– Ай да конь! – ахнул Илья. – А где ж хозяин-воин?
Кликнул – нет никого, только эхо отозвалось.
– Видать, уснул богатырь.
Ещё на рыжего красавца полюбовался чуток, вздохнул и пошёл себе. А конь-то за ним! За рубаху зубами крепко ухватил и не пускает.
– А ну, не балуй! – вырывается Илья. – А то гляди, оседлаю и до Мурома скакать заставлю. Не жди пощады тогда!
А конь будто этого и ждёт. Кивает гривастой головой, садись, мол, Илюша, погоняй меня сколько хочешь, для меня эти муки – мёд сладкий.
Крякнул Илья, ну что ж, раз так, взлетел в седло, сунул широкие лапти в медные стремена да как гикнет, как пришпорит рыжего! Выше рощи взвился чудо-конь и пошёл скакать по три версты, через реки и горы перескакивать, а где копытом о землю стукнет, там тотчас родник забьёт.
До сих пор эти ключи живы и зовутся «конь-колодец».
Не успел Илья опомниться, а под ним уже Днепр серебром сверкает, а на высоком холме из густого леса чудная церковь робко выглядывает.
– Да ведь это Киевский монастырь пещерный! – воскликнул Илья. – Вот не ведал, не гадал чудо это увидеть!
Будто на крыльях, спустился с небес конь и у монастырских ворот встал как вкопанный. Вошёл Илья, перекрестившись, во двор, а навстречу древний старец-черноризец.
– С чем пришёл, раб Божий?
Поклонился Илья в пояс и говорит, робея:
– К святым мощам приложиться хочу, отче, и совета у вас, старцев, спросить: как мне Господа отблагодарить за своё исцеление.
– А разве не указал Господь пути твоего? Вспомни, сказал Он: «Ибо власть даю тебе наступать на змея и на всю силу вражью и ничто не повредит тебе!» Посему и я, недостойный грешник, благословляю тебя, Илья, к киевскому князю Владимиру на ратную службу идти. Когда же не сможешь более меча в руках держать, сюда в обитель придёшь, духовным мечом[13] супостатов разить.
– Стало быть, конь этот и оружие мне посланы? – догадался Илья. – Ну, коли так, буду верой и правдой великому князю служить. Покажи, отче, где тут святым мощам Феодосия поклониться можно?
– Да считай, поклонился уже, – ласково улыбнулся старец и невидимым стал.
Что потом было с храбрым богатырём Ильёй Муромцем, как Русь жадным кочевникам в обиду не давал, как змею окаянному огненные головы нещадно рубил, как идолищ поганых булавой в землю вколачивал, как несчётных соловьёв-разбойников бил без отдыха и гнал с родной земли – обо всём этом столько славных былин, песен и сказок сложено, что начнёшь слушать и заслушаешься, а вновь вздумаешь писать и споткнёшься, ведь лучше, чем народ о своём любимце сказал, не скажешь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Г у д ц ы – скоморохи.
2
П о з о р и щ е – древнее название театрального действия.
3
Ч е р н и ц а – черника.
4
В Древней Руси верили, что эти «похороны» изгонят из дома всех мышей, клопов и тараканов.
5
Евангелие от Марка.
6
П а л о м н и к – богомолец, ходивший на поклонение святым местам.
7
К р а ш е н к а – раскрашенное пасхальное яйцо.
8
С ы р о е д ц ы – кочевники.
9
Ц а р ь г р а д – в то время столица православного мира.
10
В е р т о г р а д – огород.
11
Т а т и – воры.
12
В одной из древних летописей говорится, что Илье Муромцу являлись Христос и святые апостолы.
13
Д у х о в н ы й м е ч – молитва.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги