым, а также Мерлиными.
88
Е. И. Саляев. Освоение «Дикого поля». – Пенза, 2009.
89
В 1785 г. – за помещиками Николаем Араповым и в 1795 г. – князем Федором Кугушевым. В 1900 г. в деревне состоял конный завод, разводивший породистых лошадей.
90
В 1877 г. в селе имелась мечеть. Перестало существовать между 1968 г. и 1979 г. в связи с выездом всех жителей.
91
А. Барсуков. Десятни Пензенского края 1669–1696 годов// Атемарская десятня 1679–80 года. – С-Петербург, 1897.
92
Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2011.
93
Кубанцы – обобщенное имя жителей предгорий Кавказа, окрестностей Азова и частью жителей Калмыцких степей.
94
Хвощев А. Очерки по истории Пензенского края. – Пенза, 1922.
95
Параллельно развивались две группы – служилые казаки и вольные («казаковать в поле»), служилые поступали на «государеву службу». Государство передало на «вечное пользование» казачьим войскам земли, освободило от уплаты гос. податей. На военную службу они являлись на своем коне, с полным вооружением и обмундированием. Срок службы в XVIII в. – 25–35 лет, в XIX в. – 20 лет. Они часто привлекались для подавления крестьянских восстаний. Накануне Октябрьской революции 1917 г. существовало 11 казачьих войск – Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Известно, что Дашкин Зюлькарнаин Шангиреевич из Пензенской губернии служил в ранге генерал-майора Оренбургского казачьего войска в 1918–192 гг.
96
Первушкин В. И., Прошкин В. Я. Мордва Пензенской области. – Пенза, 2012.
97
Хохряков В. Х. Материалы для города Пензы// Труды ПУАК, кн. 1, 1903.
98
Пензенский краевед М. Полубояров считает, что деревня называлась Воскресенское и находилась в первом, а Архангельское (Тарлаково Второе) – во втором станах Кузнецкого уезда. По мнению пенз. историка Е. И. Саляева, село основали чуваши между первой и второй ревизиями населения, и в 1745 г. называлось сельцом Михайловское.
99
После 1859 г. и до 1930 г. постепенно вошла в черту с. Бигеево. В 1911 г. – в Неверкинской волости, 85 дворов, мечеть, татарская школа.
100
Четвертные крестьяне существовали до реформы 1866 г.
101
В период 2-й ревизии с. Никольское (Глебовка) насчитывала 410 душ муж. пола, принадлежащих нескольким помещикам. С 1780 по 1797 г. в составе Верхнеломского уезда. В числе владельцев деревни были принявшие православие татарские дворяне Мерлины и Мустафины. С 1797 г. в составе Чембарского уезда.
102
Один из представителей рода – Михаил Михайлович Шахмаметов – прапорщик саранской гарнизонной инвалидной команды, известен тем, что в июле 1774 г. возглавил делегацию горожан и духовенства г. Саранска при вступлении в город войска Е. И. Пугачева. Была организована торжественная встреча у моста через р. Инсар и назначен молебен. С 28 июля он стал воеводой Саранска, а в начале августа оказал вооруженное сопротивление правительственным войскам. Был схвачен и отправлен в Казанскую секретную комиссию. В январе 1775 г. освобожден.
103
ГАПО. Ф.196, оп.2, д.3572, 3544, 3547, 3548, 3549, 3573–3580, 3602, 3603; ГАПО. Ф.196, оп.3, д.52, 42, 43, 67; Список титулованным родам и лицам Российской империи. Издание Департамента Герольдии Правительствующего Сената, 1892.
104
В 1680 г. именовалось с. Михайловское.
105
Название Мертовщина сохранялось до 1960 г. По легенде в этом селе свирепствовала чума, и место стало проклятым. По другой версии названием села связано с отрядом Емельяна Пугачёва. Помещик, спасаясь от гибели, спрятался в трупе мёртвой лошади.
106
В 1708 г. Саранский уезд был приписан к Азовской губернии, а в 1719 г. – к Пензенской провинции Казанской губернии.
107
Решением Пензенского облисполкома от 17.9.1975 г. в черту села включена чуваш. д. Адельшино.
108
В «Списках населенных мест Пензенской губернии» (1869) Сыромяс указан как татарская казенная деревня при 7 дворах, 26 муж. и 34 жен. Мечети не было.
109
А. Хвощев. Очерки по истории Пензенского края. – Пенза, 1922.
110
Конец Ногайской Орде положили бесконечные внутренние смуты. В итоге часть ногайцев перекочевала в Турцию, часть вошла в состав России, часть откочевала в Казахстанское ханство. Как независимое государство она была завоевана и уничтожена калмыцким ханом Хо Урлюком в 1634 г.
111
Уже к концу XVIII в. в Пензенском наместничестве насчитывался 1261 населенный пункт, с населением 681 тысяча человек, из них татар – 25 тысяч человек. В правобережных районах Среднего Поволжья насчитывается около 300 населенных пунктов татар-мишарей. Большинство их расположены вдоль древних балок с ключами, крупных и мелких рек.
112
До Октябрьской революции 1917 г. в селе были 3 мечети и медресе. В мае 1919 г. в районе с. Кряжлы шли ожестстощенные бои между колчаковцами и частями 25-й Чапаевской дивизии.
113
К 1914 г. Алтата – самый многонаселенный татарский населенный пункт края. Здесь проживало 5138 чел. Село делилось на 5 махаллей с мечетями, имамами, мектебами. Родина татарского поэта, члена союза писателей Татарии Аитзака Аитова (1908–1941), Героя Сов. Союза К. Ш. Ахмерова, Героя Соц. труда Ф. С. Асфендиярова Фарита Сулеймановича. В настоящее время численность населения около 600 чел.
114
Хабибуллин А. А. Социально-экономическое и культурное развитие татарского села в годы довоенных пятилеток (1928–1941) / на материалах Саратовского Заволжья: диссертация… кандидата исторических наук. – Казань, 2013.
115
До сер. 30-х XX в. функционировали 5 мечетей. В селе расположена самая старинная в Саратовской области мечеть 1870 г. постройки. В 1914 г. численность населения составляла 3785 чел. В конце XIX в здесь поселилась семья уроженца с. Б. Труева Пензенской области, торговца Минхажетдина Хасановича Ямашева, отца революционера, первого татарского большевика, публициста Хусаина Ямашева (1882–1912). В июне 1933 г. для организации культурно-массовой общественной работы приезжал корреспондент газ. «Коммунист», татарский поэт М. Джалиль, написавший ряд стихов и статей о селе. Родина экс-министра сельского хозяйства Пензенской области М. Ф. Фаизова.
116
Село славилось своей зажиточностью, значительным уровнем обеспеченности хозяйств землей и скотом. В селе до революции функционировали 3 мечети, 7 мектебе. В годы Граждской войны жители села, в отличие от других татарских сел волости, которые организовали «мусульманский полк» и воевали в составе Красной Армии, сафаровцы выступили на стороне белого движения.
117
Бахтияровка была основано в 1840-х гг. переселенцам во главе с Бахтияром Танаевым из с. Мочалейки (Бахтияровки) Пензенской губернии. Первыми жителями были также татары из д. Средней Елюзани, Тат. Пенделки (Пельдянги), Кутеевки (Качкары), Мочалейки (Мочалы) и др. К нач. XX в. здесь насчитывалось более 500 дворов, три мечети с мектебе при них. В с. Лятошинка в нач. XX в. немцами была построена мечеть. В 1930-х гг. минарет был сломан, а мечеть закрыта на неопределенный срок. В нач. 90-х гг. мечеть была вновь открыта. В 2002 г. в селе проживало 660 чел.
118
До воцарения Ивана III в 1485 г. царями называли на Руси преимущественно ханов Золотой Орды.
119
Темников, город (с 1536), центр Темниковского района (с 1928), расположен на р. Мокше в Респ. Мордовия. Время основания города остаётся неизвестным. Есть предположение, что в основе его названия лежат тюркские корни, и название происходит от тюркского слова темник. В 1536 г. по повелению Елены Глинской, старое городище перенесли на другой берег р. Мокши и он получил название Новый Темников. Здесь земельный удел получил др. татарский князь Еникей. Некоторые краеведы считают, что г. Темников был дан царем владетелю темниковской мещеры Еникею Тенишеву за участие в походе против Казани, который в 1551 г. стал первым воеводой города. Темников входил в состав Касимовского царства. В 1528 г. князем Василием III город был пожалован за службу князю Тенишу Кугушеву, выходцу из Астрахани. Город строился дважды. С 1708 г. входил в Казанскую губернию,1719 г. – Азовскую, 1796 г. – Тамбовскую. С января 1923 г. большая часть Темниковского уезда вошла в состав Пензенской губернии. В марте 1925 г. уезд упразднен, его территория включена в Краснослободский уезд.
120
Известно, что вслед за казанским царевичем Касимом на службу в Московское княжество перешли: хан Джанибек в 1474 г., крымские царевичи Хайдар и Нурдаулет – будущий хан Касимовского царства после смерти хана Данияра в 1486 г.
121
А. М. Орлов указывает, что два термина «татары» и «мещера» должны восприниматься в двух самостоятельных значениях – «татары Золотой Орды» и «мещера» в смысле географического названия и названия народа.
122
А. М. Орлов. К вопросу о мещерском происхождении нижегородских татар (нижегородские татары – потомки древней мещеры).
123
Татищев В. Н. История Российская. Т. I. М., 1962. С. 241.
124
Год в источнике указан с опечаткой – 6706 г. вместо 6806 г..
125
Последний раз дань упоминается в договоре с Иваном Грозным в 1553 г. (Сын Касима царевич Даньяр, помимо «выхода» из Москвы, получал дань, пошлины и ясак с мордвы, мещеры и мусульман, проживающих в Касимовском ханстве).
126
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей/ Под ред. Л. В. Черепина, 1950. – С.356.
127
Столица ханства впервые называется Касимовым в источниках в 1471 г. Татары также называли Касимов Ханкирман (Царский город).
128
После завоевания в 1552 г. Казани в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства – ставшая легендарной Сююмбике, которая спустя несколько лет будет захоронена в этом городе вместе с Шах-Али. После смерти касимовской царицы Фатимы (1681 г.) город Касимов со всем своим царством был присоединен к России и окончательно вошел в состав русского государства.
129
Шах-Али был племянником последнего золотоордынского хана Ахмата и происходил из рода Тимур-Кутлу, враждовавшего с родом Тохтамыша (первый казанский хан Улу-Мухамед являлся внуком Тохтамыша). Шах-Али рос и воспитывался среди русских. В 1523 г. он будет участвовать при основании небольшой крепости Васильсурска на захваченном у казанцев клочка земли на правом берегу Суры. В 1551–1552 гг. за активную помощь Ивану Грозному при взятии Казани Шах Али стал владельцем многих окрестных с Касимовым сел и деревень. Сторонником Шах Али одно время был и крымский царевич Едигер, в 1551–1552 гг. ставший последним казанским царем, а после пленения крещеный в Семеона.
130
Разрядная книга 1475–1498 гг. – М., 1966.
131
Карамзин Н. М. Указ. Соч. т. VII гл. II стр. 377.
132
По некоторым данным, хан ушел из Руси, захватив в плен около 800 тысяч человек. Все рынки Астрахани, Феодосии, Стамбула и других черноморских городов были буквально заполнены захваченными полоняниками.
133
Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. – Саранск, 1991.
134
Во второй пол. XV в. темниковскими землями владели князья Сориахмед и Адашев, а в нач. XVI в. – сын Адашева Акчура и, возможно, – князь Кугушев, за которыми эти земли были закреплены в 1509 г. Василием III. Так, в грамоте князю Еникею от 1539 г. говорится: «пожаловал князь Еникея Тенишева, сына Кугушева…, которые живут в Темникове…».
135
Государственный архив Пензенской области (ГАПО), ф. 132, оп. 1, д. 457, ч.1 («Летопись Саровской пустыни»).
136
Вариант этого предания, включающего родословные татарских князей, обнаружен М. Г. Сафаргалиевым в фондах бывшего Саровского монастыря. О родоначальнике татарских князей Бехане говорится: «При великом князе Дмитрии Ивановиче и сыне его Василии Дмитриевиче был из Золотой Орды князь Бехан, а житие имел на устье рек Сарова и Сатиса, к которое место по запустошении ево (по другой редакции – «от мору» и от рати Рязанской), на том старом городище, а ныне на том месте построена Саровская пустынь. В то же время оный князь Бехан по власти Золотой Орды царя, владел многими окрестьинстиими городами и другими жилищами татарскими и мордовскими» (Сафаргалиев М. Г. К истории татарского населения Мордовской АССР. – Саранск, 1963). (Саровская пустынь находится на месте города, принадлежащего предку крещеных князей Енгалычевых. Князь Александр Иванович Енгалычев (1760–1806) в 1798 г. подавал прошение об утверждении герба, где было указано, что его предки «от царей Астраханских» (т. е. из рода Чингисхана).
137
Условный термин «Темниковская Мещёра» (ТМ) был введен В. Первушкиным и С. Шишловым для обозначения открытого ими чингизидского государства конца XIII – нач. XIV в., которое занимало основную часть Окско-Ценско-Сурского междуречья и включавшего весь бассейн р. Мокши. ТМ в разное время включала или включает, если рассматривать ее в качестве исторической области, всю Республику Мордовию и Пензенскую область, восточную половину Тамбовской и некоторые местности Саратовской, Рязанской, Нижегорской, Ульяновской областей и Республики Чувашии, с городами Тамбовом, Моршанском, Шацком, Арзамасом и Алатырем. В частности, эта концепция авторов кардинально меняет сложившийся исторический взгляд на развитие, освоение и заселение пензенских земель, а также переносит дату присоединения Пензенского края к Российскому государству на 1523 г., вместо неопределенной и условной даты от 1392–1393 гг. (Н. В. Заварюхин); 1520–1540 гг. (В. К. Абрамов) и 1552 г.
138
В. В. Первушкин, С. Л. Шишлов. Эволюция представлений о средневековой политической истории Окско-Ценско-Сурского междуречья (Темниковской Мещёры) в XIX–XX вв.
139
Татарские князья Кугуш, Ишей, Мамат, Енгалыч, Акчура, Тениш, Еникей, Кулунчак и др. считаются потоками князя Бехана (беханиды). Эта династическая монархия беханидов правила Темниковской Мещерой вплоть до 1605 г.
140
Иван IV Грозный, как ни странно это может показаться, являлся старшим чингизидом на западных рубежах Руси и прямым потомком Чингисхана, – следовательно, темника Мамая тоже. После «замятни» в Золотой Орде, начавшейся со смертью последнего хана единой Орды Бердибека, зять хана Мамай был тоже убит. А его сын и внук Бердибека Мансур укрылся в Литве и отстроил там крепости в Полтаве и Глинске. Крещеный внук Мансура Иоанн получил титул князя Глинского. Мать же Ивана Грозного – Елена Глинская являлась правнучкой Бориса Глинского, сына Иоанна. Касимовский князь Саин Булат (Симеон Бекбулатович), другой потомок Чингисхана, был, как мы отметили, некоторое время царем Руси, назначенный на этот престол самим Иваном Грозным. Поэтому неудивительно, что, судя по росписи «русского» войска при штурме Казани, собственно самих русских было не более трети, а командовали передовыми частями армии касимовские татарские князья. В штурме Казани несомненно огромную роль оказал третий чингизид – крымский хан Девлет Гирей.
141
Флетчер Дж. О государстве русском / Пер. М. А. Оболенского. – М: Захаров, 2002.
142
Сафаров М. А. Фатима-Султан и предания старого Касимова // Медина аль-Ислам. 2016. № 1–2.
143
В 1719 г. касимовских татар насчитывалось 5797 чел., а в нач. XX в. – 4413 чел. В настоящее время в Касимове и Касимовском районе татар проживает около одной тысячи.
144
Первые поселения русских между рр. Сурой и Окой были: Муром, Рязань, Кадом, Наровчат, Нижний Новгород, Курмыш, Темников, Мокшан, Пенза и др.
145
«Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г.».
146
Мещера – это историческая область в России, княжество. Мещерой на административном языке XVI и XVII вв. называется Шацкая провинция, которая включала Елатомский, Кадомский и Шацкий, затем Краснослободский, Спасский, Темниковский, Троицкий уезды Тамбовской губернии, Керенский, Чембарский – Пензенской губернии. Происхождение этнонима «Мещера» как местности не установлено.
147
Д. И. Иловайский. История России. Том 1./ История Рязанского княжества. – М., 1880.
148
Закиев М. З. Об этнониме «мишар» и происхождение мишарей // Советская тюркология, 1978, № 3.
149
Считается, что князь Бахмет Усейнов якобы стал распространять в Мещере ислам. Но его схватили русские власти и заставили креститься, после чего все его потомки считались крещенными. По мнению известного историка А. Орлова, тогда же возник конфликт между рядовыми татарами-мишарями и крещеными князьями, которые были «ширинами» по происхождению. И те вынуждены были бежать в Замоскворечье, где до настоящего времени сохранилось много фамилий, указывающих на мишарское происхождение. Где-то в XIII–XIV вв. образовались две Мещеры: русская – в окрестностях Москвы (Замоскворечье, Владимирская губерния) и татарская (междуречье Мокша – Цна – Ока). В дальнейшем их судьба оказалась несколько различной.
150
А. Х. Халиков. «Предки татар Среднего Поволжья и Приуралья в истории России»// https://avidreaders.ru/read-book/predki-tatar-srednego-povolzhya-i-priuralya.html?
151
Род князей Маматовых признан в княжеском достоинстве (ГАПО, ф.196, оп.2, д.1721, 1779; ГАПО, ф.196, оп.3, д.14,15,21,37,38, 41, 42). Список можно дополнить фамилиями: Маматказины (ГАСО, ф.19, оп.2, д.52; оп.3, д.47, 53), Мерлины (ГАПО, ф.196, оп.3, д.1714; Ф.196, оп.3, д.68,77), Мамлеевы (ГАПО, ф.196, оп.3, д.59, 56; 28; 29; ф.196, оп. 2, д.1865, 1702, 1753, 1728, 1763, 1769, 1770, 1865; РГАДА, ф. 248, оп.3, д.100), Мамины (ГАПО, ф.196, оп.2, д.1698, 1699, 1700). Старейший княжеский род Девлеткильдеевых былв тесном родстве с княжеским родом Мансыровых-Аганиных, а также Максютовых и др.
152
Татарская энциклопедия Пензенской области/ под ред. Ф. М. Зюзина. – Пенза, 2017.
153
Среди нижегородских татар термин «мишар», «мещеряк» употребляется как самоназвание в течение всего обозреваемого периода. Как заметил Б. А. Куфтин, сгущенное употребление термина «мишаръ» даже в качестве самоназвания наблюдается в Нижегородской и бывшей Тамбовской губерниях (Куфтин Б. А. Татары касимовские и татары-мишари ЦПО // Культура и быт населения ЦПО. М. 1929). В книге Е. А. Малова говорится, что «Пензенские мусульмане (мухаммедяне) считают себя коренными мишарями, у них был хан Нурчат и т. д. Но позднее пензенские татары нигде не называли себя именем мишар».
154
Г. Н. Ахмаров. О языке и народности мишарей/ Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. – Казань, 1903. – Т.XIX. – вып.2.
155
Известный пензенский археолог А. А. Кротков (1866–1945), занимавшийся изучением джучидских татарских монет в 20-х гг. прошлого столетия, во множестве находимых на развалинах золоордынских городов, с отчеканенным загадочным именем города Мохши (во многих монетах с эпитетом «махруз» («богохранимый»), пришел к выводу, что Мохши находился на месте нынешнего с. Наровчата.