banner banner banner
Как защитить бизнес в неравной схватке с налоговыми органами
Как защитить бизнес в неравной схватке с налоговыми органами
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как защитить бизнес в неравной схватке с налоговыми органами


Следовательно, Минфин РФ также поддерживает позицию о необходимости проведения уточненной налоговой декларации, поданной до принятия решения по проверке предыдущей по тому же налогу и за тот же налоговый период.

При этом в Рекомендациях по проведению КНП также отмечено, что в каждом конкретном случае проверка уточненной налоговой декларации проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений (итоговых показателей и иных показателей, влияющих на итоговую сумму исчисленного налога). Проверка уточненной декларации должна быть направлена на максимальное выяснение всех изменений и связанных с ними обстоятельств.

Поэтому игнорирование налоговым инспектором поданной уточненной налоговой декларации по принятия решения нельзя рассматривать как правомерное и обоснованное бездействие.

Продолжая тему уточненных налоговых деклараций, хотел бы затронуть положения пункта 4 статьи 81 НК РФ. Согласно вышеуказанной норме, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Обратимся к первому указанному случаю и рассмотрим ситуацию в преломлении к проведению камеральной налоговой проверки.

Что считать моментом обнаружения налоговым органом нарушений: дату вынесения акта, дополнения к акту, истребования пояснений, направления требований о предоставлении документов?

Согласно письму ФНС России от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@, направление в адрес налогоплательщика требования о предоставлении пояснений по выявленным ошибкам в налоговой декларации, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, по выявленным несоответствиям сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, досоставления акта налоговой проверки не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Логично из вышеуказанного письма сделать вывод о том, что до составления акта проверки и даже после направления требований о предоставлении документов и (или) пояснений, у налогоплательщика есть возможность реабилитироваться и представить уточненную налоговую декларацию с исправленными показателями во избежание привлечения к налоговой ответственности. А теперь разберемся, что такое истребование пояснений.

Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены:

– ошибки в налоговой декларации (расчете);

– противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах,

– несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, то налоговый орган сообщает налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Конституционный Суд РФ в Определении от 12.07.2006 № 267-О указал на обязанность налогового органа истребовать у налогоплательщика объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, при обнаружении признаков налогового правонарушения.

Минфин РФ и ФНС России поддерживают аналогичную точку зрения в письмах от 15.01.2020 № 03-02-08/1322 и от 06.03.2018 № ЕД-4-2/4335@.

В соответствии с правовой позицией Арбитражного суда Северо-Западного округа, выраженной в Постановлении от 06.04.2018 № Ф07-2316/2018 по делу № А56-38230/2017, действия налогового органа, предусмотренные пунктом 3 статьи 88 Кодекса, являются не только правом налогового органа, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки. Полномочия налогового органа, предусмотренные статьей 88 Кодекса, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налога. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более – обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Направленность и смысл такой процедуры состоят в том, что она является одним из предусмотренных Кодексом механизмов урегулирования потенциально возникающего или могущего возникнуть налогового спора, поводом для которого является обнаружение налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки различного рода ошибок, противоречий и несоответствий.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)