В это время чувашами, прибывшими из Симбирского уезда, и татарами образуются три деревени Тарлаково на р. Труев. По утверждению А. Голомбиевского, деревню основали татары и в 1747 г. она числилась как татарская. Позже в ней поселились служилые чуваши. Второе Тарлаково (Воскресенское) также была построена на р. Тарлаково Борисом Петровичем Кудашевым, Никитой Ивановичем и Петром Ивановичем Мустафиными. Часть села была татарской, в 1859 г. здесь имелись часовня и мечеть[98].
В «Списке населенных мест Саратовской губернии» (1859) указано, что с. Кунчерево (Никольское, Кольчура) – казенное и владельченское, при 144 дворах, 275 мужчин и 304 женщины. Имеется в селе мельница, три завода, базар и мечеть. Под 1720 г. в дачах д. Акчуриной на этом месте упоминается Кунчуринская мельница служилых мурз Давыда и Мурата Акчуриных. В 1732 г. Кунчерово владел служ. татарин Датарша Акчурин. По преданию, татары прибыли из Темниковского уезда. Это село было основано служилыми мурзами в нач. XVIII в.
Выходцы из д. Бик-Булат в 1747 г. основали другую татарскую д. Шмалак (Ногаев Ключ). В 1762 г. она вошла в состав Исекеево. В переписи 1747 г. показан Аделша мурза Сеинов сын князь Акчурин, который, вероятно, является основателем д. Адельшино (Чертанлей, Новый Чертанлей, Сеитовка, Сеиновка, Набиевка). Еще до 1745 г. выходцы из д. Кунчерина числом 72 душ на р. Чертанлей поставили несколько деревень, одна из них называлась Уразмаметевка. Сохранился документ о покупке земель: «Лета 1748 году Августа 8 дня Симбирскаго уезда Завальнаго стану д. Чернтанлей служилой чувашин Ямактай Емелькин, будучи в Симбирской крепостной конторе, дал сию купчую Пензенскаго уезду Узинскаго стану д. Адельщиной Чернтанлей тож служилому мурзе Адерже Сеинову сыну князь Акчурина в том, что продал я, Емелькин, ему князю Акчурину, жене его и детям и наследникам крепостную отцовскую жалованную землю 50 четвертей в поле…».
Между 1748 и 1762 гг. Рамазан Адельшин принял крещение, став Алексеем Емельяновым, и перешел на жительство в д. Бикбулатовку. Часть татар перешла сюда в середине XVIII в. из д. Исикеевой. Еще раньше, в 1715–1722 гг., на бывших татарских землях, купленных помещиком Иваном Сурминым, основалось русское с. Сурмино (Кузнецкий район).
По данным переписных книг 2-ой ревизии Саратовской губернии 1744–1747 гг., с. Большой Чирклей (ныне Николаевский район Ульяновской области) основано переселенцами из Канадея Кузнецкого уезда. Из Канадея «37 душ мужского пола» основали д. Новоселки (ныне в Ульяновской области). В сер. XVIII в. возникли еще две татарские деревни – Бестянка и Большое Труево. Татарская д. Сыромяс возникла ранее 1700 г., позднее – на р. Сура д. Индерка. Современное с. Татарская Пакаевка (Уразмаметовка) Петровского района Саратовской области было основано служилыми татарами Узинского стана Пензенского уезда на р. Вершаут. Они прибыли на это место между 1721 г. и 1747 г. из д. Вершаут, д. Бегеевой Узинского стана, а часть из д. Исенские (Большие Поляны) и д. Усть-Рахманка Темниковского уезда. Бывшая татарская д. Клявлино известна с сер. XVIII в. и была построена между 1747–1762 гг.[99]
Татарское село в 1896 г.
Другая бывшая русская д. Барнуки (Барнуковка) на р. Аншлейка Сосновоборского района была основана служилой мордвой в период до сер. XVIII в. В 1680-е гг. земли числились за татарином Тенишем Енговатовым из д. Борондоково Свияжского уезда. В 1930-е гг. слилась с д. Никольское и в результате образовалось с. Николо-Барнуки.
Козловка – это бывшая татарская деревня Городищенского уезда Пензенской губернии. Одноименная деревня существовала в уезде, но как русская, на левом берегу Тешняря. Земля, на которой основано село, в 1686 г. принадлежала крещеному мордовскому князю Никите Борисовичу Ичалову. В 1748 г. показана как д. Козловка Засурского стана Пензенского уезда, приписанных к Адмиралтейству «новокрещен из мурз мордовских».
Татарская д. Алай (Алая) была заселена пришельцам на левом берегу р. Кадада (Илим). Основано после того, как в 1680 г. кузнецкому купцу Аксяну Еналееву были пожалованы земли у реки Кадады. В 1709 г. здесь уже проживало 248 ясачных крестьян в 77 дворах, в 1717–327 чел. в 54 дворах и еще в 68 жило 650 пришлых русских людей из Пензенского, Саранского, Керенского, Краснослободского, Суздальского и др. уездов. Позже жители этой деревни основали поселение Алеева. Но русское с. Демино впоследствии стало крупным татарским с. Демино (ныне Неверкинского района), которое существует поныне.
Завоевания Петром I Азова ознаменовалось тем, что к этому времени фактически завершилась полная колонизация русским населением Пензенского края, и он вошел полностью в пределы русского государства. Служилых людей, преимущественно татар, перевели на вечное житье в Азов, Таганрог, Петровск-на-Медведице. Освободившиеся земли были переданы помещикам, в том числе крупным московским сановникам.
Писарский воевода Янка Вышеславцев в донесении царю от 21 августа 1671 г. писал, что «казачьи службы татар и мордвы пустуют, пашни залегли; те татары и мордва умерли на службе на Дону и на Камышенке, детей у многих не осталось, а иные татары и мордва сбежали в Пензенский, Саранский и Ломовский уезды; иные сдали свои службы русским, татарам и мордве раньше, и те съемщики умерли на службе, другие бежали, а те, которые сдали, сошли на старый тяглыя земли и новыя дачи, наложили на себя тягло, ямские, асачные, куничные денги, посопный и стрелецкий хлеб и живут в Инсарском уезде в старых своих деревнях и новых дачах».
Так, ныне русское с. Липовка (Архангельское, Леплейка) было основано не позже 1709 г. В 1717 г. в дни «кубанского погрома» село было сожжено, часть жителей уведена в плен. Во время переписи 1719 г. – сельцо разных помещиков: драгуна Рязанского полка Василия Кугушева, драгуна Кроншлотского полка князя Льва Бибарсова, а также служилых татар-однодворцев. Часть крестьян вскоре была отписана на государя от служилого татарина, мурзы Будалея Кутеева, у которого было поместье в д. Татарский Шуструй Темниковского уезда. В 1745 г. село показано за князем Иваном Еникеевым – 100 ревиз. душ. М. С. Полубояров утверждает, что крестьяне Еникеева перешли сюда из д. Панкратовки Пензенского уезда от «кубанского разорения». В 1762 г. среди владельцев села были родители А. Н. Радищева (РГАДА, ф.350, оп.2, е. хр. 1051, лл. 511–517).
После реформ Петра I обнищавшие служилые люди, торгово-промышленное татарское население и ремесленники стали именоваться «чабаталы морзалар» (досл. «мурзы-лапотники»). Они номинально имели статус мурз и князей, но стали де-факто простыми землепашцами, «однодворцами». Многие из них написали прошения о признании их родов в дворянском сословии, но лишь незначительная часть этих прошений была удовлетворена Пензенским дворянским депутатским собранием. Отныне «однодворцы» вскоре были приписаны к работам в ведомстве Адмиралтейской конторы по заготовке корабельного леса. Сам термин «однодворец» обозначал людей, которые сами или их предки в прошлом служили в дворянском ополчении, но из-за бедности и запустения земель больше служить не могли, жалованья не получали, потому что все их поместье состояло из одного двора. Первоначально однодворцы платили в казну лишь подушную подать. Они могли продавать и покупать крестьян только лицам своего звания. Сенатским указом 1794 г. им было запрещено отпускать крестьян на волю до 1809 г.[100]
Другое сословие однодворцев – «четвертные крестьяне» – относилось к разряду бывших государственных крестьян. Оно образовалось также из служилых людей, детей боярских, казаков, стрельцов, рейтаров, драгун, солдат, копейщиков, пушкарей, затинщиков, воротников и засечных сторожей, селившихся в XVI и XVII вв. на восточном и на южных засечных границах Московского государства. В результате ряда указов нач. XVIII в., направленных на ликвидацию служилого землевладения у мусульман, часть некрещеных феодалов потеряли свои вотчины и поместья. Но принявшие христианство татары быстро обрусели. Из-за нехватки земель, в XVIII в. начался отток татар также из Касимовского уезда в Приуралье. Новокрещенцы из татар прибывали в Пензенский уезд и строили свои поселения. Село Бакшеевка (ныне в Бесоновском районе) было основано в 1689 г. Тимофеем Бакшеевым на реке Отвель. А до этого он получил поместье около речки Кряжим. А в 1702 г. в Верхнеломовском уезде на землях у р. Белозерка, отведенных крещеному татарскому князю Ивану Шехмаметову, была построена д. Глебовка (ныне Башмаковского района)[101].
В 1680 г. возникла в Саранском уезде д. Мизиряне на землях служилого татарина С. Еникеева: «были выделены пашня и сенные покосы и крестьяне и бобыли». В апреле 2004 г. прекратила существование д. Шехмаметевка в Лунинском районе. Это поселение было построено еще в нач. XVIII в., и оно пережило «Большой Кубанский погром». Надо сказать, что Шехмаметьевы (Шахмаметовы) имеют старинные дворянские корни. Род разделен на две ветви: татарскую мусульманскую и православную. Шехмаметьевы – один из немногих мусульманских родов Пензенской губернии, включенных в список Губернской Дворянской родословной книги. В Пензенском архиве (ГАПО) сохранились множество документов, касающихся рода Шехмаметьевых. В частности, в деле № 3602 от 23.09. 1841 г. написано «… По прошению Краснослобод. мурзы д. Акчеевой поверенного из мурз Невметуллы Муратова сына Шехмаметьева с доказательством о мурзинском происхождении…Прошение. Предки наши рода Шехмаметьевых мурзы Тектый Тенишева и сыновья Ишей и Саят Тектыевы пожалованы за государственную службу землями и покосами и прочими угодьями, через что приобрели они право дворянского достоинства и мы, происходя от них, тоже землями владеем…».
Дело о доказательстве дворянского происхождения на поручика Шехмаметьева Ивана Ивановича (от 1785 г.) было рассмотрено положительно, и он включен в список дворянского сословия Городищенского уезда. В 1901 г. прошение о включении в Пензенскую дворянскую родословную книгу Шехмаметова Бикментуллы Исхаковича и его сыновей Шакирджана и Хусаина Указом (от 8.11. 1853 г.) было также удовлетворено, и они включены в VI часть книги за 1900–1902 гг. Ранее в книге за 1858–1860 гг. в VI часть были записаны Курмай Ханюкович (указом от 1802 г.) и его сыновья – Хисаметдин и Резеп; внуки Хамиза, Сайфетдин, Мухтар, Зейнура; правнуки – Мухамят и Ширяфетдин[102],[103].
Надо сказать, что очень большие наделы земли получили и крещеные князья Ширинские и Дивеевы в верховьях р. Летева Саранского уезда. Они совместно с Федором Ямурзиным и Никитой Ждановым (также имеют татарские корни) построили д. Ключи (Знаменское, Ключище) в 1704 г., недалеко от Керенска. Деревня Дьячевка, построенная ими на землях дьяка Лириона Тарасова, позже стала поместьем Досая Муратова, а затем перешла к родственнику Алексею Бахтигозину. Осенью 1647 г. новому нижнеломовскому воеводе татарского происхождения Фёдору Сулейманову было велено укрепить Ломовскую черту. Воевода поверстал в казаки мордву из ранее существовавших дд. Тезиково, Суркино, Щукина, новокрещенцев д. Потадеева и татар д. Аллагулово. Служилых людей – конных казаков поселили на пустующих землях группами по 20–50 чел. В 1647 г. около р. Мокша возникли сс. Колояр (Большой Колояр) и Ляча, а в 1647/48 гг. около р. Шелдаис – Камора (Виляйки)[104].
Об отказе земли наследникам служилого татарина Кайбулы Митгилишева в д. Нижняя Елюзань (1701 г.). (РГАДА, ф. 1209, оп. 2, д. 6502)
Русское с. Сосновка (Мертовщина) в Бессоновском районе Пензенской области основалось в XVII в. представителями старинного тюрскского рода Мертваго. Согласно местным легендам, земли по р. Вядь около 1700 г. принадлежали Федору Никитичу Мертваго, но по другим источникам, еще в 1667 г., владельцем поместья являлся помещик Матвей Мёртвый. Можно предположить, что с. Мертовщина возникло с образованием города – крепости Пенза (1663 г.)[105].
