banner banner banner
Менеджмент цифрового продукта. От идеи до идеала
Менеджмент цифрового продукта. От идеи до идеала
Оценить:
 Рейтинг: 0

Менеджмент цифрового продукта. От идеи до идеала

2. Потери времени из-за ожидания.

3. Потери при ненужной транспортировке.

4. Потери из-за лишних этапов обработки.

5. Потери из-за лишних запасов.

6. Потери из-за ненужных перемещений.

7. Потери из-за выпуска дефектной продукции.

Каждый из этих типов имеет свое проявление и в разработке цифрового обеспечения.

2.1.1. Потери из-за перепроизводства

В реальном производстве можно столкнуться с «затовариванием», когда готовая продукция или, что еще страшнее, ее компоненты заполняют складское пространство. Завод в этом случае сталкивается со следующими издержками:

1. Амортизация складской инфраструктуры.

2. Оплата труда персонала.

3. Учет и инвентаризация.

4. Простой капитала – «замороженные расходы» в производственных компонентах, не утилизированные в виде готовой продукции.

Распространенная стратегия оптимизации производства – это минимизация загрузки складов за счет точной по времени поставки исходного сырья и своевременной отгрузки.

Несмотря на то что в цифровом производстве нет складов, расходы на перепроизводство активно присутствуют:

1. Создание потенциально невостребованных артефактов. Избыточная документация – разработчики затрачивают часы на то, что не добавляет ценности продукту и не факт, что будет востребовано в будущем.

2. «Замороженные расходы» в промежуточных артефактах. Дизайн-макеты будущей функциональности, пока не будут утилизированы в виде поставки, остаются «замороженными» человеко-часами, которые потратила компания.

3. Нагрузка на инфраструктуру хранения. Промежуточные артефакты не только занимают место в облачном хранилище, они еще и порождают огромное количество переписки в почте, чатах, движений в таск-трекерах, что добавляет хранимого объема, а самое главное – отвлекает внимание и затрудняет поиск.

4. Учет движения перепроизведенных «полуфабрикатов» оттягивает внимание всех участников процесса.

2.1.2. Потери времени из-за ожидания

Тут у физического и цифрового производства много общего – час простоя сотрудника и/или производственной инфраструктуры безвозвратно утерян. В реальном производстве производственные цепочки выстраиваются таким образом, чтобы задержки между звеньями были минимальны. В цифровом производстве достаточно сложно достоверно прогнозировать длительность производства, поэтому прибегают к следующим тактикам для минимизации простоя:

1. Дробление артефактов. Большое улучшение внутри продукта разбивается на ряд «микроулучшений», разработку которых проще оценивать и прогнозировать. Более подробно об этом в главе про декомпозицию (5.2.2.7 Прояснение бэклога ? Декомпозиция элементов продуктового бэклога).

2. Кросс-функциональность разработчиков. Знания в смежных предметных областях позволяют приступить к разработке, не дожидаясь бутылочного горлышка[6 - Бутылочное горлышко (англ, bottle neck) – узкое место на производстве, когда из-за ограничений одного элемента производственной цепи ограничивается производительность всей цепи.] – участия узкоспециализированного эксперта. (Подробнее об этом см. в п. 3.2.)

3. Утилизация технического долга. В процессе разработки в коде накапливается неоптимальность, которая не может быть разрешена в момент поставки в связи с временными ограничениями. В этом случае разработчики фиксируют необходимые доработки для того, чтобы вернуться к ним позже – накапливают техдолг. Утилизация техдолга в процессе простоя – не очень хорошая практика, но лучше, чем пустая потеря времени. (Подробнее о техдолге и других нефункциональных требованиях см. в п. 3.3.)

2.1.3. Потери при ненужной транспортировке

В промышленном производстве под отходами на ненужную транспортировку подразумеваются все виды ресурсных расходов, осуществляемых при транспортировке компонентов готовой продукции и финальных изделий. Сюда включены:

1. Расходы на транспортную инфраструктуру

2. ФОТ обслуживающего персонала.

Для минимизации отходов при транспортировке сокращается пространство между производственными операциями.

В цифровом производстве отходом при перемещении может быть потеря времени при переносе артефакта из одной системы в другую. Например, ручной перенос кода между окружениями развертывания[7 - Окружения развертывания – компьютерная система, в которой выполняется ПО. В процессе разработки ПО может переходить в разные окружения – локальное (local, компьютер разработчика), тестовое (test, для тестирования на ошибки и нагрузку), производственное (production, открытое для пользователей).] ПО.

Для минимизации таких отходов следует использовать инструменты непрерывной интеграции ? доставки (CI/CD)[8 - Непрерывная интеграция ? доставка (англ, continuous integration ? delivery) – регулярный автоматический процесс сборки продукта из актуальной версии и развертывание в окружениях развертывания.].

2.1.4. Потери из-за лишних этапов обработки

В жизни мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда дальнейшая «полировка якоря» уже не добавляет ценности продукту. К такого вида расходам можно отнести:

1. Дополнительные операции, например дополнительная полировка.

2. Дополнительное время обработки, например излишнее время закаливания.

3. Дополнительные ресурсы, например больший расход лака на покрытие.

Часто хватает здравого смысла, чтобы определить, какие операции или ресурсы избыточны, но иногда соотношение затрат и полученного результата не столь очевидно.

Для выявления ценности каждой операции проводятся лабораторные эксперименты, когда выявляются зависимости между стоимостью производства и потребительскими характеристиками, например тесты на прочность или стойкость к коррозии.

В цифровом производстве с потерями от лишней обработки борются похожим способом.

Улучшение качества проработки функции разделяется на этапы, и каждый этап тестируется на ограниченной выборке пользователей.

Результаты сравниваются с другой выборкой, у которой нет данного решения. Если эффект от улучшения есть, то «полировка» продолжается. Такой способ тестирования называется А/В-тестирование. (Подробнее об этом см. в п. 4.3.8.2.)

2.1.5. Потери из-за лишних запасов

Этот вид потерь очень похож на потери при перепроизводстве, но тут речь идет о резервных складских запасах исходного сырья. Высокоэффективные производства держат только необходимый минимум запасов, перекладывая функцию резервирования на логистические компании.

В цифровом производстве мы сталкиваемся с потерями из-за лишних запасов в случае предварительной закупки или аренды неиспользуемой инфраструктуры.

Одно из решений проблемы – на моменте старта и масштабирования продукта использовать облачную инфраструктуру. Многие поставщики таких услуг, как правило, используют гибкую систему ценообразования, когда оплата производится в зависимости от актуального потребления ресурсов.

2.1.6. Потери из-за ненужных перемещений

Этот вид потерь можно сравнить с потерями на транспортировку, но речь идет о временных затратах на перемещение компонентов/изделий и инструментов внутри производственной ячейки[9 - Производственная ячейка – локально сгруппированное оборудование для выполнения определенного производственного этапа.]. Например, перемещение рабочего от изделия к ящику с инструментами и назад.

Для минимизации отходов при перемещении создается среда, где не нужно тянуться за инструментами и тратить время на поиски.

В цифровом производстве отходом при перемещении может быть перемещение внутри рабочего места. Например, когда дизайн-макет переносится в приложение электронной почты для последующей пересылки.

Для минимизации таких отходов следует использовать: