banner banner banner
Менеджмент цифрового продукта. От идеи до идеала
Менеджмент цифрового продукта. От идеи до идеала
Оценить:
 Рейтинг: 0

Менеджмент цифрового продукта. От идеи до идеала

1. Инструменты, объединяющие в себе несколько производственных этапов, например создание дизайн-макетов, их анимация и подготовка для верстки.

2. Инструменты с автоматической доставкой артефактов, например плагин для экспорта графического макета в хранилище компонентов для фронтенд[10 - фронтенд (англ, frontend – передний край) – часть информационной системы для взаимодействия с пользователем, которая содержит пользовательский интерфейс и его логику, а также часть для взаимодействия с бэкендом (англ, backend – задний край), на котором, как правило, содержатся данные и логика их обработки.]-части продукта.

2.1.7. Потери из-за выпуска дефектной продукции

Потери из-за дефектной продукции включают:

1. Расходы на возврат дефектного продукта или партии.

2. Расходы на утилизацию дефектного продукта.

3. Расходы в связи со снижением спроса.

Во избежание таких потерь внедряются системы контроля качества.

Подобный подход применяется и в разработке цифровых продуктов в нескольких видах:

1. Ручное тестирование, осуществляемое QA[11 - QA (Quality Assurance, обеспечение качества) – процесс, направленный на формирование у продукта качественных характеристик определенного стандарта в процессе создания, эксплуатации, транспортировки и обслуживания.]-инженерами.

2. Автоматическое тестирование – когда создается ПО, имитирующее взаимодействие с пользователями.

3. Автоматическое модульное тестирование (auto unit-test) – специальный код, создаваемый самими разработчиками для проверки созданной функциональности.

Также при разработке цифровых продуктов встречаются подходы, которые трудно реализовать в физическом производстве:

1. Переключатели фич (feature toggling) – позволяют дистанционно отключать функциональность у определенных групп пользователей, если обнаруживаются проблемы.

2. Прогрессивная раскатка (progressive rollout) – позволяет открывать функциональность постепенно на всю аудиторию, например по 10 % в неделю, и следить за возникающими проблемами.

3. Автоматический откат (automatic rollback) – в случае возникновения проблем функциональность приложения автоматически откатывается к предыдущей стабильной версии.

На уровне инженерных практик в процессе разработки вводятся критерии стабильности и критерии производительности для приемки разрабатываемого программного обеспечения. Например: «Время недоступности системы за последние 48 часов < 1 %», «Доля доступных функций за последние 48 часов > 99 %» и др. Более подробно критерии приемки, относящиеся к качеству разработки, мы рассмотрим в и. 3.3.

2.2. Принципы ориентации на максимальную ценность для потребителя

Принципы бережливого производства меняются со временем и в зависимости от автора. Ключевой идеей является ориентация на максимальную ценность для потребителя, опираясь на которую строятся все производственные этапы. Авторы Джеймс Вомак и Дэниел Джонс, которые одни из первых дали определение термину «бережливое производство», в книге «Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» выделяют следующие производственные этапы:

1. Value – определить ценность продукта.

2. Value Stream – определить поток ценности.

3. Flow – обеспечить свободное течение потока ценности.

4. Pull – втягивание вместо выталкивания.

5. Perfection – стремиться к совершенству.

Разберем эти принципы подробнее и проведем параллель с разработкой цифровых продуктов.

2.2.1. Определение ценности продукта

Под ценностью, как правило, понимаются свойства продукта, за которые потребитель готов платить. Очевидно, что если потребитель не будет платить, то поточное производство такого продукта станет невозможным. А значит, нет смысла говорить об организации производства, оптимизации издержек и внутренней культуре, пока не будет определена ценность продукта.

В цифровом производстве действуют абсолютно такие же законы. Необходимо определить, в чем ценность цифрового продукта для пользователя. Несмотря на то что определенные сегменты пользователей не всегда расплачиваются деньгами, деньги на каком-то этапе должны появиться в цепочке представления ценности.

Например:

1. Фримиум-модель подразумевает, что в определенный момент пользователь дорастет до потребления платных свойств продукта.

2. Модель использования в обмен на просмотр рекламы подразумевает, что оплачивать развитие функциональности будет другой сегмент потребителей – рекламодатели, которые, в свою очередь, должны увидеть в этом ценность.

3. Использование в обмен на создание контента подразумевает, что расплачиваться будут потребители контента (например, просмотром рекламы).

Не менее важно вспомнить о сроке расплаты. То, как происходит оплата – моментально, с задержкой или, например, равными долевыми платежами, – влияет на производство.

Тут стоит подумать о жизнеспособности продукта – ресурсы, которыми расплачивается пользователь, и время этой расплаты должны покрывать расходы на производство продукта. При этом следует учитывать, что срок окупаемости одной поставки имеет значение – длительный период окупаемости требует больших инвестиций и ставит под вопрос жизнеспособность всего производства. В связи с этим дадим определение.

Ценность жизнеспособного продукта – это набор характеристик, за которые потребитель готов платить в объемах и в сроки, достаточные для окупаемости поставки продукта.

На первом этапе производства необходимо определить ценность жизнеспособного продукта, до этого момента переходить к следующим этапам бессмысленно.

Для определения ценности в классическом производстве прибегали к следующим мероприятиям:

1. Организация предварительных исследований с участием потребителей и фокус-групп.

2. Создание прототипа будущего продукта для сбора предзаказов.

3. Выпуск пробной партии.

4. Тестовая продажа пробной партии.

Аналогично в цифровом производстве проводятся следующие мероприятия:

1. Интервью с потенциальными пользователями. Например, по методикам Customer Development, глубинные интервью, интервью в подходе «работы, которые должны быть выполнены» и многие другие. (Подробнее об исследованиях на этом этапе см. в п. 4.2.1.2.)

2. Исследование с применением прототипов. Применяется широкий диапазон прототипов различной степени приближенности к финальному продукту:

а. Вайрфрейм[12 - Вайрфрейм (англ, wireframe – проволочный каркас) – эскизное обозначение элементов интерфейса на экране, напоминающее чертеж.] – эскизное описание интерфейса продукта, которое используется для объяснения будущего поведения продукта.

b. Фальшивая дверь (fake door) – до начала разработки продукта создается рекламная кампания, нацеленная на потенциальных пользователей, в рамках которой предлагается оформить предзаказ на якобы уже существующий продукт.

c. Волшебник страны Оз. Вариант прототипирования, когда часть функций выполняется вручную. Например, часть операций вместо диалогового бота на старте может выполнять человек.

d. Функциональный прототип. Продукт, в котором реализована часть основной функциональности для демонстрации потенциальным покупателям, детальной проработки функциональности, направленной на масштабирование. Например, система восстановления пароля, капча, инфраструктура нагрузки, юзабилити и эстетика пользовательского интерфейса. Чаще такой прототип используется для демонстрации потенциальным инвесторам в хард-тек[13 - Хард-тек (англ, hard tech – сложные технологии) – классификация организаций, создающих продукты, которые непросто скопировать за счет сложности используемых технологий, ноу-хау, открытий, секретов. Более наукоемкие варианты хард-тек-компаний, ориентированных на радикальную трансформацию индустрий, принято называть «глубокие технологии» (deep tech).]-компаний.

3. Закрытое бета-тестирование. Бесплатное или оплачиваемое для пользователей ограниченной группы тестирование. Позволяет выявить проблемы в пользовательском опыте[14 - Пользовательский опыт (UX или UE) – это то, как пользователь взаимодействует с продуктом, системой или услугой.], минимизировать риски, связанные с перегрузкой инфраструктуры, информационной безопасностью и репутацией.

4. Бета-тестирование. Открытие платной версии продукта для ограниченной группы пользователей. Позволяет оценить, насколько люди готовы платить поставленную цену за предложенную ценность.