Колонизация Пензенского края дворянами-помещиками в XVIII в. шла безостановочно, несмотря на продолжающиеся тяжелые испытания. На севере пензенского края особенно много было татарских селений. Известно, что в 1721–1745 гг. часть татар Средней Елюзани ушли из родной деревни и основали в Узинском стане д. Леплейка. В этой местности служилые татары появились в конце XVII в., направленные для охраны Узинской и Пензенско-Саратовских дорог. Возникшие сначала в 1681 г., а затем в 1689 и 1699 гг. три деревни – Верхняя, Средняя и Нижняя Елюзани значительно изменили в пользу татар национальный приоритет этой территории. Так, татары постепенно вытеснили мордву из д. Нижней Елюзани. Но и сами эти деревни, вероятней всего, возникли не на абсолютно пустом месте.
Территория нынешнего Кузнецкого уезда даже в нач. XVIII в. все еще представляла в восточной своей половине «дикую степь на реке Кадада». Земли нынешнего Кузнецкого района, как, впрочем, и земли Неверкинского, Лопатинского, Камешкирского и значительная часть Городищенского и Шемышейского районов тогда были мало заселены. Надо заметить, что в самом нач. XVIII в. все эти земли были в ведении Казанского приказа и относились к Саранскому езду[106].
Чувашские дд. Мазарлы и Изекеево (нынешние Октябрьское и Иссикеево Неверкинского района) стали также скоро татарскими. Село Октябрьское было основано служилыми татарами, которым земля была пожалована Петром I в 1712 г. на месте чувашского села. Старожилы утверждают, что прежнее название его было – Могилки (по-татарски Мазарлы), и это связано с тем, что в центре села сохранилось старинное чувашское кладбище.
Ныне чувашско-татарское с. Каменный Овраг (Каменный Враг, Устье Бикбулата) Неверкинского района (по-местному – Синь Йель – «новая деревня», так как «старая» – Бик-Мурзино (Бай-Мурзино) в 1747 г. считалась татарской деревней, большая часть населения которой мигрировала сюда между 1747–1762 г. из д. Салмановки Темникского уезда и д. Средней Елюзани[107].
Между Саранском и Инсарском располагались дд. Усть-Инза, Татарский Сыромяс и еще упомянутые нами дд. Алово, Кочетовка, Лундан, Чиуш, Таракановка, Татарская Лака; в Керенском уезде – Шелдаис. Преданье гласит, что земли вокруг нынешнего с. Широкоиса Иссинского района вместе с крепостными крестьянами Иван Грозный милостиво даровал одному из татарских военачальников противника, перешедшего на его сторону во время похода на Казань. Тут поселились несколько татарских семей вместе со своими русскими крепостными, и основали они это поселение. Другая легенда гласит, что татарское с. Усть-Инза Никольского района была основана двумя татарскими семьями, которые были высланы из покоренной Казани. Из архивных документов известно, к концу XVIII в. в селе проживали татарские мурзы Шигаевы, Бекбулатовы, Кугушевы, Алеевы, Седехметовы, Мурсалимовы. Если на севере пензенкого края татарских деревень было много, то в восточной части селений было кране мало. Кроме Усть-Инзы в нынешнем Никольском районе было еще, как мы помним, татарское селение Алово и Татарский Сыромяс – в Сосновоборском. Каменный Ключ являлся татарским населенным пунктом в Городищском уезде, в первом стане на р. Сыромяс[108].
Известно, в д. Индерка перешли из Пензенского и Саранского уездов 45 татарских мурз; в д. Адельшино – 69 «душ мужского пола» перешли из Пензенского уезда. В дд. Бикбулатовку и Елань-Кадада – 26 душ перешли из д. Могиловки; в д. Багилдина – 11 человек (татар) перешли из Сыромяса и Бикбулатовки; в д. Новоселки – 37 человек перешли из Канадея; оттуда же образовалась д. Чириклея. В д. Исексевка – 47 душ мужского пола перешли из д. Пишли Саранского уезда. Из архивных данных ясно видно, что выселялись из обжитых мест не только русские, но и инородцы – татары и мордва, занявшие край ранее русских. А. Хвощев в частности по этому поводу отмечает, что русские не оставили мордву в покое: в самом конце XVII и нач. XVIII в. русская колонизация, правительственная и помещичья, вступила в пределы Саратовского края и в Сызранский уезд (после 1683 г.). Тогда мордва двинулась за Волгу, в привольные, почти девственные степи самарского края Уфимской Оренбургской губерний.
Далее А. Хвощев пишет: «Еще в дотатарскую эпоху мордовское население платило ясак в пользу своих князьков с разных лесных угодий; в татарскую эпоху эти угодья были обложены еще ханским ясаком. Оба вида ясака сохранились и для русской власти с того момента, как она стола завладевать мордовским краем. Почти безразлично, поступал ли этот двойной ясак непосредственно в карман русского правительства или в карман русских ставленников, разного рода «кормленщиков»… Недоразумения приводили иногда не только к столкновениям, но к настоящим враждебным действиям, даже к форменным сражениям между русскими и мордвою… В 1677 г. повторилось то же самое, при чем мордва явилась на поле для жатвы «многолюдством» и вооруженная и сумела нанести русским крестьянам настоящее поражение. А вот другой факт. Жалуются уже не русские, а мордва д. Вьюнки Наровчатского присуда на выборных солдат с. Решетина Нижне-Ломовского уезда. Последние «собравшись многолюдством», с ружьями и сайдаками, выехали на юнкинское тяглое поле и «учали стрелять в мордву, потом ее ограбили и одного мордвина убили. Ожесточение мордвы во время подобных аграрных недоразумений доходило порою до того, что она бралась за оружие, составляла целые отряды и смело бросалась на значительные вооруженные силы русских»[109].
Эти отрывочные эпизоды нами приведены для того, чтобы лучше понять жизнь закрепощенного крестьянства, у которого копилось раздражение и ненависть и против помещиков и против властей. Таких примеров можно приводить бесконечно много. Ненависть и раздражение крестьянства вылились в итоге в Пугачевском движении. Когда Пугачев вошел в пределы Пензенской губернии, народное волнение разразилось с чрезвычайной силой. Помещики или вступали в ряды правительственной армии, или бежали под защиту крепостей или же совсем бежали из края. Волнение не отразилось ни на колонизации края дворянами, ни повело к смягчению крепостного права – жалованная грамота 1785 г. еще более усилила власть помещиков над крестьянами.
Как было уже отмечено, сооружения оборонительных линий велось очень медленно. Да и сама эта затея не имела особого смысла, истоящая при этом людские и финансовые ресурсы. Особобенно опасными оказались во второй пол. XVII в. ногайские набеги. Ногайская Орда, образованная в результате распада Золотой Орды под ударами Тамерлана (1391 г.), на тот момент представляла собой кочевое феодальное государственное образование на территориях от Северного Прикаспия и Приаралья до Камы, и от Волги до Иртыша[110].
В поисках свободных земель население края уходило все дальше на юг. Во второй пол. XVIII в. татары-мишари появились и в Ставрополье. Здесь в числе переселенцев были также татары Рязанской, Тамбовской, Саратовской и Симбирской губерний. Предки другой, наиболее значительной части мишарей юго-запада Башкортостана, в поисках свободных земель переселились на места современного их обитания, в основном из Симбирской и Пензенской губерний в XVI–XVIII вв. Татары-мишари из различных губерний России (Самарской, Симбирской, Пензенской и др.) сыграли определенную роль в формировании некоторых групп западно-сибирских татар (прежде всего, тюменских, ялуторовских, тарских и тевризских), оставив заметный след и в их речевых говорах и диалектах.
Так, темниковские мишари и их потомки из сел Кузнецкого и других уездов вместе с алатырскими мишарями продвинулись на территорию смежного с Кузнецким уездом Хвалынского уезда. Ныне большинство мишарских сел этого уезда относится к Старокулаткинскому району и небольшое их число – к Павловскому району Ульяновской области. В северную часть Саратовской губернии переселялись татары и из Инсарского, Саранского, и других уездов Пензенской губернии. Так, например, с. Средняя Терешка Старокулаткинского района Ульяновской области было основано в 1712–1716 гг. выходцами из с. Латышовка Инсарского уезда. В с. Старый Мостяк того же Старокулаткинского района проживают потомки выходцев из с. Аллагулово[111].
Энгуразово (Ингуразово) (татарское село в Уваровском районе Тамбовской области) было основано в 1795 г. как Енгуразовские Выселки татарами – князья Еникеевы и мурзы Енугразовы – в количестве 20 семей – переселенцами из Темникского уезда и, видимо, из д. Енгуразово, из южной степной части Тамбовской губернии. Многие татары, не приняв крещение, переселялись на целинные земли южных окраин. Так, в Пензенской губернии возникла д. Бечеевка, основанное татарскими мурзами, а в Саратовской губернии – д. Елань Кадада. Село Кряжлы в Северном районе Оренбургской области было основано в 30-е XIX в. переселенцами из г. Каменки Пензенской губернии. Переселилось сначала 12 семей (братьев Абдуллы, Сагидуллы и Хамзы)[112].
В завершении темы о миграционных процессах татарского населения расскажем, что в 2017 г. была издана замечательная научно-популярная двухтомная книга татарского историка Марата Сюндюкова «Буздякские корни». Эта работа Марата является уникальным источником исторического краеведения Башкортостана и Пензенской области, и для многих историков будет представлять огромный неисчерпаемый кладезь информации для своих будущих исследований. Книга посвящена истории родного с. Буздяк Буздякского района Республики Башкортостан и предназначена для историков, этнографов, краеведов, а также для читателей, которые с ревностной любовью относятся к исследовательским работам о своей малой родине, подобных этому замечательному изданию. В книге приведены ценные материалы о сословии служилых татар и татарского дворянства. В ходе исследования архивных источников автор выяснил и подтвердил документально, что предки большинства жителей д. Буздяк и других окрестных сел и поселков района являлись выходцами из различных уездов Пензенской губернии, мигрировавших сюда с нач. XVIII в. Так, Янгуразовы, Фаткуллины, Кальметьевы-Масыревы, Сюндюковы (2-й род) и др., отказавшись креститься, вынуждено переселились сюда еще до Петровского указа. Как известно, в 1713 и 1720 гг. были изданы указ Петра I, направленные на насильственную христианизацию язычников и мусульманского помещичьего населения, и указ о предоставлении существенных экономических и политических льгот для крещеных князей и мурз. Иноверцы согласно этому злосчастному закону были обложены дополнительными лишениями за право молиться своим богам.
Но насильственная христианизация не была единственной причиной, вынуждающей иноверческое население покинуть родные обжитые места. Среди переселенцев было немало служилого люда, направленные сюда для защиты рубежей русского государства. Масштабность миграции и заселения отдельных территорий Башкортостана поражает. К нач. 30-х гг. XIX столетия в окрестных поселениях и в самой деревне Буздяк татары-мишари Пензенской губернии делились на князей и мурз, представленных родами Еникеевыми, Кудашевыми, Маматовыми, Мамлеевыми, Муратовыми и др., и припущенников – служилого и ясачного населения: Акчуриных, Дашкиных, Абдульмяновых, Сюндюковых, Кугушевых, Муратовых, Кутуевых, Янгуразовых, которые не смогли доказать свое благородное происхождение в Дворянском депутатском собрании.
Историк и краевед из Республики Мордовия И. Д. Биккинин, тщательно исследовавший процессы миграции татар-мишарей Пензенского края, утверждает, что в смежных с Казахстаном южных районах Саратовской области (Новоузенского уезда Самарской губернии) недалеко друг от друга расположены четыре довольно крупных населенных пункта, основанных, по историческим сведениям и по преданиям выходцами из Пензенской и Саратовской губерний. Все это находит подтверждение в названиях сел или – отдельных их частей, а также во множестве одинаковых фамилий среди жителей этих поселений.
Так, с. Алтата Дергачевского района Саратовской области основано в 1840 г. переселенцами из с. Усть-Уза. Но согласно устным народным преданиям, село основано во второй трети XVIII в. беглыми переселенцами из татарских сел: Кикино, Кутеевка, Телятино, Мочалейка, Решетино, Кобылкино Пензенской губернии. Первыми жителями села были шесть отцов – глав семей: Алтынбай, Арыслан, Сафар, Хобби, Башай, Саид. Отсюда и название села – Алтата, давшее исходное название одноименной реке, на берегу которой она возникла. Западнее Алтаты переселенцами из сс. Кикино, Труево, Средняя Елюзань было основано с. Осинов Гай (Узин)[113],[114].