banner banner banner
Мужчины с Марса, женщины с Венеры. Новая версия для современного мира
Мужчины с Марса, женщины с Венеры. Новая версия для современного мира
Оценить:
 Рейтинг: 0

Мужчины с Марса, женщины с Венеры. Новая версия для современного мира

Как обрести равновесие, чтобы сохранить страсть

Одно из главных препятствий на пути к равновесию – то, что большинство из нас не умеет автоматически уравновешивать мужское и женское начала, к тому же на первых порах это не всегда приятно. Наладить равновесие между мужской и женской сторонами зачастую удается только сознательно и силой воли.

Когда Джоанна вечером приходит домой, ей интереснее спрятаться в свою пещеру – марсианская склонность, а Джеку интереснее поговорить, чтобы наладить связь, – венерианская склонность. Казалось бы, если следовать склонностям, будет хорошо, но на самом деле это непродуктивно и убивает страсть.

Вечерами в будни и Джек, и Джоанна автоматически стремятся делать то, что им приятно. Однако приятное (и автоматическое) – не значит полезное. Например, ходить по магазинам, может быть, и приятно, но если вы потратите слишком много, не миновать осложнений. Во время спора приятно иногда покричать на оппонента, однако результатов это не улучшит. Приятно на претензии партнера ответить собственными претензиями, но обычно это только отталкивает.

Общаясь с партнерами, мы автоматически делаем много такого, что только ухудшает положение. Если у нас нет четкого представления об альтернативах, о том, как поступить, чтобы получить желаемый результат, мы бездумно повторяем ошибки – не потому, что так добиваемся желаемого, а потому, что это приятно или просто получается само, автоматически.

Ни для кого не секрет, что есть полезная еда, а есть вкусная, но вредная. Если съесть много печенья, сахар в крови поднимется. Каждое печеньице очень вкусное, поэтому нужна сила воли, чтобы не съесть еще одно, а потом еще. Но с каждым печеньицем равновесие сахара в крови нарушается все сильнее. Делать только то, что приятно, не самое верное решение.

Если у женщины слишком развита мужская сторона, ей следует прежде всего осознать, что она утратила равновесие, а затем уяснить, какое именно взаимодополняющее женское качество ей нужно выразить, чтобы вернуть баланс. Для этого ей надо точно знать, какие взаимодополняющие качества составляют ее мужскую и женскую стороны. (В дальнейшем мы подробно рассмотрим двенадцать пар самых распространенных мужских и женских качеств, понимание которых позволяет обрести внутреннее равновесие и мужчинам, и женщинам.)

Когда Джоанна приходит с работы домой, то либо продолжает работать, либо прячется в пещеру, чтобы расслабиться и забыть о тяжелом дне. Однако она не отдает себе отчета, что лучше отдохнет и забудет о трудностях на работе, если поделится своими чувствами с партнером и наладит с ним связь.

С теми же трудностями сталкивается и Джек. Если мужчине целый день приходится подавлять свою мужскую сторону, ему тоже нужно искать равновесие в личной жизни. К вечеру ему необходимо сильнее ощутить в себе мужское начало. Джек весь день занимался детьми, и теперь ему хочется наладить связь с партнершей, поделившись своими чувствами, но на самом деле связь станет прочнее, если он сначала ненадолго уйдет в пещеру, а затем выслушает рассказ Джоанны о том, как прошел ее день, вместо того чтобы распространяться о своем. Поверьте, как бы дико это ни звучало, но мужчины, которые слишком много говорят о своих чувствах, рискуют погубить всю романтику во взаимоотношениях (в дальнейших главах мы подробно разберемся, почему).

Без современных представлений о потребности в равновесии Джоанна дома автоматически сдвигается в мужскую сторону, а Джек – в женскую. Если не скомпенсировать эти автоматические тенденции, Джоанна и Джек, сами того не зная, лишь увеличат дистанцию и напряженность в своих отношениях. А когда они поймут, как обрести равновесие, Джек сохранит за собой право свободно проявлять женское начало и рассказывать, как прошел день, – просто он научится выбирать для этого удачный момент – не тогда, когда его партнерше самой нужно поделиться своими чувствами. Джоанна тоже сможет свободно проявлять мужское начало и прятаться в пещере, но по-новому – и теперь это время наедине с собой позволит ей гораздо лучше расслабиться, и она насладится им в полной мере.

Джоанна и Джек – лишь один пример нарушения равновесия у современных мужчин и женщин, которое приводит к утрате страсти в отношениях полов. Без новых навыков построения взаимоотношений, которые учитывают, как изменились наши роли, наметившаяся в наши дни динамика лишь увеличивает стресс, хотя, конечно, дает нам больше личной свободы. А если стресс увеличивается, это пагубно сказывается на взаимоотношениях, счастье и здоровье.

Само собой, я вовсе не считаю, что для преодоления современных трудностей нам надо вернуться к традиционным ролям. Какие бы роли мы ни выбрали, близкие отношения лишь выиграют и обогатятся, если мы поймем, каковы наши специфические эмоциональные потребности в соответствии с гормональными потребностями нашего биологического пола. Если мы смиримся с тем, что мы такие разные, и научимся это ценить, то сможем по-новому поддерживать себя и других, а значит, лучше решать насущные задачи и укреплять равновесие.

Повторяю, правильных и неправильных пропорций Марса и Венеры в природе не существует. У каждого мужчины и у каждой женщины своя неповторимая смесь марсианских и венерианских качеств. Одной женщине необходимо чаще налаживать связь с партнером и делиться с ним чувствами, другой нужны независимость и время на себя. Одни мужчины нуждаются в личной свободе, другим хочется чаще проводить время с супругой. Так или иначе, если мы научимся понимать, какие мы разные и каковы наши гормональные потребности, присущие нашему полу, то сможем в течение рабочего дня играть какие угодно роли: у нас будет мощный арсенал, позволяющий заручиться в личной жизни необходимой поддержкой и, в свою очередь, обеспечить идеальную поддержку партнеру.

В чем сложность с переменами ролей

С одной стороны, в наши дни, когда мы гораздо свободнее выбираем себе роли, у нас появилась возможность проявлять те качества своей натуры, которые традиционные роли запрещали, с другой – когда мы играем разные роли, это тоже иногда подавляет отдельные аспекты нашей личности. Если мы слишком мужественны, то подавляем качества своей женской ипостаси. Если слишком женственны – подавляем мужскую. Внутреннее подавление лишь усиливает стресс. Выход лишь один – искать равновесие, однако равновесие у каждого свое. Если на работе вы подавляете какую-то свою сторону, то, чтобы снизить стресс, нужно искать равновесие дома, в личной жизни.

Если не умеешь искать равновесие, рискуешь еще сильнее из него выйти. Длительное подавление обязательно приведет к хроническому стрессу и эмоциональному выгоранию. В жизни и так достаточно трудностей, но они будут приносить еще больше стресса. А когда человек сам не знает, как восстановить равновесие, ему труднее дарить и принимать любовь и поддержку, которые снижают стресс и обогащают жизнь.

Вернемся к истории Джоанны и Джека. Днем, на работе, Джоанна вынуждена решать неотложные задачи, быть сильной, выдерживать конкуренцию, а потому подавляет свою женственность, хрупкость, умение договариваться и сотрудничать. Ее муж Джек с утра до вечера дома, занимается детьми и имеет возможность проявлять чуткость и заботу, но при этом подавляет многие мужские качества.

Джоанна, конечно, любит свою работу, но поскольку там ей приходится подавлять многие женские качества, то, вернувшись домой, она чувствует, что не в состоянии справиться со стрессом. В идеале дома она должна как раз обретать равновесие и снижать стресс, а не наоборот: дом не должен быть очередным источником стресса.

У Джека другие трудности. Поскольку он избавлен от необходимости полностью содержать семью и может проводить больше времени с детьми, ему удается в полной мере проявить заботу о ближних. Это и правда очень приятно и временами приносит ощущение полноты жизни, однако Джек вынужден подавлять мужественность и стремление конкурировать, необходимость исполнять обязанности эмоционального донора в конце концов изматывает его, и он становится чересчур зависимым и капризным.

Новые знания из этой книги не только помогут парам вроде Джоанны и Джека найти равновесие в проявлении мужского и женского начал, но и поддержат пары более традиционного склада, где мужчина главным образом отвечает за финансовое обеспечение, а женщина – за воспитание детей.

В традиционных семейных отношениях ежедневные рабочие обязанности мужчины зачастую подавляют его женские стороны. А женщина, которая сидит дома с детьми, обычно подавляет в себе мужское начало. Однако подавление своих подлинных личностных черт подрывает способность долго сохранять страсть во взаимоотношениях – причем у всех, и у мужчин, и у женщин.

К счастью, изменились и наши ожидания, и поскольку теперь мы ждем от мужчин и от женщин совсем другого, нам стало легче и находить равновесие. Например, сегодня многие женщины, даже если их муж зарабатывает достаточно и они имеют возможность оставаться дома и заниматься детьми, предпочитают работать хотя бы на полставки, чтобы все-таки проявлять свою мужскую сторону, и это делает их гораздо счастливее. Точно так же и мужчины, даже если именно они в основном обеспечивают семью, стараются больше отдыхать и участвовать в воспитании детей.

Все эти перемены освобождают нас и ведут к равновесию. Барбара Маркс Хаббард, писательница, консультант-мотиватор и мой добрый друг, очень конструктивно распорядилась изменениями своей роли с течением лет, став старше и мудрее. «Когда все мои дети выросли, – рассказывала она мне, – я вдруг почувствовала себя точь-в-точь как мальчик-подросток: энергия бьет через край, так и рвешься спасти мир. Профессиональные занятия возбуждали меня не хуже секса».

Поскольку Барбара в полной мере реализовала свою женскую сторону как мать, она обрела способность сильнее проявлять и свою мужскую сторону – и сделала блестящую карьеру писателя и оратора, неизменно опираясь при этом на женскую чуткость и заботливость. Так она смогла сохранить и счастье, и чувство эмоциональной полноты жизни.

Однако эти перемены иногда и подавляют какие-то аспекты нашей личности. Например, очень многие мужчины, достигнув «пенсионного возраста», перестают каждый день заниматься осмысленным трудом и целиком посвящают себя отдыху и удовольствиям. Это подавляет их мужественность и повышает уровень стресса – а ведь они уходили на покой именно затем, чтобы наконец-то снизить его! Повышение стресса зачастую приводит к очень серьезным последствиям: в первые три года после выхода на пенсию у мужчин стремительно возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Но нам мало понимать, как изменились наши потребности, когда мы решили играть новые роли: надо еще разобраться, что происходит с потребностями партнера и в чем они отличаются от наших. Если мы хотим помочь партнерам тоже обрести равновесие, главное – правильно обеспечить им любовь и поддержку, и эта книга покажет вам, как поддержать партнера, не забывая и о собственном равновесии.

Новые перспективы

На страницах этой книги мы изучим множество новых задач и новых перспектив, которые открываются перед мужчинами и женщинами, когда они избавляются от традиционных семейных отношений со всеми их ограничениями. Теперь мы живем в такое время, когда перед нами открываются небывалые перспективы любви, успеха и счастья, и все это вполне достижимо, надо лишь лучше сознавать свои мужские и женские качества.

Нам часто кажется, что мы не в состоянии наладить отношения с партнерами, потому что мы с ними такие разные. Но если мы разберемся, какие у нас разные склонности, и поймем, почему это хорошо, то сможем лучше понять партнеров и найдем новые способы давать и получать любовь и поддержку.

На самом деле все мы очень разные – и именно поэтому нас тянет друг к другу. Противоположности притягиваются. Это основной принцип химии. Потому-то мы и нужны друг другу: у каждого из нас есть что-то неповторимое, чем мы можем одарить друг друга и весь мир. То, что в нас самих мы воспринимаем как данность, обеспечит партнеру необходимую поддержку.

Если ясно понимать, как сочетаются в тебе мужские и женские качества, каково их неповторимое равновесие, можно с большим основанием, правом и ясностью выражать, кто ты есть, и видеть, в какой именно специфической поддержке ты нуждаешься. А тогда всем нам удастся не только стать счастливее, но и гораздо лучше исполнять обязанности партнера.

Глава 2. От партнера по сцене к родственной душе

На семинарах я спрашиваю слушателей:

– У кого из вас родители сохранили семью и не развелись?

Обычно руки поднимает примерно половина.

Тогда я спрашиваю эту половину:

– Кто считает, что навыки общения и построения взаимоотношений у них лучше, чем у родителей?

На это руки поднимают почти все.

Тут, само собой, не удержаться от следующего вопроса:

– Если навыки у нас лучше, почему в наших семейных отношениях гораздо больше сложностей?

На этот вопрос есть два ответа. За последние полвека мир очень изменился – причем из-за этих перемен стресса в нашей жизни несравнимо больше.

Да, навыки общения и построения взаимоотношений у нас и правда зачастую лучше, чем у наших родителей, но наши отношения с партнерами подвергаются совсем иным испытаниям на прочность, и задачи у нас гораздо сложнее.

Сегодняшние пары стремятся к взаимоотношениям иного рода. Они ждут друг от друга куда большего – и если не поймут, как претворить эти ожидания в жизнь, их ждет куда более сильное разочарование.

Нашим бабушкам и дедушкам обычно было достаточно, чтобы их партнеры прилежно играли определенную роль. Назовем это отношениями Партнеров по сцене.

Но сегодня нам гораздо сильнее нужно эмоциональное благополучие, а для этого необходимы взаимоотношения, в которых мы сможем свободно проявлять свое подлинное, неповторимое «я». Такие отношения мы назовем отношениями Родственных душ.

Оказывается, лучший способ снизить стресс, вызванный переменами во внешнем мире в наши дни, – это стать Родственными душами. Настоящий подарок судьбы! А когда мы станем Родственными душами и объединимся, чтобы преодолевать непрерывно растущий стресс, то выйдем на вершины любви и полноты жизни, немыслимые в отношениях Партнеров по сцене. Если мы готовы взяться за задачи, которые ставит перед нами сегодняшняя новая реальность, то станем только сильнее и мудрее – впрочем, с задачами всегда так.

Отношения Партнеров по сцене

Традиционные отношения Партнеров по сцене основаны на стереотипных ролях мужчины и женщины: мужчина – добытчик, женщина – хранительница домашнего очага. Главная цель отношений Партнеров по сцене – разделить обязанности между мужчинами и женщинами и тем самым обеспечить выживание и безопасность племени и общества – а не только отдельных семей. Проще говоря, партнеров избирали в основном за способность играть эту роль, а на всякую романтическую химию никто и внимания не обращал.

Шекспировские Ромео и Джульетта стали классическим примером романтической любви, поскольку умерли сразу после свадьбы. Останься они в живых, возможно, все кончилось бы браком, лишенным страсти, как и практически у всех в ту историческую эпоху. Их вынудили бы вступить в традиционные отношения Партнеров по сцене, и страсть, вспыхнувшая между ними поначалу, быстро затухла бы.

Если мы не освоим новые навыки создания отношений Родственных душ, то и в современных взаимоотношениях страсть окажется такой же эфемерной, как и во времена Ромео и Джульетты. Но благодаря свободе и эмоциональной поддержке, позволяющей нам самовыражаться искренне и до конца, страсть, которую мы чувствуем в начале взаимоотношений, можно сберечь на всю жизнь.